Малая спецтехника "Граффити безопасности"


 

Валентин ОЖГО

Фото автора и производителей

 

Сезон обновления дорожной разметки постепенно набирает обороты, ведь истертые шинами и едва видимые или отсутствующие разметочные полосы дорожного полотна напрямую угрожают безопасности движения.

 

Сезонный характер

У дорожной разметки беда одна – короткий эксплуатационный ресурс. Цикл живучести колеблется от нескольких месяцев до года-двух, иногда чуть больше. Все зависит от технологии нанесения разметки, используемого материала, интенсивности транспортного потока. Впрочем, климатический регион тоже имеет значение: полтора-два десятка скачков температуры воздуха с плюса в минус и наоборот, как это бывает в межсезонье, вполне достаточно для разрушения разметочного слоя. Даже термопластик, износостойкость которого где-то в 5–7 раз превышает срок службы дорожных красок, уже через пару лет начинает терять свои свойства и к четвертому году службы полностью лишается заложенных свойств.

Потому-то появление на дорогах медлительных разметочных машин большой дискомфорт в транспортный поток не вносит – участники дорожного движения относятся к стесненным условиям проезда с пониманием. На первый план выходит психологический фактор: водитель расценивает разметку как помощника. Дорожные полосы позволяют визуально и на слух воспринимать вспомогательную информацию, заложенную в разметку, которая как бы удерживает водителя и пешехода в рамках ППД.

И хотя в последнее время наши дорожники позаимствовали много технологий из-за рубежа, что требует не только соответствующего разметочного материала для маркировочной основы, но и специальной техники, дефицита в отечественных машинах такого предназначения нет. Даже малый, относительно импортных брендов, собственный производственный потенциал позволяет достойно конкурировать с ввозимой техникой.

Необычная активность на новизну российского производства начала проявляться с принятыми в отношении нашей страны санкциями Запада. Во-первых, дороговизна импортируемой техники начала зашкаливать из-за обвала рубля, а во-вторых, наши начали предлагать более доступные в стоимости самоходки и автомобили со спецнадстройками. В основном развернулись заводы «Спецдортехника» из Саратова с маркировочными машинами серии СДТ «Стрела» и «Вектор», ООО«Тау-С» из Смоленска с магистральными разметочными машинами семейства «Виннер» и фирма ООО «Строительная техника и материалы» из Бреста (Белоруссия) со своими «Шмелями». Понятное дело, против массивного торгового вторжения машин с маркировкой Borum (Дания), Hofmann и Winter (Германия), Graco (США) и др. им тягаться сложно, но… – можно.

 

Поставки активизируются

Отечественную технику для разметки дорог берут активно, зачастую даже крупными партиями. Саратовская «Спецдортехника» к началу прошлого сезона поставила на Сахалин и Кунашир сразу восемь маркировочных машин серий «Вектор» СДТ 220-К, успев к началу ремонтно-восстановительных работ дорожно-уличной сети островов провести пуско-наладку техники и обучить персонал работе. К настоящему времени там уже работает 13 ед. техники дорожной разметки на шасси ГАЗ 3302.

В ходе прошлого сезона «220-е» модели в разных модификациях исполнения ушли дорожникам Вологды, Якутии, Ульяновска, Казахстана и др. В числе поставляемых машин дорожной разметки СДТ 220 были и эксклюзивные модификации. К примеру, в Ульяновск маркировочная техника ушла на шасси Газель Next. Отличие  машины для компании «Вологодавтодор» от серийной конструкции в пистолетной тележке, на которую вместо стандартных двух распылителей поставили расширенную версию из трех распылительных пистолетов. Это расширило функционал нанесения горизонтальной разметки, особенно при обустройстве зоны пешеходных переходов, остановок общественного транспорта и даже для работы на рулежных дорожках и взлетно-посадочных полос аэропортов.

В текущем году портфель заказов на саратовские машины дорожной разметки тоже солидный. В апреле к дорожникам Анапы ушла машина «Стрела-К», предназначенная для разметки автомобильных дорог краской. Оборудование смонтировали на шасси ГАЗ-3302. Нужно подчеркнуть, что это уже вторая машина для города. Такая же модель для разметки дорожного покрытия краской месяцем ранее ушла в Читу. Правда, на нее по просьбе заказчика дополнительно был установлен насос для перекачивания краски и система «Видеовизир».

Привлекательность саратовских машин для нанесения горизонтальной дорожной разметки в том, что эти машины универсальны. Если точнее, то кузовная надстройка с оборудованием является съемной, выполнена по типу модульной платформы. В зимний период малярная платформа снимается и к услугам дорожной службы бортовой тентованный грузовичок. Ближе к весне маркировочное оборудование расконсервируется и снова возвращается в кузов под тент с клапанными бортами на застежках, которые в операционном режиме находятся в скрутке по бокам и с заднего борта.

Второй аспект привлекательности в том, что это аналог хорошо себя зарекомендовавших американских установок дорожной маркировки Graco, поскольку на упомянутой выше разметочной машине «Стрела-К» СДТ 220К/230К с автоматической силовой установкой мощностью 21 л.с. система распыления по технологии безвоздушного нанесения краски изготовлена на основе узлов и агрегатов этой фирмы. А вот «маляр» в модификации «У» (220У/230У) является универсалом, может работать как с «холодным» двухкомпонентным пластиком в пропорциях 50/50 и 98/2, так и с дорожными красками все типов. Уникальность в том, что смешивание компонентов «холодного пластика» происходит уже на выходе в пистолетах-распылителях, что исключает застывание материала в системе и тем самым продлевает ресурс всего оборудования.

