Презентация "Белорусская «гармошка» – на новом экологическом уровне"


 

Александра НОВИЧКОВА

Фото автора

 

Помимо пишущей братии на презентацию нового городского автобуса МАЗ 205 были приглашены автоперевозчики Северо-Западного федерального округа. Организатором мероприятия выступил официальный дилер Минского автозавода – компания «Русбизнесавто». Санкт-Петербург был выбран для демонстрации новой модели автобуса неслучайно. Ведь эта машина предназначена для транспортных компаний, работающих в больших городах, таких как две российские столицы. А поскольку на момент презентации на московских дорогах порой не было видно даже сигналов светофоров, питерское рандеву пришлось как нельзя кстати.

Общая паспортная вместимость МАЗ 205 составляет 175 человек, при этом в зависимости от компоновки модели автобуса 35 – 39 посадочных мест. Однако практика показывает, что этот пассажирский свежак способен вместить и 190 человек. Занижение показателей по пассажировместимости прежде всего связано с желанием мазовцев подходить под все российские стандарты, ведь горизонты реализации автобусов лежат за пределами Республики Беларусь.

 

 

 Салон автобуса МАЗ 205 довольно вместительный: по паспортным данным он способен перевезти до 175 человек, при этом 35 – 39 пассажиров будут передвигаться сидя. На самом деле машина способна вместить до 190 человек

 

Стремление соответствовать всем требованиям, предъявляемым к производителям как российской, так и импортной пассажирской автомобильной техники, подвигло минских разработчиков к повышению экологических стандартов выпускаемых ими автобусов. Поскольку в России в 2012 г. состоится переход на нормы Евро-4, а на новые машины с Евро-3 и ниже попросту не будут выдаваться сертификаты, разработчики МАЗ 205 оснастили его двигателем Mercedes-BenzOM 926LA мощностью 326 л. с. Он соответствует стандартам Евро-4, а представленная широкой публике модель МАЗ 205 069 компонуется мотором OM 906LA на 286 лошадок с соблюдением норм Евро-5. Такие движки способны разгонять почти 19-метровую (кстати, самую длинную в модельном ряду Минского автозавода) машину до 75 – 96 км/ч.

 

Представленная модель МАЗ 205 069 компонуется двигателем Mercedes-BenzOM 906LA мощностью 286 л. с. Он соответствует экологическим требованиям Евро-5

 

    Не иначе как данью российской, а точнее – московской моде можно назвать и четырехдверную модификацию автобуса (есть еще пятидверная, с «глухой» пятой дверью, которая предназначена только для водителя, а для пассажиров доступ в салон через нее не осуществляется). Дело в том, что между первой двухстворчатой дверью и входом в салон довольно внушительное свободное пространство, наличие которого позволяет установить в автобус валидатор. Однако для Северной столицы эта комплектация неактуальна, ведь в питерских городских автобусах, как и в других российских городах, до сих пор работают кондукторы. А вот для Москвы – самое то.

 

Салон водителя оборудован отдельной стеклянной дверью со специальными окошками, так что он может принимать деньги за проезд и выдавать билеты в случае компоновки автобуса валидатором

 

История Минского автозавода берет свое начало сразу после освобождения Минска от немецкой оккупации. Девятого августа 1944 г. вышло Постановление Государственного комитета обороны СССР об организации автосборочного завода. Уже в октябре 1947 г. на предприятии были собраны первые пять МАЗов. В 1948 г. удалось организовать серийное производство автомобилей. Три года спустя завод выпустил 26 тыс. машин. Первый в мире 40-тонный самосвал МАЗ 530 на промышленной выставке в Брюсселе в 1958 г. был отмечен высшей наградой. 19 мая 1981 г. на главном конвейере был собран первый седельный тягач МАЗ 5432 нового перспективного семейства автомобилей и автопоездов МАЗ 6422. А через два года – 16 апреля 1983 г. – был выпущен тысячный автомобиль этого семейства, 14 апреля 1989 г. – миллионный МАЗ. В 1992 г. на МАЗе было организовано автобусное производство и начат выпуск автобусов по лицензии фирмы Neoplan. В 2000 г. объем изготовления пассажирской техники превысил 500 единиц в год.

Путь от идеи нового автомобиля до его воплощения в жизнь начинается в управлении главного конструктора Минского автозавода. Именно в этом подразделении закладываются новые решения компоновки автомобильной техники, конструирования основных узлов и систем автомобилей, в том числе на компьютерных рабочих станциях проводятся сертификация и испытания техники. На Минском автозаводе сосредоточены все виды производств, необходимые для функционирования современного крупного машиностроительного завода: литейное, кузнечное, прессовое, сварочное, металлообрабатывающее, окрасочное, инструментальное и др. Они основаны на современных технологиях.

