Внедорожная спецтехника "Сочлененные самосвалы: 20 лет на российском рынке"


 

 

Владимир НОВОСЕЛОВ

Фото автора и фирм-производителей

 

С шарнирно-сочлененными самосвалами (ШСС) российские потребители впервые познакомились во второй половине 90-х годов. До этого у нас не было своих разработок, иностранная техника также не поставлялась. Хотя, за рубежом первые образцы сочлененников появились еще в 1950-е годы и, пройдя период становления и совершенствования, уже вскоре выпускались серийно. За период с 1990 по 2000 год – ежегодное мировое производство этих машин выросло с 2 700 до 4 500 единиц.

 

Первой на российский рынок вышла компания Volvo, поставившая в 1996–1997 гг. первую партию таких машин. К началу 2001 г. у нас в стране эксплуатировалось 12 сочлененных самосвалов Volvo, пять лет спустя их количество выросло более чем в 10 раз. В 2000-х годах на российский рынок подтянулись такие именитые производители , как, Caterpillar, Komatsu, Bell, Terex, John Deere и ряд других.

До кризиса 2008 г. российский рынок сочлененных самосвалов быстро рос: в 2004 г. было импортировано 68 машин, в 2006-м – 104, в 2008-м – 184. Суммарно с 2001 по 2008 г. «российскую прописку» получило порядка 700 самосвалов, более половины из которых – Volvo. В 2013 г. емкость самосвального сегмента выросла почти вдвое относительно показателя 2008 г., составив 347 машин (включая новые и б/у). В 2014 г. поставки сократились до 236 ед. В 2015 г. импорт снизился до 51 штуки. А вот 2016 г. продемонстрировал двукратный рост, вселив надежду на выздоровление рынка и дальнейшее увеличение объемов продаж в 2017 г.

Несмотря на достаточно широкий типоразмерный ряд предлагаемых сочлененных самосвалов – грузоподъемностью от 18 до 60 т – на российском рынке наиболее востребованы машины 30- и 40-тонные, львиная доля продаж приходится именно на них.

В последние несколько лет производители сочлененных самосвалов активно обновляли и расширяли свои модельные ряды. В новой технике нашли применение современные технические решения, однако не все они воплотились на моделях, предлагаемых в России.

Рассмотрим основных игроков российского рынка ШСС.

 

 

В конце 2016 г. компания Volvo запустила в производство сочлененные самосвалы обновленной серии G. В этой серии появились две совершенно новые модели – это А45G грузоподъемностью 41 т и флагманская, самая мощная, А60Н грузоподъемностью 55 т. Теперь актуальная линейка включает семь машин грузоподъемностью от 24 до 55 т. В стандартной комплектации на этих самосвалах установлены системы помощи при разгрузке и при подъеме в гору, модернизированная система торможения двигателем, улучшен алгоритм переключения передач с целью повышения топливной экономичности. На модели А60Н в стандарте стоит активная передняя гидроподвеска и система взвешивания.

Компания Bell предлагает наиболее широкий модельный ряд сочлененных самосвалов – девять моделей грузоподъемностью от 18 до 60 т. 60-тонник является единственным в мире серийным сочлененным самосвалом такой грузоподъемности. В последние несколько лет компания внедряла в производство новые самосвалы серии Е, эти машины получили масштабные изменения. В 2016 г. компания объявила о запуске производства новой модели Bell B60E грузоподъемностью 55 т. Это первый в мире сочлененный самосвал такой грузоподъемности, имеющий всего две, а не три, как обычно, оси. Внешне он похож на типичный жесткорамный карьерный самосвал, однако на этом сходство заканчивается – это полноприводная сочлененная машина.

Компания Caterpillar предлагает четыре модели сочлененных самосвалов. Наиболее популярными являются модели 730С2 грузоподъемностью 28 т и 745С грузоподъемностью 41 т. Кроме того, в линейке представлены две модели с выталкивающей плитой, обладающие рядом преимуществ по сравнению с традиционной разгрузкой подъемом кузова. Такие машины безопаснее, так как при выгрузке за счет подъема кузова бывают случаи опрокидывания, у данных моделей опрокидывание при разгрузке исключено.

