Инновации "Для чего строят концепты "


 

 

Мир полон удивительных вещей, и концептуальный коммерческий транспорт не исключение. Это взгляд в будущее через замочную скважину на новые материалы, промышленный модернизм, конструкторскую школу. Это проверка реакции будущих потребителей и полигон для тестирования инноваций. Такую технику строят все ведущие автоконцерны, и мы познакомимся с ней на конкретных примерах.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

Гениальность Луиджи Колани

Никогда не забуду потрясающего впечатления, которое в 1996 г. на выставке коммерческого транспорта IAA в Ганновере на меня произвел концептуальный грузовик Луиджи Колани! Припаркованный перед входом в самые популярные павильоны, необыкновенный по виду Vision 2005 стал звездой шоу на несколько дней. Без подсказок разглядеть в нем платформу Mercedes-Benz SK 1844LS (4x2) с двигателем мощностью 435 л.с. было невозможно – настолько космическим и неузнаваемым был его облик. Кабина в форме головы стрекозы, высоко расположенное по центру место водителя, трехлопастной стеклоочиститель, панорамное остекление – все было необычным!

До этого маэстро дизайна Луиджи Колани построил два концепт-трака: в 1978 г. Colani Truck 2001 и в 1980-м Colani Bardusch Truck на шасси Mercedes-Benz 1729 с дизелем мощностью 240 л.с. Четвертое поколение его концепт-траков в 2001 г. распечатал Colani DAF Aero 3000. В начале XXI в. гений промышленного дизайна оптимизировал форму автоцистерны Spitzer Silo, поставленную в сцепку Mercedes-Benz Actros. На испытаниях автопоезд показал расход топлива 20 л/100 км – рекорд для коммерческого транспорта того времени. В 2006-м Колани построил Super Truck, где «затылок» кабины стал частью полуприцепа. Снова во главу угла была поставлена топливная экономичность. И хотя поставленная цель – вдвое уменьшить расход ДТ – оказалась недостигнутой, стало ясно, в каком направлении двигаться.

Известно высказывание Луиджи Колани, которое сегодня любят цитировать: «Посмотрите на грузовики – они сплошь и рядом квадратные! Всем им нужно расталкивать перед собой огромное количество воздуха, а они не обтекаемые. Тупая индустрия не поняла мой посыл... За долгие годы грузовики сожгли миллиарды литров топлива, а если бы фирмы переняли мои идеи, воздух на планете стал бы намного чище».

 

 

Автопоезд будущего

Говоря о концептуальных автопоездах магистрального назначения, нельзя не вспомнить МАЗ-2000 «Перестройка», дебютировавший на Парижском автосалоне в 1988 г., еще при СССР. Тогда идеи и усилия коллектива создателей были отмечены золотой медалью, а сам концепт чудесным образом вписался в жесткие международные требования к магистральным автопоездам. При массе базового состава в 12 т и допустимой полной массе 33 т (41 т с трехосной задней тележкой) полезный объем грузовой платформы составлял 83 м3, что оказалось на 5–10 м3 больше одноклассников того времени. Увы, отличная идея серийного воспроизводства так и не получила.

В 2010 г. появился макет концептуального седельного тягача MAN Concept S, к которому спустя два года добавился полуприцеп Krone AeroLiner. Изогнутая крыша трейлера напомнила название проекта Delphin (Дельфин) и результат компьютерных испытаний: минус 25% выбросов СО2 по сравнению с обычным тягачом. Продувки в аэродинамической трубе для выявления топливной экономичности не потребовалось, поскольку эффективность была очевидна. Но дело в том, что MAN Concept S пока не живой автомобиль, а всего лишь макет. Правда, и в таком виде он дает представление о том, в какую сторону нужно двигаться.

По заявлению представителей Еврокомиссии к 2050 г. объем выбросов углекислого газа на коммерческом автотранспорте должно снизиться на 60%. Вот здесь и сыграет свою роль инновационный подвижной состав. Кстати, прицепы и полуприцепы тоже развиваются не только путем совершенствоания аэродинамических форм. Тот же макет Krone AeroLiner из влагостойкой фанеры и стеклопластика получил ЖК-панель в корме, на которую выводится информация для водителей, едущих в попутном направлении. Например, высвечивается сообщение: «Осторожно, гололед!», «Впереди через 2 км затор», «Ведутся ремонтные работы», «Ограничение скорости 40 км/ч» и т.п. Жаль, что таких трейлеров нет сейчас, но они наверняка появятся.

