Краны "Гусеничный сегмент"


 

 

Владимир НОВОСЕЛОВ

Фото автора и фирм-производителей

 

Гусеничные краны с решетчатой стрелой предназначены для работ в основном на объектах промышленного и транспортного назначения, при возведении уникальных сооружений (например, стадионов), при монтаже тяжелого оборудования на предприятиях и т.п. Хотя, в наши дни при строительстве жилых домов гусеничные краны также не редки.

Современный российский рынок гусеничных кранов с решетчатой стрелой весьма скромен. В 2011 г. суммарный объем рынка гусеничных кранов (с учетом производства в России, а также импорта новых и бывших в эксплуатации машин) составил 110 ед., в 2015 г. и того меньше – 43 ед. За первые 9 месяцев 2016 г. в России было выпущено 14 гусеничных кранов. Импорт по сравнению с 2016 г. также сократился (окончательные данные по импорту на данный момент отсутствуют). Не стоит сбрасывать со счетов и вторичный рынок. На нем широко представлены модели, произведенные еще до распада «Великого и Могучего».

Современные зарубежные гусеничные краны с решетчатой стрелой традиционно выпускаются с дизель-гидравлическим приводом. На большинстве моделей отечественных гусеничных кранов, выпускаемых в настоящее время, применяется дизель-электрический привод.

 

Отечественное производство

 Суммарно в 2014 г. тремя российскими предприятиями было изготовлено 33 гусеничных крана. Из них, 21 машину выпустил ЧМЗ, 9 – КАЗ и 3 – УМЗ № 2. В 2015 г. объемы производства были еще более скромными: ЧМЗ – 8 ед., КАЗ – 7 ед., УМЗ № 2 прекратил производство. За период с января по сентябрь 2016 г. гусеничные краны выпустил только ЧМЗ – всего 14 штук.

Челябинский механический завод за 60 лет изготовил более 10 тыс. гусеничных кранов. Сейчас завод выпускает 8 моделей гусеничных кранов с решетчатой стрелой и, как и прежде, остается приверженцем дизель-электрического привода. В модельном ряду представлены машины грузоподъемностью 25, 32, 36, 40, 50, 63, 80 и 100 т. Несколько лет назад заводом были освоены  краны нового поколения – ДЭК-361 и ДЭК-401 грузоподъемностью 36 и 40 т соответственно. Самые новые модели появились совсем недавно – это 50-тонный ДЭК-501, 80-тонный ДЭК-801 и флагманская модель грузоподъемностью 100 т – ДЭК-1001. В новых кранах ДЭК реализованы современные инженерные решения. В частности, тиристорное управление с пропорциональным регулированием скоростей механизмов, стреловое оборудование мембранного типа, функция самомонтажа.

Клинцовский автокрановый завод выпускает дизель-гидравлический гусеничный кран с решетчатой стрелой RDK-36 грузоподъемностью 36 т. Ходовое устройство крана выполнено с телескопируемыми гусеничными тележками, что позволяет иметь небольшой габарит при транспортировке и увеличенный размер опорной площади в рабочем положении. Важной особенностью является устройство порталов крана. Их конструкция продумана таким образом, что при монтаже и демонтаже крана на строительной площадке нет необходимости повторной запасовки каната. Кроме того, с помощью заднего портала обеспечивается навешивание противовесов. Кран автономно, без привлечения дополнительных грузоподъемных средств обеспечивает собственную сборку и разборку.

Ульяновский механический завод №2 до 2008 года стабильно работал, выпуская гусеничные и автомобильные краны. Увы, в последующие годы оправиться от последствий экономического кризиса предприятию так не удалось – по сравнению с докризисным периодом объемы производства упали на порядок. УМЗ № 2 выпускал гусеничные краны с решетчатой стрелой грузоподъемностью 32 и 100 т. В 2016 г., как сообщает издание «Ульяновский бизнес онлайн», в отношении Ульяновского механического завода № 2 введена процедура наблюдения, а предприятие внесено в официальный Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.

 

Зарубежные игроки

 

Объемы поставок импортной техники сопоставимы с объемами производства отечественной. Так, в 2011 г. было импортировано 30 новых и 14 б/у машин. В 2015 г. новых кранов ввезли 19 ед., бэушных – 9. Основные игроки – это известные мировые бренды: Liebherr, Kobelco, Manitowoc, Terex, Hitachi Sumitomo, Sennebogen. В последние годы в сегменте гусеничных кранов активизировались китайские компании. Среди них такие фирмы, как XCMG, Sany, Zoomlion, Fuwa.

Компания Liebherr предлагает 23 модели гусеничных кранов с решетчатой стрелой. Из них 15 моделей относятся к серии LR, а 8 моделей – к серии HS. Краны серии HS относятся к категории универсальных машин, предназначенных для интенсивных режимов работы. Они используются с различным навесным оборудованием. Грузоподъемность кранов серии HS составляет от 30 до 300 т. Краны серии LR предназначены для выполнения тяжелых грузоподъемных работ в строительстве, их грузоподъемность варьируется от 100 до 3 000 т. В серийную комплектацию всех кранов Liebherr LR входит система ограничения грузового момента LMB. Она в режиме реального времени рассчитывает грузоподъемность крана и способствует безопасной работе. Конфигурация крана может быть быстро адаптирована к условиям любой стройплощадки. Другим решением, реализованным в кранах Liebherr LR являются система Vertical Line Finder (определитель вертикального положения каната) и функция Horizontal Load Path (горизонтальное перемещение груза).

