МАФ - Конференция "Как на наши именины… Первый Гран-при журнала «Автоперевозчик»"


 

Александр ТРОХАЧЕВ

Фото автора и Андрея МАХОТИНА

 

Так уж случилось, что сроки проведения VI Международного автотранспортного форума (МАФ-2010) совпали с днем рождения транспортного журнала «Автоперевозчик»: нынешней осенью коллектив отметил его в 10-й раз. По давно заведенной традиции имениннику принято дарить подарки. На этот раз все так и было. Юбиляр в лице главного редактора и его коллег принимал подарки и поздравления. Но он же их и раздавал! Да-да, это не розыгрыш и не описка: к первому юбилею в своей истории журнал устроил трехдневные соревнования – Гран-при на радиоуправляемых автобусах Mercedes-Benz Travego в масштабе 1:20. Генеральным спонсором выступила компания ООО «ЕвоБус Русслэнд». Эта компания, а также Камаз и организаторы форума предоставили ценные призы для победителей Гран-при.

 

Главный судья первого гран при журнала "Автоперевозчик" Александр Трохачев с удовольствием демонстрирует награду соревнований - радиоуправляемую модель турестического автобуса Mercedes Benz Travego в масштабе 1:20

 

Генерирование идей

В период подготовки к форуму штаб оргкомитета МАФ-2010 напоминал собрание революционно настроенных солдат и матросов. По внутренним телефонам на звонки коллег многие с юмором отвечали: «Смольный слушает!». Шутки шутками, но забот хватало, и одна из них касалась проведения первого юбилея журнала, на который мы пригласили всех его главных редакторов в хронологическом порядке занимания должности: Константина Закурдаева (2000 г.), Александра Трохачева (2000 - 2001 гг., 2005 - 2006 гг.), Веру Кузьмину (2001 – 2005 гг.). Действующего «главкома» Олега Жарко приглашать не пришлось – он сам пришел.

Сначала мы долго ломали голову над тем, что бы такое устроить, чтобы «зажечь» публику? И как это сделать таким образом, чтобы всем запомнилось? Коллективные посиделки в ресторане – банально и скучно. Праздничный концерт с участием звезд эстрады – масло масляное: в программе и так было представление, посвященное Дню автомобилиста. Идея «покатушек» на коммерческом транспорте отвалилась сама собой: ну кого сейчас удивишь проездом на современном импортном автобусе? Пустить за руль лайнера человека без прав с категорией – чревато последствиями. Да и зачем напрягать гостей, ведь не каждому по душе ответственность, а вдруг кто-то захочет в честь юбиляра принять на грудь «боевые 100 грамм»? Тогда путь только один – в зрители.

Идея организовать экскурсию по столице отпала в силу несостоятельности. Ну кто из москвичей не видел свой город? Да и собирать всех в назначенное время в одной точке не очень-то удобно для посетителей. А ну как автобус встанет в пробку, что тогда: читать свежий номер журнала или общаться до тех пор, пока не рассосется затор? В общем, здоровый прагматизм взял верх над порывом сделать все как можно интереснее.

Любопытное предложение касалось заездов на картах. Вещь, конечно, увлекательная, но непростая. Тут необходимо создание специальной инфраструктуры, инструктаж по технике безопасности, соответствующая экипировка. А кто захочет натягивать комбинезон с чужого плеча на свой парадно-выходной смокинг и мять прическу защитным шлемом? А представьте себе бизнесвумен на шпильках в вечернем платье. Ей что, идти в раздевалку или отказаться от идеи участия в заездах? Про капризы погоды – отдельный разговор. Вдобавок ко всему шоу хотелось сделать не однодневным, краткосрочным, а «долгоиграющим» – на весь срок проведения форума. В общем, картинг нам не подходил.

Еще одна идея заключалась в устройстве выставки масштабных моделей-копий грузовиков, автобусов и автопоездов российских, белорусских, украинских марок и зарубежных брендов. Но, по большому счету, устроить показ можно и без привязки к круглой дате. А сформированную из коллекционных машин цифру 10 не каждый сумеет разглядеть. В общем, из-за отсутствия динамики в стендовой экспозиции противников у данной идеи оказалось больше, чем сторонников. Идею благополучно похоронили. И, как оказалось, не зря, потому что следующее предложение получило горячую поддержку всего коллектива. Мы решили организовать и провести… Гран-при, да не простой, а автобусный!

