Страхование "Снижение страховых тарифов: влияние автопроизводителей"


 

 

Роман МУРАШОВ

 

Конференция «Автомобили глазами потребителей. Владение автомобилем: оценка специалистов и независимых экспертов» проходила в большом конференц-зале ОАО «АСМ-холдинг». Одними из соорганизаторов конференции выступили журнал «Автоперевозчик» и Международный автотранспортный форум (МАФ-2010).

 

Мероприятие проходило в режиме круглого стола: участники выступали с докладами, отвечали на вопросы специалистов, экспертов и представителей специализированных СМИ.

С докладами о последних достижениях в области автомобилестроения, автоперевозок и авторынка выступили руководитель департамента Ассоциации международных автоперевозчиков России Михаил Низов, генеральный директор ОАО «Торгово-финансовая компания «КАМАЗ» Олег Ершов, заместитель гендиректора ЗАО «Трансдекра» Дмитрий Скачков,  директор по маркетингу и коммуникациям ООО «Коммерческие автомобили – Группа ГАЗ» Михаил Бахтарин, заместитель управляющего директора, директор по продажам ООО «Грузовые автомобили – Группа ГАЗ» Валерий Селин, директор департамента ООО «Русские автобусы – Группа ГАЗ» Вячеслав Орехов.

В частности, генеральный директор ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Дмитрий Гулин в докладе «Потребность дилеров в инструменте оценки стоимости владения автомобилем» сделал вывод о том, что авторынок в России сегодня ограничивается не спросом, а предложением. По большинству марок и моделей, особенно массовых, рынок испытывает дефицит.

На конференции присутствовали представители известных российских и зарубежных автопроизводителей, автотранспортных и консалтинговых компаний – ООО «Скания-Русь», ООО «Мобил ОЙЛ Лубриканс», Объединение автопроизводителей России (НП ОАР), Finamauto, НАПТО, «СВОИ», «Ардис-групп» и др.

Генеральный директор компании «СВОИ» Сергей Сомов в рамках конференции «Автомобили глазами потребителей. Владение автомобилем: оценка специалистов и независимых экспертов», представил свой взгляд на цивилизованную практику формирования страховых тарифов в России.

В настоящее время российский страховой рынок в полной мере ощущает на себе влияние кризиса. При незначительном росте собираемых премий и положительной динамике в целом ситуация в автостраховании остается нестабильной. Лихорадит как мелких, так и крупных страховщиков. Серьезные проблемы создают демпинг и недобросовестная конкуренция среди коллег.

Прошлый год принес серьезные убытки в связи с падением крупных страховых посредников и скандальным исчезновением целого ряда страховых компаний. Объективная и вместе с тем совсем безрадостная реальность: страховщики работают из последних сил и на последние средства. Высокая доля автомоторного страхования и ОСАГО ставят под сомнение дальнейшее успешное существование доброй половины игроков страхового рынка в России. Эта ситуация на рынке сказывается на изменении тарифов страхования.

В условиях конкуренции систематизировать подход к оценке рисков сложно. Тарифная политика и андерратийнг (андеррайтинг – бизнес-процесс, в котором формируется операционный результат «на входе», то есть на этапе селекции рисков, установления тарифов и формирования рентабельного портфеля) большинства компаний в большей мере нацелены на создание продаваемого продукта, а не на взвешенный актуарный расчет с учетом убыточности и статистики собственного портфеля. На изменение тарифов также повлияла ценовая политика дилеров и производителей по стоимости запасных частей и ремонтных работ.

В частности, при страховании коммерческого транспорта учитываются агрегатное или неагрегатное страхование, объем парка, наличие франшизы, форма выплаты страхового возмещения, оборудование дополнительных охранных систем мониторинга, территория эксплуатации парка, вид деятельности предприятия.

Сегодня низкой тарифной ставкой на страхование коммерческого транспорта могут похвастаться многие страховые компании, но лишь малая доля из них определяет тариф, исходя из многолетней оценки рисков и статистики собственного портфеля. Застраховать коммерческий транспорт по полному пакету рисков сегодня можно от 1,2 до 4,5 % годовых, при этом размер безусловной и условной франшизы может колебаться от 10 тыс. до 60 тыс. рублей. Борьба за размещение крупных корпоративных парков дает сегодня существенное снижение ставок.

