Производство "Двигатели российского производства"


 

В современной России насчитывается с десяток производителей двигателей для коммерческого автотранспорта. Часть из них доморощенные, часть – совместные предприятия с зарубежными партнерами. И те, и другие вместе закрывают весь спектр потребностей клиентов. Более того, часть продукции поставляется на экспорт, в том числе в Республику Беларусь для предприятий тяжелого машиностроения. В обзоре представлены наиболее популярные бренды моторостроителей РФ.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

ЯМЗ, он же «Автодизель»

Возьму на себя смелость утверждать, что Ярославский моторный завод (ЯМЗ) или ОАО «Автодизель» является самым известным производителем двигателей в России. По крайней мере, он самый старый: в 2016 г. отметил свое 100-летие. Без него трудно представить коммерческий автотранспорт, а ведь продукция ЯМЗ встречается и на транспортных средствах РЖД и контейнерных дизель-генераторах.

Палитра силовых агрегатов из Ярославля и впрямь внушительная. Например, ЯМЗ-840 и 850 мощностью 550–800 л.с. ставят на карьерные самосвалы БелАЗ, «сороконожки» МЗКТ, гусеничные транспортеры ИЗТМ, спецтехнику «Промтрактор». Двигатели ЯМЗ-650 уровня Евро-4 и Евро-5 с потенциалом 286420 л.с. идут на конвейер автозавода «Урал», на «ТОНАР», сборочные линии Минского автозавода и Минского завода колесных тягачей. Модель ЯМЗ-658 стандарта Евро-3, -4 и -5 используется на тяжелых автомобилях МАЗ, МЗКТ, тракторах ПТЗ и сельхозтехнике «Гомсельмаша».

Очень широкий спектр применения у ЯМЗ-656 мощностью 210300 л.с. третьего, четвертого и пятого экологического класса. Это автобусы МАРЗ и ЛИАЗ, грузовики МАЗ, МЗКТ и «Урал». Маркировка ЯМЗ-238/7511 известна тем, кто эксплуатирует ярославские моторы мощностью 330420 л.с. на спецтехнике МоАЗ, МАЗ, МЗКТ, ЧСДМ, «ЧТЗ-Уралтрак», «Четра», ПТЗ, «Гомсельмаш», «Ростсельмаш», «Муромтепловоз». Преимущественно на спецтехнику российских марок рассчитаны и двигатели ЯМЗ-236/7601 мощностью 165300 л.с. Их применяют МАЗ, АЗ «Урал», «Кранэкс», «Амкодор», ВЭКС, «Курганмашзавод», «Раскат», «РМ-Терекс», «ЧТЗ-Уралтрак», «Четра» и другие.

Четвертый и пятый экологический класс сделали коммерчески привлекательными моторы ЯМЗ-536 объемом 6,65 л, выдающие на-гора от 240 до 330 л.с. У них самая современная конструкция, в частности, система рециркуляции отработавших газов (EGR) установлена непосредственно на двигателе, а контроллер интегрирован в систему управления. На турбокомпрессоре появился клапан перепуска газов на турбине. Есть встроенный маслорадиатор и интеркулер типа «воздух-воздух». Такие двигатели монтируют на грузовики «Урал ВВ», «Урал NEXT», МАЗ и автобусы ЛИАЗ; спецтехнику «РМ Терекс» и трактора ПТЗ и ХТЗ.

Газовые модификации данного мотора, ЯМЗ-530 CNG обладают мощностью 150170 л.с. (4-цилиндровые версии) и 240300 л.с. (6-цилиндровые). Они предназначены для новейшего поколения NEXT среднетоннажных «ГАЗонов» и тяжелых «Уралов», а также автобусов ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ. Уровень Евро-4 и Евро-5 гарантирован и на семействе ЯМЗ-5340 с отдачей в 150210 л.с. Их ставят на ту же технику, за исключением «Урал NEXT», плюс «Садко NEXT» и «РМ Терекс». Самое массовое семейство на сегодняшний день – семейство ЯМЗ-236/238 для техники ГАЗ, КАМАЗ, УралАЗ, ЛИАЗ, МАЗ и др.

С июля 2013 г. Ярославль осуществляет контрактную сборку двигателей Mercedes-Benz OM646 для микроавтобусов и фургонов Sprinter Classic, изготовляемых в Нижнем Новгороде. Ресурс российских моторов достигает 900 тыс. км, а «пробег» немецких и вовсе превышает 1 млн км. Кроме вышеназванных производителей коммерческого автотранспорта и спецтехники в числе потребителей продукции ЯМЗ есть также костромское ОАО «КСМЗ», калужская группа компаний «Ремпутьмаш», ПАО «АМЗ» из Арзамаса. Как ни крути, без ЯМЗ представить коммерческий автотранспорт России просто невозможно!

