Подвижной состав "Топливная экономичность и ее аспекты"


 


В структуре эксплуатационных затрат расходы автоперевозчика на топливо самые высокие. Экономить можно за счет правильного выбора агрегатной базы, использования качественного топлива, исправного транспортного парка. А еще за счет грамотного управления подвижным составом, накопленного опыта и выбора надежных деловых партнеров. Об этом и поговорим.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

Вес и аэродинамика

Современные грузовики хотя и выглядят кубическими, с точки зрения аэродинамики более совершенны, чем их предшественники ХХ века. Доказано: конструкция, компоненты, внешнее и внутреннее оборудование позволяют экономить до 10% топлива. Этот потенциал скрыт в весе изделий, их форме (если они снаружи), физических свойствах (если участвуют в процессе трения, как например, шины).

Любой лишний предмет на кабине вызывает повышенное сопротивление воздуха, а это дополнительный расхода топлива. С ними расход топлива на 1,5% больше. А вот наличие и правильный угол установки кабинного спойлера, напротив, снижает аппетит транспортного средства на величину до 3%. И если верхний обтекатель направляет поток над автомобилем, то боковые дефлекторы уменьшают турбулентные завихрения между «головой» и надстройкой или полуприцепом. В итоге – минус до 7% от стандартного расхода дизтоплива.

Буквально по крохам набирается экономия на применении дополнительных аэродинамических элементов. Скажем, обтекатели шасси, закрывающие собой аккумуляторный или инструментальный ящик, топливный бак, запаску и другое оборудование на внешней стороне рамы, могут снизить расход топлива на 0,6%. Если у вас рефрижераторный «хвост» шириной 2600 мм (против стандартных 2500 мм), то удлинители боковых дефлекторов отблагодарят вас снижением аппетита мотора на 0,5%.

Очень критичен вес автомобиля. Зимой на автопоезд может налипать до 2 т снега и льда! Выход – периодически отбивать его на стоянках или на автомойках. Даже возимые «про запас» полтонны топлива увеличивают его потребление на 1%. Не зря ведь все спортивные автомобили облегчают по максимуму до значений, установленных регламентом соревнований. Опять же лишний вес может создать проблемы при прохождении весового контроля, а это – штрафы.

 

 

Что дает матчасть

Для перевозчика очень важно выбрать двигатель, соответствующий характеру перевозок, доставляемому грузу и топографии местности. Возьмете слабый мотор – и вам гарантировано увеличение времени рейса, сделаете ставку на избыточную мощность – и повышенного расхода топлива не избежать. Даже езда на благоприятной скорости 80–85 км/ч с низкими оборотами может дать около 3% выигрыша в расходе ДТ.

Оптимальный выбор передач – еще один ключ к снижению затрат. И здесь ничто не сравнится с автоматическими или механическими коробками передач с автоматизированным переключением. Во-первых, сидящий за рулем не ломает «железо». Во-вторых, водитель сконцентрирован на дороге, а не на управлением КПП. В-третьих, электроника эффективнее человека. Наконец, «автомат» вроде MAN TipMatic, Scania Opticruise, Volvo I-Shift, в зависимости от условий доставки груза, позволяет беречь до 10% топлива. Кроме того, есть системы помощи водителю и функции типа EcoRoll, EcoCruise, I-See и прочие, позволяющие выгадывать до 4% расхода топлива.

Даже такой, казалось бы, пустяк как выбор шин и постоянный контроль за рекомендованным давлением в них позволяет экономить до 5% ДТ. Судите сами: при разнице от нормативного значения всего в 1 бар расход увеличивается на 1%. Не зря при покупке автомобилей многие транспортники не скупятся заказывать системы контроля за давлением воздуха в шинах. А в штате богатых (крупных) автопарков есть специалист, отвечающий за нормативное давление воздуха в колесах грузовиков и прицепного состава. Помните, как у героя мультфильма «За 80 дней вокруг света»: «Вся жизнь – цепочка, мелочи – в ней звенья! Нельзя звену не придавать значения!».

 

 

Водительский опыт

Человеческий фактор всегда играл ключевую роль в экономичной эксплуатации транспортного средства. Что толку от технически совершенного грузовика, если за его рулем будет сидеть водитель, практикующий «тапочку в пол» и частые торможения, привыкший без надобности молотить на холостом ходу и превышающий рекомендованную скорость движения?! Лучшая крейсерская скорость для грузовика – не более 85 км/ч. Превышение ее хотя бы на 5 км/ч уже ведет к увеличению расхода ДТ на 5%. Так зачем спешить?!

