МАФ - Конференция "VI МАФ: бизнес-форум, бизнес-праздник"


Олег ЖАРКО,

Александра НОВИЧКОВА

Фото авторов и Андрея МАХОТИНА

 

25 - 28 октября в Международном выставочном центре «Крокус Экспо» и театрально-концертном зале Центрального дома культуры железнодорожников прошел VI Международный автотранспортный форум (МАФ).

Его организаторы – Министерство транспорта Российской Федерации, Российский автотранспортный союз (РАС), Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), Союз транспортников России, региональные объединения автоперевозчиков, крупные компании-автоперевозчики, Международный союз автомобильного транспорта (IRU), Общероссийский профсоюз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.

 

Так уж повелось, что на российском транспортном рынке не бывает неуникальных ситуаций. Если уж рост перед кризисом – так уникальный, фантастических темпов и масштабов, до заоблачных высот. А уж если падение в кризис – так до хруста в костях. Гигантская территория, уникальная дорожная ситуация, продолжающаяся ломка политико-экономического устройства всей страны делают потребность в преобразованиях на транспорте вновь исключительной и уникальной.

Выступая на VI Международном автотранспортном форуме, министр транспорта Российской Федерации Игорь Левитин отметил, обращаясь к участникам форума:

- Очень хорошо, что мы нашли такую площадку, где вы можете ежегодно обмениваться опытом работы, видеть друг друга, высказывать друг другу мнения. Наверное, это единственное место, где и надзор, и те, за кем он надзирает, могут вместе четыре дня обсудить вопросы, которые не всегда, может быть, удается обсудить там, «в поле». Мы с вами – жертвы нашего слабого машиностроения, и мы очень сильно зависим от тех транспортных средств, которыми пользуемся, - сказал И. Левитин. - А машиностроение осталось примерно на уровне Госплана, которого давно уже нет, и эта проблема для нас очень важна, потому что мы должны пользоваться самыми современными транспортными средствами, чтобы конкурировать с западными транспортными компаниями. Но в то же самое время мы должны поддерживать российскую транспортную промышленность. И у нас с вами такая задача – с одной стороны, поддерживать своих коллег по промышленности, с другой – быть конкурентными на международном рынке. Это очень тяжело. И те, кто участвует в глобальной конкуренции - я имею в виду гражданскую авиацию, морское судоходство, автомобилистов-международников - понимают, что здесь каждая копейка идет на большую конкуренцию.

 

На торжественной церемонии открытия 5 Международного автотранспортного форума

 

По мнению российского министра транспорта, России необходимо разработать новые подходы для одного из самых массовых видов внутрироссийского коммерческого грузового транспорта - автомобильного. На этом рынке, по оценке Минтранса, функционирует порядка 300 тыс. хозяйствующих субъектов с парком более 5,2 млн транспортных средств.

- Этот рынок пока нельзя считать эффективным. Выход на него совершенно свободный и не обременен никакими условиями и требованиями. Любой предприниматель - владелец грузового автомобиля может попасть на него, не имея достаточной материальной базы, финансового обеспечения возможных рисков, технологических навыков и квалифицированного персонала, - отметил министр. - Водительский состав, задействованный на этих перевозках, а это порядка 6 млн человек, получает минимальную подготовку, связанную с умением управлять автомобилем, и не обладает необходимыми профессиональными знаниями и навыками в области осуществления грузоперевозок. Для повышения качества услуг, обеспечения безопасности перевозок и финансовой прозрачности в этом секторе транспортного рынка необходимо разработать предложения по совершенствованию системы допуска к коммерческим грузовым перевозкам и повышению профессионального мастерства персонала автоперевозчиков, - считает И. Левитин. - Такая работа Минтрансом уже ведется. Эти предложения корреспондируются с аналогичными мерами, давно уже применяемыми для регулирования рынка грузовых автоперевозок в странах Европы.

 

\

Заместитель мэра Москвы по вопросам развития транспорта и дорожного строительства Николай Лямов выступил на открытии 5 Международного Автотранспортного Форума

С 2005 по 2009 гг. прошло пять Международных автотранспортных форумов. По своему формату МАФ представляет достаточно обширную деловую программу, включающую целый ряд практически полезных для участников форума конференций, круглых столов, семинаров, образовательных, информационных и других мероприятий. Деловой программе сопутствует выставка, на которой производители автотранспортной техники и услуг представляют свою продукцию.

За четыре дня работы VI Международного автотранспортного форума в нем приняло участие более 10 тыс. человек. Официально зарегистрировались для участия в выставочной программе Форума более 5 тыс. человек, из них в деловой программе МАФ-2010 приняли участие около 2,5 тыс. специалистов.


 

 Генеральный директор МАФ Генадий Никин

 

 

Выставочная экспозиция МАФ-2010 в павильоне занимала площадь 5тыс. м², открытая площадка для тест-драйвов - 10 тыс. м². В экспозиции МАФ приняли участие более 70 экспонентов из России, стран СНГ и дальнего зарубежья.