 

Под маркой УМЗ

Ульяновский моторный завод идет в ногу со временем: в настоящее время в его производственной линейке находятся двигатели стандарта Евро-4. Конструкторский отдел создает и моторы Евро-5, ведь введение этих норм в России не за горами. Как и у коллег, перспективные модели будет возможно в дальнейшем довести до уровня Евро-6.

Одна из самых массовых моделей из Ульяновска – УМЗ-42164 рабочим объемом 2,89 л. В числе особенностей ее конструкции – топливные форсунки Delphi нового поколения, распредвал с оптимизированными фазами газораспределения, регулятор разрежения картерных газов с маслоотделителем. В списке отличий значится микропроцессорная система управления подачей топлива и электронная педаль газа. Но ульяновские моторы не только монотопливные. В частности, на заводе налажен выпуск УМЗ-421647 ГБО, работающих как на бензине, так и на природном газе. Эти агрегаты оснащены микропроцессорным управлением впрыска топливной смеси и зажиганием. Они развивают мощность 100 л.с. и отвечают нормам Евро-4.

С 2014 года предприятие освоило выпуск 107-сильных 2,7-литровых двигателей EvoTech. Это не собственная, а совместная разработка российских инженеров с коллегами из южнокорейской инжиниринговой фирмы Tenergy. За счет улучшений блока цилиндров и камеры сгорания, оптимизации поршневой группы и газораспределительного механизма, изменения систем зажигания, смазки, питания и охлаждения удалось увеличить крутящий момент в широком диапазоне оборотов двигателя. На 10% был снижен топливный аппетит, а ресурс увеличен до 400 тыс. км. На выбор потребителей есть модификации Евро-4 и Евро-5.

 

Заволжские моторы

Еще одна популярная аббревиатура применительно к российским двигателестроителям – ЗМЗ или Заволжский моторный завод. Основанный в 1958 г., он расположен в г. Заволжье Нижегородской области, входит в состав ОАО «УАЗ», выпускает бензиновые и дизельные моторы. В настоящее время их продукция отвечает стандарту Евро-4, а один из наиболее распространенных на тяжелой технике – бензиновый V8 модели ЗМЗ-52342.10 рабочим объемом 4,67 л и мощностью 124 л.с. Он оснащен программой коррекции состава топливо-воздушной смеси.

Впечатляет уровень инноваций в модельном ряду 4-цилиндровых бензиновых версий: 143-сильной ЗМЗ-40905.10 и 125-сильной 40911.10 рабочим объемом 2,7 л. В числе конструктивных особенностей: топливная рампа с форсунками двухпоточного распыления, датчик давления впрыска, оптимизированная по времени и дозировке подача топлива во впускные каналы ГБЦ. Привод ГРМ осуществляется зубчатой цепью. Есть система вентиляции с подачей картерных газов в ресивер. В общем, это не те моторы, которые использовались годы и десятилетия назад.

Год назад предприятие освоило серийную сборку битопливных двигателей, работающих на бензине и сжатом или сжиженном газе. В частности, 8-цилиндровыми ЗМЗ-5245.10 комплектуют автобусы ПАЗ. Есть и чисто газовые модификации. Скажем, 4-цилиндровый ЗМЗ-409061.10 предназначен для грузовиков компании BAW Rus. Новой является и классика: 4-цилиндровые бензиновые ЗМЗ-40906.10 теперь отвечают нормам Евро-5. Их ставят на легкие грузовики и внедорожники УАЗ, на скорую помощь на базе ульяновской «буханки». Есть и дизельный ЗМЗ-51432.10 объемом 2,235 л мощностью 114 л.с. У него охлаждаемая система EGR, бошевский впрыск Common Rail, турбонаддув, интеркулер и давление впрыска на уровне 145 МПа.

 

КАМАЗ и Liebherr

Двигатели из Набережных Челнов прочно ассоциируются с брендом КАМАЗ. Самые современные из них – модели класса Евро-4 мощностью 280440 л.с. У них большой потенциал для модернизации за счет применения наддува одним компрессором, цельного картера маховика и прочих особенностей конструкции и комплектации. Правда, есть зависимость от импортных комплектующих: цилиндропоршневой группы Federal Mogul, системы впрыска и блоков управления фирмы Bosch.

Достоинства современных двигателей КАМАЗ – заявленный ресурс не менее 1 млн км, пониженный уровень шума, возможность регулирования давления впрыска в зависимости от условий эксплуатации и повышенное давление впрыска (сейчас 160 МПа, в перспективе до 250 МПа). Перевозчиков радует и доступность деталей к двигателям КАМАЗ – они есть практически в любом магазине запчастей, не говоря уже о сервисных центрах КАМАЗ и поставщиках  через интернет.

