Международные перевозки "Предварительное информирование о пересечении границы "


 

Наталия КРАСНОЛУЦКАЯ,

главный редактор журнала «Таможенный альманах»

 

Международная конвенция по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция, 1999 г.) предусматривает необходимость при разработке таможенных процедур использовать предварительную информацию и обеспечивать её передачу в электронном виде.

Таможенное законодательство Российской Федерации не предусматривает обязательного представления предварительной информации в отношении товаров и транспортных средств до фактического прибытия на таможенную территорию Российской Федерации. Исключением является предварительное уведомление таможенных органов о прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации администрацией пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации (начальник аэропорта, аэродрома, морского, речного порта, железнодорожного вокзала, станции) в соответствии со ст. 71 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее – ТК России).

Согласно ст. 72 ТК России основой для получения предварительной информации является право перевозчика (либо иного лица, действующего по поручению перевозчика) представить документы и сведения в электронном виде до фактического прибытия на таможенную территорию Российской Федерации.

Всемирная таможенная организация считает показателем высокого уровня развития таможенной службы использование предварительной информации.

Перед таможенной службой Российской Федерации, как и перед таможенными службами других государств, стоит цель – создать условия для минимизации угроз экономической и национальной безопасности государства и одновременно обеспечить всемерное содействие торговле.

В связи с этим ФТС России принята Концепция системы предварительного информирования. Документ содержит подход к формированию, передаче и использованию при осуществлении таможенных операций информации в электронном виде о товарах и транспортных средствах, полученной до пересечения ими таможенной границы, а также права заинтересованных лиц представить в электронном виде документы и сведения в отношении перемещаемых товаров и транспортных средств.

Лицом, принимающим участие в предварительном информировании, может являться:

1. Заинтересованное лицо, являющееся инициатором представления предварительной информации, в том числе:

а) экспедитор, организующий перевозку товаров, непосредственно связанную с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации;

б) перевозчик товаров;

в) декларант либо получатель товаров;

г) таможенный брокер (представитель);

д) иное лицо, связанное с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и обладающее информацией для организации предварительного информирования.

2. Лицо, формирующее предварительную информацию.

Источником информации может быть само заинтересованное лицо, а также по его инициативе:

а) таможенные и иные государственные органы страны экспорта или транзита;

б) производитель товаров;

в) отправитель товаров;

г) экспедитор, организующий перевозку товаров до их перемещения через таможенную границу Российской Федерации;

д) перевозчик товаров.

Представление обязательных сведений является необходимым условием для организации взаимодействия между заинтересованным лицом и ФТС России по представлению предварительной информации.

Перечень дополнительных сведений определяется при проведении взаимных консультаций и утверждается при подписании соглашения между ФТС России и заинтересованным лицом о предварительном информировании, а также между ФТС России и таможенной службой страны транзита или экспорта.

ФТС России в зависимости от технического обеспечения (наличие в таможенных органах соответствующего программного обеспечения, позволяющего осуществлять приём предварительной информации и использование её в процессе таможенного оформления, а также соответствующих каналов связи) может ограничить перечень таможенных органов, в которых предполагается использование предварительной информации.

Оформление и контроль

Таможенное оформление и таможенный контроль товаров и транспортных средств в таможенных органах, расположенных в автомобильных пунктах пропуска через Государственную границу, с использованием предварительной информации и порядок действий должностных лиц таможенных органов осуществляются в соответствии с   приказом ФТС России от 3 октября 2008 г. № 12301.

Таможенное оформление в соответствии с вышеупомянутым приказом производится при одновременном выполнении следующих условий:

а) пограничными таможенными органами получена предварительная информация о товарах и транспортных средствах, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации (далее - информация о товарах);

б) у должностных лиц пограничных таможенных органов имеется возможность сопоставления ранее переданной предварительной информации с перемещаемой партией товаров на основе указанного в транспортных и товаросопроводительных документах уникального идентификатора2 партии товаров.

Транспортные средства, осуществляющие перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации, могут быть оснащены соответствующими опознавательными знаками, позволяющими определить, что перевозка товаров осуществляется с использованием предварительной информации.

