Опыт соседей "Страна вина и гастарбайтеров строит дороги"


Автор

Виктор СТЕПАНОВ

 

Разработка стратегии и перестройка структуры

В 2002 г. руководство Республики Молдова, отягощенной многочисленными экономическими проблемами и неурегулированным внутриполитическим конфликтом, объявило о планах сближения с Евросоюзом. Вслед за этим естественным образом встал вопрос обновления инфраструктуры.

Общая протяженность дорожной сети Молдовы сейчас составляет около 16800 км, из которых 3666 км определены как национальные дороги, а остальные имеют статус местных. Около 67 % национальных дорог и более 75 % местных находится в плачевном состоянии.

Как и следовало ожидать, все началось с разработки стратегии и структурных преобразований.

В феврале 2008 г. Правительство Молдовы утвердило документ под названием «Стратегия инфраструктуры наземного транспорта на 2008 - 2017 гг.».

Этот документ разрабатывался при технической поддержке Всемирного банка и на средства из гранта правительства Испании.

Еще в 1995 г. Всемирным банком был проведен анализ положения, сложившегося в транспортном секторе Молдовы, по результатам которого констатировалось: Максимальный спад транспортного сектора Молдовы особенно очевиден в подсекторе автомобильного транспорта. Он характеризуется снижением интенсивности движения и острой нехваткой средств на содержание дорог. Как следствие – инфраструктура находится в удручающем состоянии. Экономика страны сильно зависит от автомобильного транспорта и очевидно, что основной спад необходимо остановить и перенаправить для обеспечения возрождения экономики.

Как отмечается в тексте Стратегии, эта характеристика Всемирного банка действительна по сей день. Процесс разрушения продолжился и достиг уровня, когда свыше 90 % национальной дорожной сети требует либо срочного ремонта (в кратчайшие сроки), либо реабилитации.

В то же время в отчете Всемирного банка было отмечено, что сеть автомобильных дорог в Молдове представляет собой самый главный элемент инфраструктуры, несомненно, более ценный, чем все электростанции, железные дороги и электросети вместе взятые.

После получения независимости в 1991 г. внутренний валовой продукт (ВВП) Республики Молдова сократился на треть по сравнению с уровнем, установленным до независимости, а сопутствующие показатели, такие как объемы перевозок грузов и пассажиров, стремительно упали.

Эта тенденция была приостановлена к концу 90-х гг. (1999-й был годом с наименьшими показателями перевозок), а последующий рост ВВП привел к частичному восстановлению объема перевозок, хотя это пока еще ниже уровня перевозок 1990 г.

В 2006 г. общий объем ВВП достиг 44,1 млрд леев с долей прироста в 4 %, а на душу населения – 936 долларов США.

Уменьшение объемов перевозок за годы, прошедшие после обретения независимости, привели к сокращению темпов разрушения транспортной инфраструктуры.

Тем не менее, констатируется в Стратегии, в настоящее время необходимо принять срочные меры по урегулированию ситуации, так как рост перевозок в последние годы ускорил процесс разрушения автомобильных дорог.

Дальнейшее продолжение экономического роста зависит от эффективности транспортной инфраструктуры. В связи с этим реабилитация автодорожной и железнодорожной сетей становится неотложной необходимостью, констатировала Стратегия.

В 1992 г. считалось, что 70 % сети автомобильных дорог Молдовы находится в хорошем или удовлетворительном состоянии. Детальное визуальное исследование автомобильных дорог, проведенное в конце 2006 г., показало, что всего лишь 7 % сети автомобильных дорог находится в хорошем или удовлетворительном состоянии, а 93 % - в плохом или очень плохом. Причем плохое состояние сети автомобильных дорог распространилось по всей территории страны.

Состояние сети местных автомобильных дорог еще хуже. Всего лишь 2% изученных создателями Стратегии местных дорог находится в хорошем или удовлетворительном состоянии.

Как отмечается в документе, неудовлетворительное состояние сети автомобильных дорог имеет сильное негативное влияние на торговлю и является одним из препятствий в борьбе с бедностью.

Молдова приобретает все большую значимость в качестве приграничной страны между Европейским союзом и Восточной Европой и могла бы стать транспортным мостом этого региона, если бы ее инфраструктура не была разрушена и логистика в ее пределах не была бы слишком дорогой по сравнению с соседними странами.

