Подготовка кадров "Школа водительского мастерства"


 

 

С 10 сентября 2009 года директива Евросоюза обязывает транспортные компании раз в пять лет проводить 35-часовую программу обучения водителей коммерческого автотранспорта. В России такой принудиловки для грузоперевозчиков нет, но тема эффективного (в первую очередь, экономичного и безопасного) управления подвижным составом год от года актуальнее. Посмотрим, что предлагают европейские импортеры в РФ и насколько дополнительная профподготовка результативна.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

Что дает обучение?

Обыватели нередко судачат о том, что дополнительная подготовка водителей – напрасная трата денег. Мол, со временем навыки экономичного вождения утрачиваются, и дальнобойщики шоферят по старой привычке. Да, согласно статистике, примерно пять-шесть человек из ста являются «невменяемыми», т.е. после обучения стиль их управления транспортным средством не меняется. Но это исключение из правил. Большинство обретает навыки и знания, которые способствуют реальным улучшениям.

Анализ данных до и после обучения показывает: подкованным дальнобойщикам удается снизить расход топлива на величину от пяти до 12%! Количество переключений передач на «механике» уменьшается наполовину. Снижается нагрузка на силовую линию, ходовую часть и компоненты конструкции автомобиля и полуприцепа, что выливается в снижение затрат на агрегатный ремонт. Обучение снижает вероятность ДТП, минимизирует поломки узлов и связанных с ними простоев подвижного состава.

В дополнение к этим очевидным аспектам выгоды перевозчика есть и другие  аргументы. В частности, уменьшение вероятности получения водителем профессиональных заболеваний и производственных травм. Отдельным пунктом стоит повышение лояльности со стороны клиентов. Лучше сохраняется техника, больше денег остается в обороте, безопасность перевозок поднимается на новый уровень. В конечном счете это реальный вклад в развитие бизнеса.

 

Профподготовка Scania

Школа водительского мастерства Scania действует в России с 2010 г. и построена по аналогии со шведской, только адаптирована под российские реалии. На выбор перевозчикам предлагают пять программ, из которых три связаны с грузовиками: «Безопасное вождение», «Экономичная эксплуатация», «Эффективная эксплуатация автомобиля». Еще две программы касаются водителей автобусов и строительной техники.

Все «грузовые» курсы однодневные, но время теории и практики в них неодинаково. Например, «Безопасное вождение» предусматривает три часа теории и практику за рулем Scania G не менее часа на одного человека (максимально – 4 часа). «Экономичная эксплуатация» рассчитана на 2 часа теории и тестовую поездку продолжительностью 1,5–2 часа на одного обучаемого (максимальное число участников – 3 человека). Наконец, структура «Эффективной эксплуатации автомобиля» выглядит так: 7 часов теории плюс один час практики. Стоимость курса обучения зависит от региона. В Москве она составляет 8 тыс. руб., в Татарстане – 7,5 тыс. руб.

Когда готовился данный материал, пришла информация о том, что в рамках комплексного предложения «Scania Drive» компания «Скания-Русь» добавила пакет «Драйв-лайт». Он включает в себя программу подготовки водителей при передаче автомобиля с заполнением Контрольного листа и вождения с инструктором. Речь идет о предрейсовой проверке, детальном изучении кабины и органов управления грузовиком, грамотном использовании коробки передач в разных режимах. На контроле правила применения вспомогательных тормозных систем, и все, что объединяет понятие «эффективная эксплуатация автомобилей Scania».

Комментирует начальник отдела продвижения информационных услуг ООО «Скания-Русь» Андрей Акимушкин:

- Целью курса является профподготовка водителей для снижения эксплуатационных расходов в дальних поездках, продления срока службы техники Scania, значительного повышения коэффициента технической готовности и сведения к минимуму внеплановых ремонтов и простоев. Новая программа «Драйв-лайт» впервые позволяет водителям ТС сразу же пройти обучение при получении техники по сокращенной программе общей продолжительностью 2,5 часа, в то время, как обычный курс длится 8 часов.

 

Подход Volvo Trucks

Программа обучения для водителей Volvo Trucks является комплексной и соответствует европейским отраслевым требованиям. Кстати, российское представительство шведской компании первой среди европейских импортеров предложила эту услугу. Обучающие курсы состоят из пяти модулей: «Эффективное вождение», «Безопасное вождение», «Транспортные перевозки и законодательство», «Здоровье и первая помощь на дороге», «Безопасность перевозки грузов».

Теоретические занятия проводятся за партой, с перерывами – чтобы водители лучше усвоили пройденный материал. Поскольку речь идет о том, с чем перевозчики сталкиваются каждый день, обучение проходит с большой пользой. Анализ результатов рейсов в транспортных компаниях показал, что «семинаристы» начинают привозить расход ДТ на 8–10% меньше своих же показателей до обучения.