Модельный ряд компании Manitowoc представлен гусеничными кранами грузоподъемностью от 165 до 2 300 т. На новых моделях кранов – MLC350 и MLC650 грузоподъемностью 350 и 650 т – внедрена новая унифицированная система управления. Она устанавливается также на мобильные краны GMK и RT и на башенные краны Potain. Преимущество такой унификации очевидно – машинист крана работает с одной и той же консолью, с тем же интерфейсом. Оператору достаточно установить два параметра, например, массу груза и желаемый рабочий радиус. Система выполнит расчеты и предложит три наиболее оптимальных варианта конфигурации крана. Другим новшеством обеих моделей является система VPC. Даная система изменяет положение противовеса автоматически, в зависимости от нагрузки, рабочего радиуса и угла наклона стрелы. Технология VPC позволяет по сравнению с краном, оснащенным классическим противовесом, поднимать больший груз на одинаковом рабочем радиусе. Также данная система противовесов дает грузовысотные преимущества.

Модельный ряд гусеничных кранов с решетчатой стрелой фирмы Sennebogen подразделяется на два типа – краны для работы с навесным оборудованием серии HD (краны-экскаваторы) и краны для монтажных работ. Краны для монтажных работ представлены линейкой из пяти моделей, характеризующихся грузоподъемностью от 80 до 300 т. Краны-экскаваторы представлены восемью моделями массой от 30 до 300 т. Они могут применяться с различными видами навесного оборудования. Новшеством, внедренным Sennebogen, является возможность оснащения любой модели не только дизельным, но и электрическим двигателем.

Производственная программа корпорации Terex включает гусеничные краны с решетчатой стрелой, выпускаемые под марками Terex и Terex Demag. Каждая из этих линеек не дублирует, а дополняет друг друга. Так, в семействе кранов Terex предлагается пять моделей грузоподъемностью от 72 до 285 т. Гамма гусеничных кранов Terex Demag, состоящая из семи моделей, имеет более высокую грузоподъемность – от 400 до 3200 т. Краны Terex Demag имеют функцию самомонтирования и быстроразъемные соединения (гидравлическую систему штифтовой сборки). Краны отличаются модульной конструкцией, благодаря которой можно собирать конфигурацию, наиболее приспособленную для конкретной задачи. Уникальным техническим решением, реализованным на топовой модели крана Terex Demag CC 8800 TWIN, является сдвоенная основная стрела. Данная конструкция позволила в два раза увеличить грузоподъемность – до 3200 т – по сравнению с базовой моделью СС 8800-1 грузоподъемностью 1600 т.

Компания Kobelco полностью обновила модельный ряд гусеничных кранов в 2012–2013 гг. Современный модельный ряд включает 10 машин серии CKS, BMS и 7000S грузоподъемностью от 60 до 250 т. На кранах применены энергосберегающие технологии. Так, внедренная  лебедка с высокой частотой вращения барабана G-Winch не требует увеличения оборотов двигателя при необходимости ускоренного подъема/опускания опускания крюка при холостом режиме и в случае работы с легкими грузами. А система автоматического останова двигателя AIS останавливает двигатель, когда машина простаивает.

Гусеничные краны с решетчатой стрелой Hitachi Sumitomo выпускаются 15 моделей грузоподъемностью от 55 до 500 т. Наряду с кранами, предназначенными для монтажных работ, производитель выпускает версии Heavy Duty (HD) для тяжелых условий. В версии HD предлагаются краны грузоподъемностью 80, 90 и 120 т. Флагманская модель Hitachi Sumitomo – 6000SLX – выпускается в двух вариантах грузоподъемности: 500 т (исполнение STD) и 550 т (исполнение SL-B).

За последние 10 лет в китайские гусеничные краны укрепили свое присутствие на российском рынке. За прошедший период увеличилось количество игроков из Поднебесной, но главное – краностроители из КНР значительно продвинулись в плане расширения модельных рядов, совершенствования конструкций и повышения грузоподъемности.

У компании XCMG представлено 20 моделей грузоподъемностью от 50 до 2 000 т. Также XCMG выпускает  линейку машин, созданных на базе гусеничных кранов, – грейферные установки, используемые для строительных работ по технологии "стена в грунте".

Компания Sany выпускает 17 моделей гусеничных кранов грузоподъемностью от 50 до 1600 т.

Модельный ряд кранов Fuwa весьма внушителен, краны представлены в диапазоне грузоподъемности от 35 до 1250 т, всего - 26 моделей. Некоторые модели могут комплектоваться различным навесным оборудованием – копром, грейфером, драглайном и т.д.

Строительная техника китайской компании Zoomlion весьма популярна в России. Правда, гусеничные краны этого производителя не столь известны. Модельный ряд достаточно скромный, всего 3 модели – грузоподъемностью 55, 80 и 130 т.