МАФ - Конференция "Опасные перевозки"


Александра НОВИЧКОВА

Фото автора и Андрея МАХОТИНА


 Участники круглого стола «Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом» (слева направо): представитель Департамента обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ, подполковник милиции Сергей Червяков, начальник отдела контроля и надзора специальных перевозок Ространснадзора Юрий Шестопалов и консультант Министерства транспорта РФ Андрей Трубицын

Транспортировка опасных грузов занимает значительную долю в общем объеме перевозок грузов в России. Если в целом в стране автомобильным транспортом перевозится 6,5 – 7 т грузов, то на перевозку опасных грузов из этого объема приходится 500 млн т, или 10 %. Еще около 1 млн т относится к перевозке грузов повышенной опасности. Степень риска при перевозках опасных грузов автотранспортом в несколько раз выше в сравнении с любой другой перевозкой. Тем не менее нормативно-правовая база, касающаяся перевозки опасных грузов, в России до сих пор оставляет желать лучшего, а количество нарушений при таких перевозках водителями превышает все допустимые нормы. Вот почему организаторы VI Международного автотранспортного форума выбрали именно эту тему для проведения одного из круглых столов в рамках деловой программы МАФ.

 

Круглый стол «Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом», организатором которого выступил Ространснадзор, собрал специалистов отрасли, которые донесли до посетителей и участников Международного автотранспортного форума самую актуальную информацию, касающуюся перевозок опасных грузов.

Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ провел исследование по аварийности с участием транспортных средств, перевозящих опасные грузы, за определенный период времени. Происшествия при перевозках опасных грузов по видам распределяются следующим образом:

- опрокидывание транспортного средства – 97 (из них 96 – опрокидывание цистерны);

- столкновение транспортных средств – 89;

- наезд на стоящее транспортное средство – 13;

- наезд на пешехода – 8;

- наезд на препятствие – 3;

- иные – 9.

Основные причины опрокидывания транспортных средств таковы:

- несоблюдение водителями транспортных средств требований безопасности дорожного движения – 84 происшествия (из них 29 (34,5 %) на криволинейных участках дорог);

- техническая неисправность транспортных средств – 10 происшествий;

- несоблюдение другими участниками движения требований безопасности дорожного движения – 3 происшествия.

В результате утрачено около 620 т опасных грузов, 12 опрокидываний привели к возгоранию транспортных средств.

Значительное количество опрокидываний транспортных средств-цистерн является следствием отсутствия у водителей необходимых навыков управления такими машинами.

 

Непозволительная роскошь

О подготовке персонала, осуществляющего перевозку опасных грузов автомобильным транспортом, и ее соответствии международным требованиям правилам перевозки опасных грузов ДОПОГ рассказал директор ФГУ «Отраслевой научно-методический центр» Вячеслав Максимычев.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 3.02.1994 г. № 76 Российская Федерация присоединилась к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ). Обязанности по реализации данного соглашения возложены на Министерство транспорта РФ. В документе сказано, что водители получают ДОПОГ-свидетельство установленного образца только после прохождения обучения в учебном заведении и успешной сдачи экзамена компетентному органу или организации, уполномоченной им. Невзирая на это в большинстве российских регионов испытания водителей проводятся самими учебными заведениями. К тому же состав экзаменационной комиссии определяется директором образовательного учреждения, причем, как правило, без привлечения к работе в комиссии представителей надзорных органов.

Об объективности проводимых экзаменов сами за себя говорят цифры: с первого раза тестирование проходят 100 % сдающих. Логика ясна: ни одна организация не будет пилить сук, на котором сидит, и не откажется от потенциальных прибылей. Однако несколько лет назад по инициативе территориальных управлений Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ФСНТ) при поддержке Департамента обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД) Министерства внутренних дел (МВД) РФ в Москве, Московской, Владимирской и Нижегородской областях были созданы межведомственные экзаменационные комиссии по приему экзаменов у водителей, перевозящих опасные грузы.

Комиссию возглавляет Росавтодорнадзор, в нее входят сотрудники УГИБДД МВД РФ, представители комитетов по транспорту администраций соответствующих субъектов. В результате реализации этого проекта процент положительной сдачи экзамена с первого раза снизился в два раза. Поэтому учебным заведениям пришлось поработать над повышением уровня подготовки водителей, благодаря чему ситуация со сдачей экзаменов выровнялась. На данный момент во всех регионах, где работают межведомственные комиссии, процент сдачи тестирования вырос до 80 – 85.