Говорит Евгений Долотенко, технический эксперт, инструктор по подготовке водителей Volvo Grouo Trucks Russia:

- Продолжительность курса Volvo Trucks составляет не менее 6 часов и, в зависимости от спецификации грузовика, может быть увеличена. Обучение позволяет улучшить навыки управления грузовым автомобилем и добиться максимальной эффективности от его использования на доставке грузов. Никто из прошедших обучение об этом не пожалел, поскольку плата за обучение быстро перекрывается стоимостью сэкономленного топлива, не говоря уже о снижении других затрат.

 

Базовый курс MAN

В Европе первые тренинги водителей MAN прошли в 1981 г., а инструкторы российского представительства MAN Truck and Bus из подразделения ProfiDrive начали проводить занятия с 2007 г. Тренинги разделены на четыре части: «Основы», «Экономичность», «Безопасность», «Специальные предложения». Каждая учебная тема содержит несколько обучающих модулей.

Для водителей грузовиков MAN разработан базовый курс «Экономичная эксплуатация автомобиля». Его продолжительность – один день, место проведения – территория клиента и выбранный для этого участок дорог общего пользования. Материальной базой выступают грузовики транспортной компании или предпринимателя. Один инструктор в день может готовить до пяти участников.

Основная задача дополнительной профподготовки водителей MAN – уменьшение расхода топлива в условиях реальной загрузки, продление срока службы компонентов трансмиссии и деталей ходовой части. В конечном итоге стоит цель добиться снижения эксплуатационных расходов за счет грамотных действий сидящего за рулем.

Начальная часть обучения – практическая. Участник семинара ведет автопоезд с MAN TGS с полной загрузкой на контрольном участке трассы. Инструктор с помощью средств электронного контроля снимает показания борткомпьютера по расходу топлива, средней скорости и количеству переключений передач. После заезда проходит теоретическое занятие. Дальнобойщики изучают все, что имеет отношение к основам экономичной езды. Это касается техники управления ТС, назначения и правильного использования бортовых систем, предвидения дорожной ситуации и т.п.

Далее следует практическая часть, направленная на отработку и закрепление полученных знаний. Обучаемый повторно проезжает тот же самый участок дороги, следуя указаниям инструктора и опираясь на полученные знания. Снова «тренер» снимает показания бортового компьютера, проводит анализ и сравнение контрольных показателей первой и второй поездки. Участнику семинара выдают сертификат.

Стоимость такого обучения составляет 5 тыс. руб. (с НДС) на одного участника семинара. Но при определенных условиях выбор курса, продолжительности и места проведения может стоить и в пять раз больше. Если обучение проводится за пределами столичного региона, в оплату включаются расходы на трансфер и проживание инструктора.

Комментирует Андрей Харченко, директор по продажам грузовой техники «МАН Трак энд Бас Рус»:

- Практика показывает, что только хорошо подготовленный персонал в состоянии грамотно управлять подвижным составом. У техники MAN большой потенциал для эффективной доставки грузов, и чтобы его использовать с максимальной отдачей, сидящий за рулем должен быть эффективным профессионалом. Для этого и существует курс дополнительной профподготовки. Всем рекомендую!

 

Остальные импортеры

Программа подготовки водителей Renault Trucks заточена на то, чтобы улучшить стиль управления грузовым автомобилем, научить экономить топливо, повысить безопасность на дороге и извлечь максимальную отдачу от транспортного средства. Она аналогична подходу Volvo Trucks, но проводится с помощью программы Optifuel на автомобилях Т-серии российского импортера.

По марке Mercedes-Benz разработаны и проводятся курсы на территории учебного центра в Набережных Челнах. Кабины тестовых грузовиков Actros третьего поколения позволяют без нарушений законодательства разместить шестерых обучаемых и одного инструктора. Сами грузовики оснащены максимальным количеством доступных опций. Темы тренингов разделены на несколько курсов, чтобы провести обучение с учетом потребностей покупателей. Есть и выездные тренинги, где матчастью выступают автопоезда транспортной компании.

По марке DAF централизованного обучения водителей в РФ не проводится. Нюансы профподготовки обсуждаются с официальным дилером марки в конкретном регионе. А вообще по голландской марке оттачивание навыков проводит учебный центр DAF Driver Academy и специально подготовленный инструктор.

Программа обучения водителей экономичному вождению IVECO Driver Training действует в России с 2012 г., но глобального подхода к проблеме пока нет. Широкомасштабный охват дальнобойщиков только в планах.

Повышение квалификации касается не только сидящих за рулем большегрузов. Например, одна из самых молодых – программа подготовки водителей Isuzu Eco-Drive. Она действует в России с сентября 2015 г. А, по большому счету, бум дополнительной профподготовки водителей грузовиков в России еще впереди.