Экономика Молдовы в большей степени основана на сельском хозяйстве и на производстве сельскохозяйственной продукции, что требует достаточно развитых автомобильных дорог, хорошо функционирующего автомобильного транспорта и соответствующих складов. Многие сельскохозяйственные производители не имеют возможности реализовать свою продукцию из-за плохих подъездных дорог к местным рынкам, складам и населенным пунктам, отмечалось в Стратегии.

Плохое состояние инфраструктуры автомобильных дорог негативно сказывается на передвижении грузов и людей, в особенности в сельских населенных пунктах. Это в значительной мере препятствует расширению торговли из-за дополнительных затрат, которые несут экспортеры и импортеры. Как указывается в Стратегии, свыше 30 % опрошенных компаний указали, что транспортная инфраструктура Молдовы стала препятствием на пути торговых операций.

Транспортные расходы могут по-разному влиять на экономический рост. Во-первых, высокие транспортные расходы сокращают доходы от экспорта исходных продуктов, сокращая сэкономленные средства, предназначенные для инвестирования. С другой стороны, они увеличивают цены на импорт основных фондов, напрямую сокращая реальные инвестиции.

Индивидуальные хозяйства (в особенности из сельских зон) из-за неудовлетворительного состояния сети автомобильных дорог дополнительно расходуют значительную часть своих доходов для обеспечения доступа к социальным и административным услугам, а также к рынкам сбыта.

Исследование индивидуальных хозяйств, проведенное в 2003 г. в сельских населенных пунктах Молдовы, показало, что плохое состояние дорог и транспорта является одной из самых острых проблем, с которыми сталкиваются жители села.

В то же время, отдавая дань современным веяниям, авторы молдавской Стратегии отмечают, что воздействие на окружающую среду выбросов вредных веществ от транспорта может быть уменьшено путем отвода транспортного потока от густонаселенных зон (к примеру, строительство кольцевых дорог вокруг городов или установление ограничений на движение транспорта по центру города). Меры по организации дорожного движения, направленные на сокращение скопления транспортных средств, редко приводят к существенному сокращению выбросов, так как данные меры могут привести, главным образом, к простому увеличению транспортных потоков.

Природа и уровень воздействий на окружающую среду зависят от типа мероприятий, предложенных проектом поддержки программы реабилитации и содержания существующих автомобильных дорог.

В целом, как считают авторы Стратегии, не надо бояться слишком серьезного воздействия на окружающую среду, поскольку в большей степени оно будет ограничено побочными эффектами работ по реабилитации, такими как тип пыли и шумовой контроль, использование битума, вывоз твердых или опасных отходов, контроль эрозионных процессов и управление строительством.

В то же время после завершения предусмотренных Стратегией мероприятий ожидается положительное косвенное воздействие на здоровье и безопасность человека благодаря сокращению количества дорожно-транспортных происшествий и снижению уровня загрязнения воздуха, обусловленных более стабильными скоростями движения по реабилитированным участкам дорог. Тем не менее документ предусматривает необходимость оценки воздействия на окружающую среду (включая общественные консультации) для строительства любого нового проекта инфраструктуры.

Стратегией планируется реконструкция автодорог, ремонт и замена подвижного состава железной дороги, а также совершенствование транспортной схемы городов республики. На протяжении предусмотренных Стратегией десяти лет должно быть отремонтировано 3335 км национальных автомобильных дорог и 6008 км местных дорог. По оценке Министерства транспорта и дорожного хозяйства, только на реабилитацию дорог потребуется около 3,54 млрд долларов США.

Вслед за этим молдавский парламент внес изменения в структуру правительства. Было создано Министерство строительства и развития территории, которому наряду с прочими функциями, предстояло стать основным исполнителем заложенных в «Стратегии инфраструктуры наземного транспорта» задач.

В составе министерства были созданы управление инвестиций, программ и европейской интеграции и управление инвестиций и развития инфраструктуры дорог.

Управлением дорожным хозяйством предстояло заняться государственному предприятию «Государственная администрация дорог».

Таким образом в Молдове были сделаны первые шаги по созданию административной базы для решения актуального для всего постсоветского пространства вопроса финансирования дорожного строительства.

Новые изменения структура управления претерпела после парламентских и последовавших за ними президентских выборов 2009 г. В составе правительства появилось Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры. Положение, на основании которого оно действует, а также его структура и предельная численность были утверждены постановлением Правительства № 695 от 18.11.2009 г.

