МАФ - Конференция "Государево око, или Автотранспортная летопись длиною в 20 лет"




Александра НОВИЧКОВА

Фото автора и Андрея МАХОТИНА

 

В рамках проведения VI Международного автотранспортного форума состоялось празднование 20-летия российской транспортной инспекции – Ространснадзора.

 

 

В далеком 1990 г. было принято стратегически важное решение для советской, а впоследствии и российской транспортной отрасли, которая в те годы стала приобретать первые черты рыночной экономики, а потому в стране начали появляться частные перевозки, работа которых никем не контролировалась. Отсутствие рычагов регулирования доступа на рынок новых игроков могло привести к значительному ухудшению дорожной обстановки. Вот почему поддержка инициативы министра транспорта РФ тех времен Виталия Ефимова о создании транспортной инспекции на правительственном уровне была столь своевременна. Согласно Постановлению Совета министров от 25 сентября 1990 г. № 378 в стране появился контрольно-надзорный орган в сфере транспорта.

В новых рыночных условиях работники транспортной сферы, среди которых Виталий Ефимов, первый руководитель транспортной инспекции Александр Лагутин, первый руководитель Ространснадзора Павел Умпелев, продумали идеологию транспортной инспекции, соткали нормативно-правовую базу и подобрали достойные кадры. У руля транспортной инспекции стояли семеро руководителей отделений российской транспортной инспекции, которые участвовали в эксперименте по созданию нового контролирующего органа. К сожалению, из этой «великолепной семерки» остался только Николай Катаев, начальник Приволжского отделения Российской транспортной инспекции. Однако не стоит забывать и других выдающихся деятелей российской транспортной инспекции, среди которых Василий Куприянов, Николай Максимов, Евгений Смородин и многие другие. Первопроходцами в работе аппарата Департамента российской транспортной инспекции стали Виктор Никифоров, который руководил отделом автотранспорта, Виктор Батюшков, возглавлявший отдел речного и морского транспорта, Александр Егоров, взваливший на свои плечи контроль над работой железнодорожного транспорта, а также авиатор Виктор Белоусов.

 

 

 

На первых этапах становления транспортной инспекции людям, стоящим у истоков работы по ее формированию, было нелегко. Вспоминает президент Союза транспортников России:

- В то время мы были «генералами песчаных карьеров»: с одной стороны, ты - большой начальник, с другой – у тебя пока нет ни подчиненных, ни структуры доверенного тебе ведомства. После назначения премьер-министром Игоря Силаева мне он очень коротко предъявили круг моих новых обязанностей: определить основные функции, структуру, численность новой организации. Большую роль в принятии постановления правительства о появлении транспортной инспекции сыграл начальник российского ГАИ Владимир Федоров. Транспортная инспекция задумывалась как орган высшего государственного контроля. В структуре транспортной инспекции работало около 7,5 тыс. сотрудников, но мы считали оптимальным состав из 12 тыс. человек. Нам удалось восстановить все региональные структуры на всех видах транспорта. В результате пришлось разворачивать мощные системы по контролю за транспортом. Это несколько спутало нашу идеологию. Но, как видите, она до сих пор живет, а это значит, что механизм был создан правильно.

Нам очень повезло, что главным транспортным инспектором назначили Александра Лагутина, который внес неоценимый вклад в работу транспортной инспекции. Мы с ним разделили наши полномочия: я должен был продавливать «верхи», а он – организовывать работу высококвалифицированной системы и обеспечивать ее всем необходимым, - говорит он.

Именно транспортная инспекция была инициатором появления лицензирования во всех сферах деятельности автоперевозчиков, которая в последующие годы совершенствовалась, но в 2005 г. была отменена. Это событие до сих пор вызывает множество споров среди работников транспортной отрасли, большинство из которых считает, что лицензирование должно быть восстановлено.

 


- В процессе построения демократического государства важнейшую роль играет защита жизни и здоровья населения. Вот почему сегодня нам нужно сломать существующую транспортную систему, вернуть лицензирование и систему разрешений, - считает В. Ефимов.

По словам бывшего заместителя министра транспорта, а ныне заместителя мэра российской столицы Николая Лямова, в Министерство транспорта РФ поступило около 70 писем от губернаторов областей, которые касаются введения лицензирования на транспорте. По его словам, в 2009 и 2010 гг. российская транспортная инспекция провела большую работу. В частности, было положено начало взаимодействию Ространснадзора с субъектами федерации, начались проверки органов местного самоуправления.

- Двадцатилетний труд специалистов центрального аппарата и региональных отделений (как они назывались раньше) позволил создать структуру государственного регулирования, которая эффективно решает задачи соблюдения транспортного законодательства, - говорит руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Геннадий Курзенков. - Деятельность и традиции транспортной инспекции нашли понимание в отрасли, получили признание как федеральных, так и региональных властей. Основной целью организации стало создание условий для обеспечения безопасности и устойчивого функционирования транспортной отрасли, снижения аварийности и тяжести ее последствий, защита интересов добросовестных перевозчиков и прав потребителей транспортных услуг.

