Практика эксплуатации "MAN LE 18.220 борьба противоречий"


 

Роман МУРАШОВ

Фото автора


Хроники MAN LE

В 1993 г. компания MAN в Германии в г. Зальцгиттер (Salzgitter) начала выпуск средних грузовиков серии LE с двигателями Eвро-3 мощностью 220 л. с. Кабины для автомобилей поставлял австрийский производитель Steyr, который спустя пять лет был приобретен компанией MAN. Кабины имели удобный низкий вход, широкий панорамный обзор и малый вес.

Через пять лет производство этих грузовиков полностью было перенесено в тот самый австрийский г. Штейр (Steyr), где автомобили выпускались до 2007 г., пока их не заменили грузовики серии TGL и TGM.

Средние грузовики MAN получили более «дружественное лицо», хотя изменения почти неуловимы: передняя подъемная панель кабины и облицовка радиатора теперь выполнены в стиле «старших» моделей TGX/TGS. Однако производитель утверждает, что обновленный экстерьер получился более совершенным с точки зрения аэродинамики: минимизированы лобовое сопротивление и шум встречного потока воздуха, также были усилены петли дверей кабины.

Обновленные турбодизели D08 с системой рециркуляции отработавших газов (EGR) и каталитическим дожигателем выхлопных газов OxyCat (Евро-5) стали одними из самых конкурентоспособных на рынке. На них применена оптимизированная система прямого впрыска топлива Common Rail. На моторах мощностью от 180 л. с. используется двухступенчатый турбонаддув с промежуточным охлаждением: имея быструю реакцию, двигатели обеспечивают улучшенные разгонные характеристики, а благодаря повышенному давлению наддува - большую эластичность на высоких оборотах.

Что касается трансмиссии, то инженеры MAN сфокусировали свое внимание на новых коробках передач: шестискоростная ZF 6 S 800 OD предназначена для одиночных легких TGL, девятискоростная ZF 9 S 1310 OD является стандартной для средних TGM с более мощными моторами, которые предназначены для буксировки прицепов. По требованию на автомобили могут устанавливаться автоматические трансмиссии MAN TipMatic: шестиступенчатая для моторов мощностью до 220 л. с. и 12-ступенчатая с компьютерным контролем для более мощных.

Правда, по оценкам специалистов, последующие улучшения с их приемниками серий TGL и TGM несколько навредили этому семейству автомобилей. Больший комфорт обернулся более хрупкими и менее практичными деталями интерьера, повышение уровня технологичности и электроники отразилось на надежности и доступности ремонта.

В течение двух лет австрийские работники MAN занимались сборкой моделей LE и ME параллельно с производством их преемников — (грузовиков новых серий) до завершения смены модельного ряда.

В период с 1993 по 2007 г. всего было произведено 199 тыс. грузовиков MAN легкой и средней серий. В преддверии нового тысячелетия компания MAN провела модернизацию семейства, оно стало называться L2000 Evolution (позже - LE2000). Последний грузовик серии, с которой MAN впервые зарекомендовал себя как производитель качественных легких и средних грузовых автомобилей, сошел с конвейера австрийского завода в г. Штейр: четырнадцатилетняя история производства завершилась выпуском модели MAN LE 18.220.

В то же время в Великобритании имелось дочернее предприятие группы MAN - компания ERF, продававшая грузовики LE под названием ECL.

Одновременно с завершением производства в г. Штейр MAN запустил аналогичное производство в Индии. Немного модифицированная кабина от модели LE используется в грузовиках новой серии MAN CLA, которые с 2006 г. производятся совместным предприятием MAN Force Trucks PVT. Ltd в Индии.

За годы в производства в грузовиках LE нашли отражение многочисленные технические новинки: система спаренных фар с рефлекторами «свободной формы» и лампами накаливания H7, амортизаторы новой конструкции из пластмассы SMC и пр.

К преимуществам грузовиков серии LE также относятся: лестничная рама с поперечными траверсами, обладающая усовершенствованными весовыми характеристиками и отличающаяся высокой устойчивостью, резерв полезной нагрузки при низком собственном весе. Стабилизатор на заднем мосту увеличивает маневренность и безопасность движения.


Первое представление


Что же из себя представляют грузовики MAN серии LE 18.220? Это двухосные дизельные грузовые автомобили с шестицилиндровыми двигателями мощностью 220 л. с. полной мпммоц 18 т и грузоподъемностью 12 т. Первичные технические данные грузовиков MAN можно определить по индексу модели: MAN LE 18.220 – первое число до точки (18) обозначает полную массу автомобиля с грузом, следующее после точки число указывает мощность двигателя (в нашем случае – 220 л. с.). Преимущественно MAN LE – это развозные грузовики. Автомобиль в основном используется в сфере городских и региональных перевозок с периодическими поездками на дальние расстояния, хотя среди них много и настоящих дальнобойщиков. Чаще всего это автомобили MAN LE 12-й серии и старше, в комплектацию которого входит кабина с одним или двумя спальными местами, при необходимости автомобиль дополняет прицеп грузоподъемностью до 10 т.


Под днищем грузовика тоже немецкий порядок, ничто не мешает преодолевать даже самых высоких «лежачих полицейских»


Автомобили MAN LE выполнены на рессорной подвеске передней и задней оси с использованием шин R22,5. Все колеса грузовика оборудованы дисковыми тормозами, крутящий момент от двигателя к колесам передается с помощью шестиступенчатых коробок переключения передач, как и на большинстве европейских одноклассников.