 

 

Эргономика плюс стиль

Помимо внедрения биоизайна и борьбы за экологичность транспорта еще одна причина постройки концептов – проба сил в проектировании интерьера и оборудования кабин. Новейшие примеры – итальянский бескапотный тягач IVECO Z Truck Concept (4х2) и капотный магистральник из Америки Freightliner Inspiration (6х4). Они совершенно разные, но у них и много общего. Например, в части увеличения полезного пространства кабины, расширения зоны отдыха и внедрения функции автономного вождения.

Эти иностранные автомобили напомнили концептуальную кабину КАМАЗ, в которой есть все самое необходимое автоперевозчику в дальней дороге. Речь не только о мини-холодильнике, полноценном спальном месте и компактном гардеробе. На повестке дня – оснащение магистральных кабин умывальником, мини-кухней, универсальным тренажером, интерактивным центром развлечений. И это не утопия: часть таких идей уже реализована на коммерческом автотранспорте. Дальнейшие усилия конструкторов будут направлены на то, чтобы превратить сидящего за рулем в менеджера перевозок, а сам автомобиль – в некое подобие мобильного офиса. Большие наработки в этой области есть у концерна Daimler, и мы рассказывали о них на примере концепции Mercedes-Benz Future Truck 2025.

Концепты позволяют понять, каким станет транспорт через несколько лет или десятилетий. Например, все уже свыклись с мыслью, что на смену традиционным зеркалам заднего вида придут видеокамеры. Они же станут выполнять роль видеорегистраторов. Аналоговые приборы уступят дорогу цифровым, а клавишные переключатели исчезнут в угоду сенсорным.

 

Имиджевые шоу-траки

Помимо перечисленных целей концепты создают ради престижа, чтобы показать возможности конкретного производителя. Хороший пример в этом плане – «Паук» (Spider) от Mitsubishi FUSO. У него четыре крана-манипулятора: ямобур, грейфер, ковш для сыпучих материалов и захват. Встретить такое чудо-юдо в обычной жизни (на строительном объекте) невозможно, а в качестве шоу-техники – вполне!

Базой для необычного объекта промышленного искусства послужил серийный грузовик Mitsubishi FUSO Super Great V (6х4). Шасси FV64VJR укомплектовано 13-литровым дизельным двигателем Mitsubishi 6R10 мощностью 460 л.с. В паре с ним работает автоматизированная 12-ступенчатая трансмиссия Inomat-II. Вот и получается: сначала посетители выставки IAA-2016 обратили внимание на завораживающую «кожу» красно-черного цвета, а потом стали интересоваться, «что это за зверь». В итоге цель создателей достигнута!

К слову, подобные маркетинговые ходы предпринимают и некоторые российские компании. Помните, на осенней выставке коммерческого автотранспорта в Москве пару лет назад перед входом в один из павильонов «Крокус Экспо» припарковали корпоративный автопоезд, где «головой» выступил тягач, похожий на Colani Truck?! Имидж дороже денег!

 

Минивэны, пикапы, фургоны

Видение будущего отражено не только в большегрузах, но и в автомобилях поменьше. Например, большое количество концептов выпущено под маркой VW, чего только стоит дебютант 2014 г. пикап Tristar Concept! Он построен на платформе фургона Transporter и был создан в честь 30-летия первой концепции полного привода Syncro. Но самый свежий транспорт будущего немцы показали в январе текущего года на автомобильной выставке в Детройте. Концерн Volkswagen представил ID Buzz – концептуальный вэн с электрическим приводом.

Его габариты (длина 4942 мм, ширина 1976 мм, высота 1963 мм) близки к размерам серийных одноклассников, а базу в 3299 мм можно считать увеличенной. Это позволило на месте мотора разместить багажник объемом 172 л, а сзади предоставить трансформируемое пространство в 659–4601 л. Электромоторы суммарной мощностью 369 л.с. установлены непосредственно на передней и задней оси, а питают их вмонтированные в пол батареи емкостью 111 кВт/ч. Их полного заряда хватает для преодоления 600 км. И динамика у машины завидная: разгон от нуля до сотни за 5 секунд, с ограничением максимальной скорости на отметке 160 км/ч. Но главная изюминка – в применении автопилота и возможности при этом развернуть передние кресла против хода. Сиденья второго ряда при желании легко трансформируются в письменный столик, а третьего ряда – в диван-кровать.

Таким образом, концепты создают во имя лучшего будущего. И какой бы бренд они ни представляли, все приближают завтрашний день, каждый по-своему, конечно.