В числе приоритетов нового правительства Республики Молдова, включенных в Программу деятельности Правительства Республики Молдова на 2009 - 2013 гг. – “Европейская интеграция, свобода, демократия, благосостояние”. Европейская интеграция, как видно из ее названия, стоит на первом месте, а среди приоритетных мер названы возобновление переговоров с Международным валютным фондом, другими международными финансовыми организациями и странами-донорами с целью получения внешней помощи на выгодных условиях для финансирования дефицита бюджета и реализации программы восстановления экономики.

В области инфраструктуры и транспорта в качестве «задач правления» названы:

1. Либерализация и развитие рынков транспорта и связи.

2. Восстановление и модернизация транспортной инфраструктуры, в частности дорожной инфраструктуры, и подключение ее к общеевропейским сетям.

3. Повышение безопасности дорожного движения и сокращение количества дорожных происшествий.

4. Обеспечение энергетической безопасности и продвижение энергоэффективности во всех секторах экономики.

5. Создание интегрированной и эффективной инфраструктуры связи, направленной на повышение конкурентоспособности национальной экономики и обеспечение доступа всех категорий пользователей к услугам информационного общества.

В число приоритетных мер в этой сфере вошли:

– внедрение процедур консультации с транспортниками в процессе разработки политик в области транспорта и определения приоритетов в области строительства и ремонта дорог;

- обеспечение преемственности среднесрочных капитальных инвестиций и содействие увеличению финансовых возможностей местных властей особенно в том, что касается содержания сети местных дорог;

- укрепление потенциала дорожного фонда и увеличение его доли в ВВП до не менее 1,2 %, в том числе за счет займов и грантов; предоставляемых правительствами других государств, иностранными донорами и международными программами;

- поощрение и направление инвестиций в строительство современных международных транспортных коридоров, в частности, панъевропейского коридор № 9;

- продвижение частно-государственного партнерства в деле восстановления, модернизации, строительства и содержания транспортной инфраструктуры, в том числе путем предоставления возможности сдачи в концессию публичных работ международным компаниям, способным обеспечить финансирование качественных проектов инфраструктуры, с возможностью последующего взимания платы за пользование инфраструктурой;

- повышение безопасности дорожного движения путем внедрения современных технологий содержания и ремонта дорог и обеспечения соблюдения правил дорожного движения, в том числе путем внедрения современных систем управления дорожным движением.

В рамках последнего из названных направлений в 2010 г. на дорогах Молдовы планируется установить 8 тыс. дорожных знаков, в основном информационно-указательных. На их изготовление и монтаж будет потрачено более 15 млн леев (около 850 тыс. евро). Как признал заместитель начальника Государственного управления дорог Василий Филипп, сейчас на дорогах страны отсутствует около 18 тыс. дорожных знаков из 40 тыс., необходимых для обеспечения безопасности дорожного движения.

В июле 2009 г. был принят Закон об общественно-частном партнерстве, что создало реальные возможности для осуществления намеченных планов.

Кроме того, как отмечается в подготовленном экспертами Международной финансовой корпорации и Всемирного банка отчете «Бизнес-среда 2010», Молдова осуществила реформы в трех областях: открытии собственного дела, регистрации частной собственности и уплате налогов, и при сохранении динамики реформ в деловой сфере в период 2008–2009 гг., в 2010 гг. Республика Молдова может занять 94 место среди 183 стран мира по уровню реформирования условий ведения бизнеса.

 

Привлечение кредитов и обеспечение занятости

 

Как видно из произведенной в 2008 г. реструктуризации, ставка была сделана на привлечение инвестиций из-за рубежа. И инвестиции не заставили себя ждать. Еще в начале 2006 г., согласно сообщению агентства Молдпрес, Всемирный банк и Правительство Молдовы договорились о поддержке программы по развитию дорожного сектора с помощью фондов Международной ассоциации развития наряду с предоставлением финансовых средств Евроинвестбанком и ЕБРР.

В начале апреля 2007 г. Всемирный банк утвердил проект поддержки программы обновления дорожного сектора Республики Молдова на сумму 16 млн долларов.

Общая стоимость программы оценивается примерно в 50 млн долларов США. Дополнительно к предоставленному ВБ через посредство Международной ассоциации развития финансированию в 16 млн долларов США по 12,5 млн евро должны были выделить Европейский банк реконструкции и развития и Европейский инвестиционный банк.

Проект был призван способствовать экономическому росту в стране, ожидалось также, что он окажет положительное воздействие на жизненные стандарты населения Молдовы, которое получит возможность сократить время поездок и расходы на транспорт, также повысится качество пассажирских и грузовых дорожных перевозок.

