Анализ рынка "Посткризисный синдром Российский рынок грузовиков 2010 года"


Посткризисный синдром

Российский рынок грузовиков 2010 года

 

Словосочетание «мировой финансовый кризис» еще не исчезло из лексикона транспортных компаний и предпринимателей, ведущих сопутствующий бизнес. Но стоит признать: употребляют его значительно реже, чем год или два тому назад. Тем не менее глобальные проблемы до сих пор сказываются на отрасли, и это отчетливо видно по объемам продаж подвижного состава. Рынок начал оживать, но никто не даст гарантий относительно того, что это окончательный выход из кризиса, а не временное улучшение. Ключевое слово в определении нынешнего кризиса – «беспрецедентный», из этого и будем исходить в бизнес-прогнозах.

 

Александр ТРОХАЧЕВ

Фото автора

 

Удар под дых «иностранцам»

От кризиса пострадали все, и международные перевозчики в том числе. Из-за снижения в 2009 г. объемов внешней торговли с европейскими странами на 36 % российский рынок международных автомобильных перевозок сократился на 18,6 %. По основным направлениям доставки экспортно-импортных грузов ставки фрахта в среднем упали на 30 %. Это привело к тому, что часть рейсов стали нерентабельными. Оставшиеся без заказов транспортники были вынуждены вернуть подвижной состав лизинговым компаниям или продать его ниже рыночной стоимости.

Стагнация экономики привела к тому, что в минувшем году объемы профессиональной деятельности российских автоперевозчиков сокращались опережающими темпами. По данным АСМАП, падение объема перевозок грузов автомобильным транспортом составило 22 % от уровня 2008 г. По этому показателю российские компании откатились к значениям 2004 г. Анализ показывает: несмотря на скромный рост присутствия российских автоперевозчиков по отдельным направлениям, в целом их рыночная доля сократилась на 1,4 %.

Наиболее ощутимой была просадка в первом полугодии 2009 года. Началось массовое сокращение рабочих мест, пересмотр штатного расписания, урезание заработной платы, отправка водителей и другого персонала в неоплачиваемые отпуска. Огромное количество сцепок для международных перевозок пришлось временно вывести из эксплуатации, переориентировать на внутренние перевозки или продать. Только в АСМАП парк предприятий-членов этой ассоциации сократился на 3 тыс. единицы. И не факт, что эти потери удастся компенсировать в 2010 г.

К слову, в АСМАП на сегодняшний день состоит более 2,2 тыс. действительных членов. Начиная с 2005 г. предприятий, включенных в ассоциацию, ежегодно становилось больше до 15 %, однако в 2009-м прирост составил всего 6,6 %. Часть перевозчиков не выдержала финансового удара и в итоге была вынуждена прекратить свою деятельность. Таковы реалии. В то же время, международные перевозки осуществляют не только члены АСМАП. По данным Ространснадзора, в России зарегистрировано 8,7 тыс. предприятий, имеющих допуск к международным перевозкам грузов. Однако более половины подвижного состава (53 %), доставляющего товары и материалы за границу и ввозящие их сюда, приходится на членов АСМАП.

Понять, что происходит на рынке международных перевозок грузов автомобильным транспортом в 2010 г., довольно сложно. При этом пользоваться каким-то одним критерием (продажа подвижного состава или число выданных разрешений) недостаточно. Скажем, в 2009 г. количественный состав грузовиков и полуприцепов членов АСМАП снизился на 10 %. Это не означает, что перевозчики вовсе отказались от приобретения подвижного состава для обновления парка. Просто пополнение флота новыми транспортными средствами велось чрезвычайно низкими темпами, а часть компаний, как уже говорилось, ушла с рынка.

О несовершенстве оценки рынка по одному критерию говорит пример, приведенный в мае текущего года на годовом собрании членов АСМАП. От транспортных предприятий заявок на разрешения поступило в 2,5 раза больше, чем было использовано в минувшем году. Любопытно, что запросы поступали даже на разрешения в те страны, где никогда прежде не было дефицита. В итоге определить реальное положение дел на рынке международных перевозок по этому показателю оказалось сложно.

Скажем, имея парк из 16 автомобилей, предприятие использовало в 2009 г. 283 разрешения. Но на 2010 г. оно оформило заявку на 5255 разрешений, т. е. в 18 раз больше. При этом парк компании не увеличился в арифметической прогрессии и заказов не прибавилось прямо пропорционально аппетитам руководства. Об этом говорят объективные данные. Так, в первом квартале 2010 г. эта компания получила 109 разрешений и, по расчетам, в течение всего года не сможет использовать более 450 разрешений. Спрашивается, зачем тогда «солить» дозволы про запас? Необоснованные заявки привели к тому, что часть стабильно работающих перевозчиков на рынке квотируемых стран уже использовали свою квоту и не могут выполнять контракты. В то же время у тех, кто не переоценил свои возможности и взял документы «про запас», разрешения не используются. Опасность ситуации в том, что подобное положение дел может привести к захвату части рынка перевозчиками третьих стран.