Сегодня подготовку водителей для работы на транспорте, перевозящем опасные грузы в России проводят более 600 учебных заведений, однако только 40 из них отправляют своих выпускников в межведомственные комиссии. Кроме того, всем известно, что купить ДОПОГ-свидетельство нынче не составляет никакой проблемы. Получается, что любой водитель может свободно получить документ, дающий право перевозить легковоспламеняющиеся, ядовитые, едкие и инфекционные вещества, в том числе и в международном сообщении.

Согласно ст. 1.8.3.1 ДОПОГ каждое предприятие, деятельность которого включает автомобильную перевозку опасных грузов или связанные с ней операции по упаковке, погрузке, наполнению или разгрузке, назначает одного или нескольких консультантов по вопросам безопасности перевозки опасных грузов, задача которых состоит в содействии предотвращению присущей такого рода деятельности опасности для людей, имущества и окружающей среды. Консультант должен иметь свидетельство о профессиональной подготовке, действительное для автомобильных перевозок. Это свидетельство выдается компетентным органом или органом, назначенным для этой цели каждой договаривающейся стороной (ст. 1.8.3.7 ДОПОГ). Для получения свидетельства кандидат должен пройти курс подготовки и успешно сдать экзамен, утвержденный компетентным органом договаривающейся стороны (ст. 1.8.3.8 ДОПОГ).

В результате внесенных в ДОПОГ изменений с 1 января 2011 г. (ст. 8.2.1.1 ДОПОГ) водители транспортных средств, перевозящие опасные грузы, должны иметь свидетельства, выданные компетентным органом и удостоверяющие, что они прошли курсы подготовки и сдали экзамен на знание специальных требований, которые должны выполняться при перевозке опасных грузов. В России таким компетентным органом является Минтранс РФ. Однако в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 395 от 30.07.2004 г., Минтранс РФ не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также устанавливать ограничения на осуществление прав и свобод граждан, прав негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций и фактически является только законодательным органом в области транспорта.

 

Директор ФГУ «Отраслевой научно-методический центр» Вячеслав Максимычев


- Минтранс РФ должен пересмотреть порядок допуска учебных заведений к подготовке водителей, перевозящих опасные грузы, и определить порядок выдачи соответствующих документов, подтверждающих успешную сдачу экзамена, равно как определить компетентные органы, осуществляющие указанные мероприятия, – считает В. Максимычев. – Над выполнением данного положения необходимо активно работать уже сейчас. Иначе Россия рискует остаться вне правого международного поля, что может спровоцировать перераспределение рынка перевозочных услуг, оказываемых российскими перевозчиками, в международном сообщении в сторону иностранных перевозчиков, что в условиях экономического кризиса - непозволительная роскошь.

На данный момент по-прежнему остается нереализованным требование европейского соглашения ДОПОГ, касающееся наличия в автотранспортных предприятиях должности консультанта по вопросам безопасности перевозки опасных грузов. Задача таких работников состоит в содействии предотвращению присущей подобного рода деятельности опасности для людей, имущества и окружающей среды. Их деятельность направлена на снижение вероятности возникновения техногенных аварий и ДТП, связанных с перевозкой опасных грузов, а также на предотвращение терактов с применением опасных грузов.

По мнению В. Максимычева, Минтранс, пользуясь правами и обязанностями компетентного органа и руководствуясь Европейским соглашением о международным дорожной перевозке опасных грузов, должен инициировать решение следующих вопросов:

- привести в соответствие с ДОПОГ имеющиеся программы подготовки водителей, перевозящих опасные грузы, консультантов по вопросам безопасности таких перевозок и преподавателей и ввести их в действие;

- должным образом утвердить имеющийся порядок допуска образовательных учреждений к подготовке водителей, перевозящих опасные грузы, и консультантов по вопросам безопасности таких перевозок;

- ввести в действие единый порядок выдачи ДОПОГ-свидетельств и свидетельств консультантов по образу и подобию работы межведомственных экзаменационных комиссий Москвы, Московской, Владимирской и Нижегородской областей;

- ввести на предприятиях транспорта, осуществляющих транспортировку опасных грузов, должность консультанта по вопросам безопасности перевозки опасных грузов с определением квалификационных требований и обязанностей, соответствующих требованиям ДОПОГ.