Преимуществ у данного решения оказалось больше, чем минусов. Во-первых, трассу Большого приза можно расположить в павильоне, что увеличивает число зрителей при неблагоприятных метеоусловиях (дождь, снег, сильный ветер). Во-вторых, для вождения автобуса с дистанционным радиоуправлением не требуется наличие в правах категории D, что резко расширяет круг потенциальных гонщиков. В-третьих, мы сами можем проложить трассу любой сложности, придав ей необходимую конфигурацию. Наконец, брать в руки пульт можно и без «допинг-контроля», без ограничений по возрасту, половой принадлежности и состоянию здоровья.

 

Подготовка трассы

Определившись с главной проблемой, коллектив с воодушевлением приступил к решению других – из разряда «семечек», как многим тогда казалось. Но, как говорится, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Меня назначили главным судьей соревнований, а раз так, на меня же возложили и составление правил. Не мудрствуя лукаво, я предложил не усложнять процесс и проложить трассу по аналогии с Гран-при Setra – соревнованием водителей туристических автобусов частных компаний, проводимых раз в два года на трассе Нюрбургринг.

Полная калька с международных соревнований нам не подходила. Ну, как вы себе представляете скоростное маневрирование перед фонтаном, имитирующим внезапно возникшее на дороге препятствие? А надевание цепей для движения в горах? Вот и пришлось взять только два элемента обязательной программы: «змейка» и постановка в «гараж» задним ходом. По всему периметру трассу огородили красно-белой полосатой лентой, контур «восьмерки» почертили на глаз, а место старта и финиша расположили около стойки регистрации, в ногах у ведущего. Деревьями служили установленные в гайки и шайбы от коммерческого транспорта веточки ели, а роль домов стали выполнять оклеенные девичьими руками пакеты с соком – такие сбить очень трудно. Контуры проезжей части очертили мелом на полу выставочного комплекса с прицелом на то, что их можно в любой момент подкорректировать. Дали микрофон комментатору и подсказали, о чем надо вещать в «прямом эфире». Вот, собственно, и вся подготовка.

Гран-при журнала «Автоперевозчик», посвященное 10-летнему юбилею издания, решили проводить в течение трех дней: с 26 по 28 октября 2010 г. День открытия выставки (25.10) был отдан на прокладку и обустройство инфраструктуры трассы и блоков питания радиоуправляемых автобусов (требовалась зарядка аккумуляторов). Кроме того, наплыв посетителей был таким огромным, что, начни мы соревнования - смели бы и нас, и нашу трассу с ее незамысловатой инфраструктурой. К тому же прямо у входа играл духовой оркестр, и слова ведущей точно утонули бы в си-бемолях и фа-мажорах раздухарившихся оркестрантов.

Как только фанфарная шумиха улеглась, главный редактор и главный судья соревнований принялись за дело. Уже к вечеру первого дня практически все было готово к первому в истории «Автоперевозчика» Гран-при. Забегая вперед отмечу: в общей сложности гоночную трассу на автобусах Mercedes-Benz Travego (4x2) в масштабе 1:20 проехали свыше 200 человек. Большинство из них ограничилось пробными заездами или сошло с трассы из-за безумного числа аварий и неоднократного выезда за границы проезжей части. В зачетные группы по итогам каждого дня попали по 20 человек, из которых призовая тройка награждалась бесплатной годовой подпиской «АП»-2011, а победитель автоматически выходил в суперфинал и получал шанс побороться за главный приз – уменьшенный в 20 раз новехонький (в заводской упаковке) Mercedes-Benz Travego. Для вице-чемпиона был подготовлен боевой автобус, на котором и проводились соревнования, а бронзового призера ждал запечатанный мобильный телефон.

Заветный приз получить было несложно: всего-то и требовалось – проехать трассу быстрее и чище всех, не набрав при этом штрафных очков или набрав их как можно меньше. Штраф в виде 5 секунд дополнительного времени прибавлялся за столкновение с любым объектом дорожной инфраструктуры, будь то многоэтажка, дерево или фонарный столб. При равенстве результатов со штрафным временем лучшим считался заезд с минимальным числом аварий. А при абсолютно одинаковых показателях (но такого, кроме суперфинала, не произошло) зачет получал тот, кто устанавливал контрольное время первым. В общем, стимулы для активности были хорошие и они сработали.