В кризис сократилось и присутствие иностранных перевозчиков в России. Если в 2008 г. на одну поездку российского перевозчика по разрешению ЕКМТ приходилось пять поездок иностранцев, то в текущем году – 2 – 2,5 поездки. Однако не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что по удельной оснащенности автопоездами для международных автоперевозок Россия существенно отстает не только от западноевропейских стран, но и от прибалтийских государств и своих ближайших соседей. Например, в Германии на 1 тыс. жителей приходится 5,3 сцепки, в Эстонии – 3,8, в Польше – 3,3. Даже у бывших союзных республик показатели выше: 1,4 в Молдове, 1 – в Беларуси, 0,6 – в Украине, 0,32 – в Казахстане. В России на 1 тыс. жителей приходится 0,2 автопоезда. В таких условиях рассчитывать на существенное укрепление рыночных позиций не приходится.

 

Динамика использования книжек МДП российскими перевозчиками

 

Период

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Январь

42 377

28 480

29 251

Февраль

55 210

36 090

38 374

Март

56 034

36 859

40 254

Апрель

64 034

39 151

46 968

Май

56 397

32 925

 

Июнь

56 564

37 199

 

Июль

66 301

39 424

 

Август

60 815

37 655

 

Сентябрь

65 382

42 949

 

Октябрь

62 817

44 565

 

Ноябрь

45 612

41 272

 

Декабрь

43 131

40 916

 

Всего

674 674

457 485

 

 

В период кризиса сильнее остальных пострадали регионы, ориентированные на Европу. Прежде всего, речь идет о Калининградской области, где объемы перевозок в обоих направлениях сократились на треть. Однако эксперты предрекают значительный рост объемов перевозок. В частности, Минэкономразвития прогнозирует, что по объемам внешней торговли к концу 2010 г. удастся подойти к уровню 2008 г.

 

Бей своих, чтоб чужие боялись

При прочих обстоятельствах, влияющих на рынок транспортных средств для международных перевозок, есть ряд объективных причин, сдерживающих его развитие. В частности, речь идет о неадекватных таможенных пошлинах как по величине, так и по условиям их введения. Достаточно сказать, что таможенное законодательство предусматривает большие ставки для автомобилей старше трех лет, в то время как подавляющее большинство грузовиков приобретают в лизинг на четыре-пять лет. В итоге практически полностью оплаченные перевозчиками транспортные средства возвращают лизингодателям с фиксацией невосполнимого убытка. Одновременно с этим сокращается провозная возможность и, как следствие, падает конкурентоспособность и жизнестойкость транспортного предприятия, работающего на международных перевозках грузов.

Чем чреват такой подход? По мнению Михаила Низова, руководителя департамента АСМАП, в очередной раз поддержан иждивенческий настрой российского автопрома и подорван имидж государства в части стабильности законодательства. Снижена инвестиционная привлекательность автотранспортной отрасли и подведена черта под провозглашенной ранее защитой интересов развития предприятий малого и среднего бизнеса. Как итог – государство лишилось поступлений в виде налогов от транспортных услуг, а ожидаемых поступлений от таможенных платежей так и не произошло.

В результате массового разорения в 2009 г. российских транспортных компаний, занятых международными перевозками, произошло сокращение парка, которое отмечалось и в начале 2010 г. Национальный автопром лишился части внутреннего рынка сбыта в лице обанкротившихся транспортных предприятий, независимо от формы собственности и количества подвижного состава. Исходя из этого, Михаил Анатольевич Низов обоснованно считает, что профинансированные государством ожидания российских заводов по увеличению сбыта своей продукции не оправдаются.

Во-первых, предлагаемый подвижной состав не отвечает реальным потребностям рынка и не устраивает международных автоперевозчиков. Достаточно сказать, что чрезмерная собственная масса производимых в России автопоездов является сильным сдерживающим фактором для активизации спроса на них. Превышение собственной массы российских тягачей и даже некоторых предлагаемых к сборке в РФ моделей над лучшими европейскими аналогами составляет от 18 до 44 %. Специалисты Международного союза автомобильного транспорта (МСАТ) подсчитали: при годовом пробеге в 100 тыс. км каждый лишний килограмм массы приносит автоперевозчику 17 евро убытков. А если взять в расчет разницу в массе от 1,5 до 3 т, то арифметика будет еще более неприглядной для грузовиков российского производства. В условиях растущей стоимости дизтоплива использование неэффективных автопоездов на международных (да и на внутренних) перевозках становится бессмысленным.

Во-вторых, автопоезда российского производства пока уступают импортным аналогам по надежности и наработкам на отказ. В реальности это приводит к дополнительным простоям и неоправданным убыткам автоперевозчиков, производителей и потребителей товаров. Такая техника требует создания более плотной сервисной сети и сильнее зависит от наличия и сроков доставки запасных частей.

В-третьих, нужны разумные предложения по финансированию сделок приобретения коммерческого подвижного состава. К сожалению, в настоящее время в России нет приемлемых для покупателя условий кредитования или лизинга, особенно оперативного лизинга с возвратом ТС. Отсутствует и программа утилизации в виде обратного выкупа с зачетом стоимости сдаваемого грузового автомобиля в оплату за новый.

