Аналитика "Итоги Большой семерки"


 

 

Годовые итоги продаж новых тяжелых грузовиков в России принято сверять с Большой семеркой (EU7). Это своего рода лакмусовая бумажка, которая (в отличие от КАМАЗа) показывает реакцию импортеров на состояние экономики, баланс спроса и предложения. «Кассу» всем делали ходовые модели и выгодные для клиентов коммерческие предложения, а неудачи ожидали тех, кто не прогибался под обстоятельства. Посмотрим, чему бизнесменов научил 2016 год.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

Весь рынок

Тенденция к оживлению продаж новых грузовиков появилась в марте прошлого года. Потребовалось еще несколько месяцев прежде, чем все стали говорить о восстановлении рынка. По итогам 12 месяцев 2016 г. платежеспособный спрос вырос на 14,7%, а во втором полугодии Большая семерка прибавила 21,8%. Всего в России было продано 53,3 тыс. новых грузовиков, из которых 36,5 тыс. ед. (68,4%) пришлось на технику полной массой свыше 16 т.

Казалось бы, можно радоваться, но смотря что с чем сравнивать. Да, на фоне низкой базы отмечен рост, но по сравнению с «урожайным» 2012 г. 2016-й является провальным: 34 тыс. ед. против 94,3 тыс. ед. четырьмя годами ранее. Даже индикаторная EU7 в это время снизилась с 34 тыс. ед. до 8,1 тыс. ед. Проще говоря, потеряно 3/4 былых объемов. Четвертый год подряд грузовой рынок остается вялым...

Отечественные производители отхватили львиную долю рынка в 69% или 23,5 тыс. ед. Правда, долевая прибавка к 2015 г. небольшая – всего 1,5%. На удивление, укрепили свое присутствие некоторые европейские бренды, что отмечено на фоне продолжающегося падения азиатских производителей (в первую очередь из Китая и Южной Кореи). Иномарки уступили свои позиции в сегментах коммунальной и специальной техники на автомобильном шасси, зато укрепились в строительной сфере.

Рейтинг самых востребованных грузовиков возглавляют КАМАЗы. Наиболее популярные из них – самосвалы моделей 6511 и 6520, шасси 4311 и седельный тягач 5490. Иномарки идут следом: MAN TGS, Mercedes-Benz Actros, Volvo FH. Удивительно, но лидерство марки Scania не помогло подняться модели G-серии выше 10-го места... Но таковы реалии! К слову, парк грузовиков Большой семерки составляет четверть рынка (24,8%), отсюда и повышенный интерес к ним. Больше только недосягаемый КАМАЗ (39,2%), а в догоняющих на большой дистанции – МАЗ с 11,6%.

 

Грифон выше всех!

Доля Scania на рынке тяжелых грузовиков РФ составляет 4,8%, что соответствует третьему месту в EU7. И сенсации на этот раз снова не произошло: по итогам 2016 г. Scania снова (четвертый год подряд!) реализовала на российском рынке новых грузовиков больше, чем любой другой импортер из Европы. Заказчикам передано 2255 тяжелых грузовиков (>16 т), что соответствует доле рынка в EU7 в объеме 23,4%. Кстати, продано 2700 ед. новой техники, но часть из них 2014 г.в., а потому в статистику не попала. С ними рыночная доля шведов стала бы еще весомее – 24,8%.

Наиболее успешным направлением сбыта в минувшем году стали карьерные самосвалы для горнодобывающей отрасли. В общей сложности 25 предприятий такого профиля приобрели 204 большегруза. Как ни крути, это соответствует 45% рынка! Шведские машины работают в карьерах и разрезах, на металлургических заводах и эксплуатируются на перевозке шлака, щебня, вскрышной породы, руды, песка, глины, других грузов. Кстати, техническое обслуживание и ремонт выполняются на местах, что экономит время, ресурсы и исключает простои.

Не забыто и направление дорожных самосвалов 6х4 и 8х4: под брендом Scania продано 330 ед.: это 24% в EU7 и четвертое место в абсолютном зачете, включая КАМАЗ, Howo и другие бренды. В 2017 г. упор будет сделан на самосвалы 6х6. С такой же колесной формулой будет увеличен и сбыт седельных тягачей.

Третье направление усилий сбыта Scania – техника для лесопромышленного комплекса. За год перевозчикам поставлен 181 такой грузовик, что занимает одну треть (32%) в данном сегменте в рамках EU7. Еще 120 грузовиков поставлены для аграриев, и этому сектору будет уделено более пристальное внимание. То, что можно изготовить на заводе в Питере, будет заказано там, а остальное – импортировано из Европы. Scania сохранила лидерство и по отгрузкам коммунальной техники. Доля рынка мусоровозов на шасси Scania среди европейских брендов достигает 51%, а по крюковым погрузчикам – 72%. Кстати, 80% всей новой техники Scania передано заказчикам по договорам лизинга, и каждая вторая сделка была одобрена в течение 24 часов.

