Автопробег "Приключения электромобилей Как машины-роботы покоряют континенты"


 

Александра НОВИЧКОВА

Фото автора

 

В современных рыночных условиях мировые производители автотранспортных средств вынуждены разрабатывать новые технологии, направленные на уменьшение степени загрязнения окружающей среды. Помимо этого они находятся под прессом требований потенциальных заказчиков, которые заинтересованы в уменьшении затрат на содержание автомобилей. Пока основная масса предлагаемых инноваций сводится к оснащению подвижного состава газовыми или гибридными двигателями. Однако разговоры о появлении не прототипов (как сейчас), а серийных электромобилей, кажется, перестают быть беспочвенными. По крайней мере 13-я межконтинентальная экспедиция Overland, которая в этом году сделала остановку и в российской столице, стала достойным подтверждением проявления интеллектуальной конструкторской мысли.

 

Автопробег Overland World Truck берет свое начало в Италии. По сути это телевизионный проект, который вот уже 15 лет притягивает к себе миллионы итальянских телезрителей. Основная цель проведения этой многолетней экспедиции заключается в том, чтобы объехать весь мир на грузовиках, проэкзаменовав тем самым как человеческие возможности, так и автомобильные ресурсы. Участники проекта (а это далеко не профессиональные гонщики, а просто опытные водители, готовые к сложным испытаниям), снимают свои путешествия на видео. После возвращения на родину эти съемки монтируются, а потом выходят на первом канале итальянского телевидения. Идейным вдохновителем, руководителем и единственным человеком, принявшем участие во всех 13 экспедициях Overland, является легендарный итальянский путешественник Беппе Тенти. Будучи в преклонном возрасте (ему 74 года), он настолько энергичен и одержим любимым делом, что готов покорять все новые города и страны.

 

Автомобили-кемперы на шасси Ford Transit стали участниками 13-го пробега Overland


Несмотря на то что в этом году проводится 13-я по счету экспедиция Overland World Truck, в реальности нынешний автопробег лишь десятый. Это связано с тем, что в основе седьмой, восьмой и девятой экспедиций нет реальных путешествий – они существуют только в виде телевизионных передач.

Первый Overland проводился пятнадцать лет назад по маршруту Рим – Нью-Йорк – Россия (через Сибирь и Берингов пролив). Причем проходил он в условиях суровой российской зимы. В дебютном автопробеге участвовали четыре грузовика Iveco 330.30 ANW 6WD, которые были доработаны под так называемые дома на колесах. В каждой такой машине была размещена кухня, спальные помещения, санузлы, а также водоснабжение. Кроме того, в состав первых караванов входили автомобиль-мастерская и заправщик.

Два года спустя прошла вторая экспедиция Нью-Йорк – Сан-Паулу. На третьем этапе грузовики преодолели африканский маршрут – из Кейптауна до Нордкапа, на следующем – из Португалии в Пекин, затем из Пекина в Рим, после чего по Балканскому полуострову, Греции, Турции и странам Ближнего Востока вокруг Средиземного моря в Египет, далее проехали через Ливию, Тунис, Алжир, Мавританию, Марокко, Испанию и Францию.

В 2005 г. целью экспедиционного каравана стало преодоление маршрута по Великому шелковому пути. Правда, в этом пробеге участвовали только велосипедисты. А вот следующий автопробег запомнился тем, что участие в нем приняла машина-ветеран Itala, которая сто лет назад соревновалась в ралли Пекин – Париж. Карта пробега 2007 г. повторяла этот маршрут, но в зеркальном отражении. И, наконец, 12-я экспедиция объехала всю Африку (из Марокко к мысу Доброй Надежды).

За 15 лет проведения экспедиций Overland караваны, участвующие в пробегах, объездили четыре континента. Если сложить километраж всех путешествий, то это расстояние в несколько раз превышает длину экватора.