Итоги работы VI Международного автотранспортного форума позволяют сделать вывод, в котором едины и его организаторы, и его участники: в рамках МАФ нашла воплощение идея создания профессиональной площадки обмена опытом представителей автотранспортного бизнеса, деятелей науки и действующей власти. Это уникальный, фактически безразмерный круглый стол людей с опытом работы, авторитетная трибуна для продвижения их мыслей, планов и идей. Причем это настоящая постоянно действующая всероссийская трибуна руководителей и специалистов отрасли - тех, кто связан с автомобильным транспортом, его обеспечением и обслуживанием. Эту же мысль подчеркнул в своем выступлении и министр транспорта России И. Левитин.

Международный автотранспортный форум - отраслевое мероприятие, объединившее специализированную выставку и целый комплекс конференций и круглых столов, не имеющее аналогов в Российской Федерации, проводилось уже шестой год подряд и является исключительно значимым событием как по своей актуальности, так и по составу участников.

Такой насыщенной деловой программы не встретишь ни на одной выставке не только на территории России, но и в пределах других стран СНГ и Восточной Европы. Деловую программу МАФ составляли почти 20 конференций, круглых столов, образовательных и информационных семинаров по самым актуальным темам в деятельности специалистов автотранспортной отрасли. Докладчиками на деловых мероприятиях МАФ-2010 выступили более 80 известнейших и авторитетных специалистов-автотранспортников. Интерес к МАФ проявили специалисты из Германии, Франции, Италии и некоторых других стран объединенной Европы.

В рамках проведения VI Международного автотранспортного форума состоялись празднования знаковых для отрасли круглых дат. В частности, в первый день МАФ-2010 прошла конференция, посвященная 20-летию Федеральной службы органов контроля и надзора в сфере транспорта в системе Министерства транспорта Российской Федерации (Ространснадзор). В мероприятии приняли участие более 200 человек, включая зарубежных представителей транспортной отрасли. Первым работников Ространснадзора с праздником поздравил бывший заместитель министра транспорта РФ, а ныне заместитель мэра Москвы Николай Лямов. Он поблагодарил всех тех, кто стоял у истоков создания Ространснадзора, и тех, кто добросовестно работал в контролирующем органе 20 лет назад и сегодня. Кроме того, он рассказал о том, что происходит в сфере разработки нормативно-правовой базы в автотранспортной отрасли. Изменения в нормативно-правовой базе, которые проведены за последние годы, сказались и на контрольно-надзорной деятельности.

- Отрадно отметить, что сегодня у руководства страны и Министерства транспорта РФ появилось понимание того, что прежняя нормативно-правовая база, касающаяся контрольно-надзорной деятельности, не соответствует тому, что происходит на российских дорогах, – сказал Н. Лямов. – В связи с этим Минтрансом проводится целый комплекс мероприятий. Так, сейчас в правительстве находится Постановление № 112 «Об утверждении правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». Надеюсь, что это постановление будет принято в ближайшее время. Также на рассмотрение Правительства РФ внесен проект закона об общих принципах межсубъектных перевозок. Следующий документ, который нам вернули на доработку и сейчас он практически в стадии завершения, – проект закона об общих принципах внутригородских перевозок. Наряду с этим Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта, отметивший на днях 80-летие, заканчивает работу по подготовке проекта закона об автотранспортной деятельности.

В своем выступлении руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Геннадий Курзенков подчеркнул, что благодаря ветеранам Ространснадзора в начале 90-х годов была создана основа современного транспортного контроля и надзора. В годы становления рынка транспортных услуг российская транспортная инспекция стала независимым межотраслевым органом контроля и надзора, который в условиях активного перехода частных предпринимателей в транспортный бизнес смог предотвратить резкое снижение уровня безопасности, что позволило сохранить жизни многих граждан России.

Все участники конференции отметили огромную роль, которую сыграл в становлении Ространснадзора президент Союза транспортников России Виталий Ефимов, занимающий в те годы пост руководителя Министерства транспорта РФ. Именно он был главным конструктором и вдохновителем создания Ространснадзора. Он также выступил на конференции, рассказав об основных идеях, возникающих на пути становления органов государственного контроля в системе Министерства транспорта РФ. В. Ефимов отметил, что руководство Ространснадзора поначалу набиралось опыта за рубежом. Кроме того, он, как и многие участники конференции, подчеркнул, что значительный вклад в становление и развитие российской транспортной инспекции внес Александр Лагутин, под руководством которого инспекция окончательно утвердилась как проводник государственной политики для всех предприятий транспортного комплекса.

В свою очередь президент Российского автотранспортного союза Михаил Козлов отметил исторические этапы формирования контрольных органов на транспорте. Он рассказал о роли некоторых работников транспортной отрасли, оказавших существенное влияние на становление Ространснадзора. Среди них Виталий Ефимов, Николай Цах (министр транспорта с 1996 по 1998 г.), который оказывал поддержку всем начинаниям в вопросах регулирования и контроля на транспорте. Он вспомнил также Виктора Березина, учредителя первых отделений российской транспортной инспекции, который руководил ее первыми шагами. М. Козлов отметил также работу Павла Умпелева, первого руководителя Ространснадзора, руководившего формированием отделений, составлял методические указания и задания на проверку и внедрение компьютерных программ по формированию банков данных о предприятиях транспорта, о выданных лицензиях, о формировании систем показателей для оценки деятельности российской транспортной инспекции. И, конечно, Александра Лагутина, первого государственного транспортного инспектора (с 1990 по 1999 г.), который формировал структуру транспортной инспекции. Под его руководством она прошла все этапы своего развития - от эксперимента до разветвленной структуры на всей территории РФ. М. Козлов также отметил, что уже в первые годы функционирования транспортной инспекции было налажено тесное взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов РФ, федеральными министерствами и ведомствами.

