Есть проблема "Парковки «по-украински»"


Владимир ШЛЯХОВОЙ

Фото автора

 

В конце прошлого года Кабинет министров Украины принял постановление «Об утверждении Правил парковки транспортных средств», которое вступило в силу 3 марта 2010 г. Это один из последних в «стройном ряду» документов, подготовленных в Департаменте ГАИ еще в 2008 г. Так, 24 сентября 2008 г. так называемым законом о повышении штрафов были внесены соответствующие изменения и в закон «О дорожном движении», а именно, в ч. 2 ст. 52-1. В соответствии с этими изменениями ГАИ получила ряд полномочий для оказания дополнительного давления на водителей. Кроме контроля за правомерностью эксплуатации транспортных средств ГАИ получила право доставлять транспортные средства на штрафплощадки, изымать права, талоны ТО и лицензионные карточки, а также контролировать соблюдение установленных Кабмином правил парковки. Все это является одним из шагов ГАИ по перетягиванию на себя «государственного регулирования и контроля в сфере автомобильного транспорта» путем внесения соответствующих изменений в ст. 2 закона «О милиции», что предусмотрено законопроектом, поданным осенью в Верховную раду. Поэтому неудивительно, что Правила предусматривают отведение органами местного управления территорий для размещения парковок (в том числе и находящихся за пределами проезжей части) только по согласованию с ГАИ.

 

 

Учитывая же, что отныне платные парковки могут находиться не только в коммунальной собственности, но и принадлежать различным коммерческим структурам, можно ожидать достаточно широкий охват парковками наших улиц и дорог. Не станут исключением и спальные районы, где обычно паркуется транспорт в ночное время. Ведь режим работы площадок для парковки устанавливают их владельцы. И хотя частники должны будут делать это по согласованию с органами местного самоуправления, есть все основания полагать, что они смогут легко договориться.

Организация парковок запрещена разве что на двухполосных улицах шириной менее 7,5 м. Хотя и здесь можно будет «поколдовать» со знаками и разметкой.

Новые Правила предусматривают два типа парковок: отведенные и специально оборудованные – именно так прописано в декрете «О местных налогах и сборах», регламентирующем предельную величину парковочного сбора. «Отведенные» площадки могут размещать в пределах проезжей части или тротуара и должны обозначаться дорожными знаками и сплошной синей (голубой) линией. Тогда как специально оборудованные площадки размещаются за пределами проезжей части и тротуара и могут быть наземными, подземными и многоуровневыми. При этом с 1 января 2012 г. отведенные площадки должны оснащаться парковочными автоматами, а на специально оборудованных обязательны автоматические въездные и выездные терминалы для платной парковки.

Что же касается стоимости парковки, то это отдельная тема. По Правилам водитель должен оплачивать за парковку сбор, размер которого устанавливается органами местного самоуправления в соответствии с законом, а также стоимость предоставления услуг по содержанию парковочных площадок. Правда, размер этого сбора прописан не в законе, в декрете Кабмина «О местных налогах и сборах», принятом еще 20 мая 1993 г. Так вот, данный Декрет устанавливает предельный размер сбора за парковку автотранспорта, который не должен превышать 3 % необлагаемого минимума доходов граждан за один час парковки в специально оборудованных местах (1,95 руб.) и 1 % – в отведенных местах (0,65 руб.). И никаких оговорок о том, что данный сбор может быть отягощен какими-то дополнительными услугами, в декрете нет. А поэтому все услуги, в том числе и «экономически обоснованные расходы оператора во время предоставления услуг по содержанию площадок для платной парковки», должны входить в сумму вышеупомянутого сбора. Что же касается экономического обоснования стоимости дополнительных услуг, то денежный эквивалент этого обоснования будет зависеть только от аппетитов владельцев парковок, на которых возлагается его расчет.

Законны ли подобные положения Правил? Конечно же, нет. В соответствии со ст. 92 Конституции все налоги и сборы устанавливаются исключительно законами Украины. (декрет Кабмина «О местных налогах и сборах» вступил в силу до принятия Конституции.) А поэтому Кабмин не вправе каким-либо образом их изменять и вводить новые обязательные платные услуги для граждан. Так что и после вступления в силу новых Правил требование парковщиков платить за стоянку свыше 1,95 рублей в час будет незаконным и его, как и сейчас, можно будет обжаловать в суде. Тем более что Правила предусматривают составление необходимого для этого акта.

Сейчас оплата парковок производится исключительно на добровольных началах. А блокирование колес автомобилей, водители которых отказались платить за парковку, противоречит законодательству Украины. Поэтому неудивительно, что в Правилах парковки прописаны и санкции против «отказников».

 

 

Так, теперь в случае неуплаты или неполной оплаты «по прейскуранту», парковщики смогут официально препятствовать выезду транспортного средства с площадки. Причем они не только могут использовать для этого различные технические средства, но и получили право… выставлять водителю счет за их использование.

Если же водитель откажется оплатить сбор за парковку, «стоимость услуг по содержанию площадки для платной парковки, а также стоимость применения технических средств для препятствия выезду», парковщик должен составить соответствующий акт по форме, установленной Минжилокомхозом, который подписывают два свидетеля, водитель и парковщик. После этого автомобиль должны выпустить, а все вопросы, связанные с оплатой, будут решаться в судебном порядке. И есть все основания полагать, что судам хватит дел подобного рода.

Впрочем, как бы там ни было, независимо от тарифов и в будущем парковщики не будут нести никакой ответственности за сохранность транспортных средств, поставленных на вверенные им стоянки.

Что же касается «бонусов», то они предусматривают возможность бесплатной стоянки транспортных средств в течение десяти минут по окончании оплаченного времени. А кроме того, Кабмин обязал владельцев парковок выделять не менее 10 % мест для транспорта инвалидов. Правда, трудно сказать, насколько инвалидам от этого будет легче, так как никаких льгот по оплате парковок Правила для них не предусматривают…