В некоторых саратовских моделях есть системы и комплектующие от других известных производителей. К примеру, на модель СДТ 230ТП для горизонтального нанесения разметки термопластом экструдерную головку шириной 40 см и с пятью заслонками (5, 10, 10, 10 и 5 см) берут у немецкой компании Winter.

 

Сами с усами

В белорусской компании «Строительная техника и материалы» решили покорять не только страны СНГ, но и дальнее зарубежье. Самое интересное, что у производителя техники с самой богатой номенклатурой разметочных машин не только в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), но и в Евросоюзе, это получается. В нынешнем году «СТиМ» взялся и за американский континент. На февральской выставке Ассоциации безопасности дорожных служб ATSSA США Annual Convention & Traffic Expo, которая проходила в городе Финикс (штат Аризона), белорусы презентовали профессионалам в сфере дорожной безопасности свою уникальную разработку системы повторения разметки «ЛИС».

Если кратко, то это ноу-хау компании. Интеллектуальная лазерная система повторения старой дорожной разметки является первой в мире интеллектуальной системой для использования в промышленных масштабах. Белорусам удалось обойти даже сотрудников Центра конструкторско-технологического обслуживания магистралей (АНМСТ) Калифорнийского университета США. Те в работе использовали самые мощные в мире высокопроизводительные компьютеры и нейронные сети, но до промышленного применения не дошли. А у сябров получилось.

Система, установленная на бортовом прицепе и работающая в спарке с разметочной машиной, повторяет осевые и краевые линии разметки в любой последовательности в режиме непрерывного движения. «ЛИС» определяет расположение старой дорожной разметки и обрабатывает его в центральном блоке управления. Координаты определяются как в дневное, так и в ночное время при помощи высокоскоростного лазерного сканера, электронного гироскопа, датчика перемещения. Система распознает одну и две полосы старой дорожной разметки шириной от 80 до 200 мм с помощью все того же интеллектуального лазерного сканера в диапазоне 600 мм. После этого машина автоматически наводит одну или две пары покрасочных пистолетов на полосы старой разметки с помощью высокочастотного линейного привода. Точность наведения – до 10 мм. Использование такой техники позволяет ускорить нанесение повторной разметки в 1,5–2 раза.

Используются разные команды лазерного сканера. В полуавтоматическом режиме лазерный сканер подает сигнал пульту, который включает покрасочные пистолеты в начале старого штриха, при этом его длина задается пультом управления. В ручном режиме оператор тоже может работать, он самостоятельно определяет начало и конец старой разметки по монитору, включает и отключает покрасочные пистолеты при помощи джойстика, который подключен к терминалу.

Нужно сказать, что «ЛИС» уже успешно используется многими дорожными организациями Евросоюза. Система прошла испытания и на дорогах США, получив многочисленные положительные отзывы специалистов, вызвав интерес у крупных дорожных компаний. Уже планируются долгосрочные деловые отношения по поставкам даже получил официальное членство в Американской Ассоциации Безопасности Дорожных Служб. В заокеанской организации посчитали за честь иметь дело с таким партнером и главное, с его разработками: бизнес-интересы американских дорожников всех форм собственности стоят выше любой политики и политиков.

Палитра машин у белорусского производителя и правда обширная, начиная от установок для быстросохнущих красок со светвозвращающими стеклошариками («Шмель А/АН», «Шмель 12А», «Контур 600»), термопластиками («Контур 700 ТП») до универсальных машин «Контур 600 ХП Спрей» с технологией двухкомпонентного холодного нанесения спрей-пластика (в пропорции 50/50) так и дорожной краской, «Контур 700 ТПК» для нанесения горизонтальной дорожной разметки термопластиками и однокомпонентными быстросохнущими эмалями с использованием светоотражающих стеклошариков, а также «Контур 700 ХПК» для нанесения толстослойной разметки двухкомпонентым пластиком (98:2) или тонкослойной быстросохнущей эмалью.

Во всех случаях предусмотрено внедрение по необходимости в разметочный материал стеклошариков. Наносимые линии могут иметь гладкий, структурный хаотический, структурный капельный вид. При этом машина способна наносить при разметке пластиком двойную линию за один проход. Правда, ушлых американцев этим не удивить, у них подобной техники и своей достаточно, а вот на систему повторения разметки «ЛИС» они купились сразу.

Впрочем, интерес заокеанских дорожников подогрела и созданная в прошлом году белорусская разметочная машина-робот. Это – беспилотник для работы на загородных дорогах, к эксплуатации на городских улицах он еще «не дорос». Привлекательность в том, что «маляру»-роботу предварительная разметка не нужна: беспилотник все нарисует с первой попытки и проведет операцию с точностью до пяти миллиметров.

Если классические машины дорожной разметки работают со скоростью 5–7 км/ч, то беспилотник сможет выполнять ту же операцию в три раза быстрее. Для дорожной разметки, очень быстро теряющей свои свойства даже при самых современных технологиях нанесения и применяемых материалов, такая производительность очень привлекательна, что сразу поняли не столько наши дорожники, сколько дальнего зарубежья. Так стоит ли удивляться, что дороги там лучше…