Автобизнес " Свой среди своих и чужой среди чужих, пока… "


 

 

Роман МУРАШОВ

 

На границе лета и осени ОАО «КАМАЗ» традиционно подвелл промежуточные итоги 2010 года.

 

Несмотря на негативное влияние последствий мирового экономического кризиса, компания за первые семь месяцев текущего года удвоила продажи своей продукции в России и за рубежом. Так, по данным на первое августа, в период с января по июль 2010 г. ОАО «КАМАЗ» реализовало 17064 грузовых автомобиля, что более чем в два раза превышает количество проданных автомобилей в сравнении с тем же периодом 2009 г.

Если говорить отдельно о российском рынке, то динамика увеличения продаж здесь в течение 2010 г. также весьма неплоха: за этот период российским покупателям реализовано 15309 грузовых автомобилей КАМАЗ, из которых 14836 имеют полную массу от 14 до 40 т. Таким образом, объем продаж автомобилей и спецтехники КАМАЗ на российском рынке возрос в целом на 44%, в сегменте большегрузных автомобилей – на 41,4% в сравнении с тем же периодом прошлого года. При этом 7 тыс. машин, которые будут проданы в РФ в 2010 г., остались с 2009-м.

ОАО «КАМАЗ» является крупнейшим в России производителем тяже  лых грузовиков. Предприятие занимает 11-е место в мире по производству грузовых автомобилей полной массой более 14 т, 8-е место – по выпуску дизельных двигателей. В состав ОАО «КАМАЗ» входят 96 предприятий, 13 из которых являются основными дочерними компаниями. Штат - около 59 тыс. сотрудников. Основная продукция ОАО «КАМАЗ» – грузовые автомобили полной массой от 14 до 40 т, дизельные и газовые двигатели.

По заявлению Ашота Арутюняна, одного из топ-менеджеров – директора по маркетингу и рекламе ОАО «КАМАЗ», столь эффективная работа компании и увеличивающийся спрос на технику производства ОАО «КАМАЗ» и его дочерних предприятий привели к увеличению доли КАМАЗа на российском рынке до 56 %. Как считает А. Арутюнян, рост доли компании на свободном рынке говорит о высокой конкурентоспособности марки и эффективности работы по ее продвижению. Также, по словам того же топ-менеджера, важную роль в нынешнем успехе марки сыграла глубокая модернизация модельного ряда, что, несомненно, улучшило потребительские свойства российской грузовой техники. Интересно, что в последнее время отмечается интерес к рестайлинговым автомобилям КАМАЗ со стороны потребителей в странах ближнего и дальнего зарубежья.

По актуальным данным, в настоящее время мощности предприятия и сбытовой системы в состоянии производить и продавать на российском рынке 27 - 28 тыс. машин в год.

По расчетам маркетологов, ожидаемый размер внутреннего российского рынка 2011 г. – порядка 70 тыс. проданных грузовых автомобилей. КАМАЗ рассчитывает продать в следующем году до 42 тыс. автомобилей и удержать свою долю рынка на уровне примерно 50 %, при этом на внутреннем рынке в 2011 г. предполагается реализовать 35 - 37 тыс. грузовиков, на экспорт поставить около 5 тыс. машин.

Определенные надежды завод возлагает на государственную программу утилизации коммерческой техники. Вопрос в том, заработает ли она в 2011 г.? Если российский рынок 2011 г. неожиданно скачкообразно увеличится до 100 тыс. автомобилей (с учетом названной программы), то КАМАЗу не удастся без дополнительных мер государственной поддержки удержать долю в 50 %.

Сегодняшний бизнес-план предприятия предусматривает возможность производства 32,2 тыс. автомобилей с учетом российского и зарубежных рынков. В частности, в Казахстане КАМАЗ продал порядка 1 тыс. автомобилей, что составляет примерно 58 % рынка, на Украине – примерно 500 автомобилей (около 54 % рынка), на 1 октября Индией должно быть закуплено 180 КАМАЗов с двигателями Евро-2, так как далее вступает в силу закон о переходе Индии на экологический стандарт Евро-3.