Минский автозавод постоянно обновляет испытательную базу. В эксплуатацию внедрен сервогидравлический испытательный стенд, предназначенный для моделирования конкретных дорожных ситуаций. Полученные результаты ложатся в основу новых конструкторских решений специалистов. Завершен монтаж и запуск трех новейших тормозных стендов в испытательной базе и автосборочном производстве. Стенды диагностируют тормозную систему грузовых автомобилей. Планируется закупка и других устройств для проведения испытаний техники.

На заводе работает около 23,5 тыс. человек. В связи с начавшейся рецессией сокращению подверглось более 4 тыс. работников.

За весь период существования на МАЗе автобусного производства в Санкт-Петербург поставлено около 110 автобусов. Причем основная доля поставок пришлась на период 1999 – 2000 гг. По состоянию на 1 августа 2010 г. выпущено более 12 тыс. автобусов МАЗ. Сегодня на предприятии производится 15 различных моделей автобусов в более чем 100 модификациях. И венцом творения минских конструкторов стал автобус МАЗ 205.

 

Как стать акробатом

 

Внешне длинная «гусеница» МАЗ 205 глазу приятна, у нее стильный современный дизайн. Каркас автобуса, по заверениям производителя, не подвергается антикоррозийному воздействию в течение девяти лет его использования. Антикоррозийные составы под высоким давлением загоняются в специальные технологические отверстия каркаса автобуса еще на стадии его сварки. Автобус предназначен в том числе и для людей с ограниченными возможностями. Так, во втором дверном проеме размещается специальный пандус, который позволяет человеку в коляске беспрепятственно въезжать в салон. В цивилизованном обществе это давно воспринимается как нечто само собой разумеющееся. И в этом плане Минский автозавод не отстает от европейских тенденций. Однако после того как человек с ограниченными возможностями (или, к примеру, молодая мама с коляской) окажется в салоне, им придется очень постараться, чтобы пройти дальше. Дело в том, что сразу за входом в салон в автобусе размещен огромный шкаф, в котором находится моторный отсек. Эта «шахта» делает путь к накопителю, рассчитанному, кстати, только на одну коляску, мягко говоря, тернистым. Представьте себе: для того чтобы попасть к месту, предназначенному для инвалида, ему сразу же после входа нужно повернуть направо под углом в 90º, а затем еще умудриться протиснуться через довольно узкий проход. А если в этом самом проходе будут располагаться люди, как это часто бывает в часы пик в мегаполисе?

 

 

 

Автобус оснащен выдвигающимся пандусом для инвалидов и специальной накопительной площадкой, рассчитанной на одну коляску

 

Толкай? Тяни!

 

Столь внушительные размеры шахты объясняются просто. С одной стороны, это связано с необходимостью перехода на Евро-5 (с прицелом на Евро-6), ведь такой экологический скачок влечет за собой существенное увеличение габаритов некоторых агрегатов внешних моторных систем двигателя. А вот размещение мотора в передней части автобуса мотивируется особенностями компоновки мотора, которая предусматривает не толкающий, как у большинства производителей автобусов, а тянущий принцип. Именно в этом основное отличие автобуса МАЗ 205 от конкурентов. Такое решение позволяет компоновать машину узлом сочленения собственного производства. Ведь любой транспортник знает, что одной из главных деталей, помимо силового агрегата, в сочлененных автобусах является узел сочленения. Его использование в собственном исполнении существенно удешевляет пассажирскую машину.

Так что объяснения производителя насчет габаритов моторной шахты и особенностей ее размещения вполне логичны. Но почему белорусы не перенесли выдвигающийся пандус в проем третьих дверей, вход через которые намного просторнее, а накопительную площадку – ближе к нему?

Но вернемся к толкающему приводу, который используется на автобусах МАЗ 205. Стоит признать, что такой способ компоновки особенно удачен в зимнее время. Практика показывает, что подобный принцип удерживает автобус от заносов на дорогах, а также позволяет машине преодолевать снежные препятствия и не допускать складывания «гармошки» на скользких участках дороги. И раз уж мы заговорили о «начинке» МАЗ 205, то компанию немецкому движку в компоновке внутреннего содержания автобуса составляют немецкие автоматические коробки передач: ZF 6HP604C либо VoithD854,5 – на выбор заказчика. Подвеска передней оси, равно как и задней, здесь зависимая пневматическая, с системой наклона кузова. А тормозная система пневматическая, двухконтурная, с дисковыми механизмами, с системами ABS и ASR.