Президент Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП) Евгений Москвичев добавил, что без помощи работников Ространснадзора Россия может прекратить ввозить в страну валюту, а это минимум 6 млрд рублей. Кроме того, он предложил назвать один из автотранспортных техникумов или учебный центр в АСМАП именем первого начальника службы надзора в транспортной сфере.

В рамках конференции было предоставлено слово и ветеранам Ространснадзора, среди которых бывший руководитель Департамента российской транспортной инспекции, бывший заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, действующий советник министра транспорта РФ Анатолий Володин. Он рассказал о людях, стоящих у истоков транспортной инспекции, о тех, кто стал идеологами введения лицензирования в транспортной сфере, а также о первопроходцах в аппарате Департамента российской транспортной инспекции.

Среди семи руководителей отделений российской транспортной инспекции был Николай Катаев, руководитель надзорного управления Горьковской области, который также поздравил работников Ространснадзора. Он отметил, что с появлением первых частников в транспортной отрасли в 1991 г. транспортная инспекция сыграла большую роль в повышении уровня безопасности на дорогах.

С 20-летием российскую транспортную инспекцию поздравили и представители других государств. Среди них начальник транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Александр Иванов, который отметил, что с нынешнего года белорусская транспортная инспекция контролирует весь транспорт страны. Для этого в республике был взят за основу опыт Ространснадзора. А начальник государственной инспекции дорожного транспорта Министерства сообщения Литвы Видмантас Жукаускас рассказал о том, что российская и литовская организации часто встречаются и обмениваются накопленным опытом. В свою очередь заместитель начальника главной государственной инспекции на автотранспорте Министерства транспорта и связи Украины Роман Думас сообщил, что украинская сторона также перенимает опыт российской, поскольку транспортные проблемы в двух странах идентичны.

Завершилась конференция торжественной церемонией вручения памятных наград и сувениров работникам автотранспортной отрасли.

Большой интерес участников VI МАФ вызвала научно-практическая конференция «Логистика и управление цепями поставок: эффективное взаимодействие участников транспортного процесса» вызвала интерес не только у специалистов по логистике, но и автоперевозчиков, которым понимание и правильное применение логистических механизмов позволит существенно снизить затраты на перевозки.

 

На торжественной церемонии подведения итогов 5 МАФ министр транспорта РФ Игорь Левитин вручал государственные, правительствнные и ведомственные награды работнакам автотранспортной отрасли

 

Объем российского рынка транспортно-экспедиторских услуг составляет порядка 2 млрд долларов США. Темпы роста экспедиторского рынка составляют около 7 % в год. Анализ тенденций логистического рынка показывает, что традиционный рынок транспортно-экспедиторских компаний велик, динамично растет и предоставляет массу возможностей. Конкуренция на нем усиливается. Все сегменты логистического рынка являются растущими, а барьеры для входа на них невысоки, что предоставляет игрокам возможность работать практически на любом из них. Во многом этим объясняется неструктурированность продуктового портфеля российских логистических операторов. Несмотря на преобладание услуг по перевозке и экспедированию грузов и некоторую специализацию, четкий стратегический выбор и позиционирование на рынке отсутствуют.

Логистический сектор в России отличается неконсолидированностью. Это бизнес множества относительно небольших компаний с достаточно ограниченными ресурсами. Для примера: оборот крупнейших российских операторов составляет менее 100 млн долларов США, а европейские логистические компании в среднем имеют оборот около 1 млрд евро. Компаний, занимающихся грузоперевозками и транспортным экспедированием, насчитывается около 4 тыс. Несмотря на то, что многие крупнейшие мировые логистические провайдеры имеют свои представительства в России, их активность пока не очень велика. В основном они обслуживают западных клиентов, вместе с которыми пришли на российский рынок. Около 90 - 95 % компаний - российские игроки. Не слишком агрессивная стратегия западных конкурентов пока дает им шансы на успешное развитие.

Российские операторы работают преимущественно на большом растущем рынке транспортно-экспедиторских услуг. Особенность российской ситуации как раз в том и заключается, что есть куда развиваться, где осваивать богатый опыт, накопленный западными компаниями. В отличие от российских, среди западных компаний можно четко выделить три типа. К первому относятся логистические операторы, ориентированные на отраслевое предложение фирмам, которые прежде всего имеют потребность в широкой дистрибуции товаров (сектор В2С) или выстраивании цепочек поставок (сектор В2В), предлагающие комплексные услуги, гибко подстраиваемые под запросы клиента и отличающиеся наибольшей степенью интеграции с ним. Второй тип — преимущественно экспедиторские компании, оказывающие широкий спектр простых услуг по транспортировке товаров, в первую очередь для промышленных предприятий, главным их приоритетом является географическая экспансия.