Лидером рейтинга продаж грузовиков на Украине стал сельскохозяйственный самосвал КАМАЗ 45143, его доля в реализации 41,5 %. Катализатором спроса на данную модель в 2010 г. стал прогнозируемый рост сельского хозяйства Украины. Делают эту модель популярной широкая сеть станций технического обслуживания «КАМАЗа» в стране и доступность запасных частей.

В 2009 г. государственный заказ в производственной программе предприятия составлял около 50 %, в 2010 г. составит порядка 35 %, в 2011 г. предполагается дальнейшее (хотя и не столь значительное) сокращение доли государственного заказа.

 

Модернизированный КАМАЗ - за 50 тыс. рублей

Российский рынок лизинга автотехники постепенно оживляется, преодолевая отступающие последствия кризиса. Один из лидеров данного сегмента российского лизингового рынка - «Лизинговая компания «КАМАЗ» - изменил условия покупки новых автомобилей, предложив потребителям фиксированный размер платежа. Компания сделала потребителям уникальное предложение: теперь ежемесячный платеж за обновленный автомобиль с рестайлинговой кабиной по договору с «Лизинговой компанией «КАМАЗ» составит ровно 50 тыс. рублей независимо от его полной стоимости и срока лизингового договора.

В 2009 г., по оценке экспертов, Лизинговая компания «КАМАЗ» заняла 1-е место в сегменте «Дорожно-строительная техника», 3-е – в сегменте «Машиностроительное оборудование», 7-е – в сегменте «Лизинг автотранспорта». По версии экспертов рейтингового агентства «Эксперт РА», компания стала третьей в двадцатке лучших лизингодателей, работающих со средним бизнесом.

Как можно догадаться, разница в цене регулируется за счет срока договора и размера первоначального платежа. В зависимости от стоимости взятого в лизинг грузовика рассчитываться за него придется во временном диапазоне от 32 до 44 месяцев. Стартовый взнос составляет 25 – 30 % от стоимости автомобиля. Новая программа ОАО «Лизинговая компания «КАМАЗ» распространяется на весь ряд модернизированной техники КАМАЗ с рестайлинговыми кабинами.

По мнению генерального директора ОАО «Лизинговая компания «КАМАЗ» Альфии Когогиной, система фиксированных платежей позволит лизингополучателю оперативно оценить выгоду приобретения техники КАМАЗ, соотнося расходы с доходами от конкретного вида деятельности.

Нам же новое и столь эффектное лизинговое предложение КАМАЗа, в первую очередь, видится связанным с заметным удорожанием модернизированных машин. В частности, мы произвели несколько нехитрых подсчетов: КАМАЗ 4308-064-96 при стоимости 49,5 тыс. долларов США с учетом первого взноса (около 15 тыс. долларов) и фиксированных равных ежемесячных выплат по договору в течение 32 месяцев по окончании лизинга обходится новому владельцу уже примерно в 66,5 тыс. долларов. Модель побольше и подороже - КАМАЗ 65115-6056-78 N3 при начальной стоимости 63,5 тыс. долларов США с учетом первого взноса (около 19 тыс. долларов) и фиксированных равных ежемесячных выплат по договору в течение 44 месяцев по окончании лизинга обходится новому владельцу уже примерно в 90 тыс. долларов.

Другими словами, российский КАМАЗ, который не только в России, но и в странах ближнего зарубежья по привычке называют отечественным, вплотную приблизился к стоимости продукции иностранных брендов, причем даже без учета удорожания по договору лизинга. Сам же эффектный лизинг на данном этапе призван притупить критические взгляды потребителей на новые цены рестайлинговых машин.

Конечно же, политика «Лизинговой компании «КАМАЗ» является одной из составляющих комплексной программы ОАО «КАМАЗ» по продвижению автотехники, обладающей, по заверению производителя, улучшенными техническими и эксплуатационными характеристиками.

Теперь КАМАЗ себе цену знает и продается по цене хорошей иномарки.