Новыми являются дизельные двигатели КАМАЗ уровня Евро-5 мощностью 280550 л.с. Их особенности: единая чугунная головка на каждый полублок взамен двух алюминиевых, коренные и шатунные шейки коленвала увеличенного диаметра, собранные вместе нижние опоры коренных подшипников коленвала. Новейшая система впрыска Common Rail обеспечивает максимальное давление впрыска 220 МПа, что снизило расход топлива.

На повестке дня – и газовые моторы КАМАЗ-820.60 и 820.70 рабочим объемом 11,76 л. При соответствии нормам Евро-4 их потенциал составляет 240300 л.с. Важнейшим считается и партнерство с фирмой Liebherr по проектированию газовых и дизельных моторов повышенной мощности. Их будет выпускать СП в Набережных Челнах, а основу составят 6-цилиндровые модели рабочим объемом 12 л и полезной мощностью 450700 л.с.

 

Cummins по-русски

С 2006 г. в Набережных Челнах успешно работает российско-американское СП «Камминз-КАМА», выпускающее лицензионные двигатели Cummins. Мощности завода достигают 35 тыс. двигателей в год, но по понятным причинам сегодня спрос меньше – до 12 тыс. ед. Около 95% готовой продукции потребляет КАМАЗ, часть ОАО «РИАТ», остальное забирают производители специальной и сельскохозяйственной техники.

Основа модельного ряда Cummins – двигатели ISB серии В рабочим объемом 4,5 и 6,7 л для коммерческих автомобилей: автобусов НЕФАЗ, грузовиков и спецтехники на базе КАМАЗ, НЕФАЗ, РИАТ. По челнинской технике это КАМАЗы моделей 65115, 53605, 43253, 43255 и др. Интервал проведения ТО по ним составляет 60 тыс. км, а ресурс до капремонта – 650 тыс. км. Доступный диапазон мощности – от 140 до 300 л.с.

Весной текущего года, 21 марта, «Камминз-КАМА» пустило линию по сборке двигателей Cummins ISL рабочим объемом 8,9 л с широким диапазоном мощности от 280 до 400 л.с. и пиком крутящего момента на уровне 1 200–1 700 Нм. Эти агрегаты отличает малый вес (чуть больше 700 кг), компактные габариты, высокая надежность и низкий расход топлива. Основные транспортные средства, которыми оснастят новыми Cummins ISL – перспективное семейство КАМАЗов, от седельных тягачей 5490 (4х2) до самосвалов К4141 (6х6). Получат их и обычные КАМАЗ-6520 (6х4), и автомобили в специальном исполнении вроде КАМАЗ-65225 RG «Батыр» (6х6) производства ОАО «РИАТ». Новые «камминзы» пойдут и на комплектование белорусских МАЗов, а также внедорожных автомобилей, строительной спецтехники и машин для сельского хозяйства. В числе потребителей уже есть МТЗ, «Гомсельмаш», «Клаас», «Ростельмаш».

Обслуживание будут осуществлять как центры «Камминз-КАМА», так и дилерская сеть ПАО «КАМАЗ». А гарантийный срок для новых двигателей такой же, как недавно увеличенный для моторов ISBe 6.7: три года или 200 тыс. км пробега.

 

Тутаев, Елабуга

Дизельное топливо, V-образные «восьмерки», рабочий объем 17,24 л – то, что характеризует продукцию Тутаевского моторного завода (ТМЗ). Новейшим в линейке является 500-сильный ТМЗ-864.10 четвертого экологического класса. Его ставят на дорожные и карьерные грузовики, строительную и сельскохозяйственную технику.

Особенности конструкции ТМЗ-864.10 заключаются в установке 4-клапанной ГБЦ, вставок из жаропрочного чугуна под верхнее поршневое кольцо и поршней с охлаждением маслом через специальные полости. В остальном применяются хорошо себя зарекомендовавшие решения: встроенный водомасляный радиатор, замкнутая система вентиляции картера, система впрыска топлива Common Rail. Используются система EGR, интеркулер и турбонаддув. В ближайшей перспективе с такой же технологией реальностью станут моторы ТМЗ мощностью до 700 л.с.

В ноябре 2015-го был открыт Елабужский моторный завод (ЕМЗ) стартовой мощностью 105 тыс. двигателей в год с дальнейшим выходом на проектную мощность до 200 тыс. ед. По мнению специалистов, продукцией ЕМЗ будут оснащены примерно 5% изготавливаемых в РФ автомобилей с последующим увеличением доли до 10%. Эти моторы ориентированы на продукцию Ford Sollers, которую выпускают на площадке в Набережных Челнах.