Выстраивание эффективных цепочек поставок (сектор В2В) и было главной темой дискуссии, организованной компанией LogistICS на VI Международном автотранспортном форуме.

VI Международный автотранспортный форум в очередной раз предоставил автотранспортникам уникальную возможность собраться под одной крышей и обменяться опытом работы. В частности, на конференции «Перевозка пассажиров автомобильным транспортом: опыт, социальные аспекты, пути повышения безопасности и эффективности», организованной Российским автотранспортным союзом (РАС), присутствовали как руководители территориальных управлений Ространснадзора во всех субъектах Российской Федерации, так и ассоциаций, союзов и некоммерческих партнерств практически со всех субъектов РФ, входящих в РАС. Они обсудили наиболее актуальные вопросы по транспортному обслуживанию населения в субъектах РФ.

Выступив со вступительным словом, президент РАС Михаил Козлов обозначил главные задачи - организацию наведения порядка на транспорте и защиту интересов перевозчиков, а также создание хороших условий для работы перевозчиков. К основным проблемным вопросам в сфере пассажирских перевозок он отнес отсутствие методических рекомендаций по установлению тарифов на пассажирские перевозки, отметив, что стоимость билета на проезд до сих пор не равна себестоимости перевозки, что не позволяет автотранспортным предприятиям обновлять свой подвижной состав и увеличивать уровень заработной платы водителей.

На конференции рассматривались многие вопросы, в числе которых опыт создания саморегулируемых организаций в сфере пассажирских перевозок, проблемы транспортной безопасности и т. д. Вице-президент РАС Евгений Колесников рассказал об информационных технологиях на пассажирском автотранспорте. Для обмена опытом по внедрению и использованию транспортных карт и навигационных технологий ГЛОНАСС/GPS РАС направил информацию губернаторам субъектов РФ, после чего получил ответы от 50 из них с информацией о внедрении и применении навигационных технологий на автотранспорте. Автоматизированные системы оплаты проезда на пассажирском автотранспорте внедрены в 11 субъектах РФ, в 9 субъектах РФ продолжается их поэтапное внедрение.

Об опыте работы по реализации перевозок пассажиров по междугородним, мужсубъектным и международным маршрутам, о проблемах и путях их решения рассказал исполнительный директор Национального союза автотранспортников Ставропольского края Сергей Левшаков. А заместитель руководителя Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса РФ Галина Корончик остановилась на ключевых направлениях работы Департамента в части, касающейся курирования действий пассажирских перевозчиков. Среди них обеспечение транспортной безопасности на пассажирских автоперевозках, совершенствование транспортного законодательства в этой сфере, регулирование автотранспортной деятельности, обновление парка подвижного состава, а также внедрение информационных технологий транспортного контроля.


 

         

                

                             

 

Директор НП «Союз автотранспортных предпринимателей Свердловской области» Лилия Саранчук рассказала о взаимодействии органов местного самоуправления с руководителями автотранспортных предприятий по реализации транспортного обслуживания населения. Главным лейтмотивом ее выступления стала работа пассажирских перевозчиков в условиях разделения полномочий муниципалитетов и органов исполнительной власти субъектов федерации на местах по формированию маршрутной сети муниципальных перевозчиков.

Опытом организации междугородних перевозок на конкурсной основе поделился президент Ассоциации предприятий автотранспорта Владимирской области Александр Шапошников. А президент саморегулируемой организации «Смоленскавтотранс» Александр Шаповалов и исполнительный директор саморегулируемой организации «Автоперевозчики Удмуртии» Ангелина Титова рассказали о результатах работы саморегулируемых организаций на пассажирском транспорте.

О наиболее интересных аспектах технического регламента по безопасности колесных транспортных средств, основных его положениях и требованиях рассказал заместитель генерального директора Научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ) Борис Кисуленко. Тема обеспечения безопасности на пассажирском транспорте была продолжена начальником отдела транспортной безопасности на автотранспорте Федерального дорожного агентства Минтранса России Николаем Дайнеко и директором Московского транспортного союза Юрием Свешниковым, который поведал о реализации и подводных камнях Федерального закона «О транспортной безопасности».

Генеральный директор некоммерческого партнерства автотранспортников «АСМОР» Людмила Емельяненко напомнила присутствующим на конференции о том, что пассажирские перевозки – это не только автобусные, трамвайные и троллейбусные, но и таксомоторные. Она рассказала об удручающем состоянии российского рынка таксомоторных перевозок.

 

Опытом работы систем контроля оплаты проезда на пассажирском транспорте муниципального и междугородного сообщениях поделилась заместитель главного инженера ГУП «Башавтотранс» Елена Коваленко, а руководитель отдела прямых продаж компании «Русские навигационные технологии» Алексей Полянских рассказал о региональных диспетчерских центрах.