Есть и другие проблемы, влияющие на рыночный спрос. В частности, нужна обязательная локализация производства компонентов. Организация на территории России сборочного производства грузовиков только на основе импортных SKD- и CKD-комплектов чревата попаданием автотранспортной отрасли и российского автопрома в полную ценовую и иную зависимость от действий зарубежного производителя. Особенно велика эта опасность с учетом вертикально интегрированного типа производства, которое предусматривает использование только своих или согласованных с заводом-изготовителем компонентов. Однако в условиях выхода из затяжного финансово-экономического кризиса говорить о быстром решении перечисленных проблем не приходится.

 

Продажи зарубежных грузовиков

Каким бы емким ни был рынок транспортных средств для международных перевозок, довольно внушительным был и остается рынок внутренних перевозок. Транспортным компаниям требуется надежный и эффективный современный подвижной состав с относительно невысокой стоимостью владения. Нужны тягачи, способные строить рентабельный бизнес независимо от того, в какой сфере перевозки грузов занята техника и по каким маршрутам она перемещается. Здесь, как и в случае с международными перевозками, вне конкуренции европейские машины. Правда, кризис и здесь подкосил спрос потребителей.

Согласно данным Комитета производителей коммерческого транспорта (КПКТ), созданного в рамках Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в минувшем году рынок просел более чем на 80 %. Худшими с точки зрения продаж оказались II и III кварталы. Заметнее всех пострадали крупные импортеры в лице Volvo, Scania и MAN, а в меньшей степени – новички рынка вроде Isuzu. Болезненнее других спад оказался у Mercedes-Benz: продажи рухнули на 90 %.

 

Динамика продаж новых импортных автомобилей полной массой более 16 т в России

 

Торговая марка

2008 г.

2009 г.

Динамика, %

Volvo

5674

1170

–79

Scania

4704

951

–80

MAN

6562

950

–86

Iveco

1716

580

–66

Isuzu

367

277

–25

Renault Trucks

1491

263

–82

Ford Trucks

1173

234

–80

Mercedes-Benz

1697

177

–90

Hyundai

318

70

–78

Всего

23 702

4672

–80

 

Квартальные продажи новых импортных автомобилей полной массой более 16 т в России

 

Производитель

I кв.

II кв.

III кв.

IV кв.

2009 г.

Volvo

195

249

230

496

1170

Scania

301

113

156

381

951

MAN

191

190

116

453

950

Iveco

51

80

103

346

580

Isuzu

104

36

53

84

277

Renault Trucks

53

47

60

103

263

Ford Trucks

68

38

48

80

234

Mercedes-Benz

93

13

29

42

177

Hyundai

12

27

14

17

70

Всего

1068

793

809

2002

4672

 

Тем не менее председатель КПКТ Борис Биллих настроен оптимистически: «По прошествии одного из худших годов с точки зрения продаж коммерческого транспорта в России Комитет смотрит в будущее с оптимизмом. Развитие рынка в IV квартале оправдывает ожидания, хотя ситуация пока еще остается хрупкой и нестабильной». Впрочем, это он говорил весной, а летом в прогнозах ноток уверенности заметно прибавилось.

Заместитель председателя КПКТ Андрей Чурсин также уверен в подъеме рынка и постепенном возврате к прежним объемам. Несмотря на то, что 2009 г. показал резкое падение объемов продаж коммерческого транспорта по сравнению с 2008 г., по его глубокому убеждению, «ситуация рано или поздно стабилизируется. Правда, для достижения прежнего уровня потребуется три-четыре года».

Одним из положительных моментов в развитии ситуации на рынке является тот факт, что в IV квартале 2009 г. доля проданных автомобилей оставила 43 % от всех реализованных за год машин, и это явный сигнал к дальнейшей стабилизации. А в начале 2010 г. некоторым дистрибьюторам, например, DAF Trucks уже не хватало техники для удовлетворения растущего спроса.

Начавшийся весной 2010 г. рост продаж не был сиюминутным всплеском на основе нераспроданных складских остатков минувшего года. Такое утверждение справедливо лишь в отношении отдельных участников бизнес-процесса, например Ford Trucks. По остальным брендам налицо явный посткризисный прорыв. И хотя на фоне последних лет роста продаж сегодняшние успехи довольно скромны, они уже лучше показателей «убийственного» 2009 г., когда обвал рынка был беспрецедентным. По большому счету и сейчас торопиться с окончательными выводами не стоит, но понять вектор развития уже можно. Российский рынок коммерческого транспорта постепенно оживает, набирает обороты и вселяет уверенность в том, что по итогам 2010 года в отчетной статистике минусов окажется гораздо меньше, чем по итогам 2009-го. Об этом говорят и итоги первого полугодия. Особенно отчетливо заметна динамика при рассмотрении продаж новой импортной техники по кварталам.

Если за первые три месяца текущего года продажи тяжелых грузовиков увеличились по сравнению с январем - мартом 2009 г. на 87 %, то уже во II квартале продажи выросли в 2,5 раза. В рассматриваемый период произошла перестановка не только в списке лидеров продаж, но и в средней части таблицы. С учетом таких рокировок говорить об окончательной расстановке сил на финише года пока преждевременно. Впрочем, и сейчас ясно, что фавориты останутся в призовой тройке, а основная борьба за доли рынка и место в списке импортеров развернется за позиции с четвертой и ниже.