Практика показывает: грамотно обученный водитель после профессионального тренинга может добиться выигрыша в расходе топлива на величину до 12%! Иногда встречаются примеры того, как дальнобойщики улучшают свой стиль вождения так, что экономят до 20% топлива, но это исключение из правил. У большинства результаты более скромные, но и за них стоит бороться.

Первый и главный критерий экономии – правильное использование имеющегося на борту оборудования. Скажем, чего зря гонять печку или кондиционер, если можно обойтись и без них?! Вот вам до 10% разницы. Частые ускорения и торможения тоже не в вашу пользу. Старайтесь прогнозировать развитие дорожной ситуации, избегайте использования рабочей тормозной системы, если есть возможность снизить скорость с помощью переключения «вниз» или задействования ретардера. Обгоняйте и перестраивайтесь по возможности реже, грамотно используйте накат.

Чего я здесь умничаю? Да ничего – просто делюсь опытом обучения в различных школах водительского мастерства. И на своем примере могу сказать: добиваться впечатляющих результатов топливной экономичности можно на любом типе и марке транспортного средства, будь то Mercedes-Benz, Renault Trucks, Scania, Volvo или грузовик любой другой марки. Помните, как в старой доброй водительской поговорке: «Все зависит от прокладки между рулем и сиденьем».

 

Роль техобслуживания

По мнению специалистов, до 10% экономии способно обеспечить грамотное и своевременное техническое обслуживание автомобиля, особенно вкупе с использованием сервисных контрактов.

Попытки сэкономить на резине, топливе, запчастях нередко выходят боком. Сколько раз на дороге приходилось видеть ошметки взорванных колес, разбитые ими щитки, задние фонари и навесное оборудование! Рассыпавшиеся тормозные колодки, треснувшие оси, лопнувшие рессоры – этот список можно продолжать. А уж про отказ турбин, топливных насосов, систем питания из-за некачественного ДТ и говорить не приходится: такие вещи встречаются очень часто. И перевозчик может избежать лишних трат, снижая риск поломок, отказов и аварий, связанных с этим неизбежных простоев в ремзоне.

Обслуживание подвижного состава лучше всего доверить профессионалам. Тогда не придется покупать или арендовать фирменное сервисное оборудование и держать в штате технический персонал. Да и на водителя все вешать негуманно: ему нужен отдых, да и не все ему по плечу. Взять, к примеру, регулировку углов установки колес. Без профессионального оборудования и соответствующих навыков добиться нужного результата невозможно. Между тем, корректные значения «в ноль» позволяют экономить на автопоезде до 3% топлива.

Чем хорош сервисный контракт? У вас не болит голова о проведении ТО, покупке расходников, своевременности и качестве проводимых работ. Все эти заботы на себя берет сервисная организация. Сокращаются простои, техника всегда на ходу. Я уже не говорю об отсутствии нервотрепки и сэкономленном времени!

 

Деловой подход

Бывалые перевозчики не ездят от заправки до заправки и не льют дизтопливо на случайных АЗС. У солидных перевозчиков и подход солидный. В частности, речь о процессинге топливных карт – таком, например, который использует компания «Инфорком». Сеть АЗС, где принимаются ее карты, насчитывает 5 тыс. заправочных станций в девяти странах мира.

Сотрудничество с «Инфоркомом» позволяет осуществлять заправку транспорта в кредит, причем по привлекательным ценам. Все виды стоимости моторного топлива представлены на сайте компании в открытом доступе. Это конечный вариант в денежном эквиваленте, без дополнительных наценок и скрытых комиссий. Предусмотрены оптовые поставки светлых нефтепродуктов от ведущих нефтеперерабатывающих заводов. Еще одно преимущество работы с таким деловым партнером, как «Инфорком» – безопасность. Водителю не нужно возить с собой наличные деньги или кредитные карты. Для удобства при работе коммерческого автотранспорта используются топливные карты и талоны.

Выгода заключается в уменьшении налогооблагаемой базы по топливу в виде 18% НДС, быстром получении отчетов за любой период, наличие скидки на топливо, независимо от числа используемых АЗС. Клиент получает возможность оформления отсрочки платежа и беспроцентной кредитной линии на один месяц на получение топлива. В случае потери контроля над водителем партнер «Инфоркома» может оперативно блокировать потребление ДТ. Наконец, привязка к одним и тем же расположенным на маршруте АЗС снижает риск некачественной заправки или преступного сговора с целью хищений.