- На мой взгляд, реализация данных задач до конца 2010 г. возможна. Этому могут способствовать научные разработки, проведенные в 2007 - 2008 гг. в рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 гг.» и до сих пор не нашедшие должного применения, а также опыт работы межведомственных экзаменационных комиссий, - говорит В. Максимычев. - ФГУ «Отраслевой научно-методический центр» готово оказать посильную помощь в обучении членов экзаменационных комиссий, оснащению этих комиссий методическими материалами и программным обеспечением по ведению единой базы данных выданных ДОПОГ-свидетельств и иных образовательных документов.

 

 

Директор ФГУ «Отраслевой научно-методический центр» Вячеслав Максимычев

 

Схема организации общероссийской базы данных

 В случае создания территориальных межведомственных комиссий во всех регионах после сдачи каждого экзамена протоколы будут поступать из российских городов на главный сервер Госавтодорнадзора, а также в общероссийскую базу данных. Таким образом, каждое территориальное управление Госавтодорнадзора и любая силовая структура может в какой угодно момент получить информацию о подлинности выданного ДОПОГ-свидетельства, а также узнать, в каком образовательном учреждении человек проходил обучение и аттестацию. В базе данных имеются полная информация об экзаменуемых, организациях, осуществляющих подготовку водителей, экзаменационных комиссиях, протоколах, ведомственных и учебных удостоверениях, а также номера удостоверений ДОПОГ-свидетельств. Территориальные управления имеют доступ к просмотру информации по запросу по всем субъектам федерации.

Основой формирования общероссийской базы данных является программа автоматизированной системы учета, ведения и статистической обработки данных об экзаменуемых. Программа оснащена системой аутентификации – доступа по парольному входу и электронному ключу. Она обеспечивает фильтрацию и сортировку данных, поступающих от территориальных межведомственных экзаменационных комиссий, безопасность передачи этих данных, ведение автоматизированной базы данных на экзаменуемых и позволяет получить оперативный доступ к информации о лицах, сдавших экзамены. Программа автоматически генерирует все документы отчетности (ведомости, протоколы, удостоверения) и может создавать отчеты по наборам данных (за период, по виду аттестации и т. д.). Она разработана в ФГУ «Отраслевой научно-методический центр» и предусматривает автоматизированное ведение полного объема документации по учебному процессу в образовательных учреждениях. Эта база универсальна и позволяет также вести учет лиц, сдавших экзамены по безопасности дорожного движения.

 

Двухуровневая Европа

О системе контроля перевозок опасных грузов, действующей в Евросоюзе, рассказал советник по вопросам безопасности компании «АРТЭЛ-транс» Павел Питкевич. Проработав 14 лет в структурах европейского транспортного контроля, он не понаслышке знает о том, как обеспечивается транспортная безопасность в Европе. Контроль перевозок опасных грузов в странах ЕС производится по двум уровням. Первый - уровень компаний, участвующих в перевозке грузов согласно ДОПОГ. Второй – государственный контроль. Согласно ст. 1.4 ДОПОГ участники операций по перевозке опасных грузов должны принимать надлежащие меры безопасности в зависимости от характера и масштаба предполагаемой опасности с целью избежать ущерба и травм и (при необходимости) свести их к минимуму. В любом случае они должны соблюдать требования ДОПОГ в своей сфере деятельности.

Каждое предприятие, деятельность которого включает автомобильную перевозку опасных грузов или связанные с ней операции по упаковке, погрузке, наполнению или разгрузке, назначает одного или нескольких консультантов по вопросам безопасности перевозки опасных грузов, задача которых состоит в содействии предотвращению присущей такого рода деятельности опасности для людей, имущества и окружающей среды (ст. 1.8.3.1 ДОПОГ). Консультанты по безопасности являются представителями национальных ассоциаций по перевозке опасных грузов. Европейская ассоциация советников по безопасности (EASA) включает национальные ассоциации Чехии, Польши, Ирландии, Бельгии, Швейцарии, Соединенного Королевства, Испании, Португалии, Германии, Нидерландов и Франции. Они напрямую влияют на решения европейской комиссии.

