СПЕЦавтотехника "На новой высоте"


 

 

В настоящее время телескопические погрузчики являются едва ли не самым быстро развивающимся сегментом спецтехники. Динамике их становления могут позавидовать производители близких по предназначению фронтальных погрузчиков и автокранов, в нише которых вперед выходят кран-манипуляторные установки...

 

Все дело в «телескопе»

Телескопические погрузчики и кран-манипуляторы своим появлением обязаны автокранам: перейдя от решетчатой стрелы на телескопическую, крановая надстройка на колесном шасси монополией владела не очень долго. Именно телескопическая схема и гидравлический привод системы раздвижения секций стрелы заложили основы новых видов надстроек и спецмашин. Нынешний год для «телескопа» юбилейный: телескопический погрузчик в серийное производство первой поставила компания JCB в 1977 г. За короткое время телескопический погрузчик по развитию функционала оставил позади и автокран, и КМУ, уступив им только в грузоподъемности.

Поскольку на момент подготовки обзора итоговые показатели годового импорта телескопических погрузчиков еще не сведены, то будем оперировать данными за первую половину 2016-го. За тот календарный период на таможенную территорию РФ ввезли 552 телескопических погрузчика, почти половина из них (289 ед.) с маркировкой JCB. В ТОП-3 также вошли французские «телескопы» Manitou (141 ед.) и американские Bobcat европейской сборки (45 ед.).

За семимесячный период «британцы» заняли на нашей торговой площадке, половину рынка (50,1%) телескопических погрузчиков. Это практически в два раза больше, чем у ближайшего конкурента Manitou, доля которого в емкости российского рынка таких машин достигла 25,8%, и в 6,4 раза больше Bobcat, на долю которого приходится 7,8% емкости рынка «телескопов». Таким образом, рейтинговая тройка удерживает в нашей импортной нише 83,83%.

В упомянутой тройке лидеров за период зарубежных санкций произошла рокировка: вместо машин с маркировкой Manitou, возглавляющих хит-парад в докризисный период, на первое место вышла техника JCB с долей к средине лета 2016-го 51% рыночной ниши «телескопов». Bobcat к лету 2016-го тоже занял «чужое» место, вытеснив Dieci (Италия) с его нынешней долей рынка 4,7% на четвертое место. Удержавшийся на пятой позиции Claas (Германия) сохранил за собой 3,6% торговой ниши «телескопов». В позицию «прочие» вписаны импортируемые на наш рынок в малых количествах телескопические погрузчики с маркировкой Haulotte (Франция), Faresin и Merlo (Италия), Liebherr (Германия), Genie, JLG (США) и др.

 

Рокировка аграрного уклона

Заметно изменились приоритеты спроса. Тот же JCB третий год подряд фиксирует смещения адресной доставки. Если до 2014-го потоки импорта шли в объемах 25% для индустриального сектора, а 75% для аграрного, то в 2016-м британские «телескопы» промышленного исполнения в поставках составили 10%, а модели аграрной номенклатуры подскочили до 90% от общего объема ввоза. При этом спрос на размерные группы остался прежним.

В сельском хозяйстве все так же в приоритете машины грузоподъемностью до 3 т и максимум с 7-метровой высотой подъема телескопической стрелы. В группе промышленных машин запрашивают грузоподъемность не менее 4 т и операционную высоту 14–17 м. Селяне в своих запросах по размерности машин оказались скромнее, но в покупках компактных «телескопов» отличились завидной активностью.

На аграрный сектор приоритетно нацелился и завод Bobcat в Поншато на северо-западе Франции. Предприятие расширило предложения всему европейскому рынку и России в т.ч. по запущенному модельному ряду телескопических погрузчиков серии T для строительства, сельского хозяйства и аренды. В 2017-м вся линейка из 11 наименований машин с потенциалом от 2,6 до 4,1 т и высотой подъема от 6 до 18 м переведена на более понятную индексацию в названиях. Модели TL26.60 и TL30.60 позиционируются как компактные, TL35.70, T35.105, T35.105L и T36.120SL относятся к группе средней высоты подъема. Машины T35.130S и T35.140S предназначены для промышленных предприятий. А для высотных работ производитель подготовил модели T35.130SLP, T41.140SLP и T40.180SLP.

