Обзор рынка "Наливники по-русски"


 

 

Тема сегодняшнего обзора – автоцистерны на грузовом и прицепном шасси, полуприцепы-цистерны (ППЦ) для перевозки светлых нефтепродуктов. Их основная задача – подвоз топлива к месту слива, в основном, на АЗС. Продукцию такого профиля в России выпускает добрая дюжина предприятий. Несмотря на наличие единых отраслевых стандартов, в наливниках разных брендов есть свои особенности. Попробуем в них разобраться.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

Изобилие гарантируется!

Наливник – это автоцистерна для перевозки жидкого топлива. В повседневном общении водители называют их «бочка» или «канистра». Современный рынок наливников на автомобильном и прицепном шасси российского производства способен удовлетворить любой запрос. Ассортимент продукции заводов такого профиля включает десятки моделей бензовозной спецавтотехники. Прежде всего это автоцистерны и топливозаправщики на шасси грузовых автомобилей российского и зарубежного производства. Это также стальные и алюминиевые полуприцепы-цистерны (в том числе чемоданного сечения, усеченные по обратному радиусу).

На слуху завод Грабовский автомобильный завод (ГРАЗ), Нефтекамский завод (НЕФАЗ), Санкт-Петербургский завод («Капри»), Курганский завод дорожных машин («Кургандормаш»). Но это далеко не весь список. Например, машиностроительный завод «Бецема» выпускает автоцистерны на шасси MAN, Scania, Tatra, Volvo, КАМАЗ. Есть Смоленский автоагрегатный завод АМО ЗИЛ (СААЗ), делающий ставку на производство автомобильных топливозаправщиков на шасси грузовиков ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, МАЗ. А вот ООО «Приокский машиностроительный завод» (ПриМЗ) под брендом AMS изготавливает полуприцепы-цистерны объемом от 10 тыс. литров. Бензовозы выпускает и НПО «Нефтегазовое машиностроение и специальное автомобилестроение», знакомое многим по бренду GT7, машиностроительный завод «ФоксТанк» из Нижегородской области и другие.

 

 

Технологии

Цистерны для перевозки нефтепродуктов заказывают крупнейшие российские компании: «Лукойл-Транс», «Газпромнефть», «Роснефть», «Сургутнефтегаз», «Татнефть», «Тюменьбургаз» и другие. Заказчик предпочитает брать технику, позволяющую оптимизировать процессы транспортировки, временного хранения и заправки автомобильного транспорта моторным топливом. Обращают внимание на то, чтобы наливники сохраняли полную функциональность в широком температурном диапазоне: от -40 ºС до +50 ºС.

Сегодня уровень технологий позволяет нужную автоцистерну изготовить за пять дней! Бензовоз можно приобрести в лизинг до трех лет и окупить его до истечения срока договора финансовой аренды!

Выбрать нужный бензовоз легко, если точно знать исходные параметры: объем, количество осей и отделений, число горловин, верхний или нижний налив, тип и количество лестниц и т.д. Современные автоцистерны могут иметь до 12 отсеков и вмещать до 60 тыс. литров горючего! Важно учитывать наличие насоса (или насосов), вспомогательных счетчиков и других устройств. Внутри ставят торосферическое днище, выполняющее роль волнореза. Оно повышает безопасность перевозки и повышает срок службы цистерны.

Для производства большинства российских автоцистерн овального или поперечного чемоданного сечения обычно используется низколегированная сталь Ст3СП или 09Г2С, но все чаще применяется высоколегированная сталь (нержавейка) марки AISI 304, AISI 316, 12X18H10T. Нефтепродукты сливают через нижние коммуникации при помощи установленного насоса или в обход него. Ведущие к насосной станции магистрали (на языке профессионалов сосуды) изготавливают из низколегированной или нержавеющей стали и алюминия.

 

 

На грузовом шасси

Цистерны для перевозки нефтепродуктов на шасси грузовых автомобилей – самые востребованные. Их используют как в одиночном варианте, так и в составе автопоезда. В числе выполняемых операций – наполнение собственным или сторонним насосом через верхний люк, слив самотеком или штатным насосом, заправка автотранспорта через счетчик и раздаточный пистолет. Есть и функция перекачки топлива, минуя собственную цистерну. Покупатель вправе оговорить с производителем и заказать нужную спецификацию.

Привлекательны российские модели топливозаправщиков тем, что многие из них дешевле импортных аналогов того же класса, ремонтопригодны и обладают высоким спросом на вторичном рынке. А главное – отечественные наливники адаптированы к суровым дорожным и климатическим условиям разных регионов России (включая Сибирь, Дальний Восток и Крайний Север). В ряде случаев модели из модельных линеек наших производителей способны на равных конкурировать с лучшими зарубежными аналогами.

Топливозаправщик на грузовом шасси обычно комплектуют цистерной эллиптического или чемоданного сечения из низколегированной стали 09Г2С или алюминиевого сплава АМГ-5, 5186. Последние чаще заказывают привилегированные клиенты.

Во избежание гидроудара внутри «бочки» вваривают торосферическое днище – своего рода замену перегородкам. В базовое оснащение включают насосную станцию, заправочный пистолет, счетчик количества выдаваемого топлива, фильтр тонкой очистки. Все остальное – за дополнительную плату.