 

Динамика продаж новых импортных тяжелых грузовиков (полной массой более 16 т) в России в I квартале

 

Торговая марка

I кв. 2009 г.

I кв. 2010 г.

Динамика, %

MAN

191

484

153

Iveco

51

393

671

Scania

301

382

27

Volvo

195

277

42

Renault Trucks

53

207

291

Mercedes-Benz

93

107

15

Ford Trucks

68

69

1

Isuzu

104

55

–47

Hyundai

12

21

75

Всего

1068

1995

87

 

Динамика продаж новых импортных тяжелых грузовиков (полной массой более 16 т) в России во II квартале

 

Торговая марка

II кв. 2009 г.

II кв. 2010 г.

Динамика,%

MAN

190

880

363

Iveco

80

627

684

Volvo

249

351

41

Mercedes-Benz

13

299

2200

Scania

113

284

151

Renault Trucks

47

130

177

Ford Trucks

38

85

124

Isuzu

36

70

94

Hyundai

27

26

–4

Всего

793

2752

247

 

В отличие от тяжелых машин, сегмент автомобилей средней грузоподъемности восстанавливается не так быстро. По крайней мере I квартал текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года потерял 83 единицы, или 9 %. Зато II квартал реабилитировал среднетоннажники, показав рост сбыта в 1,3 раза. Здесь также прослеживается смена лидера и перестановка мест догоняющих, хотя цифры продаж довольно скромные.

 

Динамика продаж новых импортных среднетоннажных грузовиков (полной массой 6 – 16 т) в России в I квартале

 

Торговая марка

I кв. 2009 г.

I кв. 2010 г.

Динамика, %

Isuzu

413

437

6

Hyundai

503

372

–26

MAN

7

40

471

Mercedes-Benz

3

36

1100

Iveco

41

7

–83

Volvo

5

1

–80

Renault Trucks

4

0

–100

Всего

976

893

–9

 

Динамика продаж новых импортных среднетоннажных грузовиков (полной массой 6 – 16 т) в России во II квартале

 

Торговая марка

II кв. 2009 г.

II кв. 2010 г.

Динамика, %

Hyundai

318

862

171

Isuzu

233

432

85

MAN

21

60

186

Volvo

5

55

1000

Mercedes-Benz

33

40

21

Iveco

7

12

71

Renault Trucks

10

1

–90

Всего

627

1462

133

 

Позитивной динамикой отмечена и ситуация на рынке легких коммерческих автомобилей. Согласно официальным данным АЕБ, реализация транспортных средств полной массой до 6 т за апрель - июль 2010 г. по сравнению с таким же периодом прошлого года увеличилась почти на треть. Лидером продаж по-прежнему остается ГАЗ – на его долю приходится 53,9 % рынка. Однако ГАЗ показал рост в 36 %, тогда как его ближайший преследователь УАЗ прибавил 55 %, идущий следом Fiat – 141 %, а Iveco показала максимальный прирост в 2,6 раза.

По итогам первого полугодия ГАЗ реализовал 30009 единиц готовой продукции, что подняло продажи на 12 % в сравнении с первым полугодием прошлого года. В этом количестве продажи легкого коммерческого транспорта выросли на 25 % и составили 28676 единиц. С таким показателем ГАЗ удерживает почти половину российского рынка в данном сегменте – 49,6 %. Рекордным по числу произведенных машин легкого класса стал июнь: в Нижнем Новгороде было собрано 6565 автомобилей. Впечатляет и начало второго полугодия: только в июле завод произвел около 8 тыс. единиц малотоннажников, но все они будут отражены уже в другой статистической отчетности.

Аналитики отмечают, что важную роль в обеспечении коммерческого успеха «Группы ГАЗ» сыграла программа утилизации. Благодаря поддержке государства компания продала по ней каждый пятый автомобиль или 3,5 тыс. от общего количества. У конкурентов эти показатели скромнее, хотя есть и сопоставимые объемы. Например, за четыре месяца действия программы утилизации группа Sollers реализовала дополнительно 3,7 тыс. автомобилей Fiat, SsangYong и УАЗ, что составило 15 % от суммарных продаж. В общей сложности в первом полугодии 2010 г. группа Sollers реализовала 32305 единиц техники, что на 29 % больше, чем в первом полугодии 2009-го. Максимальный рост продаж за первые шесть месяцев текущего года отмечен по автомобилям УАЗ: 18686 единиц, или +41 %. Сбыт внедорожников SsangYong вырос до 4939 единиц (+33 %), а легких коммерческих модификаций Fiat – до 8462 единиц (+8 %).

Несмотря на общий положительный тренд, картина по легким коммерческим автомобилям далеко не однотонная. Например, продажи Toyota рухнули более чем на две трети, а продажи Nissan просели наполовину. Ford не досчитался 43 % проданных автомобилей, Renault – 39 %, Volkswagen – 6 %. Потери, в принципе, восполнимы, и они лишний раз говорят о том, что выход из кризиса не будет легким.