Шесть лет назад в России была проведена административная реформа, по результатам которой российская транспортная инспекция передала свои полномочия Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (Ространснадзору). После этого по каждому виду транспорта были созданы соответствующие подразделения, а обеспечение транспортной безопасности было выделено как отдельное, наиболее важное направление деятельности организации.

Сегодня Ространснадзор контролирует соблюдение законодательства РФ на всех видах транспорта, включая автомобильный и городской наземный электрический транспорт, железнодорожный, морской и речной, а также авиатранспорт. В состав управления по обеспечению транспортной безопасности входит   единая дежурная диспетчерская служба транспортного комплекса, которая работает в тесном сотрудничестве с Министерствам по чрезвычайным ситуациям, Министерством внутренних дел, Федеральной службой безопасности и другими ведомствами. Это подразделение Ространснадзора вступает в действие в кризисных ситуациях. Оно обеспечивает круглосуточный мониторинг обстановки на транспорте, а также своевременное принятие незамедлительных мер в случае чрезвычайных происшествий.

В 2009 г. на 146 АПП через государственную границу РФ и 115 КП на территории РФ проверено 4,2 млн грузовиков и автобусов международных перевозчиков. Выявлено 166 тыс. нарушений, вынесено 71036 постановлений о привлечении к административной ответственности, наложено административных штрафов на сумму около 88 млн рублей. Свыше 41 тыс. автотранспортных средств не было допущено к движению по территории РФ

В первом полугодии 2010 г. представители Ространснадзора осуществили более 50 тыс. проверок, проведение которых позволило выявить около  145 тыс. различных нарушений транспортного законодательства. Кроме того, в первой половине текущего года  сотрудники Ространснадзора оформили 22 тыс. протоколов об административных правонарушениях, а сумма взысканных штрафов составила около 44 млн рублей. Ведется постоянное совершенствование контрольно-надзорной деятельности в сфере транспорта.

- Сегодня Ространснадзор достойно продолжает то дело, которое было начато 20 лет назад, – считает Г. Курзенков. – Мы внимательно следим за современными тенденциями мировой практики транспортного контроля и надзора, используем зарубежный опыт, взаимодействуем с Министерством транспорта и Правительством РФ.

Уже в первые годы функционирования транспортной инспекции было налажено тесное взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов РФ, федеральными министерствами и ведомствами. В едином комплексе управленческих функций Минтранса ведущая роль была отведена российской транспортной инспекции. Эта деятельность дает возможность оценивать состояние дел на транспорте, динамику происходящих в нем перемен в условиях рыночной экономики, его активного реформирования и реализовывать адекватные этим изменениям управленческие решения.

Журнал «Автоперевозчик» поздравляет всех сотрудников Ространснадзора со столь важной вехой в жизни и желает крепкого здоровья, благополучия и долголетия.

 

Надзор и контроль на автомобильном транспорте

Показатели

2008 г.               

2009 г.

Проведено инспекционных проверок    

102037

84101

Выявлено нарушений                             

   257937               

226622

Выдано предписаний/предупреждений 

56806/784          

44275/752

Привлечено к ответственности граждан, должностных, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей     

36794 

35003

 

Аннулировано лицензий/допусков                 

37/104                

26/75

 

Приостановлено действие лицензий/

допусков                                                  

111/299              

133/175

Выдано лицензий/допусков                   

15334/5074                  

12338/3761

Отказано в выдаче лицензий/допусков 

1338/314            

753/133

Проверено хозяйствующих субъектов  

82226

59268

Не  аттестовано                                        

6925   

6960

Дисквалифицировано      

24                       

11

Не допущено на территорию РФ, АТС 

32248 

41418

 


Показатели государственного контроля за соблюдением порядка осуществления международных автомобильных перевозок. Количество проверенных автотранспортных средств при осуществлении государственного контроля за выполнением международных автоперевозок, тыс. АТС

 


Основные виды нарушений, допущенные международными автомобильными перевозчиками, %:

- нарушение режима труда и отдыха при осуществлении международных автомобильных перевозок – 44,2;

- осуществление международных автомобильных перевозок без разрешений – 5,3;

- нарушение порядка перевозок крупногабаритных грузов – 1,8;

- нарушение порядка перевозок тяжеловесных грузов -  8,8;

- нарушение порядка перевозок опасных грузов – 0,5;

- несоответствие техсостояния АТС – 21,3;

- отсутствие заключительного знака – 3,3;

- нарушение условий лицензирования – 2,5;

- прочие нарушения, допущенные международными автоперевозчиками – 12,3.


Процентные соотношения выявленных недостатков в работе муниципальных образований в общему числу проверенных муниципальных образований, %:

- не проводятся конкурсы по допуску на маршрут – 47:

- не приняты нормативные акты по организации перевозок – 32;

- не обследуют дорожные условия и пассажиропоток – 29;

- не заключаются договора на перевозки – 24.


Инспекторская деятельность в дорожном хозяйстве. Административные меры за 2009 г.



Доходы, администрируемые Госавтодорнадзором, млн руб.