Словом, в рамках конференции были обсуждены все вопросы, касающиеся пассажирских автоперевозок. Поэтому неудивительно, что вместо трех запланированных на мероприятие часов оно длилось более четырех часов. В рамках конференции также были вручены сертификаты на членство в РАС компаниям «Автотранс-Юг», «Транспортный союз» и «АП Смоленскавтотранс».

В ходе Первой международной конференции по автобусостроению, организованной ОАО «АСМ-холдинг», Комитетом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по предпринимательству в автомобильной сфере, Минэкономразвития, Минтрансом, Минпромторгом России и Некоммерческим партнерством «Объединение автопроизводителей России», проанализированы итоги работы российского автопрома за девять месяцев 2010 г. в сфере производства автобусов, необходимые меры для поддержки производства автобусов, а также место и перспективы пассажирского автотранспорта в экономическом развитии страны.

Для участия в конференции «Международные автомобильные перевозки», организованной Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) России и постоянным представительством Международного союза автомобильного транспорта (МСАТ) в России, приехали международные автоперевозчики России, стран-членов СНГ и Балтии.

В своем обращении к прибывшим на конференцию изо всех регионов страны руководителям транспортных компаний, управлений Госавтодорнадзора, представителям науки, отраслевых союзов и международных организаций президент АСМАП Е. Москвичев подчеркнул, что результаты работы за десять месяцев текущего года позволяют надеяться, что российские международные автоперевозчики в основном преодолели последствия кризиса и вышли на уровень 2008 г. Он проинформировал собравшихся о приоритетных направлениях работы АСМАП, нацеленных на повышение конкурентоспособности национальных перевозчиков.

- Международный автотранспортный форум не первый раз собирает автомобилистов, которые преданы этому делу. На протяжении последних пяти лет я присутствую на МАФ и вижу, как ядро автомобилистов с каждым годом растет. Это говорит о том, что наши автомобилисты не умирают духом, о том, что у автомобилистов сегодня есть желание работать в автомобильной отрасли. И я думаю, что мы эту отрасль не уроним, и объемы перевозок будут увеличиваться с каждым годом. Экономический кризис, который внезапно ударил по всем отраслям, понемногу отступает: по итогам девяти месяцев нынешнего года мы начинаем выходить из сложнейшей ситуации на рынке. Уже есть рост перевозок почти на 13 – 14 %, стали расти ставки фрахтов, что подтверждают наши автомобильные перевозчики.

 

Традиционно МАФ привлек внимание многочисленых представителей прессы

 

Директор Департамента государственной политики в области автомобильного и пассажирского городского транспорта Минтранса РФ Леонид Липсиц, выступивший на конференции «Международные автомобильные перевозки», поздравил российских международных перевозчиков с Днем автомобилиста, отметил, что в АСМАП сегодня собралась самая сильная в стране и в транспортной отрасли команда профессионалов, и заверил, что Министерство транспорта жестко стоит на позиции поддержки отечественных перевозчиков:

- Хочу вас заверить, что министерство и департамент делают все возможное для поддержания отечественной транспортной отрасли. Мы отстаиваем наши позиции и на ближних, и на дальних рубежах. Мы понимаем, что сегодня Россия очень привлекательна для иностранных перевозчиков, особенно по тем странам, которые расположены транзитно, – это и Беларусь, и Украина, и Польша, это страны Балтии.

Представитель Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Анатолий Пинсон в своем выступлении обрисовал ситуацию, сложившуюся на российском рынке МАП по результатам шести месяцев 2010 г.

Конференцию «Международные автомобильные перевозки» продолжил руководитель департамента МДП и таможенных систем АСМАП М. Савин, который подвел первые итоги функционирования Таможенного союза в части, касающейся регулирования международных автомобильных перевозок, проблем и перспектив их решения. Эксперт Представительства МСАТ в Евро-Азиатском регионе Елена Анфимова рассказала о новой инициативе МСАТ - «Модельное шоссе».

Представитель литовской Ассоциации международных перевозчиков LINAVA в России Юлус Саленекас проинформировал об особенностях международных перевозок между странами ЕС и странами Таможенного союза - Беларусью, Казахстаном и Россией.

О ходе реализации требований ЕСТР на территории Российской Федерации участникам конференции доложили заместитель начальника отдела Департамента государственной политики в области автотранспорта Минтранса России В. Котов, генеральный директор НИИАТ Вадим Донченко и ведущий специалист ДИС АСМАП Павел Пилипович. Обсудив пути преодоления сложностей в части внедрения цифровых тахографов и создания инфраструктуры для их эксплуатации, а также предстоящие коррективы нормативно-правовой базы, все они обратились к перевозчикам с просьбой не откладывать до последнего оформление карточек для цифрового тахографа, чтобы избежать возможных простоев. Как отметил В. Донченко, на изготовление карточек отводится 15 дней, но эта норма выполняется с трудом.