Генеральный директор ООО «Скания-Русь» Ханс Тарделль утверждает, что в 2017 г. (объявленном в России годом экологии) особый акцент будет сделан на технике, работающей на альтернативном виде топлива. Только в 2016 г. было продано и обеспечено сервисной поддержкой 13 шасси, работающих на компримированном природном газе. И это только начало!

 

Volvo на подъеме

Среди всех тяжелых грузовиков, бегающих по дорогам России, 5,8% приходится на Volvo Trucks (первое место в стане EU7). Официального подведения итогов не было, но и без них состояние дел у шведского бренда – как на ладони.

В былые времена по суммарным продажам новой и подержанной техники Volvo был в лидерах, а сегодня так никто не считает. Нынче учет машин с иголочки и на вторичном рынке ведется раздельно. Под брендом Volvo было реализовано 1672 новых грузовика (+63% к 2015 г.). Большинство из них калужской сборки, хотя завод Volvo Group сейчас и не работает на полную мощность.

Лидером продаж шведских большегрузов остался двухосный седельный тягач Volvo FH: за 12 месяцев минувшего года реализовано 1067 ед., что в 4,1 раза больше прежних значений. Только в IV квартале было оплачено 580 ед. шведского флагмана: 118 ед. в октябре, 247 ед. в ноябре, 215 ед. в декабре. Новый глава представительства Volvo Group Россия Сергей Яворский отмечает высокие показатели по финансированию и страхованию приобретаемой техники и возросшей популярности сервисных контактов. Вкупе с другими фирменными продуктами Volvo Trucks это позволит укрепить положение бренда на рынке как надежного делового партнера, поставляющего современный подвижной состав с высокой эффективностью применения и низкой стоимостью эксплуатации.

 

 

Немецкая закалка MAN

По объему рыночного присутствия MAN уступает лидеру десятые доли процента и с показателем 5% довольствуется «серебром». То же самое в отчетности по сбыту машин с иголочки: 2184 ед. (+22,2%) означают второе место вслед за шведами.

Лидером продаж в категории от 6 т стал MAN TGS – их продано свыше 1,6 тыс. штук. По итогам года бренд лидирует в сегменте грузовиков с колесной формулой 6х6: по самосвалам доля рынка составляет 72%, по тягачам – 47%. пальма первенства принадлежит и по поставкам строительной техники: 36% всех продаж в данном сегменте.

Генеральный директор ООО «МАН Трак энд Бас РУС» Питер Андерссон так прокомментировал итоги 2016 г.: «На рынке коммерческих автомобилей произошел долгожданный разворот к восстановительному росту. Мы благодарны нашим клиентам за доверие к бренду, и планируем продолжить развитие в ключевых сегментах, таких как строительство, магистральные перевозки, мусоровозная и лесная техника, полноприводные автомобили с колесной формулой 6х6. Мы усилим присутствие MAN на рынке в 2017 году».

 

Золотая середина Mercedes-Benz

В заслугах трехлучевой звезды – доля 3,1% среди тяжелых грузовиков, что соответствует четвертому месту в рейтинге EU7. Но в продажах новой техники у Mercedes-Benz среди членов EU7 уверенная «бронза». За год реализовано 2118 ед. против 1518 ед. годом ранее, на 25% увеличился оборот по запчастям. И это – с продажами Актросов третьего поколения, а с выходом на рынок четвертого поколения флагмана с двигателями Евро-5 объемы пойдут вверх как на дрожжах. Пока же MB Actros III в двух- и трехосном исполнении стал продаваться лучше почти наполовину: +45%. Только в IV квартале продано 768 ед. двухосных MB Actros: 194 ед. в октябре, 211 ед. в ноябре и 363 ед. в декабре. Хорошая тенденция, вселяющая оптимизм!

Генеральный директор ООО «Даймлепр КАМАЗ РУС» Хайко Шульце не просто подвел итоги 2016 г., но и рассказал о стратегии развития компании на период 2017–2020 гг. За минувший год оборот «ДК РУС» вырос на 34%, а прибыль (EBIT) увеличилась на 61%, продажи грузовиков Mercedes-Benz (новых и с пробегом) прибавили 40%. Одним из ключевых моментов прошлого года стала презентация проекта SelecTruck, призванного упорядочить процесс покупки подержанных грузовиков и предложить потребителю финансовые инструменты для повышения стоимости и ликвидности машин с пробегом. Благодаря новому решению было продано 519 грузовиков.

Важное внимание уделено географии присутствия бренда. В 2016 г. начали работу четыре новых дилерских центра: «МБ-ЮТС» в Московской области, «Лорри Сервис» в Калининграде, «Ферро Моторс» в Казани, «Дженерал Тракс Груп» в Тольятти. Наконец, было начато строительство завода кабин в Набережных Челнах, где старт производства намечен на 2019 г.