Новая серия С, предлагаемая сейчас на российском рынке обладающих целым рядом технических новшеств. Помимо упомянутой автоматической системы контроля тяги, на моделях 735С и 745С установлен полностью автоматический тормоз-замедлитель, не требующий вмешательства водителя. При движении на спуске система автоматически управляет как количеством цилиндров двигателя, используемых для замедления машины, так и выбором оптимальной передачи.

У компании Komatsu модельный ряд сочлененных самосвалов также обновился сравнительно недавно – в 2013 г. С 2015 г. новинки поставляются в Россию. На российском рынке предлагаются две модели – НМ300-1 и НМ400-3M0 грузоподъемностью 30 и 40 т соответственно.

Наиболее популярна у наших потребителей 40-тонная модель HM400-3M0. У новинки, по сравнению с предыдущей моделью, благодаря увеличению объема кузова до 24 м3 производительность выросла на 10%. В то же время, расход топлива снизился на 11–16%. На самосвале установлена новая противобуксовочная система KTCS. В стандартной комплектации установлена система взвешивания груза. Улучшена прочность основной рамы, а за счет использования литых деталей уменьшено количество сварных швов. Внедрена система удаленного мониторинга Komtrax. За плавность хода у самосвала отвечает гидропневматическая подвеска. В системе обогрева кузова изменено распределение подачи выхлопных газов, что позволило избежать налипания перевозимого материала к днищу кузова.

Сочлененные самосвалы Terex и Volvo еще сравнительно недавно были конкурентами. Однако с 2014 г. бизнес по производству сочлененных и карьерных самосвалов компании Terex был приобретен компанией Volvo CE. Несмотря на поглощение конкурентом, бренд Terex оставлен.

Самосвалы Terex представлены машинами 9-го поколения TA300R и TA400 грузоподъемностью 28 т и 38 т соответственно. Эта техника хорошо зарекомендовала себя на рынке. В 9-й серии внедрен ряд современных решений: АКПП с возможностью перехода на ручное управление со встроенным ретардером; независимая передняя малообслуживаемая подвеска; закрытые дисковые тормоза с масляным охлаждением на всех мостах; опрокидывающаяся кабина с электроприводом капота.

На машинах для европейского и американского рынков (стандарт Tier 4) внедрена система избирательной каталитической нейтрализации (SCR), рециркуляции отработавших газов (EGR) и турбонаддув с переменной геометрией (VGT). Однако в Россию поставляются машины стандарта Tier 2. Хотя, завод может комплектовать машины и по стандарту Tier 4, все зависит от предпочтений заказчика.

Стоит заметить, что после слияния Terex с Volvo ведется совместная работа инженеров обеих компаний по усовершенствованию конструкции машин. Результатом совместной деятельности стал анонсированный на 2017 г. запуск новой, 10-й серии сочлененных самосвалов Terex.

Компания John Deere наряду с другими видами строительной техники предлагает и сочлененные самосвалы. В России линейка представлена двумя моделями – 370E грузоподъемностью 33,6 т и 410E грузоподъемностью 37,2 т. Современный модельный ряд сочлененников является собственной разработкой John Deere. Ведь, еще сравнительно недавно John Deere и Bell в партнерстве выпускали одни и те же модели, различающиеся только наименованием. Теперь машины оснащаются собственными дизелями John Deere, трансмиссиями с 8 передачами переднего и 4 передачами заднего хода, мостами повышенной прочности.

На самосвалах John Deere доступна бортовая система взвешивания, которая отображает вес груза на мониторе в процессе загрузки. Интересна также функция автоблокировки дифференциала: она повышает тяговое усилие, подключается и отключается по мере необходимости, что серьезно упрощает работу оператора. Кроме того, на самосвалах в стандартную комплектацию входит система удаленного мониторинга JDLink. Также машины оснащены системой удержания на склоне, предотвращающей опрокидывание.