 

Динамика продаж новых легких грузовиков (полной массой до 6 т) в России во II квартале

 

Торговая марка

II кв. 2009 г.

II кв. 2010 г.

Динамика, %

ГАЗ

13 119

17 876

36

УАЗ

3841

5963

55

Fiat

1506

3626

141

Peugeot

696

1505

116

VW Nuzfahrzeuge

1487

1398

–6

Ford

1897

1081

–43

Mercedes-Benz Vans

298

443

49

Citroen

211

423

100

Iveco

89

321

261

Nissan

482

245

–49

ТагАЗ

34

107

215

Renault

131

80

–39

Isuzu

16

78

388

Toyota

99

30

–70

Всего

23 906

33 176

28

 

Что делаем – на том и ездим

По данным ОАО «АСМ-холдинг», имеющиеся в России производственные мощности по выпуску отечественных грузовых автомобилей составляют 535 тыс. единиц в год, плюс 25 тыс. единиц на сборочных предприятиях с иностранным участием. При этом объем продаж на российском рынке грузовых автомобилей в 2009 г. сократился по отношению к 2008 г. в 2,6 раза, и составил 110,21 тыс. единиц. Из этого количества доля машин российского производства составила 64,5 % или 71,1 тыс. штук, а доля иномарок российской сборки – 8,7 %, или 9,57 тыс. штук.

В 2009 г. в Россию импортировано 29,5 тыс. единиц новых и подержанных грузовых автомобилей, что составило в общем объеме 26,8 % транспортных средств. На экспорт поставлено 14,39 тыс. единиц новых грузовиков, что 2,8 раза меньше, чем годом ранее. На всех российских предприятиях суммарный выпуск новых грузовиков составил 91 тыс. штук против более 255 тыс. единиц в 2008-м. Несмотря на то, что рост производства до наступления кризиса отмечался начиная с 1996 г., совершенствованию выпуска коммерческих автомобилей уделялось мало внимания. В итоге устаревало не только заводское оборудование, но и модельный ряд. Достаточно сказать, что автомобили российского производства практически не задействованы в международных грузоперевозках, да и на внутренних линиях их постепенно теснят иномарки. Это способствовало росту объемов импорта грузовой техники, причем не только автомобилей, но и прицепного состава.

 

Производство грузовых автомобилей в России, тыс. единиц (данные ОАО «АСМ-холдинг»)

 

Период

Полная масса

Всего

До 5 т

5,1 – 20 т

Более 20 т

2004 г.

133,41

46,75

22,6

202,76

2005 г.

135,47

42,95

28,87

207,29

2006 г.

161,18

49,95

38,26

249,39

2007 г.

177,52

73,16

40,71

291,39

2008 г.

152,33

62,04

40,9

255,27

2009 г.

50,91

25,61

14,46

90,98

2010 г.*

52,35

29,39

18,26

100,0

 

Данные первых двух кварталов свидетельствуют о том, что в целом рынок коммерческого транспорта в России улучшает показатели в сравнении с аналогичным периодом годичной давности. На подходе итоги III квартала, и это тоже пища для размышлений. По мнению аналитиков, вот тогда можно будет строить прогнозы относительно итогов года. Хотя сами бизнесмены не торопятся с выводами и очень осторожны в оценках складывающейся ситуации. Об этом свидетельствуют и их высказывания, основанные на опыте работы и знании российского рынка.

Коммерческий директор ООО «Скания-Русь» Андрей Чурсин оценивает перспективы бренда Scania с оптимизмом. Снижение спроса на коммерческие автомобили, по его мнению, позволило больше внимания уделить развитию сервисной сети. На данный момент в России работает 34 сервисные станции. Недавно были открыты новые дилерские и сервисные станции в Костроме, Казани, Рязани и Хабаровске. В 2010 г. планируется открыть еще пять новых дилерских станций в Петрозаводске, Мурманске, Белгороде, Екатеринбурге и Челябинске.

В 2009 г. в РФ реализован 951 грузовик Scania. В I квартале текущего года было поставлено 382 автомобиля, что на 27 % выше результатов I квартала 2009-го. В апреле начали сборку шасси на заводе в Санкт-Петербурге, в Шушарах. Инвестиции в данное производство составили 10 млн евро. Планируемая мощность – до 5 тыс. единиц техники всей модельной гаммы, включая бетономешалки и лесовозы, но вначале это будут шасси и самосвалы. С учетом новой модели Griffin High Line в 2010 г. здесь будет собрано не менее 500 грузовиков шведской марки.

По собственным прогнозам «Скания-Русь», в текущем году российский рынок коммерческого транспорта должен удвоиться, а продажи новых тяжелых грузовиков западного производства достигнут отметки в 9 тыс. ед. Предполагается, что из них 1,8 - 2 тыс. составят грузовики Scania.