На территории Евросоюза российские перевозчики сталкиваются с массой проблем. Европейские транспортные компании проводят взаимный аудит. В штате каждой из взаимодействующих компаний есть советник по безопасности. Эти советники взаимодействуют друг с другом, вырабатывая стратегию перевозки, которая заключается в нескольких аспектах: изучаются возможности партнера, разрабатываются планы по безопасности и заполняются так называемые стартовые листы, содержащие опросник. Стартовый лист распределяет ответственность между перевозчиком и грузоотправителем.

Процедура административного контроля перевозок опасных грузов в Европейском союзе регламентирована двумя директивами - 95/50/ЕС и 2004/112/ЕЕС, которые определяют последовательность действий при совершении контроля, делят нарушения по степени опасности и регламентируют формы отчета стран-членов ЕС. В отличие от требований ЕС, которые являются прямым законом Брюсселя и действуют на территории любой страны-члены ЕС, директивы опосредованы национальными законодательствами. Поэтому законы, базирующиеся на директивах, в разных странах могут отличаться.

Согласно ст. 1.8.1.1 ДОПОГ, компетентные органы договаривающихся сторон могут в любой момент и в любом месте на своей национальной территории проверять соблюдение требований, касающихся перевозки опасных грузов, включая требования в отношении мер безопасности.

В Директиве Совета ЕС 95/50/ЕС имеется прямое указание на то, что любое ТС может быть проверено на территории ЕС либо не допущено для въезда в ЕС, если не соответствует требованиям ДОПОГ. Поскольку страны-участницы ДОПОГ обязаны обеспечить достаточный уровень проверок соответствующих транспортных средств, а проверки необходимо производить, используя единый список вопросов (проверочный протокол), кроме того, нужно составлять список нарушений, которые все страны-участницы считают достаточно серьезными, подобные проверки необходимо применять в отношении всех отправок опасных грузов частично или полностью перевозимых по территориям стран-участниц, вне зависимости от места отправления, места получения либо места регистрации транспортного средства, Совет принял данную директиву.

Когда инспектор останавливает ТС на дороге, водитель обязан предоставить ему все необходимые документы, заполняется шапка протокола проверки, а в дальнейшем происходит сама проверка. Эта система фактически исключает коррупционные факторы, поскольку в том случае, если инспектор заполнит протокол проверки неверно (в пользу перевозчика), а впоследствии произойдет ДТП с участием данного водителя, то тюремного срока не избежать и ему.

В протоколе проверки заполняются пункты, содержащие информацию о месте и времени проверки, стране регистрации и регистрационном номере транспортного средства, стране регистрации и регистрационном номере прицепа/полуприцепа, перевозчике/адресе, водителе транспортного средства, помощнике водителя, грузоотправителя, адресе, месте загрузки, грузополучателе, адресе, месте разгрузки, общем количестве опасного груза на транспортную единицу и т. д.

По словам П. Питкевича, большинство нарушений российских транспортных компаний на территории ЕС связано с неверным заполнением накладной СМR, в которой должны быть данные не только на русском, но и на английском, французском или немецком языке.

Директива Еврокомиссии 2004/112/ЕС разделяет все нарушения, допущенные перевозчиком при транспортировке опасных грузов, по категориям риска. При определении категории риска учитываются конкретные обстоятельства нарушения. Категория риска присуждается должностным лицом по своему усмотрению при проверке на автодороге. Поэтому нередко она носит субъективный характер. Если накладная CMR заполнена на одном языке, то водитель попадает в первую категорию риска – самую опасную, в этом случае машина попадает на штраф-стоянку.

Первая категория риска включает в себя несоответствия требованиям ДОПОГ, которые создают очень высокую степень риска с угрозой жизни, здоровью или могут причинить серьезную травму, нанести серьезный ущерб окружающей среде. Обычно в связи с такими нарушениями совершаются необходимые действия по коррекции ситуации, вплоть до задержания транспортного средства.

Ко второй категории риска относятся менее опасные нарушения ДОПОГ. Обычно в связи с такими нарушениями совершаются необходимые действия по коррекции, такие, как требование устранить нарушения (в случае, если это возможно и необходимо) в месте проведения проверки и не позже завершения конкретной перевозки.

