Пассажирские перевозки "Перевоспитание штрафом"


Роман КЛОЧКО

 

 Кабинет министров Украины планирует бороться с невоспитанными и хулиганами в общественном транспорте посредством денежных штрафов.

 В соответствии с проектом закона «Об антикризисных мерах в сфере жилищно-коммунального хозяйства» Кабинет министров предлагает Верховной раде ввести штрафы от 1 до 20 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 17 до 340 гривен, т. е. от 70 до 1360 рублей) за нарушение норм этикета и элементарных правил поведения в общественном транспорте.

Согласно законопроекту выбрасывание мусора из окон и дверей маршрутных транспортных средств обойдется в 17 гривен (около 70 рублей). Пребывание в салоне общественного транспорта с мороженым, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, громкое прослушивание музыки влечет за собой наложение штрафа от 5 до 20 необлагаемых минимумов доходов граждан. Нарушение требований безопасности (например, препятствие при закрывании/открывании дверей) и повреждение внутреннего оборудования транспортных средств может обойтись до 20 необлагаемых минимумов доходов граждан.

Но самое большое взыскание ожидает тех, кто не соблаговолит уступить место пенсионеру, беременной женщине или инвалиду – 340 гривен (1360 рублей).

Кабмин предложил, депутаты думают, а общественность обговаривает.

Если законопроект примут, то вдобавок к нему, вероятно, будет издано многотомное толкование.

– Как определить, пьяный человек или нет? После скольких промилле в крови?  Например, некоторые лекарства вызывают наркотическое опьянение. За это тоже штрафовать? - говорит юрист компании «Рыжов&партнеры».

– Если нет явных признаков, то как можно определить, что этот человек пенсионер, инвалид и т. д. Как это будет происходить на практике.  Нужно показывать удостоверение инвалида или медицинскую справку, что женщина беременна? - спрашивает кандидат юридических наук Николай Брегеда.

Один из авторов законопроекта Александр Игнатенко, директор Департамента благоустройства и коммунального хозяйства Министерства жилищно-коммунального хозяйства, соглашается: «Законопроект разрабатывался наспех. Механизмы его реализации пока не отработаны».

А вот транспортники в большинстве своем такую инициативу одобряют, особенно в части штрафов за мусор, повреждение салона и громкое прослушивание музыки.

Кондукторы, правда, отмечают, что случаи, когда из окон троллейбуса или трамвая выбрасывают мусор, очень редки, а вот в салоне после каждого рейса приходится убирать, особенно на выходных в вечернее время.

- Я за рулем троллейбуса 30 лет. И поверьте мне, если закон примут, то основными нарушителями станут подростки. А что с них возьмешь? Дети ведь! - спокойно рассуждает Владимир Михайлович, водитель троллейбуса.

От себя добавим, что прав Владимир Михайлович и в прямом и в переносном смысле. Не возьмешь с них ничего, поскольку по закону к гражданам до шестнадцати лет административные взыскания не применяются.

– Я бы вообще запретил в маршрутных такси громко разговаривать, потому как остановки мы осуществляем по требованию, а все эти возгласы при разговорах по мобильному телефону, да и просто оживленные беседы, не дают возможности с первого раза расслышать наказываемую остановку. В результате пассажиры, которым нужно выйти, кричат, говорят нелицеприятные вещи в наш адрес, а нам при этом в срочном порядке приходится останавливаться, рискуя попасть в аварию, - негодует Дмитрий, водитель маршрутного такси на одном из самых оживленных маршрутов Киева.

Некоторые водители маршрутных такси вообще предлагают ввести штраф за бескультурье по отношению к ним.

– Очень много обидных высказываний приходится слышать в свой адрес, особенно от пенсионеров и женщин. Они почему-то считают, что мы должны останавливаться по первой же их прихоти. А ведь есть правила, есть штрафы, есть в конце концов безопасность, - с возмущением в голосе говорит еще один киевский водитель.

- Пассажирам лишь бы себе удобнее, а то, что мы нарушаем, никого не волнует. Только потом доводится слышать, мол, маршрутчики эти ездят как попало, - дополняет своего коллегу водитель Тарас.

- Всем не угодишь. Работа очень нервная, а ведь безопасность пассажиров напрямую зависит от эмоционального состояния  водителя. Кто-нибудь задумывался? - добавляет он.

А вот насчет штрафа за непредоставление места единого мнения среди перевозчиков нет. Одни говорят, что тот, кто хочет, уступит место и без страха перед штрафом, другие вообще не понимают, зачем это нужно.

– Не понимаю, зачем? В каждом транспорте есть законно отведенные места для пассажиров с детьми и инвалидов. Над такими местами даже специальные наклейки есть. В маршрутном такси их два. В троллейбусе, автобусе – и того больше. Если уж и штрафовать, то тех, кто занял эти специально отведенные места, - рассказывают в службе организации движения СП «Умак».

- Ничего сверхъестественного нет. Штрафовать предлагают за то, что вы отказались уступить место, так что нет необходимости все время оглядываться по салону, высматривая пенсионеров, чтобы вас не дай бог не оштрафовали, - уточняет один из авторов законопроекта, пожелавший остаться неизвестным.

На данном этапе разработки закона ответственными людьми за его исполнение в общественном транспорте будут контролеры, которые проверяют билеты. Они не в восторге от грядущих новых должностных обязанностей. «Штраф за безбилетный проезд (порядка 30 гривен, т. е. около 120 рублей. – Авт.) с большими скандалами получаем, а такие штрафы точно платить не будут. Очень трудно будет объяснять людям», - аргументируют в службе организации сбора и учета выручки КП «Киевпастранс».

Беспокойство контролеров понятно, поскольку очень много людей в общественном транспорте с доходами ниже среднего, и вышеуказанные суммы штрафов для них – существенный финансовый удар, поэтому и сопротивления будет много.

С процессуальной точки зрения также много неувязок. Ныне по закону даже штраф за безбилетный проезд очень трудно взыскать. «Согласно ст. 124 Конституции Украины осуществление правосудия, в том числе и наложение административных взысканий, к которым относится штраф, находится в компетенции судов. А согласно ст. 307 Админкодекса пассажир может оплатить штраф в течение 15 дней, либо позже, после рассмотрения его жалобы. Принуждать к оплате штрафа никто не имеет права, даже контролер», - объясняют тонкости текущей ситуации в ПП «Юридическая компания «Центурион».  

В целом перевозчики настроены пессимистически, и говорят, что власти в очередной раз хотят принять закон, который нельзя выполнить, и приводят пример запрета на курение в общественных местах.

- Остановка транспорта – самое что ни на есть общественное место, и любой желающий может убедиться, что закон не действует, - сетуют в управлении правового обеспечения КП «Киевпастранс».

Есть и другие показательные примеры. Больше месяца назад в Украине вступил в силу закон, приравнивающий пиво и слабоалкогольные напитки к алкогольным. В связи с этим на них распространяются такие же ограничения, как и для алкогольных напитков. Но реальность совсем другая. В том же общественном транспорте зачастую можно увидеть людей, распивающих пиво.