 

Первые старты



Диагональная парковка задним ходом - деле не простое, особенно с непревычки и человеку без автобусной категории D в правах. Святое дело судьи - подсказать во время пробного, заезда, как лучше выполнить маневр

 

С самого начала мы всех предупредили, что наши правила являются демократичными, и любой спорный момент мы трактуем в пользу участника. Для того чтобы все оказались в равных условиях, по трассе гоняли один и тот же автобус, хотя на случай тотальной поломки в резерве был запасной. Отмашку на старте давали только по готовности водителя и только после пробного круга.

Начало Гран-при было робким. Гости подходили к трассе, с любопытством ее изучали и боялись взять в руки пульт дистанционного управления пусть и маленьким, но все-таки автобусом. Открыли список «зачетников» сами участники МАФ, из которых вскоре образовалась целая очередь. Плотность заездов оказалась такой, что отойти со стенда можно было только на время пробного проезда очередного претендента. Довольно скоро шумная реакция зрителей на аварии и вылеты с трассы привлекла внимание охранников МВЦ «Крокус Экспо», которые и сами были не прочь погонять. На несколько минут забыли про дела даже те, кто спешил на встречи и конференции. Аттракцион, да еще бесплатный?! Почему бы не попробовать выиграть приз, если семейный бюджет от этого не пострадает…

Пока одни оценивали действия претендентов на победу в Гран-при, другие активно поддерживали участников ободряющими возгласами и комментариями. В отличие от реальной дорожной обстановки на настоящей трассе, любой уход с траектории, «пьяное вождение» и «поцелуи» пластмассового автобуса с импровизированными деревьями и домами вызывали бурную одобрительную реакцию публики. А уж когда главный судья устроил показательный заезд со сносом целого жилого квартала и созданием просеки в миниатюрной лесополосе, число зрителей выросло в несколько раз. А что вы хотите – человек первый раз взял в руки пульт радиоуправляемой модели…

Маслораздаточная станция (она же - в реальноти емкость с коньяком) стояла в центре круга. Тем не менее участники умудрялись несколько раз ее таранить, пока от греха подальше мы ее не убраи совсем


Ширина проезжоей части позволяла автобусу проходить маршрут на максимальной скорости, однако координации движения многим откровенно не хватало


Лучшее время первого дня соревнований принадлежит Антону Попову, который прибыл на финиш через 17 секунд после старта. Однако 4 штрафных очка не позволили ему удержать пальму первенства. А лидером заездов стал Алексей Горбунов с результатом 18 секунд и 0 штрафных баллов. Легкость, с которой Алексей провел Travego по трассе, воодушевила многих зрителей, и те также решили испытать в деле собственные навыки и умения. В числе спортсменов даже появились девушки и женщины, отчего зрелищность Гран-при выросла как на дрожжах: ну кто не любит посмотреть за тем, как паркуется блондинка или как брюнетка валит деревья одно за одним, словно бульдозер!

Вторым по результативности стал Алексей Чепаренков: он остановил время после 18 секунд с момента старта и «привез» только одно штрафное очко. В конце дня он улучшил проезд, показав результат в 19 секунд. Вместе с лидером борьбы за главный приз в первый день он стал единственным спортсменом, не допустившим на трассе ни одной ошибки. На пятки лидерам наступали Артём Ким (19 секунд и один штрафной балл) и Дмитрий Михайлов (21 секунда и одно штрафное очко). Лучшее значение у женщин принадлежит Наталье Умновой: 50 секунд и только два штрафных балла. Финишировавшая следом Ирина Скунцевич остановила секундомер на отметке 52 секунды, но при этом набрала 20 лишних секунд в виде четырех штрафных очков.

К концу первого дня таблицы с результатами заездов были забиты результатами. Мы даже опасались: если дело и дальше пойдет с той же интенсивностью, придется печатать дополнительные бланки. А количество желающих посмотреть результаты – свои и соперников – порой напоминало толпу абитуриентов, ищущих свои фамилии в списках зачисленных. Гран-при прижился с первой попытки и не вышел комом несмотря на то, что для коллектива «Автоперевозчика» это был первый спортивный блин!