Если предварительное информирование осуществляется в соответствии с договоренностями (соглашениями) между ФТС России и таможенной службой иностранного государства, порядок и регламент информационного обмена, состав и форматы данных, порядок формирования и проставления идентификационного номера, его структура и формат, а также внешний вид и схема расположения на транспортных средствах опознавательных знаков определяются взаимными договорённостями ФТС России с таможенными службами зарубежных стран.

Во всех остальных случаях порядок и регламент информационного обмена, состав и форматы данных, порядок формирования и проставления идентификационного номера, его структура и формат, а также внешний вид и схема расположения на транспортных средствах опознавательных знаков определяются ФТС России.

Таможенные операции, связанные с таможенной процедурой прибытия товаров на таможенную территорию, и выдача разрешения на внутренний таможенный транзит осуществляются одним лицом пограничного таможенного органа, за исключением следующих случаев:

1)           в отношении товаров требуется проведение таможенного досмотра (осмотра);

2)           в отношении товаров требуется проведение иных видов государственного контроля в случае, когда товары подлежат такому контролю в месте их прибытия на таможенную территорию.

 

Проверка достоверности сведений

После получения от перевозчика документов и сведений, предусмотренных ст. 73, 76 ТК России, а также сведений об идентификационном номере (в случае получения информации о товарах от таможенных служб стран ЕС в качестве идентификационного номера используется номер книжки МДП3) при осуществлении регистрации факта прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации уполномоченное должностное лицо пограничного таможенного органа осуществляет проверку соответствия сведений, указанных в транспортных и товаросопроводительных документах, полученной информации по следующим контролируемым показателям4:

а) количеству грузовых мест;

б) маркировке товаров;

в) видам упаковок товаров;

г) наименованию товаров;

д) наименованию отправителя (не осуществляется в случае предоставления информации о товарах от КЕС5);

е) наименованию и местонахождению получателя;

ж) коду товаров (совпадение на уровне первых четырёх знаков) согласно ТН ВЭД России и (или) одной из национальных товарных (товарно-статистических) номенклатур внешнеэкономической деятельности, базирующихся на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (проверяется в случае представления данной информации);

з) весу брутто (в килограммах) либо объёму (в кубических метрах) товаров, за исключением крупногабаритных грузов.

Если при сверке контролируемых показателей выявлены расхождения, то этого вполне достаточно для того, чтобы провести таможенный осмотр товаров и транспортных средств.

 

Выдача разрешения

Разрешение на внутренний таможенный транзит выдаётся перевозчику не позднее 15 минут с момента приёма уполномоченным должностным лицом пограничного таможенного органа документов, предусмотренных статьями 73, 76 ТК России, при выполнении условий, установленных статьёй 80 ТК России, и одновременном выполнении следующих условий:

1) уполномоченное должностное лицо пограничного таможенного органа располагает предварительной информацией о товарах;

2) в транспортных и товаросопроводительных документах указан идентификационный номер;

3) при осуществлении сверки контролируемых показателей не выявлены расхождения;

4) отсутствуют основания для проведения таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств;

5) в отношении товаров не требуется проведение иных видов государственного контроля.

Таможенный осмотр товаров и транспортных средств с использованием инспекционно-досмотрового комплекса не является обязательным, если принято решение о проведении таможенного досмотра товаров и транспортных средств.

Предварительное информирование таможенных органов создаёт условия для ускорения товарооборота, снижается время таможенного оформления и таможенного контроля.



1Приказ действует с изменениями внесенными приказом ФТС России от 29.12.2008 № 1684. Приказ ФТС России от 31.07.2007 г. № 933, касающейся совершения должностными лицами таможенных органов отдельных таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, с использованием предварительной информации, утратил силу.

2В качестве идентификационного номера используется штрих-код, номер таможенного документа или учетной записи, иные символы, позволяющие однозначно идентифицировать сведения, содержащиеся в транспортных и товаросопроводительных документах, с предварительной информацией о перемещаемой партии товаров.

 

3Распознавание номера книжки МДП осуществляется путем считывания штрих-кода, нанесенного на книжку МДП, с помощью сканирующего устройства.

4ФТС России может изменять их количество и перечень в сторону увеличения, если это предусмотрено взаимными договоренностями таможенных органов Российской Федерации с таможенными службами стран в случаях, когда предварительное информирование осуществляется в соответствии с договоренностями (соглашениями) между этими таможенными службами и ФТС России.

 

5КЕС – комиссия европейских сообществ.