Краны и подъемные механизмы "Операция «подъем!»"


 

 

Алексей КАРПЕНКО

Фото автора

 

По всей номенклатуре телескопических, коленчатых, ножничных и мачтовых подъемников текущий сезон отличается от прошлого лучшим спросом на машины такого предназначения…

 

Только лучший покоряет высоту

Автомобильный завод «Чайка-Сервис» представил на выставке СТТ-2017 три шикарные новинки автогидроподъемников разных размерных классов. В первом случае вышку Чайка-Socage 12VT завод построил на отечественном шасси ГАЗель NEXT. Ее корзина способна достигать 12-метровой высоты с одним или двумя рабочими с необходимым инструментом.

Другие машины с более высоким операционным «потолком». Гидравлический подъемник Чайка-Socage T319 на полноприводном шасси Isuzu NPS75 4x4 может доставить людей для рабочего процесса на высоту 19 м. Грузоподъемность солидная – 300 кг. Правда, у следующего за ним новичка Чайка-Socage T328 на колесной базе КАМАЗ-43118 грузоподъемный потенциал еще выше (400 кг), а высота подъема достигает 28 м. Был на выставке на таком же шасси еще один автогидроподъемник Чайка-Socage DAJ337: он один из немногих, кто покоряет высоту 37 м с 400 кг груза в корзине. Правда, и это не предел, производитель имеет в своих наработках еще более яркого «высотника» – TJ51.

 

 

Если все названные гидравлические подъемники предназначены для высотных операций, то телескопический автогидроподъемник с гуськом Чайка-Socage TJ51 при необходимости может подавать корзину ниже горизонта с глубиной проникновения в котлован или под мостовую арку реки до 14 м. Благодаря тому, что задние аутригеры имеют выдвижную 2-секционную гидравлическую конструкцию, опорный контур существенно расширяется, а это позволяет не только надежнее фиксировать подъемник в операционном режиме, но увеличивает рабочий вылет стрелы с корзиной. Теперь по вылету TJ51 имеет ход на 34,7 м, а в максимальной рабочей высоте достает отметки 51 м. При этом рабочая корзина способна тащить до упомянутой отметки 600 кг.

Подъемники DAJ337 или TJ51 не каждому хозяйству нужны, иногда предприятию требуется не столько автовышка с подобными грузовысотными характеристиками, сколько возможность обеспечить работу людей на высоте при ремонте/реставрации зданий, других операций с минимальной затратной сметой. Многие хозяйственники для удешевления работ прибегают к возведению строительных лесов, но их аренда, монтаж, демонтаж для переноса на 5–7 метров и повторный монтаж тоже затратные. В мире от такой технологии уже давно отказались – дорого и долго. В таком случает куда удобнее иметь экономичный прицепной автогидроподъемник Чайка-Socage T318 на 2-осном прицепе, который существенно дешевле самоходки.

В таком предложении для малобюджетных предприятий есть несколько привлекательных особенностей. Во-первых, по дороге общего пользования прицепной подъемник (длина – 7400 мм; ширина – 2000 мм, высота – 2900 мм, полная масса 2600 кг) можно перетащить любой моделью «ГАЗели», «буханки» или «ГАЗона», освободив потом этот транспорт для других работ. Механизм регулируемого дышла позволяет эксплуатировать подъемник в составе любого шасси. Прицеп имеет габаритные огни, плафоны стоп-сигналов, подсветку номерного знака и т.п. Все электрооборудование по стандартному разъему подключается к электросети базового тягача.

Во-вторых, на самом объекте, прицепную вышку с места на место для расширения рабочей зоны можно легко перетащить вручную. В-третьих, T318 является электроприводным. Это можно назвать изюминкой не столько из-за экологичности, сколько из-за экономичности: электрическая гидростанция питается от сети 380В/7,5кВт, что значительно дешевле затрат относительно установок с карбюраторными или дизельными ДВС.

Подкупает максимальная высота подъема корзины – 18 м. Вылет составляет 8 м, а грузоподъемность – 250 кг. Надежную фиксацию обеспечивают четыре опоры. Налицо почти такие же характеристики, как и в модели Чайка-Socage T319 на автомобильном шасси. И если автовышке нужно для операционного режима гонять базовый мотор для привода гидростанции, чем уменьшается его ресурс, то здесь питание от электросети.

Конечно, столь богатую продуктовую линейку не сравнить с номенклатурой ПСЦ-Техинком (г. Тверь), где в нынешнем сезоне перечень пожарных автолестниц расширили стреловым подъемником ПСС-131.22 Э (58-ТВ) собственного изготовления на шасси Hyundai VT HD78. Там стоит 5-секционная стрела с платформой грузоподъемностью 250 кг, которая дотягивается в высоту на 22 м.

 

 

Добрый гость всегда в радость

В текущем сезоне не перестают приятно удивлять производители подъемников «ВИПО» из Витебска (Беларусь). Их можно назвать законодателями моды в этом сегменте машин на всем постсоветском пространстве: наличие сразу семи патентов на оборудование, не имеющее аналогов в странах СНГ и зарубежья, выводит белорусов на лидерские позиции в Европе. Российскому рынку этот производитель предложил свои решения, начиная от бюджетных версий подъемников и заканчивая исполинскими машинами, которые хотя и дорогие, но все-таки дешевле зарубежных аналогов.

Многофункциональный подъемник «Двина» на базе трактора МТЗ-92П остается привлекательным для аграрного сектора, коммунальных служб, ремонтно-сервисных предприятий энергосети. Прошедшей зимой первая партия из девяти таких изготовленных машин ушла в Беларусь в РУП «Могилевэнерго», а чуть позже 11 еще таких же кран-манипуляторов (КМТ-3200.8 «Двина») отправилась в Россию для «Волгоградэнерго».

К настоящему времени это первая и единственная КМУ со столь широким функционалом и возможностью установки на любое транспортное средство грузоподъемностью 1,5–20 т, в т.ч. и на трактор. За счет тросовой подвески крюка и гидравлической лебедки, появилась возможность точно позиционировать груз, выполнять погрузочно-разгрузочные операции из-за препятствий в виде стен, ограждений и даже ниже уровня земли. Таким образом, имеем прекрасный кран с 3-секционной телескопической стрелой и грузовым моментом от 6,8 до 15,5 тм.

Наличие на стреле грузопассажирской корзины указывает нам на то, что это еще и подъемник – можно двух ремонтников поднять для выполнения строительно-монтажных и других работ. Поскольку к стреле пристегнут бур, то это еще и дополнительный функционал для производства ям под опоры ЛЭП или связи – буром яму сделал и тут же собственным краном поднял бетонный или деревянный столб для его монтажа. Имеющийся впереди земляной отвал позволит выровнять площадку, убрать снег или выполнить другую работу.

Что касается автогидроподъемников на колесном шасси, то Витебский завод, наверное, имеет самую богатую номенклатурную линейку машин под маркировкой VIPO в телескопическом, рычажно-телескопическом, решетчатом (лестничном) исполнении, комбинированном виде телескопической стрелы с дополнительным коленом. Сейчас на рынке России доступны как самые маленькие гидравлические подъемники ВИПО-12 (мини) и ВИПО-17 на шасси ГАЗ-А21R23 с операционной высотой 12 и 17 м, грузоподъемность 220 и 300 кг соответственно, так и большие с операционной высотой 32 и 36 м на шасси МАЗ, ГАЗ, КАМАЗ, «Урал», в т. ч. и со сдвоенной кабиной, а также любой другой колесной базе, затребованной заказчиком.