Предусматривалось и создание дополнительных возможностей трудоустройства для жителей республики, преимущественно в сфере индустрии дорожного строительства.

Последнее обстоятельство достаточно важно для страны, до миллиона трудоспособных граждан которой не смогли найти работы дома и были вынуждены отправиться на заработки за рубеж, преимущественно в Россию и Италию.

Порожденная экономическими трудностями массовая трудовая миграция превратилась в своеобразный символ современной Молдовы, стала первопричиной многих социальных проблем и темой самого значительного успеха кинематографа страны в последние годы - фильма Arrivederci режиссера Валериу Жереги. Фильм посвящен оставленным без присмотра детям мигрантов. По статистике, более 100 тыс. детей, т. е. каждый девятый ребенок в Молдове живет без одного или двух родителей, которые оставили их дома, а сами отправились за границу зарабатывать деньги.

Пока что это достаточно большие для Молдовы деньги. По данным Всемирного банка, переводы уехавших граждан составляют около трети ВВП страны. Как отмечается в опубликованном в марте текущего года отчете ВБ, Молдову по этому показателю из стран СНГ опережает только Таджикистан, для которого средства, заработанные за рубежами страны (большей частью также в РФ), составляют почти 50 % ВВП.

Объемы денежных переводов от молдавских трудовых мигрантов неуклонно увеличивались до июля 2008 г., однако с августа наметилась тенденция снижения темпов их роста. В ситуации мирового финансового кризиса объемы переводов от молдавских гастарбайтеров начали постепенно сокращаться. На вызванное этим обстоятельством беспокойство отреагировал в феврале 2009 г. заместитель министра экономики и торговли Молдовы Юрий Мунтяну, который отметил, что значение денег, которые трудовые мигранты присылают в страну, слишком преувеличено. Для экономики страны, по его мнению, гораздо важнее инвестиции государства, местных и иностранных инвесторов в реальный сектор. Сейчас в Правительстве Молдовы уже рассчитывают на возвращение части трудовых мигрантов, квалификация и опыт которых понадобится для работы над проектами в области инфраструктуры.

В июне 2007 г. по итогам проведенных ранее переговоров состоялось подписание соглашений с представителями Европейского инвестиционного банка и Европейского банка реконструкции и развития о финансировании проекта поддержки дорожного сектора. В ходе этой процедуры представитель ЕБРР Александер Аубек отметил, что данный проект будет отличаться высокой рентабельностью, которая составит от 50 до 200 %. Ожидается, что оба кредита будут погашены в течение 15 лет. "Хорошие дороги будут способствовать развитию частной инициативы, и мы рады содействовать началу реформ в дорожном секторе Молдовы", – сказал А. Аубек.

В сентябре 2008 г. был назван общий объем помощи, запланированной для Республики Молдова Всемирным банком на ближайшие четыре года. Как заявил региональный директор Всемирного банка по Украине, Беларуси и Молдове Мартин Райзер в ходе встречи с премьер-министром Республики Молдова Зинаидой Гречаной, сумма этой помощи достигнет примерно 147 млн долларов США.

Еще через два месяца представителем Всемирного банка было заявлено о намерении предоставить Молдове уже 200 млн долларов США. Кроме того, Европейская комиссия выделила на проекты по обеспечению питьевой водой, канализации, орошению, восстановлению дорог 12,5 млн евро, а Европейский инвестиционный фонд соседства - 12 млн евро на восстановление дорог.

Кроме того, в соответствии с данными агентства Молдпрес, в собственном государственном бюджете Молдовы на 2009 г. на реализацию проектов в области инфраструктуры были предусмотрены финансовые средства в размере более 550 млн леев (38 млн евро).

По мнению руководства Молдовы, инициирование масштабных проектов в инфраструктуре укрепит по меньшей мере три позиции в социально-экономическом развитии страны. На фоне избыточного потенциала рабочей силы, который, возможно, возникнет в результате миграционных явлений, вызванных мировым экономическим кризисом, в Молдове будут созданы новые рабочие места, а укрепление валюты в рамках проектов инфраструктуры гарантирует стабильность валютного рынка. В то же время запуск проектов в области инфраструктуры придаст новый импульс развитию всех секторов национальной экономики, участвующих или связанных с областью строительства, пострадавшей из-за снижения ритма роста в этой сфере.

В октябре 2009 г. директор Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) по Кавказу, Молдове и Беларуси Поль-Анри Форестьер в ходе встречи с и. о. президента Молдавии, председателем парламента Молдовы Михаем Гимпу заявил о намерении выделить этой стране 100 млн евро для реализации инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры. П.-А. Форестьер отметил, что эти средства будут инвестированы преимущественно в транспортную отрасль.