 

Несмотря на наличие рулевого управления, электромобили едут без его участия (исключение составляет только первый в колонне автомобиль)


Нынешний Overland стартовал 20 июля из Милана. Проехав по территории Италии, Словении, Хорватии, Сербии, Венгрии, караван добрался до украинской столицы, после чего посетил российские города (Ростов-на-Дону, Воронеж, Москва, Нижний Новгород, Самара, Казань, Уфа, Екатеринбург, Челябинск, Тюмень, Омск, Кемерово и Новосибирск), затем отправился в Казахстан, а конечной его точкой станет китайский Шанхай. В Китае караван должен оказаться в октябре текущего года. По словам организаторов этого автопробега, такой маршрут был выбран не случайно. Во-первых, нынешний год является Годом сближения культур, а экспедиция призвана способствовать взаимному обмену знаниями и взаимопониманию между странами и народами, а также содействовать ознакомлению с культурным, этническими, языковыми и религиозными традициями. Во-вторых, к моменту прибытия автопробега в Шанхай там начнется универсальная выставка «Экспо-2010», которая в 2015 г. как раз будет проходить в Милане, куда экспедиция вернется по окончании пробега.

Протяженность маршрута составляет 30 тыс. км. По словам Б. Тенти, нынешняя экспедиция во многом повторяет первое путешествие, поскольку каравану снова предстояло проехать по нескольким российским городам. Правда, теперь экспедиция испытывала машины на прочность не суровой российской зимой, а невиданной доселе жарой, которая в этом году доставила немало неприятностей россиянам.

В этом году в караване приняли участие четыре автокемпера на шасси Ford Transit и два грузовика Iveco EuroCargo. Но главным событием автопробега стало участие в нем четырех маленьких электромобилей-роботов VisLab, выкрашенных в традиционные для пробега оранжевые цвета.

Машины созданы на базе серийных моделей коммерческих электромобилей Piaggio Porter. Это плод совместных разработок Пармского университета, сотрудники которого на протяжении 20 лет занимаются разработками и испытаниями автомобилей-роботов, ездящих без участия водителя, и компании VisLab. Именно такие электромобили стали участниками автопробега. Они уже эксплуатируются в некоторых итальянских городах.

Машины-роботы получают энергию от солнечной батареи. Подзарядка им требуется довольно часто: без нее машины могут проехать лишь несколько часов (не более 80 – 100 км). Затем они помещаются на автомобиль Iveco EuroCargo со специальной платформой с генератором, который подзаряжает их. Таким образом, самостоятельно электромобили проедут не 30 тыс. км, как вся делегация, а только половину пути.

В электромобилях используются не литиево-ионные, как у подавляющего большинства разработчиков подобного рода автотранспортных средств, а свинцово-гелевые аккумуляторные батареи. А солнечные батареи, которые расположены на крыше машин, не в состоянии питать электричеством двигатель. Их возможностей хватает только на подзарядку компьютерной сети и вспомогательной электроники.

Электромобили-роботы буквально напичканы видеокамерами и сенсорами-сканерами, благодаря которым машины способны ехать без участия водителя. И это несмотря на то, что в кабине есть рулевое управление, а в салоне едет пилот, но, скорее, для того, чтобы контролировать ситуацию.

Данные, поступающие с датчиков и видеокамер, попадают в специальные бортовые компьютеры, которые обрабатывают и хранят всю необходимую информацию. Она не будет использована для аналитических исследований состояния дорожного полотна, а станет применяться только для проведения испытаний, связанных с дальнейшими разработками института в Парме. Кроме того, специальные датчики, установленные на электромобили, будут оценивать экологическую обстановку вокруг машин. Это позволит рассчитать уровень загрязненности окружающей среды в различных регионах. Кстати, по словам разработчиков, на российских дорогах электромобили-роботы не встретили никаких дорожных препятствий. Проблемы у таких машин начинаются только на бездорожных участках, где даже нет асфальтового покрытия.

По словам Б. Тенти, новый пробег Overland – это только часть более сложной программы, которая будет реализовываться и в следующем году. В целом его протяженность составит 50 тыс. км. Причем в состав экспедиции войдут и российские грузовики, которые станут участниками путешествия на Южный полюс, температура воздуха на котором может достигать -70 ºС. Вот уж действительно испытание на прочность!

Главный помощник электромобилей – платформа с генератором для подзарядки батарей. Она смонтирована на шасси Iveco EuroCargo