Под третью категорию риска подпадают несоответствия требованиям ДОПОГ, создающие низкую степень риска, угрожающие здоровью, которые могут причинить травму, нанести ущерб окружающей среде. Такого рода нарушения устраняются в месте проверки, но их разрешено устранить и после завершения перевозки на предприятии.

В случае обнаружения нарушений налагаются такие меры наказания, как штрафы, прекращение перевозки, отстранение водителя от перевозки, задержание транспортного средства, ликвидация груза (ст. 22 CMR-конвенции).

В следующем году в ДОПОГ появятся изменения, к которым относятся новые знаки ограниченного количества, вредных для окружающей среды веществ, допущения водителей к перевозке опасных грузов, редакция письменных инструкций. Кроме того, с 1 июля 2011 г. вступают в силу изменения ДОПОГ о новых письменных инструкциях.

 

В спорах о правилах

О нормативно-правовом обеспечении перевозок опасных грузов поведал присутствующим консультант Министерства транспорта РФ Андрей Трубицын. Он отметил, что европейское соглашение международной дорожной перевозки опасных грузов, на котором базируется правовое обеспечение перевозок грузов, совершенствуется каждые два года при участии 43 государств-участников ДОПОГ. Причем работа ведется с учетом применения требований европейского соглашения для внутренних перевозок государств, входящих в ЕС.

В России порядок осуществления перевозок опасных грузов определяется Федеральным законом «О государственном контроле за осуществлением международных автоперевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения». Кроме того, заключено более 50 двухсторонних международных соглашений в области автотранспорта, регулирующих в том числе порядок осуществления перевозок опасных грузов. Порядок выдачи специальных разрешений на осуществление международных перевозок опасных грузов определен приказом Министерства транспорта РФ № 44.

Однако во внутреннем сообщении действуют морально и технически устаревшие правила перевозки опасных грузов, вступившие в действие в далеком 1995 г. Они базировались на требованиях европейского соглашения международной дорожной перевозки опасных грузов в редакции 1991 г., которое с тех пор неоднократно менялось.

По сути, правила перевозки опасных грузов в действующей редакции сводят систему обеспечения безопасности не к требованиям и условиям безопасных перевозок, а к согласованию этих перевозок с различными ведомствами.

В 2007 г. в силу вступил «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», положения которого в части перевозки грузов в полной мере распространяются на перевозку опасных грузов. В соответствии с этим документом Минтрансом подготовлен проект постановления российского правительства «О правилах перевозки грузов автомобильным транспортом», в соответствии с которым определяется общий порядок организации перевозок опасных грузов, обеспечение сохранности указанных грузов в транспортных средствах, а также общие условия перевозок и предоставления грузовиков для таких перевозок при оказании услуг автомобильным транспортом.

Согласно утвержденным российским правительством правилам перевозок грузов автотранспортом, предусмотрено применение на территории (России не только для международных, но и для внутренних перевозок опасных грузов) обязательных требований, установленных в приложениях «А» («Общие положения и положения, касающиеся опасных веществ и изделий») и «Б» («Положения, касающиеся транспортного оборудования и транспортных операций ДОПОГ»).

Европейское соглашение о международной перевозке опасных грузов было подписано еще в 1957 г. и вступило в силу в 1968-м. В 1992 г. в соответствии с решением европейской комиссии ООН была изменена структура приложений «А» и «Б» ДОПОГ на основе предложений Международного союза автомобильного транспорта. Это было сделано для того, чтобы требования ДОПОГ стали более понятными и удобными для пользователей, а также для того, чтобы их можно было применять не только в международных, но и во внутренних перевозках государств-участниц ДОПОГ. Основной принцип европейского соглашений заключается в том, что перевозка опасных грузов допускается только в том случае, если ее безопасность определена условиями этого соглашения. В соответствии со ст. 2 ДОПОГ опасные грузы, которые допускаются до перевозки согласно приложению «А», не должны быть предметом перевозки, в то время как перевозка прочих опасных грузов разрешается при условии соблюдения предусмотренных приложением «А» требований, которым должны удовлетворять рассматриваемые грузы. В частности, требований, касающихся их свойств, упаковки и маркировки, и предусмотренных приложением «Б», касающимся в частности конструкции, оборудования и движения ТС, перевозящего указанные грузы.