Динамично развивающийся сегмент сочлененных самосвалов в 2011 г. пополнила компания Liebherr, представившая 30-тонную модель TA 230 (6x6). Традиционно, как и в другой своей технике, в самосвалах Liebherr применяет важнейшие компоненты собственной разработки. С момента российской премьеры в 2011 г. Liebherr поставил в нашу страну несколько десятков таких машин. В настоящее время производитель работает над модернизацией своей первой модели, результатом которой станет линейка из машин грузоподъемностью 30 и 40 т.

Другие зарубежные марки шарнирно-сочлененных самосвалов поставляются на российский рынок единично, а потому малоизвестны у нас. Среди них, например, такие весьма популярные в Европе марки, как, Doosan Moxy, Hydrema и ряд других.

Большинство производителей сочлененных самосвалов предлагают не только самосвальные варианты. Шасси могут быть оборудованы для применения в иных, нежели в самосвальных, целях. Их используют в качестве трубовозов, лесовозов, контейнеровозов, машин для очистки аэродромов, поливальных машин для карьерных дорог, водовозов, топливозаправщиков, мультилифтов, седельных тягачей, бетоносмесителей, пожарных машин и т.д. Правда, спрос на такую технику очень мал, во всяком случае, в России.

Китайцы, весьма преуспевшие на российском рынке строительной и дорожной техники, пока не спешат выводить свои сочлененные самосвалы, хотя, такая техника уже есть в Поднебесной. В последние несколько лет ряд фирм представил свои версии сочлененников, среди них, например, – XCMG, Sany, BZK.

За два десятилетия, прошедшие с того момента, как в Россию были завезены первые сочлененные самосвалы, отечественный рынок формировался за счет импортной техники. Однако нельзя, сказать, что российские производители не предпринимали попыток попробовать свои силы в перспективном сегменте. Увы, до сих пор все потуги создать что-то свое так и остались в области опытных разработок, хотя, всякий раз представляя свое новое детище, разработчики обещали скорое серийное производство.

Так, в начале 2000-х годов завод «ЧСДМ» разработал сочлененные самосвалы грузоподъемностью 16 и 25 т. Машины были приняты к серийному производству, но в серию так и пошли.

В 2013 г. компания «ЧЕТРА» (Концерн «Тракторные заводы») представила самосвал С-33 грузоподъемностью 33 т, выпущенный на заводе «Промтрактор». Машина получила наиболее ответственные узлы и агрегаты от известных иностранных производителей – двигатель Cummins, трансмиссию и мосты ZF, блоки клапанов и узлы гидравлики трансмиссии PMC Polarteknik и т.д. Серийное производство планировалось на 2016 г.

В 2014 году Петербургский тракторный завод представил свою версию сочлененника – двухосный полноприводный самосвал «Кировец» К-708.2 грузоподъемностью 20 т. К-708.2 имеет грузоподъемность 25 т. На нем применен 300-сильный двигатель Cummins и трансмиссия ZF. Подвеска – жесткая безрессорная. Пока что К-708.2 в прайс-листе Петербургского тракторного не значится.

Белорусские производители также не обошли вниманием сегмент сочлененных самосвалов. В производственной программе холдинга «БелАЗ» представлены три новые модели самосвалов МоАЗ грузоподъемностью 27, 36 и 50 т. Машины укомплектованы двигателями Cummins, имеют гидромеханическую трансмиссию и пневмогидравлическую подвеску.

Еще один белорусский производитель – «Амкодор» – также предпринимал попытку наладить выпуск сочлененных самосвалов. В 2007 г. им был презентован самосвал грузоподъемностью 24 т. В дальнейшем предприятие выпустило небольшую партию машин, предназначенных для испытаний, но в серию они так и не запущены.