 

Зачет второго дня


Во второй день к трассе потянулись участники предыдущего дня гоночных баталий. Они то и дело просили дать шанс улучшить результат и получить возможность погонять без зачета, однако приоритет имели только новички. Вне зачета автобусом рулили дети и взрослые, которые не могли справиться с рычагами управления скоростью и направлением движения. Скажу больше: в виде исключения многим гостям была предоставлена возможность опробовать автобус за пределами гоночной трассы, хотя и под чутким присмотром главного судьи соревнований. Ажиотаж вокруг проведения Гран-при журнала «Автоперевозчик» оказался настолько большим, что один из организаторов выставки коммерческого транспорта даже посетовал на то, что у них такого шоу нет, и на будущий год, мол, надо организовать. Что ж, нам не жалко: копируйте и повторяйте, ведь пальма первенства теперь исторически все равно за «АП».

Пыл участников второго квалификационного дня ничуть не уступал темпераменту предыдущего. Сложность выступления некоторых гостей повысилась из-за возросшего числа наблюдателей и пристального внимания фото- и видеокамер. А уж когда запечатлеть борьбу на трассе пожаловали журналисты кабельного телевидения, некоторые и вовсе растерялись. Впрочем, все равно вокруг трассы царили радость и веселье. Гости МАФ болели за некоторых претендентов столь активно и страстно, словно это был не импровизированный трек в «Крокус Экспо», а знаменитая на весь мир трасса. Они переживали по-настоящему, будто ехал по ней не игрушечный автобус на батарейках, а настоящий гоночный болид с табуном в 700 «лошадей». И эмоции порой выплескивались так, словно рулил техникой не чудаковатый незнакомец, а кумир миллионов вроде Михаэля Шумахера, Льюиса Хэмилтона или Фернандо Алонсо.

Как и в первый день, судейской бригаде после каждого заезда приходилось в полном объеме проводить восстановительные работы: заново «высаживать» под корень срубленные деревья, распрямлять загнутые фонарные столбы и скрюченные мачты освещения, возвращать на прежнее место внезапно «уехавшие» со своего места или поваленные домики. Даже разметка требовала обновления, поскольку к тому времени колеса автобуса были уже не черного, а белого цвета.

Единственным участником, не допустившим ни одной помарки, стал Радик Гарипов: 30 секунд. Евгений Кизевич проехал дистанцию за 18 секунд, но привез на финиш четыре сбитых предмета, т. е. фактически показал результат 38 секунд (+5 секунд за каждое столкновение). Схожий результат был у Олега Карпохина: 33 секунды и два штрафных балла, что позволило ему занять виртуальное третье место. Поскольку все происходило в открытом режиме, ни один результат не был оспорен и не вызвал протестов со стороны участников и зрителей. Более того, при слишком большом количестве нарушений иногда приходилось на что-то закрывать глаза: человек ни по каким критериям не попадал в число соискателей Большого приза, а огорчать его плохим результатом не хотелось. Не будем забывать и о том, что львиная доля гостей впервые в жизни управляла автобусом по радио!

Как никогда упорной оказалась борьба среди милых дам. Лучшая из них - Наталья Белова проехала дистанцию за 45 секунд и «заработала» только два штрафных балла. Чуть больше минуты ушло на проезд по гоночному треку у Екатерины Дроновой и Юлии Смирнец. Очень старались Ирина Варенникова и Анастасия Баранова, но им повезло меньше. В любом случае их попытки стали украшением Гран-при и большое им спасибо за смелость, азарт и вдохновение!

 

Финальные заезды

Пессимисты предрекали, что в завершающий день МАФа мы не соберем участников Гран-при хотя бы потому, что большинство гостей уедет смотреть праздничный концерт, а кто-то предпочтет демонстрацию на открытой площадке. Ворчуны говорили и о том, что у стендистов будет чемоданное настроение и не видать нам посещаемости как своих ушей. Как бы не так!

 

Третий день Гран-при претенденты начинали очень робко, но к полудню от желающих проверить себя и самостоятельно побороться за ценный приз не было отбоя

 

В заключительный день соревнований было жарче, чем в два предыдущих. Наша бессменная ведущая Людмила комментировала происходящее на босу ногу и охрипшим голосом. А выставленные на всеобщее обозрение призы притягивали желающих попытать счастья, как магнитом. Нашлись в числе посетителей и те, кто специально приехал для участия в Гран-при! Честно говоря, такого развития событий мы и сами не ожидали. Это ли не лучший подарок к юбилею журнала, который 10 лет занимает лидирующие позиции на рынке специальной транспортной прессы!

