Выставка "Олдтаймеры в Сокольниках"
В Международный женский день 8 Марта в столичных Сокольниках открылась очередная «Олдтаймер-галерея Ильи Сорокина». В 2017 году она пошла уже в 26-й раз. Главной стала экспозиция «Первые моторы России», объединившая транспорт Его императорского Величества в 110-летний юбилей гаража особого назначения.
Александр ТРОХАЧЁВ
Фото автора
«Сталинец» периода репрессий
Недалеко от входа экспонировался СТЗ-5 «Сталинец» (СТЗ-НАТИ 2 ТВ). Этот гусеничный трактор средней мощности появился в период сталинских репрессий. Его серийный выпуск был освоен в 1937 г. на Сталинском тракторном заводе (СТЗ). Создали гусеничную машину специалисты из конструкторского бюро, сформированного из работников завода СТЗ и института НАТИ. Руководил проектом В.Я. Слонимский. Позже, в период Великой Отечественной войны, этот трактор выполнял роль артиллерийского тягача и трудился на фронте и в тылу. Его потенциала хватало для буксировки орудий всех типов, стоявших на вооружении Красной армии в те годы.
«Сталинец» выполнен по схеме артиллерийских буксиров: с передним расположением двигателя (он находился внутри кабины, между сиденьями командира расчета орудия и механика-водителя). Двигатель объемом 7460 см3 развивал мощность 52–56 л.с. при 1250 об/мин, что позволяло двигаться по шоссе со скоростью 21,5 км/ч. За двухместной кабиной ставили топливный бак и монтировали грузовую платформу с откидными бортами и скамейками для восьми членов расчета. В комплекте шел и брезентовый тент. Трактор длиной 4 150 мм, шириной 1 855 мм, высотой 2 360 мм весил 6 т, мог везти 1,5 тонны груза и буксировать 7-тонный прицеп. Запас хода составлял 140 км.
Достоверно точно известно, что «Сталинец» выпускали с 1937 г. до августа 1942-го, когда наступающие части Вермахта прорвались на территорию Сталинградского тракторного завода. Из 10 тыс. изготовленных тягачей уцелели единицы. Тот, что посетители увидели в Сокольниках, находится в процессе реставрации в Мастерской Шаманского.
Командирский Willys
Про этот командирский вездеход писано и говорено немало, но как ему не отдать дань, если в Советский Союз по ленд-лизу вместе с Ford GPW их было поставлено свыше 50 тыс. штук! Производство Willys MB (литеры означали Military, модель В) стартовало в ноябре 1941-го в США. Полная копия выпускалась по лицензии под названием Ford GPW. Кстати, первые 25 тыс. «Виллисов» отличала сваренная из стальных пластин радиаторная решетка, а с марта 1942-го пошла другая версия, со штампованной. В это трудно поверить, но общий тираж автомобиля перевалил за 637 тыс.: около 360 тыс. ед. Willys MB и 277 тыс. Ford GPW!
При длине 3 335 мм, ширине 1 585 мм и высоте 1 830 мм снаряженная масса этой машины составляла 1 020 кг. Под капотом стоял 4-цилиндровый двигатель рабочим объемом 2,19 л и мощностью 54 л.с. С ним командирский джип мог передвигаться с максимальной скоростью 104 км/ч. «Виллисы» поставляли не только в СССР, но и другим союзникам США по антигитлеровской коалиции.
Советский разведчик ГАЗ-64
Одноклассник «Виллиса» – советский ГАЗ-64, но не в командирском, а в разведывательном варианте. Задание на разработку легкого «разведчика» по типу американской машины Ford Pigmy («Пигмей») было поручено конструктору Горьковского автозавода В.А. Грачёву в феврале 1941 г. Автомобиль, задуманный, как замена мотоциклам с коляской, уже в апреле вышел на испытания.
Он весил ровно тонну, имел габариты 3 140х1 400х1 450 мм и комплектовался 4-цилиндровым 3,28-литровым двигателем мощностью 54 л.с., с которым развивал максимальную скорость в 100 км/ч. Серийное производство организовали в августе 41-го, но по иронии судьбы «шестьдесят четвертый» стал командирским, т.к. ГАЗ-61 на базе «Эмки» (ГАЗ-М1) выпускали небольшими партиями. По разным сведениям, общий тираж ГАЗ-64 составил всего 566 или 672 экз.
Немного трофеев...
Интерес в экспозиции вызвал тяжелый командирский автомобиль Steyr 2000 Kfz.70. Мышиного цвета. Интересна история его создания. В марте 1944-го, когда завод Steyr начала активно бомбить авиация союзников, производство модели 1500А было прекращено. К августу сборочный конвейер восстановили, и на поток встала только одна машина: Steyr 2000A. Ее конструкцию упростили, а в качестве базы взяли бортовой грузовик, который пользовался повышенным спросом.