 

 

Стратегия IVECO

Доля на рынке грузовиков полной массой свыше 16 т у итальянского бренда 1,7%, что на одну десятую меньше, чем у машин с французским ромбом. Зато по динамике роста продаж итальянцы обошли всех: +75,3%. Клиентам было отгружено 745 ед. тяжелой грузовой техники (всего – 1611 ед.). Хитами продаж стали магистральный IVECO Stralis испанской сборки и IVECO Trakker производства «ИВЕКО-АМТ». Из 10 проданных новых машин девять имели маркировку «Сделано в России».

Бизнес-директор направления IVECO в России и Республике Беларусь Массимилиано Перри упомянул такие достижения минувшего сезона, как поставка 1000-го грузовика (с 2012 г.) для сети «Дикси» и подписание первого контракта на поставку 268 грузовиков для «Х5 Ритейл Груп».

Прогноз главы итальянского представительства такой: в 2017 г. ожидается рост благодаря восстановлению экономики и обновлению автопарков. Легкие грузовики по отношению к 2015 г. прибавят 10%, тяжелые – 20%. В 2020 г. – возврат к объемам 2014 г., но не выше уровня 2012 г. Успеху бренда будет способствовать появление новых Daily, Eurocargo и специальных версий Stralis для России. Стимулом для роста продаж станут специальные сервисные контракты Elements и бизнес по подержанным грузовикам OK Trucks.

Шаги, которые предпринимает IVECO для достижения поставленных целей: обеспечение конкурентной совокупной стоимости владения для владельцев крупных транспортных парков, лидерство газовых технологий CNG/LNG, нишевые продукты для специальных клиентов, локализация LCV в зависимости от мер законодательного регулирования и стабильности в долгосрочной перспективе.

 

DAF Trucks

У голландского DAF Trucks 2,6% на рынке тяжелых грузовиков. И есть все условия для того, чтобы эту цифру заменить более высокой. Статистика продаж выросла на 57,1%, что обусловлено низкой базой предыдущего года. Всего перевозчики раскошелились на 938 ед. транспорта. Главенствующее место в структуре сбыта заняли седельные тягачи 4х2 – классика дальнего боя. Особенно убедительно раскочегарились покупатели под занавес прошлого года. В октябре было отгружено 87 ед. DAF XF105 FT (4x2), в ноябре – 144 ед., в декабре – 166 ед. Всего в IV квартале продано 397 ед. популярного тягача, вошедшего в топ-10 на девятом месте (и это – с учетом грузовиков КАМАЗ и ГАЗ!).

Глава представительства DAF Trucks в России Ари Хендрикс считает, что голландский бренд еще не сказал своего слова в продажах. У части перевозчиков есть отложенный спрос, связанный с необходимостью обновления парка. Росту продаж должны способствовать новые программы поддержки клиентов, включая трейд-ин, сервисные контракты и привлекательное финансирование.

 

Renault Trucks – замыкающий

На долю Renault Trucks в России приходится 1,8%, а это означает предпоследнее, шестое место в семерке. Сбыт новых французских грузовиков потерпел фиаско: перевозчикам отгружено всего 62 ед., что на 57,2% ниже значений 2015 г.

В 2017 г. картина должна измениться, подтверждением чему служит новая акция «Будет сделано!». Основной упор предстоит сделать на магистральные тягачи серии Т, параллельно не забывая про строительную гамму С и К. С учетом того, что у машин высокий технический потенциал, верится в то, что применительно к ромбу сработает старая народная мудрость: «стерпится-слюбится».

 

Региональный спрос

В большинстве регионов РФ спрос на новую технику вырос. Исключение составил только Северный Кавказ с долей 2%: здесь продажи новой грузовой техники упали на 9%. А вот федеральный центр (доля ЦФО составляет 29,1%), напротив, вышел из минуса и прибавил 4,7%. Росту способствовали программы дорожного и капитального строительства, инфраструктурные проекты и улучшение делового климата в целом.

Хорошая динамика у Приволжского федерального округа (доля 20,1%), где новые грузовики стали востребованнее на 7,8%. Данному факту способствовало оживление перевозок на фоне стабильных ставок фрахта и в целом благоприятных условий для перевозки грузов на дальние расстояния. Еще выше подъем на Урале (доля УФО – 14,5%): показатели год к году выросли на 16,7%. Здесь отмечено оживление рефрижераторных перевозок, что связано с открытием новых торговых центров и супермаркетов розничной торговли.

Флагман стабилизационного роста по 2016 г. – Северо-Западный ФО с долей 10,6%: новых грузовиков зарегистрировано на 22,7% больше, чем годом ранее. Фаворитами подъема стали контейнерные перевозки, ориентированные, среди прочего, на доставку запчастей и комплектующих для дилерских центров и сборочных производств.