В январе текущего года представители молдавского правительства и корпорации «Вызовы тысячелетия» подписали в Вашингтоне (США) соглашение о предоставлении безвозмездной помощи в размере 262 млн долларов США на внедрение программы Compact.

По информации пресс-службы молдавского правительства, в рамках этой программы на реконструкцию и модернизацию дорог в Молдове планируется направить 132,8 млн долларов США.

Соглашение подписали заместитель премьер-министра, министр иностранных дел и европейской интеграции Республики Молдова Юрие Лянкэ и исполнительный директор корпорации Даниэль Йоханес в присутствии премьер-министра Влада Филата и государственного секретаря Хиллари Клинтон. Последняя в ходе церемонии подписания, прошедшей в Государственном департаменте США, отметила, что это соглашение знаменует собой и новый этап в отношениях между Республикой Молдова и Соединенными Штатами Америки.

В начале марта новый премьер молдавского правительства В. Филат встретился с начальником отдела энергетики Европейской монетарной системы и окружающей среды Восточной Европы, России, Южного Кавказа и Центральной Азии Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) Константином Синадино.

– Республика Молдова представляет особый интерес для нас, и мы хотим продолжить делать инвестиции в вашу страну. В 2010 г. планируем начать ряд проектов, касающихся кредитования малых и средних предприятий, защиты окружающей среды, инфраструктуры, - сказал в ходе встречи К. Синадино. Он также отметил, что в следующие 15 месяцев ЕИБ планирует инвестировать в Республику Молдова около 100 млн евро.

Наконец, 24 марта премьер-министр В. Филат и комиссар ЕС по расширению и политике соседства Штефан Фюле подписали в Брюсселе программу помощи Молдове на 2011 - 2013 гг. в размере 1,936 млрд евро (2,6 млрд долларов США).

 

 Партнеры с Запада, с деньгами и опытом

 

О своих намерениях участвовать в проектах по развитию инфраструктуры в Молдове заявили и представители властей и бизнеса отдельных европейских стран. В частности, о подобных планах сообщали представители итальянского правительства.

Кроме того, предвидя значительный спрос на свою продукцию и услуги, в Молдову заторопились потенциальные подрядчики и производители стройматериалов. Например, о своей заинтересованности в создании на территории Молдовы завода по производству материалов для строительства дорог заявил на встрече с вице-премьером Молдовы Игорем Додоном представитель австрийско-немецкого концерна StrabagДэвид Фишер.

Этот концерн, основанный в 1835 г., занимается строительством различных объектов, в том числе дорог, мостов, тоннелей, зданий, железных дорог, гидроэлектростанций и линий метро. В настоящее время Strabag имеет представительства в 30 странах мира и является лидером в области строительства в Германии и Восточной Европе. Количество работников концерна достигает 50 тыс., а его оборот составляет 10 млрд евро в год. Как отметил Д. Фишер, технологии Strabag позволяют строить дороги в рекордные сроки с гарантией до пяти лет по выгодным ценам.

И. Додон в ходе встречи заявил о заинтересованности в привлечении всемирно известных строительных компаний, поскольку Молдова намерена создать инфраструктуру европейского уровня в области строительства дорог и мостов. В то же время министр подчеркнул, что одно из основных требований молдавской стороны заключается в том, чтобы около 90 % нанимаемых работников были гражданами Молдовы.

В апреле 2009 г. Министерство строительства и развития территории объявило о начале работ по ремонту участка дороги Кишинев-Хынчешть, к которым приступила известная финская компания Lemminkainen Infra Oy на основании контракта, подписанного 19 января 2009 г. Общая протяженность участка дороги, предназначенного для ремонта, составляет 22,1 км, работы будут вестись на протяжении двух лет. Ремонт осуществляется в два этапа: на первом этапе будет проведено восстановление первых 14 км дороги, а на втором этапе планируется восстановить 8-километровый участок с финансированием за счет второго транша кредита, выделенного Европейским инвестиционным банком. Стоимость работ на первом этапе составляет 13,4 млн евро. Кроме восстановления дорожного полотна и инженерных структур планируется добавить дополнительную полосу на участке дороги общей протяженностью около 9 км.

 

Подведение предварительных итогов: успехи и разочарования


Конец 2008 г. ознаменовался в Молдове проведением нескольких совещаний, где на высшем уровне были подведены итоги реализации планов в области модернизации транспортной инфраструктуры.

