Есть проблема "Кто защитит юношеские автошколы?"


 


 

Вадим ПОПОВ

 

Поводом для нашей встречи с президентом Всероссийской ассоциации юношеских автомобильных школ Ольгой Никоновой стали грядущие изменения в новой редакции федерального закона «О безопасности дорожного движения», который в ближайшее время должен быть утвержден Министерством транспорта и отправлен на утверждение в Министерство юстиции. Изменения эти касаются статуса специализированных юношеских автошкол и таковы, что могут напрямую повлиять на положение этой категории автошкол в частности и на безопасность дорожного движения в России в целом.


 Президент всеросийской ассоциации юношеских автомобилей школ Ольга Никонова

Наследие СССР

Хотя Всероссийская ассоциация юношеских автомобильных школ и была создана уже после распада СССР - в 1995 году, она объединила то, что создавалось с конца шестидесятых годов в Советском Союзе – автомобильные школы с наработанными методиками, персоналом и материальной частью.

По состоянию на начало 2009 г. в состав Ассоциации юношеских автомобильных школ входят юношеские автомобильные школы 43 регионов России. Главная задача Ассоциации - это создание единой, целостной системы обу­чения навыкам безопасного поведения детей и подростков на ули­цах и дорогах (начиная с пятилетнего возраста). И конечно, юношеские автошколы ценны тем, что дают возможность совсем молодым ребятам в течение нескольких лет стать квалифицированными водителями и подготовиться к экзаменам в ГАИ на получение автомобильных прав. Сегодня юношеские автомобильные школы имеют статус учреждений дополнительного образования, в которых учащиеся полу­чают профессиональную подготовку водителей транспортных средств категории В или ВС. Не секрет, что в регионах, где действуют юношеские автомобильные школы, наблюдается тенденция к снижению числа дорожно-транспортных происшествий. Также тесное взаимодействие с педагогическими коллектива­ми общеобразовательных школ помогает готовить преподавателей для проведения учебной работы в общеобразовательных школах по безопасности дорожного движения. Словом, со временем автошколы превратились в нечто гораздо большее, чем клубы по подготовке водителей, в их деятельности находится место и работе с воспитанниками детских домов, и совместным праздникам, и автопробегам по дорогам России и других стран, и многому другому. Надо ли говорить о том, как важно в наше непростое, изобилующее криминальными соблазнами время увлечь подростка по-настоящему интересным делом, которое в дальнейшем может стать его профессией?

Эти достойные задачи базируются на солидной материальной базе. Сегодня автомобильный парк автошкол насчитывает свыше двух тысяч автомобилей, в том числе более двухсот грузовых. Тысячи и тысячи выпускников юношеских автошкол каждый год получают автомобильные права. Например, за период с сентября 2007-го по май 2008 г. юношескими автошколами подготовлено свыше 24 тысяч водителей категории В и ВС, а свыше 75 тыс юношей и девушек в возрасте от 14 до 17 лет продолжают обучение.

- Юношеские автошколы выжили в тяжелейшее время 90-х гг. годов и не ликвидировались, как некоторые ПТУ. Почему так происходит - для многих загадка. Я думаю, это связано с тем, что это нужно самой молодежи. Основа юношеской автошколы изначально была построена настолько рационально, что, несмотря на любые катаклизмы, сломать его практически невозможно. Наши выпускники - грамотные и профессиональные водители, знающие сложности этой работы не понаслышке, а на собственном опыте. Я считаю, что в настоящий момент важно вернуть престиж профессии перевозчика, а юношеская автошкола - это кузница профессиональных кадров, – уверена Ольга Никонова.

Итак, юношеские автошколы не развалились ни в перестроечное время, ни в сложный период 90-х годов. Наоборот, продолжая готовить молодежь подросткового возраста, юношеские автошколы обратились к совсем юной аудитории. Например, в юношеской автомобильной школе Москвы были открыты группы для детей с семи лет, которые, занимаясь на специальных машинах, узнают правила дорожного движения и получают первые навыки вождения, тем самым с младых ногтей приучаются уважать непростой мир автомобильных дорог.

Однако сегодня беда пришла, откуда не ждали.

 

Странная поправка

До настоящего времени выпускники специализированных юношеских автошкол допускались к экзаменам на получение автомобильных прав на основании дополнения от 02 марта 1999 года  N 41-ФЗ в п. 1 ст. 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения». Дополнение гласит: «К экзаменам на получение права на управление транспортными средствами категории "В" и категории "С" могут быть допущены лица, достигшие семнадцатилетнего возраста и прошедшие соответствующую подготовку в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального образования, если такая подготовка предусмотрена образовательными программами, в специализированных юношеских автомобильных школах, а также в иных организациях, осуществляющих подготовку водителей транспортных средств по направлениям военных комиссариатов. Водительские удостоверения указанные лица получают по достижении ими восемнадцатилетнего возраста».

В конце прошлого года стало известно, что Министерство образования и Министерство внутренних дел России подготовили новую редакцию Федерального закона «О безопасности дорожного движения»: в нем из приведенного выше перечня учреждений, после подготовки в которых семнадцатилетние ребята могут сдать экзамен на автомобильные права в ГАИ, юношеские автомобильные школы исключены. На практике это означает, что выпускники юношеских автошкол будут просто не допускаться к экзаменам.