На тех MAN LE, что в «Московском», установлена низкая кабина с одним спальным местом, которая считается универсальной. Такая кабина подходит для работы по городу, области и для междугородних перевозок. Внутри кабины обстановка весьма аскетичная и даже унылая (как говорит производитель, интерьер кабины не имеет излишеств). Правда, приборная панель имеет хорошую информативность: нет лишних дисплеев, кнопок, переключателей. Под рукой у водителя находится только самое необходимое. Минимум электроники, используемой в MAN LE, в некоторой степени способствует повышению надежности автомобиля.

На расход топлива влияет множество факторов: износ двигателя и плотность транспортного потока, загруженность грузовика и качество дорожного покрытия, стиль езды водителя. Поговаривают, что некоторые водители в практике эксплуатации MAN LE снижали расход топлива чуть ли не до 14 л на 100 км в городском цикле, но проверить это мы не можем.

Серия LE комплектуется одним или двумя топливными баками объемом по 150 л, вследствие чего грузовики получают большой запас хода на одной заправке.

Немаловажным фактором при общей оценке экономичности грузового автомобиля является стоимость его обслуживания. С одной стороны, MAN LE, как среднестатистический европейский грузовик при своевременном обслуживании и плановом ремонте не должен доставлять сильных хлопот своим владельцам в межсервисные интервалы, а простота конструкции автомобиля позволяет ремонтировать его практически в любой мастерской. К тому же считается, что грузовики этой марки менее привередливы к используемым расходным материалам и ГСМ, чем их аналоги других производителей. Неужели у грузовиков MAN LE все так гладко?


С другой стороны…

Как говорит производитель этих автомобилей, «нельзя утверждать, что у машин MAN вообще не бывает проблем. Как и любая техника, MAN может дать сбой, но выгода заключается в том, когда и как часто этот «сбой» будет случаться».

На рубеже 2005 - 2006 гг. Агрокомбинат «Московский» в качестве опытных образцов приобрел два автомобиля MAN LE 18.220 грузоподъемностью 12 т. Автомобили MAN LE Агрокомбината «Московский» укомплектованы изотермическими фургонами с холодильными установками.

12-тонные MAN LE 18.220 сегодня, т. е. после почти пяти лет эксплуатации, можно сказать, разваливаются: только за первое полугодие 2010 г. машины два месяца стояли на ремонте (двигатель, ходовая и пр.). При использовании грузовика на рессорной подвеске близка вероятность замены рессорных листов.


Проводка к датчикам ступицы рулевого колеса выглядит слабой

 

Гидравлика на автомобилях течет, видимо, уже давно и с этим приходится мириться


Как эксплуатируются эти 12-тонники в «Московском»? Нужно принять во внимание, что щадящими условия эксплуатации автомобилей здесь не назовешь: MANы используются и днем и ночью с полной загрузкой, на каждой машине по два сменных водителя. Основные маршруты – Москва - Санкт-Петербург, Москва – Нижний Новгород, если междугородной доставки нет, машины обслуживают московские гипермаркеты «Метро», «Ашан».

Оба автомобиля 2005 года выпуска, поступили в эксплуатацию в ноябре-декабре 2005 г. Общий пробег автомобилей за весь период эксплуатации – 450 и 500 тыс. км, т. е. в год каждая машина проезжала 100 тыс. км и более. Такой пробег - весьма существенное испытание для грузовика, особенно если принять во внимание, что машины в среднем по два-три месяца в году простаивают.

За это время на обоих MAN LE 18.220 были перебраны двигатели: на одном – полгода назад, на втором – совсем недавно. Один двигатель застучал на подъезде автомобиля к Санкт-Петербургу, причина – провернулись вкладыши коленчатого вала. На двигателе второго автомобиля сгорели поршневые кольца. Ремонт производили силами своих специалистов, неоригинальные запчасти на каждый двигатель обошлись примерно в 200 тыс. рублей. Если бы обратились в сертифицированный технический центр, то сумма затрат как минимум выросла бы в два раза.

Собственно, с двигателями MANов «Московскому» еще повезло – как-никак рассыпались уже на подходе пробега автомобилей к полумиллиону километров. Их коллегам повезло меньше: мотор на таком же автомобиле пришлось перебирать при пробеге уже 200 тыс. км. Перебрали двигатель, тут же, следом, заклинило коробку переключения передач, которая также потребовала капитального ремонта.

Подобный крупный ремонт даже силами собственных специалистов приносит владельцу автомобиля весьма существенные финансовые затраты, к которым стоит приплюсовать убытки, возникающие от простоя транспортного средства.

Раз в полгода на MAN LE 18.220 приходится менять подвесные подшипники, которых на каждом автомобиле установлено по два. В «Московском» за пять лет владения автомобилями изучили эту их особенность и теперь на складе запчастей Агрокомбината постоянно присутствует запас подвесных подшипников.

С определенной периодичностью на машинах сгорали стартеры, генераторы. Но до замены дело не доходило, агрегаты оказались ремонтопригодными: путем замены собственными силами некоторых деталей электрооборудование возвращали в строй.

Как в итоге удалось выяснить, автомобили MAN LE 18.220 оказались весьма удобными в эксплуатации в начальный период владения, когда действует гарантия производителя и грузовики еще не «пробежали» 200 тыс. км: всех сложностей – вовремя менять тормозные колодки, фильтры и прочие расходные материалы. Простои же машин все-таки чаще связаны не со сложностью ремонта, а со сроками доставки запасных частей. Пожалуй, именно этот момент более всего и напрягает владельцев этих транспортных средств.

В ближайшем будущем Агрокомбинат «Московский» избавится от этих автомобилей, продав на вторичном рынке. Понятно, что дорого MAN LE 18.220 с полумиллионным пробегом продать не удастся, но и в металлолом пятилетним машинам еще рано: при менее интенсивной эксплуатации грузовики еще могут несколько лет послужить новым владельцам.