 

Подготовка к росту продаж

С начала сентября производственные подразделения и службы КАМАЗа возобновили прием специалистов на рабочие и инженерно-технические специальности. Это стало возможным с ростом объемов выпуска и продаж основных видов продукции КАМАЗа – грузовых автомобилей и запасных частей.

Возникла потребность в планомерном наращивании численности работающих на основных заводах и в производственных подразделениях: автомобильный завод, финишное производство «КАМАЗа», готов принять на работу около 300 человек – слесарей механосборочных работ, наладчиков и операторов станков, электромонтеров, водителей погрузчиков и транспортировщиков, маляров по металлу, контролеров качества и распределителей работ; 250 человек требуется Камскому прессово-рамному заводу; более 100 вакантных рабочих мест есть на литейном заводе ОАО «КАМАЗ-Металлургия».

Средняя заработная плата камазовцев увеличилась в 2010 г. с 11-ти до 16 тыс. рублей, а с 1 сентября еще на 5 % повышены тарифы и оклады всех категорий сотрудников. Но это, правда, все равно не очень хорошо соотносится со стоимостью конечной продукции КАМАЗа (автомобилей).

Экономический кризис конца 2008 г. наиболее остро сказался на отраслях, производящих инвестиционный продукт, в частности на грузовом автомобилестроении. Не обошли последствия кризиса стороной и ОАО «КАМАЗ-Дизель» - дочернее предприятие ОАО «КАМАЗ», производящее силовые агрегаты, двигатели для грузовых автомобилей и запасные части к ним.

В 2008 г. с учетом кризисного IV квартала было произведено 62573 силовых агрегата и двигателя, в 2009 г. – 28395 шт. (45,4 %). В результате падения объемов производства убытки предприятия в 2009 г. достигли 643,8 млн рублей и наиболее актуальным стал вопрос выживания предприятия и сохранения коллектива. Средняя заработная плата упала с 14,5 тыс. до 9,2 тыс. рублей.

Не обошлось и без сокращений персонала, но сокращения не носили массового характера. В период с сентября 2008 г. по июль 2010 г. численность завода уменьшилась на 1483 человек (18,3 %). Для выхода на точку безубыточности в текущем году было проведено сокращение затрат в размере 634 млн рублей.

За счет внедрения основных инструментов бережливого производства в 2009 г. было сэкономлено 52,5 млн рублей, за первое полугодие 2010 г. – уже более 30 млн. Большим достижением стало сокращение времени цикла конвейера сборки двигателей в 1,5 раза.

В период кризиса были внесены изменения и в систему оплаты труда. Принося экономический эффект для завода, работник имеет возможность зарабатывать на этом, как это делается в настоящее время на зарубежных предприятиях, которые ранее скопировали это новшество с советских заводов. В результате в первом полугодии 2010 г. было подано более 13,6 тыс. рационализаторских предложений, из которых почти 10,5 тыс. уже внедрено.

Предложения в основном направлены на улучшение оборудования, оснастки, условий труда, повышение качества продукции, снижение затрат и потерь времени. В случае когда предложение работника приносило реальный экономический эффект, его часть шла на материальное вознаграждение. Если в докризисный период – III квартал 2008 г. общая сумма вознаграждений за  подобные предложения составила 86 тыс. рублей, то во II квартал 2010 г. эта сумма выросла до 1,8 млн рублей.

В освоении новой номенклатуры производства сделано следующее: осуществляется технологическая подготовка производства двигателей Евро-4 с топливной аппаратурой Common Rail, отлаживается производство современной раздаточной коробки 6522 (уже в 2010 г. это позволило создать 100 новых рабочих мест), осваивается выпуск деталей переднего моста 6522, развивается производство деталей для КПП ZF и двигателя Cummins, что в течение года позволит создать порядка 165 рабочих мест.

Недавно было внедрено положение о стимулировании персонала за освоение и продвижение новой продукции. Данное положение предусматривает выплату вознаграждения работникам, участвующим в освоении и реализации новой продукции, в размере 10 % от маржинального дохода.