Генеральный директор ЗАО «Вольво Восток» Ларс Корнелиуссон в своих оценках непреклонен: начиная с IV квартала 2009 г. рынок активизировался. Всего продано 1200 машин Volvo. В первом полугодии складские резервы еще оставались, но стоковых автомобилей не было уже к началу II квартала, и это накладывает свой отпечаток. В прошлом году спрос на шведские грузовики был активным со стороны представителей нефтегазовой отрасли и сельского хозяйства. Сейчас ощущается увеличение интереса к строительному сегменту, и новый Volvo FMX попал в точку. Новая модель будет поставляться в версиях 6х4, 6х6, 8х4. Компания старается быть максимально гибкой, чтобы адаптировать производственные мощности завода в Калуге под запросы клиентов. Срок поставки с момента заказа в настоящее время составляет три месяца.

Генеральный директор «МАН Автомобили Россия» Ларс Химмер называет прошлый год очень непростым, хотя подчеркивает, что имели место и светлые моменты. Например, в августе 2009 г. было организовано совместное предприятие JV MAN Auto-Uzbekistan. Учредителями выступили компании «МАН Нутцфарцойге АГ» и АК «Узавтосаноат». Оно осуществляет сборку, сбыт и сервисное обслуживание грузовых автомобилей MAN для рынков Центральной Азии: Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана. На 15 апреля 2010 г. из Германии на завод было поставлено 198 единиц коммерческой техники.

В I квартале 2010 г. «МАН Автомобили Россия» сохранил позицию лидера среди импортеров грузовой техники тяжелого класса: реализовано 524 новых автомобиля, что на 124 больше, чем у ближайшего преследователя. Во II квартале MAN не уступил пальму первенства и вновь ушел в отрыв от догоняющего с разницей в 253 автомобиля: 880 против 627 у конкурента. Таким образом, компания сделала серьезную заявку на лидерство.

Генеральный директор ЗАО «Рено Тракс Восток» Фабрис Горлье отмечает:

- В 2009 г. в России продано 298 грузовых автомобилей Renault, из которых 69,5 % составили тягачи Premium Route, примерно поровну – Mascott и самосвалы Kerax с колесной формулой 6х4 и 8х4 (10,7 и 10,1 % соответственно). Доля в 6,7 % пришлась на тягачи Premium Lander (6х4) для сложных дорожных условий, 2 % – магистральные тягачи Magnum, 0,7 % – фургоны Maxity и 0,3 % – грузовики Midlum. На апрель 2010 г. было продано 268 машин, а план года – 700 единиц техники. Весной на заводе в Калуге собраны первые 10 единиц Premium, а в конце апреля начато производство Kerax. К августу план сборки составлял 40 единиц, в сентябре – по 3 автомобиля в день, в декабре – уже по 7 единиц в день. Кстати, в России у Renault Trucks самая большая дилерская сеть за пределами Франции.

Задачи Renault Trucks в России на 2010 г. выглядят так: доля рынка 8,5 %, увеличение доли в строительном сегменте, сохранение позиций в сегменте тягачей, выход на рынок техники для коммунального хозяйства с мусороуборочными машинами на шасси Midlum Premium Distribution. На повестке дня также развитие рынка trade-in и увеличение продаж б/у техники.

Президент и управляющий директор Ford Россия Марк Овенден в оценках очень сдержан. По его мнению, несмотря на кризис, 2009 г. стал для коммерческих автомобилей Ford очень успешным. Обновленный Transit Connect имел успех, увеличив свою долю до 5 % в сегменте легких коммерческих автомобилей. Кстати, начиная с 2005 г. продажи коммерческого транспорта Ford росли из года в год: за пять лет реализовано свыше 39 тыс. моделей Transit, Connect, Ranger. За это время их доля на рынке увеличилась с 2,25 % в 2005 г. до 7,56 % в 2009-м. В ушедшем году Ford реализовал в России 7766 единиц коммерческого транспорта. По объему продаж марка вновь стала лучшей среди иностранных производителей в данном сегменте.

Дилерская сеть Ford в России насчитывает 117 предприятий в 70 регионах страны. В минувшем году она сохранила свое ядро и в условиях экономического спада не пострадала. Ford может предложить многое рынку по легким и средним грузовикам, но по тяжелому транспорту ситуация несколько иная. В прошлом году и в I квартале текущего года компания не ввозила тяжелых грузовиков, а работала на имеющихся складских запасах. Продажи этих машин по сравнению с 2009 г. выросли в три раза. Например, в марте было продано 45 единиц, а на конец июня остаток составлял 50 единиц. Импорт такой техники возобновлен только со второго полугодия 2010 г.

В настоящее время Ford сотрудничает более чем с 40 партнерами в установке надстроек на своем шасси, и на повестке дня рано или поздно встанет вопрос организации сборки коммерческих автомобилей Ford в России. Представители компании ищут такие возможности, но когда и где это состоится – сказать трудно.

Президент «Группы ГАЗ» Бо Андерссон говорит о том, что прогноз продаж на 2010 г. сделать невозможно. По мнению бизнесмена, Россию можно разделить на 11 регионов, которые активно приобретают технику Горьковского автозавода. Из них наиболее активные – Федеральный центр в лице Москвы и Северо-Запад страны в лице Санкт-Петербурга. Именно здесь больше других покупают «Газель-Бизнес». Спрос настолько высок, что в мае на конвейере завода собирали только эту модель.