На заседании 16 октября 2008 г. был рассмотрен ход реализации проектов по обновлению и строительству дорог за прошедший период года, поставлены задачи на следующий год.

Занимавший тогда пост Президента Республики Молдова Владимир Воронин обратил особое внимание на безусловную необходимость обеспечения высокого качества работ по строительству и восстановлению дорог и строгого соблюдения технических условий при их проведении. По его словам, с этой целью правительство должно разработать и установить новые критерии согласно последним требованиям в этой области для проектировщиков и предпринимателей при реализации проектов по модернизации транспортной сети в стране.

В этой связи В. Воронин сделал акцент на условии вовлечения в процесс восстановления и развития дорожной инфраструктуры предприятий, имеющих опыт в этой области, оснащенных современной специализированной техникой, которая работает с применением передовых технологий. Сеть новых дорог должна соответствовать европейским стандартам, а предприниматели - предоставлять гарантии качества на длительный период, заявил президент Молдовы.

В контексте проблем, связанных с содержанием и использованием дорог, В. Воронин отметил важность усовершенствования структуры учреждений, занятых обеспечением эксплуатации транспортных сетей.

Прошло чуть больше месяца, и 27 ноября 2008 г. В. Воронин созвал еще одно заседание на тему строительства и реконструкции дорог, на этот раз с участием членов кабинета министров и своих советников. Как сообщила правительственная пресс-служба, много внимания его участниками было уделено более строгому отбору предприятий для реализации проектов по усовершенствованию транспортных сетей, необходимости ужесточения процедуры экспертизы проведенных работ, использованию различных вариантов технологий реконструкции и строительства дорог.

В. Воронин заявил, что в ближайшие три года должны быть обновлены либо построены 1 тыс. км национальных дорог в соответствии с международными стандартами в этой сфере.

Принимая участие в церемонии сдачи в эксплуатацию участка местной дороги в Дубэсарском районе 16 декабря 2008 г., В. Воронин подтвердил твердое решение руководства страны продолжить внедрение проектов, направленных на модернизацию транспортной инфраструктуры.

Что же касается реального продвижения к достижению поставленных руководством Молдовы целей, то, согласно официальным данным Министерства строительства и развития территории Республики, в 2008 г. было отремонтировано более 100 км дорог, сумма инвестиций в дорожную отрасль достигла 397,8 млн леев (около 37,8 млн долларов США).

С подведением итогов в конце 2008 г. были связаны и определенные разочарования. 26 декабря 2008 г. Всемирный банк сообщил о частичном аннулировании кредита для Молдовы в области дорожного строительства. Было отменено выделение 11 млн долларов США из 16 млн долларов США кредита, предоставленного правительству Молдовы в 2007 г. Международной ассоциацией по развитию на концессионных условиях на 40 лет, с отсрочкой на десять лет и процентной ставкой в 0,75 %. Это решение было обосновано «несоответствующей процедурой закупок».

В сообщении постоянного представительства ВБ в Кишиневе отмечалось, что банк самым серьезным образом относится к прозрачности, конкурентоспособности и равенству в процессе закупок и предоставления контрактов, финансируемых из своих средств.

"Правила закупок ВБ обязательны для всех контрактов, финансируемых им, а нарушение правил не оставляет банку другого выбора, кроме аннулирования соответствующей суммы финансирования", - подчеркивалось в сообщении кишиневского офиса банка.

2009 г. был отмечен достижением, характер которого, хоть и носит локальный характер, свидетельствует о наступлении качественно нового этапа в развитии дорожного хозяйства Молдовы. В июле в Теленештском районе был сдан в эксплуатацию мост через р. Рэут между селами Негурень и Кицканий Векь. Как отмечают местные обозреватели, строительство моста было начато еще в 1991 г., но в 1997-м приостановлено из-за отсутствия средств. И только в 2009 г., 18 лет спустя после начала строительства, два села связал мост, выдерживающий нагрузку в 80 т, что позволяет перевозить многотонные грузы. Средства на его строительство были выделены из дорожного фонда.

Кроме того, первоначально бывшее Министерство строительства и регионального развития Молдовы предусматривало в течение прошлого года провести восстановление 150 км дорог.

Тем не менее, как признал по итогам прошлого года начальник управления инвестиций и развития инфраструктуры дорог нового Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Андрей Кукулеску, в 2009 г. удалось реабилитировать только около 60 км дорог.