Настоящим украшением деловой программы VI Международного автотранспортного форума стал круглый стол на тему «Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом», организатором которого выступил Ространснадзор. В рамках мероприятия были обсуждены проблемы в законодательстве, связанные с перевозкой опасных грузов. В круглом столе приняли участие представители Министерства внутренних дел, учебных центров Министерства транспорта РФ, а также Ространснадзора. С приветственным словом выступил начальник отдела контроля и надзора специальных перевозок Ространснадзора Юрий Шестопалов, который отметил, что в результате проведенной транспортной инспекцией работы в нынешнем году наблюдается значительное снижение количества нарушений правил перевозки опасных грузов в международном сообщении. Кроме того, он отметил необходимость перехода российских перевозчиков на работу по существующим международным стандартам, по которым работает не только Европа, но и многие страны СНГ.

О подготовке персонала, осуществляющего перевозку опасных грузов автомобильным транспортом, и соответствии ее международным требованиям правилам перевозки опасных грузов ДОПОГ, к которому в 1994 г. присоединилась Россия, рассказал директор ФГУ «Отраслевой научно-методический центр» Вячеслав Максимычев. В своем выступлении он отметил, что в большинстве аварий главную роль играет человеческий фактор. И до тех пор, пока в стране не появятся водители-профессионалы и инженеры по безопасности дорожного движения, а также государственный орган по автомобильному транспорту, ситуация не улучшится. Кроме того, в России до сих пор нет службы, осуществляющей транспортный контроль. Она должна быть наделена полномочиями по задержанию водителя и аресту его машины до уплаты штрафа. По его мнению, эти проблемы сложились из-за неповоротливого законодательства. Как раз этой теме был посвящен следующий доклад консультанта Министерства транспорта РФ Андрея Трубицына, представителя Министерства транспорта РФ. Он рассказал о нормативно-правовом обеспечении перевозок опасных грузов и отметил, что порядок осуществления перевозок опасных грузов определяется  Федеральным законом «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения». Кроме того, имеется более 50 двухсторонних международных соглашений в области автотранспорта, которые регулируют порядок осуществления этих перевозок, в том числе и опасных грузов. Порядок выдачи специальных разрешений на осуществление международных автоперевозок определен приказом Минтранса № 44. Кроме того, имеются документы, касающиеся перевозок опасных грузов во внутреннем сообщении. Среди них правила перевозки опасных грузов, утвержденные Минтрансом в 1995 г., однако они серьезно устарели и требуют пересмотра.

Представитель Департамента обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ подполковник милиции Сергей Червяков рассказал участникам круглого стола о сложностях, связанных с принятием документа о правилах перевозки грузов, в том числе опасных, а также о применении ДОПОГ российскими перевозчиками. А советник по вопросам безопасности компании «Артэл-транс» Павел Питкевич, который более десяти лет проработал в системе транспортного контроля в Европе, ознакомил участникам круглого стола с тем, как проводится контроль перевозок опасных грузов в Евросоюзе и как там обеспечивается безопасность дорожного движения.

Ключевая проблема перевозок пассажиров и грузов – обеспечение безопасности. В конференции «Безопасность на транспорте. Улучшение условий дорожного движения в мегаполисах», организованной Департаментом государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта, а также Департаментом транспортной безопасности Минтранса России, Ространснадзором, МВД России и Государственным техническим университетом МАДИ, приняли участие представители администраций и транспортных министерств субъектов РФ, администраций  городов, руководители муниципальных и коммерческих предприятий, осуществляющих городские, междугородние и международные перевозки автомобильным транспортом, общественные отраслевые организации и союзы, руководители автовокзалов, региональные объединения автоперевозчиков, представители страховых компаний.

С докладом «Об обеспечении бесперебойного движения автомобильного транспорта по улично-дорожной сети в крупных городах» выступил заместитель начальника отдела ДГП АПТ Минтранса России, член экспертной рабочей группы Минтранса России по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере организации дорожного движения Игорь Сиунов. Он констатировал, что ситуация в городах с каждым годом заметно ухудшается. Системные сбои в дорожном движении, ставшие обычной и повседневной картиной во многих городах России, в итоге приводят к снижению социально-экономической активности городов и экономического потенциала страны в целом. Всесторонний анализ сложившейся в крупных городах России ситуации позволил выделить три основных проблемных блока:

1.   Несоответствие количества и качества улично-дорожной сети городов уровню автомобилизации, отсутствие необходимого количества стояночных мест, а также мер по ограничению транспортного движения.

2.   Отставание развития общественного транспорта и его непривлекательность для населения.

3.   Недостаточное использование современных принципов и методов организации дорожного движения, а также распорядительных действий по управлению движением.