Рыночные реалии заставили производителя пересмотреть ценовую политику. По некоторым моделям удалось добиться снижение цен в прайсе на 20 %. Правда, «Газель» с газобаллонным оборудованием дороже обычной версии на 26 тыс. рублей. Разница в стоимости оправдана: расход топлива в сравнении с бензиновым аналогом ниже на 30 – 40 %. В ближайшее время предприятие возьмется за установку на коммерческий транспорт гибридных моторов и приступит к испытаниям машин на метаноле.

Генеральный директор «ФУЗО КАМАЗ Тракс Рус» Альберт Ягудин отмечает положительную динамику продаж на российском рынке. В конце июня стартовали продажи Mitsubishi Fuso Canter, и оценить начальный рыночный спрос можно будет по итогам III квартала. Первыми дилерами предприятия в РФ по реализации и сервисному обслуживанию данной техники стали компания «Мерседес-Бенц Север» в Москве и «ФУЗО Центр Казань» в Татарстане. На начальном этапе планируется открыть 30 дилерских центров в крупнейших городах: Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Казани, Краснодаре. В состав дилерской сети войдут как сотрудничающие с ОАО «КАМАЗ» и Mercedes-Benz партнеры, так и независимые дилерские центры. Для того чтобы гарантировать клиентам высокое качество обслуживания и надлежащую техническую поддержку, «ФУЗО КАМАЗ Тракс Рус» открывает учебный центр подготовки менеджеров по продажам и технического персонала дилерских центров. Выход на рынок компании «ФУЗО КАМАЗ Тракс Рус» означает появление нового игрока, с которым придется считаться всем конкурентам.

Генеральный директор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин подчеркивает, что слагаемые достижений автогиганта – сохраненная дилерская сеть и внятная политика на рынке. В прошлом году КАМАЗ инвестировал в развитие 3 млрд 780 млн рублей. Было заказано новое оборудование, и давать задний ход даже в кризис было бы неправильно.

Главный итог 2009 г., по мнению С. Когогина, в том, что автопром выжил и благодаря оперативному принятию решений КАМАЗ сохранил свою жизнеспособность. В мае 2010-го началась полноценная сборка грузовиков, а в июне стартуют продажи новых рыночных продуктов.

Большое внимание в течение года будет уделено экспорту. Запасы новых и подержанных машин на рынке Объединенных Арабских Эмиратов очень большие, и у завода есть шанс продать сюда в 2010 г. не одну сотню грузовиков. В апреле в производство было заказано 3100 автомобилей, в мае – 2400. В июне уровень спроса был таким, что не хватало рабочих дней для исполнения всех заказов. Всего с начала года за первые шесть месяцев продано 12305 автомобилей, что соответствует темпам роста в 46,2 %. Это позволило КАМАЗу сохранить лидерство на российском рынке грузовиков тяжелого класса.

Руководитель отдела продаж VH-DAF Алексей Самохин не скрывает, что 2009 г. был достаточно сложным. По всем направлениям произошла просадка: подержанная техника продавалась плохо, а новая – еще хуже. В то же время отмечен рост продаж запасных частей, что вполне объяснимо: парк грузовиков не обновлялся, и перевозчики ремонтировали имеющийся в их распоряжении транспорт.

После введения нового Таможенного союза России и Беларуси был отмечен скачкообразный рост продаж машин с пробегом возрастом до 5 лет. Только в январе - феврале 2010 г. компания реализовала подержанных грузовиков больше, чем за несколько месяцев предыдущего года. Тенденция должна сохраниться, поскольку запретительная пошлина в размере 25 % на ввоз автомобилей старше трех лет отпугивает большинство покупателей.

В начале года был отмечен общий рост продаж новых грузовиков DAF. Устойчивым спросом пользовались и топ-версии флагманской модели XF, и более скромная модель CF в бюджетной комплектации.

Нынешний год будет непростым, но уже сейчас можно говорить о том, что он перекроет показатели продаж 2009 г.

Директор по продажам и маркетингу малотоннажных автомобилей Mercedes-Benz Джейсон Номикос считает российский рынок очень перспективным. В сегменте коммерческих автомобилей полной массой менее 6 т Mercedes-Benz остается в десятке лидеров, но текущее положение не окончательное. В целом на рынке рост в I квартале 2010 г. небольшой – менее 10 %, но число заказов постепенно увеличивается, и это позитивная тенденция. За первые три месяца текущего года продано 380 фургонов и микроавтобусов со звездой на капоте, что на 13 % меньше прошлогодних показателей. Однако в дальнейшем ожидается рост.

Глава марки «Volkswagen Коммерческие автомобили» в России Михаил Семенихин полагает, что ситуация на рынке в целом стабилизируется, налицо цикличные процессы. В 2009 г. было продано 977 автомобилей Multivan California, а в этом году есть намерение реализовать 1100 - 1200 единиц. Первый квартал текущего года стал хуже ожидаемого, но в целом  укладывается в рамки прогноза. Чудес никто не ждал, но явно прослеживается возросшая активность покупателей по числу звонков, заявок и посещений дилерских центров. Второй квартал тоже не оправдал всех надежд, но III и IV кварталы должны стать лучше. В 2009 г. Volkswagen занимал 5,2 % рынка коммерческих автомобилей в сегменте, где присутствуют УАЗ, «Газель», Hyundai и другие. В 2010 г. доля Volkswagen не упадет совершенно точно, но цель – не столько удержать планку, сколько заработать денег, не увлекаясь статистикой.

