Малая спецтехника "Производительные маломерки"


 


В этом сезоне как-то поутихли страсти по импортозамещению спецтехники: российские машиностроители поняли, что наскоком шедевры не создать, рынок громкими лозунгами не покорить. Сегмент малоразмерных машин коммунально-строительного назначения не стал исключением…

 

Валентин ОЖГО

Фото автора и производителей

 

Больше дела

На деле оказалось, что результативностью, новизной и яркими премьерами отличились не крупнейшие российские производители, а небольшие предприятия.

Обратимся к итогам I квартала 2017-го. В сегменте компактных колесных погрузчиков на таможенную территорию России ввезено 160 ед. техники, а годом ранее за первые три месяца импорт таких машин составил 99 ед. Таким образом  скачок спроса составил 61,88%. Заметим, дилеры сегодня технику ввозят под конкретный заказ, выполняя проплаченные заявки. В единичных случаях техника ввозится без заявок, но то, скорее, премьерные экземпляры для выставок и презентаций.

В I квартале 2017-го было ввезено по заявкам 315 мини-погрузчиков с бортовым поворотом, а в I квартале прошлого года – только 70 ед. Спрос за это время поднялся в 4,5 раза. Такого показателя ни один сегмент строительной, карьерной или коммунальной спецтехники не имеет. Выросли импортные поставки в группе малых гусеничных бульдозеров и мини гидравлических экскаваторов (до 10 т), где результат января-марта 2017-го составил 8 и 136 ед. соответственно против 5 и 107 ед. в том же периоде 2016-го.

 

 

 

Предприятие-производитель «Стронг МФ» обоснованно взялся за маломерку, поскольку спрос на нее постоянно растет, а конкуренция среди российских производителей практически отсутствует. На своей универсальной платформе уральский разработчик создал целое семейство машин от коммунального предназначения до мини-экскаваторов, мини-погрузчиков и заканчивая мини-буровыми установками. Премьерой сезона стала универсальная самоходная машина на гусеничном движителе Strong MS 7000, которая позиционируется как экскаватор-погрузчик малой размерной группы для всех видов землеройных и погрузочно-разгрузочных работ.

Этот универсал продолжил номенклатуру уже имеющихся в линейке маломерных погрузчиков и экскаваторов, но на этот раз уже с двумя навесками «в одной упаковке». Имея всего 2600 кг собственного веса, новичок способен фронтальным погрузочным ковшом (объем 0,6 м3), вилами или крюком поднимать на высоту 3,1 м 800 кг груза. При необходимости вместо ковша или полетных вил на стандартное крепление можно навесить грузопассажирскую корзину, используя машину как подъемник на операциях по ремонту зданий, в зеленом хозяйстве на ландшафтной обрезке деревьев, на уборке фруктов в агрохозяйствах.

Экскаваторная навеска позволяет производить копание ковшом объемом 0,4м3 на отметке 3 м ниже горизонта. Это на какой-то метр не дотягивает до возможностей экскаваторной навески на МТЗ-82, ковш которой опускается на глубину 4,2 м. Правда, по фронтальному погрузочному ковшу у них разница в высоте выгрузки всего 10 см, что дает более легкому на 4,1 т Strong MS 7000 весомое преимущество.

По словам гендиректора компании «Астра Сервис» Андриана Яковлева, представляющего интересы Уральского завода строительной и буровой техники, премьерный эксаватор-погрузчик со смещаемой осью копания и фронтальным погрузочным агрегатом является продуктом российской разработки и производства. Здесь всюду используются российские комплектующие: в моторной нише стоит 4-цилиндровый дизельный двигатель из Владимира Д-144 мощностью 60 л.с., стандартный, проверенный временем, шестеренчатый гидронасос НШ-32-16, сиденье оператора позаимствовали из оснастки российских кранов, ходовую варили сами, гусеничная лента для движителя тоже российская. Мелкий импорт все же есть, к примеру, подлокотники, но и эта комплектация вскоре получит уральскую локализацию.

Производитель решил не мелочиться и в ходе премьеры показал свои наработки в других маломерках бюджетного исполнения. Рядом с семитысячником он показал многофункциональное шасси Strong компакт, на которое поставил фронтальный погрузчик. Впрочем, навесной инструментарий может быть и другим – экскавационное или буровое оборудование, кусторез, мульчер, гидромолот, фреза или же набирающий популярность гидравлический дровокол. Все это в номенклатурной линейке производителя имеется.