По словам О. Никоновой, поводом для таких изменений Минобразования считает тот факт, что юношеские автошколы не подпадают под имеющиеся сегодня виды и типы образовательных учреждений. То есть,  вместо того, чтобы разобраться в ситуации и найти в законе место для юношеских автошкол, чиновникам легче просто вывести подобные нестандартные учреждения из процесса подготовки водителей. Действительно, зачем искать способ решить проблему так, чтобы не пострадали ничьи интересы, если можно одним махом исключить из процесса тех, кто неудобен для его организаторов?

Результат предсказать нетрудно: вместо того чтобы не спеша освоить мастерство водителя в течение нескольких лет в юношеской автошколе, подрастающее поколение будет получать права после трехмесячных курсов подготовки водителей. В итоге получится, что юношеские автошколы с их колоссальным наработанным опытом, преподавателями и технической базой станут не нужны, а, следовательно, или будут закрыты, или превратятся в обычные курсы подготовки водителей. Многие из преподавателей юношеских автошкол, количество которых по России исчисляется сотнями, окажутся вынуждены искать новую работу, а подростки, вместо того чтобы заниматься интересным нужным делом, получая профессию или приобщаясь к автоспорту, окажутся предоставлены сами себе и улице.

С другой стороны, на дорогах вместо профессионалов будет появляться все больше неопытных водителей, что, конечно же, негативно скажется на безопасности дорожного движения. Нельзя же всерьез считать, что оставшиеся в перечне упомянутой статьи общеобразовательные учреждения, сетки учебных часов в которых и без того перегружены общеобразовательными предметами, смогут дать школьникам серьезные навыки управления автомобилем. Даже если представить себе, что хотя бы в части средних школ появится техническая база и специалисты с должным уровнем квалификации, будет ли уровень выпускаемых школой «автомобилистов» выше по качеству уровня «спортсменов», посещавших школьные уроки физкультуры? Даже если не считать этот вопрос чрезмерно категоричным, то возникает другой вопрос: зачем ломать то, что уже сейчас прекрасно работает? И, наконец, если уж в чью-то начальственную голову пришла «светлая мысль», что допускать к экзаменам на автомобильные права с семнадцати лет недопустимо, то почему из упомянутого пункта ст. 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» исключили только юношеские автошколы, отодвигая от дела обучения молодых людей наиболее профессиональные организации?

По словам О. Никоновой, Ассоциация неоднократно обращалась как в министерства, занятые подготовкой нового закона, так и к правительству России. Результатом пока остаются отписки либо молчание. Сейчас Всероссийская ассоциация юношеских автомобильных школ пишет во все инстанции, надеясь отменить нелепую попытку отодвинуть юношеские автошколы от процесса подготовки молодых водителей.

- Сегодня возникла колоссальная проблема – непонимание властей при изменении сегодняшних федеральных законов. Причем мнение это высказывается людьми, которые нас не знают. Когда я услышала из уст представителей Минобразования, что «автошколы непрофессионально готовят молодежь», я вошла в ступор. С телеэкрана нам вещают, что нужно поднимать престиж рабочей профессии, а люди, которые призваны этим заниматься, говорят, что это не нужно. Министр транспорта И.Е. Левитин нас поддерживает, но, видимо, его поддержки недостаточно для того, чтобы переубедить Минобразования и МВД. Например, сегодня мы предполагаем, что будем обучать ребят вождению популярных сегодня маленьких мотоциклов, скутеров, а кто будет этим заниматься если не мы? Общеобразовательные школы? Это невозможно. ПТУ? Их не так много в сфере транспортного образования. Система ДОСААФ-РОСТО? У них другие задачи, им надо готовить молодежь для армии, кадровый состав там потерян, да они никогда и не занимались четырнадцатилетними ребятами. А юношеские автошколы еще при их создании были предназначены позаботиться о профориентации молодых ребят,. о получении ими профессии. Сегодняшняя ситуация мне непонятна. Я напрямую написала президенту по интернету на его почту, мне ответили, что мое письмо прочитали и отправили в МВД. И я пишу снова, что мы много раз обращались в МВД, но до сих пор нормального ответа не получили по интеренету на его почту, рофориентации мололоебятами с четырнадцати летдровый стоставедостаточнооворят что это не нужно", – рассказывает Ольга Никонова.

 

Победит ли здравый смысл?

Если постараться взглянуть на ситуацию беспристрастно, то действия Минобразования и МВД России выглядят просто иррациональными. Создается впечатление, что проблемой, перед которой оказались юношеские автошколы, отвечающим за это чиновникам банально лень заниматься. Гораздо легче отказать, не думая о том, к каким последствиям это приведет. Ведь фактическое исключение юношеских автомобильных школ из процесса подготовки водителей негативно отразится на отдельных человеческих судьбах, ударит по безопасности дорожного движения, а значит по населению страны, тем самым обычным людям, забота о которых – прямая обязанность власти и всех ее структур.

Озвученный президентом России курс на модернизацию, безусловно, подразумевает строительство нового. Но зачем при этом в большевистской манере разрушать «до основанья…» то, что уже работает? Чиновники молчат. Но те, кому положение юношеских автошкол в России не безразлично, молчать не станут. Они будут задавать неудобные вопросы Министерству образования, МВД, правительству России, пока не получат на них внятные ответы и пока ситуация не изменится. И хотя ситуация сложилась по меньшей мере странная, здравый смысл должен восторжествовать. Хотя бы потому, что все мы живем в одной стране и ездим по одним дорогам.