И. Сиунов, как и все выступавшие на конференции, сделал ряд конструктивных предложений по кардинальному изменению ситуации. Участники конференции обсудили также доклады: начальника УГАДН по Самарской области Петр Григорова «Участие Управления государственного автодорожного надзора по Самарской области в решении проблем по обеспечению безопасной перевозки пассажиров в областном центре»; заместителя заведующего кафедрой «Транспортная телематика» ГТУ МАДИ Султана Жанказиева «Роль интеллектуальных транспортных систем в обеспечении безопасности и организации дорожного движения в городах, регионах»; доцента кафедры «Организация и безопасность движения» ГТУ МАДИ Олег Майбороды «Оптимизация эффективности управления автомобилем в условиях сложного дорожного движения в крупных городах и на магистралях»;  генерального директора ОАО «НИИАТ» В. Донченко «Проблемы крупных городов России: необходимость комплексных подходов и решений»; руководителя службы организации дорожного движения ГУ «Центр организации дорожного движения Москвы» Ильи Серебрякова «Состояние организации дорожного движения в Москве и пути его совершенствования»; директора ГУ «Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербурга» Сергея Баранова «Организация дорожного движения Санкт-Петербурга: текущее состояние и перспективы развития»; заместителя генерального директора ЗАО «НПП Транснавигация» Владимира Финько «Организация автоматизированного управления и обеспечения безопасности пассажирских перевозок на основе навигационных технологий ГЛОНАСС/GPS» и других.

В третий день шестого Международного автотранспортного форума (МАФ-2010) внимание участников привлек также круглый стол по вопросам применения средств технического контроля за режимами труда и отдыха водителей автомобилей. Мероприятие, инициированное научным центром ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» (НИИАТ), держало его участников в неослабевающем напряжении в течение нескольких часов. Ключевым вопросом стало обсуждение возможных вариантов внедрения в российскую практику автоперевозок цифровых тахографов – приборов, которые позволяют осуществлять технический контроль за режимами труда и отдыха водителей.

Главное выступление на круглом столе - доклад старшего научного сотрудника НИИАТ Лены Арбатской, посвященный порядку реализации требований Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки, в части внедрения цифровых контрольных устройств.

В связи с введением технического регламента возникла задача разработки порядка оснащения контрольными устройствами тех транспортных средств, которые находятся сегодня в эксплуатации. Минтранс уже задумывается сегодня над этой проблемой и, конечно же, необходимо понимать, что оснащение транспортных средств должно производиться с учетом структуры парка подвижного состава, который эксплуатируется в РФ. Сегодня он насчитывает около 5 млн грузовых автомобилей и почти 1 млн транспортных средств. При этом обновление подвижного состава составляет приблизительно 10 %, и следует понимать, что через два года, когда наступит период оснащения транспортных средств, только 20 % впервые выпускаемых в обращение будут оснащены контрольным устройством. И тогда возникнет проблема: как оснастить для эксплуатации несколько миллионов транспортных средств? Кроме того, это будет парк машин различных по возрасту и разных стран-производителей. Также транспортные средства могут быть совершенно не готовы к оснащению какими-либо измерительными приборами. Поэтому перед Министерством транспорта сегодня стоит задача разработать порядок этого процесса, в том числе и определенные технологии, связанные с установкой контрольных устройств на те транспортные средства, которые эксплуатируются сейчас в России. Нельзя забывать и о вопросе финансирования. Сейчас Министерство экономического развития назвало сумму, которую должны сегодня вложить юридические лица и предприниматели, для того чтобы оснастить весь парк тахометрами, – это 6 млрд рублей. Поэтому перед разработчиками должна стоять задача минимизации стоимости, в противном случае может возникнуть волна противоборства как со стороны федеральных ведомств, так и со стороны самих перевозчиков.

В значительной степени именно безопасности был посвящен авторский семинар «Крепление грузов как неотъемлемая составляющая обеспечения безопасности дорожного движения и сохранной доставки грузов» руководителя научной группы «Безопасное размещение и крепление грузов ОАО «НИИАТ», капитана дальнего плавания Анатолия Шмелева, который прошел в заключительный день VI Международного автотранспортного форума. После семинара специалист по логистике ООО «Гейдельберг-СНГ» Анатолий Сливинский после конференции сказал:

- Побывав на семинаре и узнав всего лишь то малое, что можно было поместить в эти два часа, начинаешь понимать, как важно и нужно, чтобы ваш семинар посещало как можно больше представителей не только страховых, но и транспортных компаний, а особенно водителей. Верно замечено, что все они именно так и говорят: «Да куда денется этот огромный ящик, он сам себя держит…». Только побывав на семинаре и увидев случаи из жизни, которые, кажется, в жизни не могут произойти, но происходят, понимаешь, что от правильности крепления и расстановки груза в машине при перевозке зависит очень многое и прежде всего жизнь человека, того же водителя, да и всех участников движения.

- Моя практика показывает, - отметил А. Шмелев, - что причиной 70 % несохранных перевозок грузов является недостаточное крепление. Более того, причиной 40 % ДТП, происходящих с участием одного транспортного средства, является потеря его управляемости в связи со смещением плохо закрепленного груза. Пункт 23.2 «Правил дорожного движения» требует, чтобы «перед началом и во время движения водитель контролировал размещение, крепление и состояние груза во избежание его падения, создания помех для движения». Эта норма нарушается ежедневно и повсеместно по причине отсутствия правил и методики расчетов крепления грузов. Большинство водителей не владеет теорией и методами крепления грузов, впрочем как и большинство экспедиторов. Нет методики расследования аварий, принимающей во внимание размещение и крепление груза. Поэтому инспекторы ГИБДД не рассматривают груз как причину аварии, и в результате в заключениях расследований появляются банальные фразы «неправильно выбранный скоростной режим» или «не справился с управлением транспортного средства». В результате таких заключений вся ответственность за аварию полностью ложится на перевозчика, при этом ответственность грузоотправителя за незакрепленный груз размывается. Мы неоднократно поднимали тему необходимости специального документа, регламентирующего нормы крепления груза, подобного существующим зарубежным аналогичным документам. Такой стандартизирующий документ необходим как самим перевозчикам, так и целому ряду субъектов хозяйствования. Только такой документ позволит реально оценить соблюдение перевозчиком пункта 23.2 Правил дорожного движения.