Их дизельный двигатель Bobcat D34 IV / Tier 4 Final поставляется в двух версиях – стандартный 55,2 кВт и для выполнения тяжелых операций на 74,5 кВт. Оба мотора идут с электронной системой впрыска топлива высокого давления, турбонаддувом, с управлением воздушными потоками и охладителями рециркуляции выхлопных газов для снижения выбросов, что исключает замену сажевых фильтров.

 

 

А нам с механическим впрыском лучше

Удерживающий вторую позицию в хит-параде российского спроса Manitou вот-вот выставит на наш рынок свою маломерку MT 420 H Buggy, показанную на Bauma-2016. Она не только пошла в серийное производство, слава о самом маленьком телескопическом погрузчике уже прилетела в Россию. Экономичная малолитражка с дизельным движком Kubota (49 л. с.) получила полный привод, гидростатическую трансмиссию и операционную возможность брать почти 2-тонную поклажу для подачи на 4-метровую высоту.

В фермерском, ландшафтно-парковом хозяйстве такой «мужичок с ноготок» (длина 3,67 м, ширина 1,49 м, высота 1,9 м) будет в самый раз. Правда, многих настораживает отсутствие информации про адаптацию к российским условиям эксплуатации. Здесь речь идет не только про отрицательные температуры зимой, но и о противодействии не всегда первосортному местному дизтопливу. И хотя качество дизеля и выросло, в наших хозяйствах остаются актуальными движки машин с механическим впрыском топлива.

Вот потому телескопические «британцы» и пользуются высоким спросом: по всей номенклатурной линейке они к нам поступают в комплектации силовых агрегатов с впрыском именно от механических топливных насосов высокого давления, пик спроса которых припал на 80–90-е годы. Даже моторы премьерных «телескопов» последнего поколения JCB комплектует для нас пусть даже с устаревшими, но по-прежнему надежными системами с ТНДВ. На рабочих показателях это никак не сказалось, заявленные характеристики тоже не пострадали, даже силачи появились.

К примеру, в грузоподъемном диапазоне лидерство теперь перешло к самому мощному для нашего рынка телескопическому погрузчику JCB 560-80 (130 л. с.) с 6-тонным потенциалом. Этот операционист способен работать с грузом на высоте 8,1 м, удачно совместив функции классического погрузчика и гидравлического подъемника. Еще один новичок на нашей площадке «телескоп» JCB 527-58 разработан специально для российских строительных и промышленных объектов. Компактный универсал имеет грузоподъемность 2,7 т и досягаемость по высоте 5,8 м. Базовой моделью для него послужила машина агарного исполнения (JCB 527-58 agri), у которой чуть сильнее мотор (100 л. с.), более производительнее гидросистема, а также стоит реверсный вентилятор и кондиционер в стандартной комплектации.

Появившаяся на российском рынке модель JCB 540-200 (114 л. с.) с 5-секционной стрелой способна оперировать на 20-метровой высоте. Раньше такой уровень «телескопам» был недоступен. Как, впрочем, и горизонтальный вылет 15,9 м. При таких показателях стрела «двухсотки» не уступает по прочности крановым стрелам, поскольку перехлесты ее секций достигают 1,4 м. Теперь эта машина возглавляет у нас линейку 4-тонных «телескопов», составив конкуренцию автокранам и даже превзойдя их по многофункциональности. Смотрите, автокран с вилами для поддонов, погрузочным или планировочным ковшом, челюстным захватом, роторной газонокосилкой, ямобуром, кусторезом, грузопассажирской люлькой, мульчером или снежным отвалом вряд ли где встретишь, а для телескопического погрузчика с такой шикарной рабочей зоной и возможностью передвигаться с грузом по площадке это уже привычный и далеко не полный инструментарий.