Для того чтобы обеспечить применение требований европейского соглашения в РФ, необходимо решить ряд вопросов, связанных с реализацией функций компетентного органа по этому соглашению. То есть в ряде случаев, которые определены европейским соглашением, требуется утверждение в письменном виде условий перевозки и разрешений этой перевозки. При этом в России в последние годы сложилась ситуация, когда во внутренних перевозках складываются такие обстоятельства, при которых действующие нормативные акты РФ не в состоянии определить данные условия. Это связано с перевозками высокочувствительных взрывчатых веществ, с применением упаковки тары и рядом других перевозок. В этой связи Минтрансом было принято несколько решений, связанных с утверждением упаковки тары для отдельных видов, однако общей системы до сих пор нет. Поэтому Минтрансом подготовлены проекты приказов, в которых определены правила выполнения обязанностей компетентных органов по ДОПОГ в РФ, порядок утверждения условий перевозок опасных грузов и выдачи разрешений в случаях, установленных ДОПОГ, порядок утверждения курсов обучения водителей ТС, осуществляющих перевозки опасных грузов, и консультаций по вопросам безопасности перевозок опасных грузов, порядок допуска ТС к перевозке опасных грузов.

В соответствии со ст. 31 Федерального закона № 257 «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» Минтрансом подготовлен и принят порядок выдачи специальных разрешений на движение по автодорогам ТС, осуществляющего перевозки опасных грузов, и установление постоянного маршрута движения такого ТС. Для обеспечения выдачи специальных разрешений на установление маршрутов ТС, осуществляющих перевозки опасных грузов, Минтрансом подготовлен и согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта и наделении федеральной службы соответствующими полномочиями». Минтрансом совместно с Минэкономразвития подготовлено распоряжение правительства РФ «О перечне нормативно-правовых актов, в которые необходимо внести изменения в связи с переходом на межведомственное электронное взаимодействие». В частности, целью перехода на электронное взаимодействие и оформление разрешительных документов при перевозке опасных грузов предусматривается внесение изменений в федеральные законы № 257 («Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ»), № 127 («О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения»), в приказ Минтранса № 144 («Об утверждении порядка выдачи специальных разрешений на осуществление международных автоперевозок опасных грузов»). Будут также внесены изменения в уже подготовленные приказы «О порядке выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам ТС, осуществляющего перевозки опасных грузов» и «Установление постоянного маршрута движения таких ТС».

С целью обеспечения реализации функций по выдаче спецразрешений на движение по автодорогам ТС, осуществляющих перевозки опасных грузов, и установления постоянных маршрутов таких ТС по автодорогам с применением сети Интернет подготовлен рабочий макет системы оформления и выдачи указанных спецразрешений, а также справочно-информационная система определения условий перевозки опасных грузов с использованием сети Интернет.

Для обеспечения возможности дистанционного контроля за движением ТС, осуществляющих перевозки опасных грузов, Минтрансом принят приказ № 55 «Об утверждении перечня видов автомобильных ТС, используемых для перевозки опасных грузов, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС». Кроме того, подготовлены программное обеспечение и основные принципы работы реализации функций компетентного органа по европейскому соглашению международной дорожной перевозки опасных грузов в электронном формате с применением сети Интернет.

Распоряжение правительства о введении электронного документооборота и перехода на разрешительные документы в электронном формате должны выйти в ближайшее время. Основная цель этого распоряжения – создать правовую базу для обеспечения юридической значимости действий, связанных с электронным документооборотом и введением разрешительных документов в электронном виде. Основные положения по изменению этих законов уже созданы.

Подготовлен проект ФЗ «Об автомобильном транспорте и автотранспортной деятельности». Это базовый документ, определяющий правовые основы использования автотранспорта и осуществления автотранспортной деятельности. Значительная часть этого акта посвящена профессиональной деятельности в области автомобильного транспорта. Это касается в первую очередь физических лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, – водителей ТС.

По словам А. Трубицына, предполагается восстановить институт профессиональных водителей соответствующих категорий, установить требования для допуска лиц, непосредственно связанных с дорожным движением. В этом проекте закона также отрегулированы вопросы, связанные с саморегулированием на автотранспорте.