Зато в 2010 г. Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Молдовы планирует выделить для дорожного хозяйства 580 млн леев (около 33 млн евро), что в два раза больше потраченного на эти цели в 2009 г.

В министерстве отмечают, что в соответствии с изменениями, внесенными парламентом в закон о дорожном фонде, средства, накопленные в нем, в будущем увеличатся. Так, в 2011 г. в фонд планируется направить 65 % акцизов на нефтепродукты, а в 2012 г. – 80 %.

Также в 2010 г. из дорожного фонда будет выделено около 80 млн леев на приобретение техники для содержания дорог.

В связи с этим можно вспомнить о том, что в ноябре 2009 г. вице-премьер, министр экономики Валерий Лазэр на встрече с послом Беларуси в Молдове Вячеславом Осипенко отметил достижения Беларуси в развитии дорожно-строительной промышленности и производстве специальной техники для этой отрасли и пригласил Беларусь принять участие в тендерах на поставку дорожно-строительной техники, которые будут проводиться в текущем году.

 

Партнеры с Востока с очень большими деньгами

 

2009 г. на фоне приуроченных к празднованию 650-летнего юбилея государственности заявлений президента В. Воронина о необратимости европейского выбора Молдовы было отмечено интригой, связанной с неожиданной активизацией Китайской Народной Республики в роли потенциального инвестора в экономику Республики Молдова.

В феврале в ходе видеомоста «Кишинев-Пекин» менеджер китайской Генеральной внешнеинженерной корпорации COVEC Сянг Чжао заявил о готовности Китая к реализации в Молдове масштабных инвестиционных проектов на сумму до 1 млрд долларов. Упоминалось о том, что этот кредит может быть предоставлен Молдове под госгарантию на 15 лет со льготным периодом в 3 года, под 3 % годовых, что намного ниже, чем обычная ставка коммерческих кредитов, выделяемых правительством Китая другим странам.

По словам председателя совета инвестиционно-строительного холдинга Locuinte pentru Toti Руслана Бырлэдяну, если Правительство КНР выделит Молдове 1 млрд долларов США на реализацию инфраструктурных и производственных проектов, то при самых скромных подсчетах этого хватит для создания 200 тыс. новых рабочих мест. Бесспорно, продолжил эксперт, это поможет в решении проблемы занятости, а также будет способствовать амортизации шока, вызванного возвращением в Молдову гастарбайтеров из стран, которые затронул мировой экономический кризис.

Кроме того, появится реальная возможность осуществить масштабные инвестиции в экономику Молдовы. По словам Р. Бырлэдяну, часть планируемых китайских инвестиций предназначается для реализации проектов в области инфраструктуры, включая строительство дорог: «На первом месте – модернизация энергетического комплекса, так как на сегодняшний день энергетический комплекс в Молдове устарел, возраст оборудования превышает тридцать лет, а затраты энергоносителя в два-три раза больше по сравнению с западными энергопредприятиями. На втором месте – инфраструктура, строительство дорог - хороших современных автобанов, строительство узкоколейной железной дороги по европейским стандартам, что даст возможность перевозить большое количество грузов через Молдову и увеличит ее роль как страны-транзитера. Третий приоритет – создание новых рабочих мест, так как для реализации этих проектов будет привлекаться рабочая сила из Молдовы».

Он подчеркнул, что до апреля 2009 г. Правительство Молдовы не может вести никакие переговоры об инвестициях, поскольку оно связано обязательствами по меморандуму с МВФ. Этот документ предусматривает отказ от займов с процентом выше 0,75 годовых.

«Однако в данном случае кабинет министров Молдовы должен сам определить приоритеты. Нужны ли нам 150 млн долларов США от МВФ частями и на стабилизационные цели, или миллиарды долларов под конкретные проекты с созданием сотен тысяч рабочих мест», – обозначил стоящий перед руководством страны выбор Руслана Бырлэдяну, уполномоченный представлять интересы китайской корпорации COVEC в Молдове.

Китайская Генеральная внешне-инженерная корпорация (COVEC) вместе со своей головной компанией – Китайской железнодорожно-инженерной корпорацией (CREC) подчиняются Комитету Госсовета КНР по контролю и управлению государственным имуществом. Эта мегакомпания реализует крупнейшие экономические проекты.

В состав COVEC-CREC входит 37 предприятий, 7 научно-исследовательских институтов, консалтинговые и проектные компании, компания по реализации международных инженерных проектов, 10 строительных компаний, 3 специализированные инженерные компании по строительству мостов, тоннелей и т. д. Численность сотрудников COVEC- CREC составляет 280 тыс. человек.