Шасси российских и импортных грузовиков ГРАЗ приспосабливает под монтаж автоцистерн объемом от 4,9 до 20 м3. Платформой служат двух- и трехосные модели ГАЗ, КАМАЗ, МАЗ, «Урал», плюс иномарки: Ford, Mercedes-Benz, Scania, Volvo.

Одни из самых популярных автоцистерн для светлых ГСМ вместимостью 7–20 куб. м поставляет НПО «Вектор». Эти изделия чемоданного, трапециевидного или круглого сечения обычно ставят на шасси КАМАЗ и «Урал». Есть еще более компактные модели других производителей для грузовиков ГАЗ, ЗИЛ и иномарок того же класса.

Наряду со стандартными конструкторскими решениями машиностроительные заводы нередко внедряют собственные разработки, защищенные патентом. Скажем, цистерны «Бецема» БЦМ-112.6 комплектуют технологическим шкафом с открывающейся вверх дверью. Она обеспечивает быстрый доступ к базовому оборудованию налива и слива, барабану с раздаточным пистолетом и шлангом и насосной станции. Спектр автоцистерн «Бецема» охватывает изделия вместимостью от 12 до 17 тыс. литров.

 

Полуприцепы: на раме и без

У полуприцепов для перевозки светлых нефтепродуктов плотностью не более 0,83 т/м3 есть свои характерные особенности конструкции. Среди них – деление на отсеки, технологический шкаф в средней части сосуда, механизм блокировки при сливе топлива, приводимый в действие с земли складной поручень. Некоторые модели комплектуют кнопкой пневмоблокировки в технологическом шкафу, которая автоматически закрывает все донные клапаны при закрывании двери. Самые распространенные на рынке модели представляют собой цистерны вместимостью 16–30 м3, рассчитанные на эксплуатацию с седельными тягачами 4х2 и 6х4/2. К таким, в частности, относятся бензовозы Челябинского машиностроительного завода ЧМЗ объемом 20, 22 и 26 м3.

У каждого производителя есть свои хиты продаж. Например, под брендом GT7 выпускают четырехосный ППЦ-32 для транспортировки и заправки бензина, дизеля и керосина. По сравнению с трехосной моделью той же вместимости он позволяет перевозить максимальный объем жидкого груза с двухосным седельным тягачом 4х2, не превышая ограничений по весу, т.к. масса автопоезда увеличивается с 40 до 44 т. У ППЦ-32 две подъемные оси (первая и четвертая), что позволяет снизить износ резины. Благодаря «лишней» оси нагрузка на осевые агрегаты меньше,  а это продлевает их срок службы.

Под брендом «Бецема» надежными решениями для отпуска бензина индивидуальным потребителям считаются полуприцепы БЦМ-108 и БЦМ-111, а для транспортировки крупных партий нефтепродуктов – БЦМ-174.

ГРАЗ предлагает заказчикам полуприцеп-цистерну ППЦА-34 из алюминиево-магниевого сплава с частично заполняемым отсеком на осях SAF. Она обладает объемом 33600 ± 1,5% и рассчитана на использование тягача 4х2. А вообще с 2014 года завод производит алюминиевые модели кубатурой 31, 32 и 33,5 м3. Хорошая линейка создана НЕФАЗом. Он предлагает модели емкостью 16,6–32 м3. Под маркой AMS Приокский машзавод выпускает цистерны от трехсекционных объемом 27 м3 до четырехсекционных объемом 46,5 м3. И это не единственные такие «канистры» в России.

 

Прицепные модели

В отличие от полуприцепов-цистерн, составляющихся в автопоезд с помощью седла тягача, прицепы-цистерны цепляют посредством кронштейна. Из минусов такого решения – невысокая скорость транспортировки и ограниченная маневренность. Из плюсов – возможность применения с тягачом небольшой мощности и даже с трактором. Их поэтому часто используют в качестве мобильной заправочной станции для дорожной и сельскохозяйственной техники вдали от стационарных АЗС. Их также задействуют для временного хранения и маломагистральной транспортировки ГСМ. В отличие от ППЦ, оси прицепных цистерн устойчивы на рыхлом грунте. Их характеризует наличие ABS, барабанных тормозных механизмов и блочно-тросового стояночного тормоза.

На шасси прицепов МАЗ, СЗАП, BPW пензенский ГРАЗ ставит емкости от 8,5 до 15 м3. Одна из наиболее востребованных моделей – ПЦ-86391-01 объемом 10,7 м3 на шасси BPW. НЕФАЗ производит модель 8602-03 вместимостью 9,5 м3 и 8602 на 11,2 м3. Если нужна вместимость 15–17 м3, можно обратить внимание на изделия питерского ЗАО «Капри».

У завода «Бецема» две модели прицепов для транспортировки легковоспламеняющихся жидкостей 3-го класса (бензин, дизтопливо, керосин): двухосная БЦМ-230 объемом 15 м3 эллиптического сечения и трехосная БЦМ-83.6 вместимостью 20 м3 чемоданного сечения. Как и модели конкурентов, они соответствуют европейским требованиям к безопасной перевозке легковоспламеняющихся грузов (ADR) и нормам ГОСТ Р 50913-96.

Опционально прицепы-цистерны можно оснастить системой рекуперации паров нефтепродуктов, насосной станцией и оборудованием для заправки легкового автотранспорта. А хороши они тем, что их можно брать в аренду и зарабатывать, получив лицензию и устанавливая их на трассах вдали от стационарных заправочных станций.