 

Не велика синичка…

Вопреки разногласиям на политическом поле прибалтийские предприниматели не видят предпосылок для разрыва экономических связей с российскими потребителями. Уже не первый год свою технику активно продвигает на нашей торговой площадке литовская производственная компания «Агрофортека» (Agroforteka), о продукции которой для лесного хозяйства и аграрного сектора мы уже не раз писали в своих обзорах. В нынешнем сезоне завод из Каунаса (Литва) привез на показ в Москву погрузчик серии AFA-ROCK.

Машина с бортовой схемой поворота совсем небольшой массы – всего 530 кг. Даже при таком собственном весе погрузчик способен подавать «на-гора» 750 кг. Такой потенциал под силу классическим погрузчикам типа ant-750, который почти в 6 раз тяжелее и имеет полноценный пост управления в обустроенной кабине. У AFA-ROCK кабины нет – обычное кресло с дугой безопасности на случай опрокидывания. От непогоды оператора может уберечь съемный мягкий прозрачный кожух со складывающимся каркасом.

В моторной нише стоит карбюраторный двигатель Honda GX390 мощностью 13 л.с., адаптированный под АИ-92. При необходимости производитель может поставить 16-сильный дизельный мотор Lamborghini 25LD330, спрос на который очень хороший. Органами управления погрузчика с бортовым поворотом являются классические джойстики.

Не менее интересную спецтехнику погрузочного сегмента Dapper 5000 с чешской маркировкой в нынешнем сезоне показала компания «СДТ Импекс». Внешне она похожа на погрузчики Multione, конструкторские школы тут близки, но назвать погрузчики близнецами не получится. Во-первых, чехи в своей разработке не тяготеют к пластику, исключив детали из этого материала. Это и отличает погрузчик от аналогичной техники других производителей: металл с многослойным лако-красочным покрытием все-таки прочнее пластика, не трескается и легко ремонтируется путем наварки. Конечно, Dapper такое исполнение немного утяжелило, но в то же время вся его масса в 1649 кг позитивно сказалась на операционной устойчивости, позволяя в максимальном режиме грузоподъемности брать ковшом или вилами 1000 кг.

В качестве силового агрегата чехи использовали дизельный двигатель Kubota V 1505 с мощностью 36 л.с. Высокую проходимость на стройплощадке или на объектах аграрного сектора, коммунальной сферы обеспечивает четырехколесный гидростатический привод, от непогоды спасает полноценная кабина с хорошим остеклением и прекрасной эргономикой рабочего места оператора.

Показанный летом на выставке СТТ мини-экскаватор Hyundai Rodex 35Z-9, как и погрузчик Multione M1 9.5, вряд ли можно отнести к премьерным машинам. Однако ни маломерный землекоп, ни маленький погрузчик своей привлекательности не потеряли. Если взять, к примеру, упомянутого «корейца» 35Z-9 с малым свесом поворотной платформы, то вопреки приставке «мини» он в этой размерной группе все-таки «тяжеловес» хотя бы по своей массе - 3650 кг. По силовому потенциалу «кореец» тоже шикарен за счет своих 19,8 кВт (26,6/5 л.с.) в 3-цилиндровом дизельном двигателе Yanmar 3TNV88. Это одна из немногих машин, которая за счет своего минимального противовеса вписывается в радиус поворота не более 870 мм. По операционным возможностям малолитражный экскаватор легко обгонит бригаду рабочих с лопатами – без перекуров копает ковшом 0,107 м3. на глубину 3,15 м.

Так что ввозимые в РФ малолитражки разных сегментов даже без статуса новизны находятся на пике популярности. Если же говорить о премьерных машинах этого года, то они еще где-то на полпути к российскому потребителю. Тот же Bobcat еще весной запустил в серийное производство мини-экскаваторы модели E17z массой 1,7 т с изменяемой шириной гусеничного движителя.

Впрочем, что говорить о заокеанском «коте», если практически соседская компания Sany Heavy Industry Co., Ltd. (Китай) выдала на-гора сразу четыре модели - SY26U, SY50U, SY60 и SY95 машин. Их весовые величины заложены в цифровой индекс. К примеру, самая миниатюрная машина с Y26U с нулевым задним свесом весит всего 2,6 т, а самая тяжелая SY95 имеет почти 10 т. Эти машины, как и других производителей, уже на полпути к российским  потребителям. Так что санкции здесь бессильны…