В 2010 г. появился конкурентоспособный продукт – обновленный Т5. Он подорожал на 1 – 3 % в сравнении с предшественником в сопоставимой комплектации, что вполне адекватно внесенным улучшениям. В евро и долларах США специальное кредитное предложение совместно со Сбербанком России по коммерческим автомобилям Volkswagen подразумевает сниженную процентную ставку 14 % (для других брендов – 15 %).

Кроме того, предусмотрена дополнительная совместная скидка в 3 % от рекомендованной розничной цены. Акция действует с 10 апреля до 31 декабря 2010 г., т. е. ею может воспользоваться большое число перевозчиков.

Генеральный директор ООО «Пежо Россия» Франсуа Пуарье не скрывает, что продажи коммерческого автотранспорта – это стратегическое направление бизнеса. За три месяца 2010 г. доля Peugeot на российском рынке составила 3,4 % по сравнению с 2,1 % годом ранее. В I квартале текущего года продажи марки в сегменте коммерческого транспорта были увеличены на 66,2 % на фоне общего роста сегмента за аналогичный период лишь на 5,5 %. В конце 2009 г. в России действовало шесть бизнес-центров Peugeot. Через полгода их было уже 18, и это число будет расти. Планы на текущий год простые: находиться в топ-тройке. К слову, по итогам трех месяцев текущего года Peugeot занял второе место среди импортеров. Есть основания полагать, что и по итогам года эти позиции удастся удержать. По крайней мере в I квартале 2010 г. рост продаж только Peugeot Boxer составил 109 % по сравнению с аналогичным периодом 2009-го.

Заместитель генерального директора ООО «СОЛЛЕРС-Елабуга» Алексей Лихачев не скрывает оптимистичного настроя. По итогам I квартала 2010 г. в сегменте легких коммерческих автомобилей полной массой менее 6 т FIAT занимает третье место и по числу проданных машин вдвое опережает следующего по пятам конкурента. В сравнении с первыми тремя месяцами прошлого года объем реализуемой продукции вырос на 56 %.

В настоящее время Fiat Ducato занимает 9 % рынка в своем сегменте против 6 % в 2009 г. Общая доля Fiat составляет 45 % в сегменте фургонов и 17 % в сегменте микроавтобусов. Менее чем за два года по Fiat Ducato открыли 101 дилерский центр в разных регионах России, включая Северный Кавказ и Дальний Восток. У компании заключены контракты на поставку свыше 250 единиц маршрутных такси, более 100 бронированных автомобилей для службы инкассации Сбербанка, а также микроавтобусы для перевозки ветеранов Великой Отечественной войны.

В производственной линейке появились три модификации Fiat Ducato с полным приводом. Дилеры начали прием заказов на автомобили с колесной формулой 4х4, стартовая цена которых — 239 тыс. рублей. На новый автомобиль уже есть заказы от муниципальных властей Дальнего Востока, и география поставок активно формируется. В IV квартале 2010 г. планируется вывести на рынок шасси Fiat Ducato и в целом продать в текущем году около 15 тыс. автомобилей.

Заместитель генерального директора СП «СОЛЛЕРС-Isuzu» Александр Измайлов говорит о том, что самый главный итог первой половины текущего года заключается в том, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года компания не сдала позиций. Лидер рынка – по-прежнему модель Isuzu NQR75. В конце апреля было возобновлено производство бензиновых двигателей ЗМЗ для Fiat Ducato. А в 2011 г. планируется укрепить свои позиции в сегменте пятитонных грузовиков Isuzu NPR75. Основной упор в работе сейчас сделан на дилерскую сеть.

 

Цыплят – по осени, продажи – по декабрю

Прогнозы – дело неблагодарное. Большинству перевозчиков не до статистики в глобальном масштабе, их больше волнуют цифры в графах «Дебет» и «Кредит» в бухгалтерии собственного предприятия. У финансовых организаций и импортеров картина иная, но всех волнует то, как сложится конъюнктура и что произойдет на весах спроса и предложения.

В этой связи хочется напомнить, что осенью в транспортной отрасли пройдет несколько значимых мероприятий, в ходе которых автоперевозчики, импортеры, дилеры, страховщики, грузоотправители, экспедиторы, ремонтники и представители других профессий смогут встретиться в деловой и неформальной обстановке, обменяться опытом, сверить часы, поделиться своими опасениями, узнать мнение коллег, оперативно получить из первых рук нужную информацию.

Одно из таких событий – VI Международный автотранспортный форум (МАФ). В этом году он пройдет в московском выставочном комплексе «Крокус Экспо» с 25 по 28 октября и будет включать мероприятия, посвященные профессиональному празднику – Дню автомобилиста. Там встретятся первые лица отрасли, чиновники, перевозчики, коллеги и единомышленники.