Китайская госкорпорация осуществила более 1550 крупных проектов более чем в 60 странах мира с использованием самых современных технологий. Несколько из них занесены в книгу рекордов Гиннесса. Американский деловой журнал Fortune включил COVEC-CREC в список 500 самых крупных предприятий мира. Корпорация - крупнейшее строительное предприятие Китая и третья строительная компания мира.

COVEC-CREC уполномочена правительством Китая участвовать в заключении внешнеэкономических контрактов и имеет представительства в 23 странах мира. Специально для работы в Молдове и Восточной Европе открыта компания COVEC Eastern Europe, которая располагает строительной лицензией и готова осуществлять инвестиционные проекты.

“Мировой экономический кризис почти не затронул Китай. В главной степени это обусловлено самым большим в мире резервным фондом, который эквивалентен 1,9 трлн долларов США. В этих условиях мы заинтересованы в экспорте технологий и оборудования для реализации инвестиционных и инфраструктурных проектов в других странах”, цитируют информационные агентства заявление, сделанное в ходе видеомоста представителем корпорации COVEC.

Во второй половине года контакты по китайскому кредиту продолжились, и уже 23 июля министр строительства и развития территорий Владимир Балдович и президент COVEC Фан Юаньмин поставили подписи под меморандумом о взаимопонимании. Кредит в 1 млрд долларов США будет предоставлен Молдове под госгарантию на 15 лет с трехлетней отсрочкой по платежам. Что касается процентной ставки, то этот вопрос, как сказал В. Балдович, еще требует обсуждения: «Единственное, что я могу сказать, что процент будет очень и очень низкий и очень и очень выгодный. Таких предложений, какое нам сделала китайская сторона, мы еще никогда не имели».

Однако дальше этого меморандума дело не пошло, и перспективы получения китайского миллиарда до сих пор остаются неясными.

Аналогичная ситуация сложилась с российским кредитом в 500 млн долларов США, о предоставлении которого договорился еще прежний президент В. Воронин. Первый транш в 150 млн долларов США должен был поступить еще до конца 2009 г. Прежний кабинет министров даже принял постановление об инициировании переговоров по проекту финансового соглашения между правительствами РМ и РФ и уполномочил министра финансов Марианну Дурлештяну подписать этот документ. Российские полмиллиарда долларов также предполагалось направить на реализацию инвестиционных проектов. Как сообщают информагентства, хотя предоставление кредита было утверждено российским правительством, Госдумой и Советом Федерации, его условия до сих пор не согласованы.

 

На пути к превращению в «прикарпатского тигра»

 

Тем не менее события последних лет открывают перед Молдовой достаточно яркие перспективы, которые пока что не может омрачить даже глобальный экономический кризис. Впрочем, сегодняшняя ситуация не оставляет перед транспортным комплексом этой страны иного пути, кроме подъема. Ведь по объему грузоперевозок Молдова, согласно данным Статкомитета СНГ, неизменно занимает последнее место в Содружестве, причем автомобильные перевозки по объемам более чем вдвое отстают от железной дороги, их объем снизился в 2008 г. на 0,1 % при общем снижении грузоперевозок на 5 %.

Кроме того, по словам генерального секретаря Международной ассоциации автоперевозчиков Молдовы (АIТА) Владимира Пендюрина, на данный момент Молдова является единственной страной в Европе, имеющей отрицательный баланс обмена разрешениями на перевозки, а по итогам 2008 г. международными перевозчиками этой страны было использовано наименьшее в Европе количество двусторонних разрешений.

В программе деятельности нового правительства Республики Молдова на 2009 - 2013 гг. констатируется: «Социально-экономическое положение в Республике Молдова драматично. Влияние мирового экономического кризиса все сильнее ощущается населением и экономическими агентами».

В 2009 г., по сведениям правительства, произошло сокращение экономической деятельности и снижение объема внутреннего производства во всех отраслях национальной экономики, в том числе в промышленности – на 25 %, на транспорте – на 6 3 %, в строительстве – на 34 %.

Впрочем, если руководству страны удастся реализовать хотя бы часть перечисленных выше проектов, то могут оказаться пророческими слова великого молдавского книжника XVII века митрополита Дософтея, которыми он воспел изображенный на Государственном гербе символ Молдовы: «Голова тура, знатного зверя, означает недюжинную силу страны…», и в Европе по аналогии с «азиатскими тиграми», появится свой, прикарпатский зверь.