Деловой программе VI Международного автотранспортного форума, как всегда, сопутствовала выставка коммерческой автомобильной техники, на которой производители или их дилеры представляли свою продукцию. По мнению руководства Минского автомобильного завода, МАФ - одна из самых значительных и ожидаемых выставок в жизни производителей и потребителей автомобильной техники. Поэтому именно здесь состоялась премьера нового автобуса МАЗ 231. На Форуме прошел премьерный показ среднего рядного дизельного двигателя ЯМЗ 536 производства ОАО «Автодизель» Группы ГАЗ. Это предсерийная базовая модель нового семейства рядных двигателей ЯМЗ 530, предназначенная для применения на автомобилях МАЗ, «Урал», КрАЗ, МЗКТ, городских и пригородных автобусах ЛИАЗ и др. Группа ГАЗ также представила перспективные модели автобусов - городской автобус ЛИАЗ 5292 EEV, туристический ГОЛАЗ 52911 "Круиз", пригородный ПАЗ 320412.

В нынешнем году Министерство транспорта РФ  выступило с инициативой организовать празднование Дня работников автомобильного транспорта, достойное значимости самого автомобильного транспорта. Для этого была выбрана площадка Международного автотранспортного форума как одного из центральных событий в автотранспортной отрасли России. Автомобильный транспорт – это огромная отрасль, без которой немыслимо функционирование экономики страны. Он обеспечивает 90 % грузовых и пассажирских перевозок. Практически каждый из нас связан с автомобильным транспортом. В отрасли работает огромное количество людей, которые либо непосредственно осуществляют перевозки, либо обеспечивают выполнение этих перевозок, либо производят необходимую для этого технику. А потребители автотранспортных услуг - вся страна. Тем не менее в масштабах страны до сих пор не существовало достойного мероприятия, посвященного профессиональному празднику автомобилистов.

Одним из ярких и зрелищных событий Международного автотранспортного форума стало автошоу в рамках празднования Дня работников автомобильного транспорта - праздничные мероприятия на открытой площадке МВЦ «Крокус Экспо»: показательные заезды водителей грузовых автомобилей и автобусов - победителей конкурсов водительского мастерства, автошоу юношеской автошколы, тест-драйвы, тренинги, заезды Mercedes Travego в рамках «Гран-при» на призы журнала «Автоперевозчик» и многое другое.

28 октября в театрально-концертном зале Центрального дома культуры железнодорожников состоялось подведение итогов VI Международного автотранспортного форума, на котором с поздравлением к работникам отрасли выступил министр транспорта РФ Игорь Левитин. Он поздравил работников отрасли с профессиональным правздником, передал поздравление от премьер-министра страны Владимира Путина. Министр вручил работникам отрасли государственные, правительственные и ведомственные награды и грамоты. Здесь же состоялось подведение итогов конкурса «PROдвижение» и церемония награждения обладателей титулов «Лучший грузовой автомобиль 2010 г. в России» и «Лучший автобус 2010 г. в России».

- Сфера пассажиро- и грузоперевозок – это именно тот сектор рынка, где первостепенную роль играет уже не столько техническая оснащенность автопредприятий и объектов транспортной инфраструктуры, сколько скорость и качество принимаемых решений, где фактор времени становится важнейшим в конкурентной борьбе, а информационная составляющая бизнеса – все ценнее, - считает генеральный директор Международного автотранспортного форума Геннадий Никин. - Быстро меняющиеся модели хозяйствования, ситуация на рынке, широкий поток новых методов управления экономикой автотранспортных предприятий, прогрессивные методы логистики – все это требует даже от опытных специалистов постоянного обновления их профессиональных знаний. И Международный автотранспортный форум оказывает им эту помощь. Сегодня мы можем констатировать, что одна из важнейших задач, которые мы ставили перед собой, достигнута: МАФ уже вырос из масштабов просто центрального ежегодного мероприятия, он на деле стал постоянно действующей рабочей площадкой для перевозчиков страны. МАФ является организатором либо соорганизатором целого ряда деловых мероприятий, которые проводятся совместно с другими членами Оргкомитета Форума. В прошлом и нынешнем году уже прошло несколько конференций, круглых столов.


 


* *

Уже известно время и место проведения VII Международного автотранспортного форума: с 24 по 26 октября 2011 г. в Международном выставочном центре «Крокус Экспо». Минтранс России и Оргкомитет МАФ приняли решение провести празднование Дня работников автомобильного транспорта, как и в нынешнем году, в рамках МАФ-2011. Идет работа по формированию деловой программы предстоящего форума.