 

  По данным компании «АСМ-холдинг», в первом полугодии текущего года в российском автопроме отмечен рост выпуска автобусов более чем на 130 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Положительная тенденция отмечена и в сфере реализации пассажирских машин. За первые шесть месяцев 2010 г. было продано 17788 автобусов. Этот показатель превышает объем продаж пассажирских машин в первом полугодии 2009 г. более чем на 5 тыс. единиц.

 

 Экономика должна быть экономной

 

Решение начать изготавливать опытные образцы автобуса МАЗ было принято прежде всего потому, что предыдущая модель – МАЗ 105 (таких автобусов на данный момент выпущено более 2,5 тыс. штук) не стала хорошо продаваемой на территории России. Возможно, это связано с тем, что высота ступеньки над уровнем дороги у этой модели составляла 345 мм. На «свежем» автобусе она не превышает 270 мм, правда, при задействованной системе книлинга. Словом, этот автобус полностью низкопольный, без ступеньки, которая была у предыдущей модели.

Другой отличительной чертой автобуса МАЗ 205 стало новое, более комфортное место водителя. Кабина просторна и к тому же эргономична. Для удобства и обеспечения безопасности пассажиров в салоне на рабочем месте водителя имеется специальный дисплей, на котором отражается все происходящее в салоне. Существенным недостатком можно назвать отсутствие уже привычных глазу обычного московского пассажира информационных табло в салоне. Однако производитель объясняет это просто: в качестве дополнительной опции установка такого оборудования в салоне предусмотрена. Сюда входит табло с бегущей информационной строкой и автоматический речевой информатор. Предусмотрена также и установка системы вакуумного пожаротушения (опять же - за дополнительную плату). Но сегодня главным критерием заказчика становится стоимость машины, его мало интересует, будет ли она оснащена такими системами и насколько комфортными будут кресла пассажиров. И белорусский производитель позволяет клиентам самостоятельно выбирать, чем «пичкать» автобус.

 

 

Водительское место удобно и просторно

 

 

На рабочем месте водителя имеется специальный дисплей, на котором отражается все происходящее в салоне

 

 Вот почему МАЗ 205 оснащается сиденьями как импортного, так и национального производства. К сожалению, нынешняя практика показывает, что чаще транспортники заказывают более дешевые сиденья, поскольку в лишних затратах смысла попросту нет: культура поведения многих пассажиров до сих пор оставляет желать лучшего. Кстати, сиденья в автобусе довольно удобные, но пластмасса, из которой они сделаны, очень тонкая. При взгляде на нее создается ощущение, что тучного пассажира такое сиденье может и не выдержать. Некоторые сиденья оборудованы подлокотниками. Это сделано для пожилых людей. В салоне довольно много как висячих, так и «подручных» поручней. В автобусе есть сдвижные форточки и приточные вентиляторы. Приятно удивил простор между сиденьями. А вот над шумоизоляцией, на мой взгляд, еще нужно поработать. В целом же автобус оставляет о себе неплохое впечатление: Минский автозавод, безусловно, сделал шаг вперед.

 

Дизайн фар, равно как и всего автобуса, внешне оставляет приятное впечатление

 

 

Боковые зеркала обеспечивают водителю хороший обзор

 

 

В хвостовой части автобуса находится большой инструментальный отсек

 

 Автобус МАЗ 205 уже начал выпускаться серийно, но на полную катушку сборочное производство заработает в следующем году. Впервые машина была продемонстрирована на выставке в Кортрейке, а его модификация будет выставлена в Ганновере. А чтобы сопоставить новинку с ближайшими конкурентами – городскими автобусами российского, украинского и китайского производства, достаточно взглянуть на сравнительные технические характеристики моделей, дабы понять, насколько их стоимость соответствует содержанию.

 

  Автобус МАЗ 205


Плюсы:

- наличие белорусского узла сочленения, благодаря которому заказчик экономит на цене автобуса и придает уверенности водителю в период cнежной зимы;

- полностью низкопольная машина, что позволяет транспортным компаниям, эксплуатирующим ее, выходить на конкурсные маршруты и соответствовать городским требованиям;

- удобные сиденья, расстояния между ними довольно большие.

Минусы:

- неудачное размещение пандуса для инвалидов, которое заставляет людей с ограниченными возможностями проявлять чудеса изворотливости;

- отсутствие информационных табло;

- шумоизоляция.

 

 

Технические характеристики автобуса МАЗ 205

 

 

Полная масса, т

 

 

 

28

 

 

 

Объем топливного бака, л

 

 

 

220

 

 

 

Наружный радиус поворота, не более, мм

 

 

 

12500

 

 

 

База, мм

 

 

 

5865/6937

 

 

 

Колеса

 

 

 

Дисковые 8.25х22.5

 

 

 

 

Сравнительные характеристики городских автобусов производителей разных стран