Недавно в Минтранс обратилась группа перевозчиков с предложением о создании Ассоциации перевозчиков опасных грузов, которая выступала бы в защиту интересов перевозчиков и развития систем нормативно-правового обеспечения перевозок опасных грузов. Создание такой ассоциации окажет содействие в совершенствовании нормативно-правовой базы и перевода разрешительных контрольных функций в области перевозок опасных грузов в электронный формат с применением современных телекоммуникационных систем. Создание ассоциации обеспечит необходимые условия содействия для применения правил европейского соглашения международной дорожной перевозки опасных грузов при осуществлении в том числе внутрироссийских перевозок. По мнению П. Питкевича, такая ассоциация должна быть создана в России по образу и подобию подобных ассоциаций в ближайших к стране государств ЕС.

А вот представитель Департамента обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ, подполковник милиции Сергей Червяков придерживается иной, нежели А. Трубицын, точки зрения по поводу нормативно-правового обеспечения перевозок опасных грузов в России.

- Правила перевозки грузов, в том числе опасных, разработанные Минтрансом, предусматривают применение европейского соглашения на территории РФ для целей внутрироссийских перевозок. Они разработаны во исполнение «Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Однако устав предполагает регламентацию в отношениях, связанных с оказанием услуг автотранспортом. Таким образом, автоматически изданные во исполнение данного закона документы также могут регламентировать только сферу оказания услуг. Однако около 70 % перевозок опасных грузов, осуществляемых в настоящее время в России, не связано с оказанием услуг. Они осуществляются для своих нужд (крупнейшие нефтяные компании, у которых есть своя транспортная сеть и сеть автозаправочных станций). И если бы МВД РФ согласилось на редакцию, предложенную Минтрансом (а сам проект предусматривает автоматическую отмену существующих правил, которые плохо, но работают), то 70 % перевозок опасных грузов выпали бы из норм какого-либо правового регулирования, - говорит он. – Что же касается применения ДОПОГ, ряд опасных грузов, которые приведены в этом документе, может быть допущен к перевозке только на основании разрешения компетентных органов. Ситуация зашла в тупик, потому что в Минтрансе не дадут разрешения на перевозку некоторых категорий опасных грузов. Отдельные национальные нормативно-правовые акты, действующие в рассматриваемой сфере деятельности, не соответствуют положениям ДОПОГ. Например, периодичность переподготовки водителей в РФ составляет три года, по ДОПОГ – пять лет. Если мы сейчас впрямую применим правила ДОПОГ, то около 70 % автопарка встанет к забору. Такими будут последствия применения ДОПОГ в той редакции, которую предлагает использовать Минтранс.

Тара и упаковка для перевозки опасных грузов, изготавливаемая в РФ, сертифицируется на соответствие российским ГОСТам, которые также не соответствуют положениям ДОПОГ. Отсутствуют компетентные органы, проводящие периодически проверки цистерн. И это только наиболее крупные вопросы.

В последнее время ряд образовательных учреждений издает так называемые рекомендации по применению отдельных положений правил перевозки опасных грузов в связи с неоднозначностью нынешнего документа. Поэтому есть необходимость создания межведомственного совета по утверждению этих рекомендаций.

Не менее болезненным вопросом остается содержание экзаменационных билетов, многие из которых вообще не имеют отношения к правилам перевозки опасных грузов. Тем временем Министерством внутренних дел РФ в рамках реализации положений ФЦП «Безопасность дорожного движения в 2006 – 2012 гг.» были проведены НИОКР и разработаны макеты экзаменационных билетов. Кроме того, был подготовлен проект программы подготовки повышения квалификации консультантов по безопасности движения, критерии оценки знаний и практических навыков вождения и т. д. Несмотря на то что, результаты указанных работ МВД отправило в Минтранс еще в 2008 г., продолжение и нормативное утверждение данные билеты не получили, а образовательные учреждения продолжают использовать тот же «сырой» материал, - говорит С. Червяков.

В 2009 – 2010 гг. МВД обучило сотрудников Госавтоиспекции, ответственных за осуществление проверок на дорогах. Такая работа была проведена в 67 регионах РФ. Поэтому, по мнению С. Червякова, жалоб от перевозчиков в адрес МВД по поводу корректности проводимых проверок должно стать меньше.