Автомобиль Steyr 2000 Kfz.70 габаритами 5080х2030х2320 мм имел снаряженную массу 2500 кг и приводился в движение 8-цилиндровым 3,52-литровым мотором потенциалом в 86 «лошадей». Его хватало для того, чтобы обеспечить максимальную скорость в 90 км/ч. К концу 1944 г. острая нехватка металла заставила и кабины делать из дерева. В общей сложности свет увидели 6400 ед. Steyr 2000A.
Еще один трофей в процессе реставрации – Steyr Typ 270 Kfz.69, который в годы войны пришел на смену Horch 108. Ее в 1941 г. создал Фердинанд Порше как тяжелый командирский автомобиль с полным приводом и грузоподъемностью 1500 кг. Заводское название машины – Porsche Typ 147, а привязка к Steyr возникла летом 1941-го, когда новинку поставили на поток завода «Штайер». Через год появилась модернизированная версия Steyr Typ 1500A/01 с 8-цилиндровым 86-сильным двигателем. Всего в период 1941–1944 гг. было изготовлено 12 450 ед. Steyr обеих модификаций, до настоящего времени сохранились только два экземпляра.
«Кедр-АМ» на шасси ГАЗ-69Э
Меня как офицера запаса привлекла автомобильная радиостанция Р-104АМ «Кедр-АМ» КВ-диапазона для дивизионных радиосетей на шасси ГАЗ-69Э, принятая на вооружение в 1949 г. В ее комплект дополнительно входили УКВ-радиостанции Р-105Д с усилителем мощности УМ-1. Со временем на борту «газика» появились УКВ-радиостанции серии Р-105М (Р-108М, Р-109И) и УМ-3. Немногие помнят, что диапазон частот штатной рации (1 500–4 250 кГц) был разбит на два поддиапазона: 1 500–2 880 кГц и 2 880–4 250 кГц. В таком диапазоне находилось 275 каналов связи с шагом через 10 кГц. На них обеспечивалось вхождение в канал без поиска и ведение связи без подстройки. Радиостанция гарантировала плавную установку частоты, и этим нравилась связистам.
Не вдаваясь в технические подробности и специфические названия оборудования, отметим наиболее важные моменты. Номинальным напряжением для оборудования связи были 4,8В и 12В. Радиостанция сохраняла работоспособность при напряжении источников питания 4В и 10В. Непрерывное время работы на прием составляло 3 часа, на передачу – 1 час, но при использовании усилителя или применении Р-104М в возимом варианте – не менее 20 часов. Как говорится, почувствуйте разницу. Даже при одновременной работе УКВ-радиостанции с усилителем мощности и «Эр-Сто четвертой-Эм» в возимом варианте связь поддерживалась на отрезке не менее 8 часов.
Может показаться, что оборудование связи было просто неподъемным, но это не так. Вес приемопередатчика составлял 21,5 кг, а рабочего комплекта – 39,5 кг. Не сказать, что пушинка, но и не сверхтяжесть.
Раритеты времен СССР
Многие посетители шли посмотреть на отреставрированные автомобили периода СССР. Здесь и престижнейшие для своего времени 21-е и 24-е «Волги» разных модификаций, и «горбатый» ЗАЗ-965 «Запорожец», про который в народе ходили байки и анекдоты. А сейчас – это культовый автомобиль, который холят и лелеют больше, чем во времена тотального дефицита автомобилей.
Да, были времена... Когда-то в 80-е годы британская Time с удивлением констатировала: «Советский Союз – единственная страна в мире, где подержанный автомобиль стоит дороже нового». И ведь было такое. Владелец ВАЗ-2103 «Жигули», купленного за 7 500 руб., мог поездить на машине пару-тройку лет и продать ее за 9 000–9 500 руб. В то время «Ладами» очень интересовались жители советской Прибалтики.
Про «Волги» то же самое. При стоимости люксового автомобиля в 9 640 руб. (в народе округляли до 10 тыс. руб.) продать такую роскошь можно было по двойной цене. А новую, без пробега, и за три цены, за 25–30 тыс. руб. В конце 80-х, когда я служил на Дальнем Востоке, дневал и ночевал на авторынке Уссурийска, стоимость универсала ГАЗ-24-12 с иголочки составляла немыслимые 50 тыс. руб., а за престижный седан просили еще больше. А сегодня такую технику себе могут позволить те, кто об этом при СССР и мечтать не мог!
Для самых маленьких
Самым маленьким в Сокольниках были адресованы металлические машины с педальным приводом. Одна из них носит название «Урал» и создана по мотивам дизайна представительского ЗИС-110 и легендарной «Победы» ГАЗ-М20. Во времена Советского Союза приобрести такую «игрушку» весом в 23 кг было почти нереально, и дело даже не в ее стоимости. Модель отгружали по списку советской номенклатуры, подведомственным медицинским учреждениям и домам отдыха членов Правительства. Автомобильчик выпускал Челябинский кузнечно-прессовый завод в период 1957–1964 гг.
Выставка традиционно порадовала обилием сувенирной продукции, автомобильных аксессуаров, специальной литературы. Путешествие назад, в царскую Россию и Советский Союз состоялось! Впечатлений точно хватит до следующего раза. Эх, поскорее бы!