Все, как и два дня назад, было таким же: «скошенные» деревья и «протараненные» дома, «атакованные» мачты городского освещения и даже обувь главного судьи соревнований. Другим был состав участников. Внутренняя охрана выставочного комплекса передислоцировалась поближе ко входу в павильон и следила за происходящим попеременно с контролем за уличными дверями. Из соседних павильонов пришли участники и гости других выставок, а некоторые стендисты МАФа получили нагоняй от своих руководителей за то, что слишком много времени проводят на стенде «Автоперевозчика». В общем, Гран-при набрал обороты и, без преувеличения, завоевал всеобщую популярность.

Победителем третьего дня соревнований стал Александр Груздев с результатом 28 секунд и ноль штрафных баллов. Он не только быстрее всех преодолел контрольную дистанцию, но и не сбил ни одного ограничителя в виде фонарных столбов, деревьев и домиков. Точно такое же время смог показать Радик Гарипов, но он набрал четыре штрафных балла и пропустил вперед Алексея Горбунова, который при 21 секунде сбил только два барьера. Напомним: за каждое сбитое препятствие налагался штраф в одно очко. При равном времени участников штраф пересчитывался в 5 секунд, которые плюсовались к общему результату.

Уверенное прохождение трассы первого Гран-при журнала «Автоперевозчик» продемонстрировал также Алексей Левицкий (29 секунд, одно штрафное очко). Лучшей из представительниц прекрасного пола стала Евгения Анциферова с результатом 49 секунд и одно штрафное очко. Они и сами были довольны, и гостям доставили настоящее удовольствие.

 

Мал, не мал – суперфинал!

В борьбу за главный приз «Автоперевозчика» включились победители трех дней соревнований: Алексей Горбунов, Радик Гарипов и Александр Груздев. По согласию всех претендентов очередность финальных стартов определяла не жеребьевка (нервы и так были у всех на пределе), а порядок завоевания побед: первый день, второй, третий.

Любопытно, что во время контрольного прохождения трассы два первых претендента показали абсолютно одинаковый результат: 18 секунд и ноль штрафных баллов! Это могло выглядеть как рояль в кустах, но никаких заготовок и подтасовки фактов не было. Даже зрители, которые вели спортсменов по своим часам, удивленно воскликнули. Для лучших пилотов - Алексея Горбунова и Радика Гарипова - тут же, без паузы, был назначен перезаезд. Посмотреть на него сбежались не только участники МАФ-2010 и услышавшие это по радио гости, но и охрана МВЦ «Крокус Экспо». Кто-то приостановил сбор проспектов и буклетов, кто-то перестал заполнять анкету, кто-то прекратил фотосъемку – всем хотелось стать свидетелями дуэли: когда еще такое увидишь?

 

Директор ООО "ЕвоБус Русслэнд" по связям с общественностью елена Кащеева поздравляет абсолютного чемпиона 2010 г. Алексея Горбунова с заслуженной победой в Гран - при


В итоге упорной борьбы бронзовым призером первого Гран-при журнала «Автоперевозчик» стал Александр Груздев с результатом 30 секунд и два штрафных очка. Во втором заезде суперфинала ни один из двоих лучших участников не допустил ошибок. Однако Алексей Горбунов показал лучший результат: 23 секунды против 25 секунд у Радика Гарипова. Возможно, его траектория оказалась чуть более длинной, а может банально начали садиться батарейки. В любом случае - это спорт, и у нас все было по-честному.

Все победители и призеры суперфинала получили в подарок бесплатную годовую подписку на наш журнал и будут его получать с января по декабрь 2011-го. Абсолютный чемпион Гран-при «Автоперевозчика» 2010 г. - Алексей Горбунов получил из рук главного судьи соревнований Александра Трохачева суперприз – новенький радиоуправляемый автобус Mercedes-Benz Travego в масштабе 1:20. Точно такую же модель, но уже прошедшую крещение трассой, увез домой серебряный призер – вице-чемпион Радик Гарипов. Взявшему бронзу Александру Груздеву достался новый мобильный телефон. Еще раз поздравляем чемпиона, вице-чемпиона, бронзового финалиста с личной победой, а призеров каждого дня, равно как и всех участников и гостей Гран-при, – с состоявшимся событием.

Всем так понравилась гонка, что участники поинтресовались сроками проведения Гран-при «Автоперевозчика» 2011 г. Нетрудно догадаться, что теоретически они могут совпасть с днями работы VII Международного автотранспортного форума. Но не исключено, что Гран-при не будет, а коллектив придумает что-нибудь новенькое. В любом случае – добро пожаловать на МАФ-2011! Мы рады всем! До встречи в 2011 году!