«Каркаде Лизинг» страхует портфель коммерческого транспорта под ставку 2,5 – 5 % годовых. Страховщики предоставляют расширение территории покрытия на страны СНГ и Шенген. Урегулирование убытков за пределами России осуществляется международными ассистанс-операторами.

Между тем, большинство страховых компаний продолжает демпинг. Корректировка страховых тарифов происходит на основе оперативного анализа убыточности по портфелю. Страховщики продолжают искать механизмы снижения рисков, используя как традиционные методы, так и смелые андеррайтерские решения. В частности, «Отказ от выплаты без справок» - появляются отдельные продукты, где правилами не предусмотрена возможность урегулировать убыток без предоставления справок из компетентных органов. Или «Выплата по ПДТЛ» - выплата по риску «ущерб в результате противоправных действий третьих лиц» только при наличии соответствующего Постановления о возбуждении уголовного дела.

Применяются и другие механизмы снижения рисков и, соответственно, страховых тарифов для клиентов. «Сегментация ключевого клиента» - за ключевой сегмент может приниматься условие самой оптимальной комбинации водительского стажа и возраста допущенных к управлению лиц.

«Обязательная франшиза» - страховые продукты с франшизой способны отрегулировать снижение риска. В группе риска, как правило, находятся молодые водители с минимальным стажем.

«Динамическая франшиза» - продукты с динамической франшизой более широко применяются страховыми компаниями для снижения рисков.

Выплата страхового возмещения. Опять же для снижения тарифов страховщик может исключить возможность выплаты по калькуляции, перераспределяя ремонтные ресурсы и получая дополнительные льготы на сервисных центрах.

Страховщик ищет резервы уменьшения страхового тарифа также путем снижения расходов на сервисную составляющую своей деятельности: сокращение сегмента клиентов, которым предоставляются сервисные программы, предоставляемые за счет страховщика, отказ от предоставления услуг аварийных комиссаров и пр.

Применение перечисленных выше механизмов и методов по снижению рисков нашло отражение в продуктах ведущих российских страховых компаний: «АльфаСтрахование», «Ингосстрах» и «РЕСО-Гарантия».

«АльфаСтрахование» вывела на рынок продукт под названием «Голое КАСКО», изменяя условия по выплатам без справок, урегулирование только путем направления на СТОА, снижение сервисной составляющей. Сегментирование целевой группы с включением обязательной франшизы по группе риска – нововведение страховщика. «Ингосстрах» представил продукты серии «Профи» с динамической франшизой 10 тыс. рублей, которая «включается» со второго страхового случая, а также продукт «Прагматик», где покрывается тотальный ущерб или угон. «РЕСО-Гарантия» традиционно предлагает сегментирование целевой группы с применением франшизы для группы риска. Также компания предлагает страхование автомобилей только по риску «Угон».

Но на дальнейшее снижение ставок страхования могут влиять автопроизводители. В этом случае, чтобы снизить риски страховой компании, которая, как следствие, дополнительно уменьшит тариф автоКАСКО, производитель в тесном сотрудничестве с банками и лизинговыми компаниями может создавать совместные программы страхования с максимально адаптированными условиями под конкретного покупателя. При этом может быть скорректирована величина агентского вознаграждения. Также при определении стоимости нормочаса и запачных частей может быть применен понижающий коэффициент при условии загрузки определенных дилерских станций.

Одна из основных задача автостраховщиков в нынешних условиях – поддержка динамики сборов, снижение уровня убыточности, своевременное осуществление страховых выплат.

Чтобы страхование в России смогло бы стать надежным финансовым инструментом, – считает С. Сомов, – участникам рынка прежде всего нужно пересмотреть отношение к страховщику, а также создать благоприятные условия для разработки и внедрения новых страховых программ, реализация которых повлияла бы на снижение убыточности и позволила избежать очередной волны масштабного кризиса в автостраховании.