Подготовка кадров "Проверка трассой М8 «Холмогоры»"


 

Впервые в российской практике компания Renault Trucks провела конкурс водительского мастерства на трассе М8 «Холмогоры» по маршруту Москва-Ярославль-Москва. Это был тест-драйв «Будет сделано» с замером 32 контрольных параметров, по которым и выявлялся лучший. За победу в двухдневном финале боролись четверо журналистов, включая вашего покорного слугу. На правах победителя хочу поделиться секретами успеха.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

Не как всегда!

Уникальность прошедшего тест-драйва не в том, что он проходил на дорогах общего пользования, а не на полигоне. Оценивать мастерство сидящего за рулем предстояло не по минимальному расходу топлива, а по 32 параметрам! Их беспристрастно фиксировала бортовая транспортно-информационная система Optifleet, формируя отчет ECO Score по каждому водителю.

Перечислять все три десятка параметров не будем, но ключевые назовем: это средний расход топлива (л/100 км), время работы на холостом ходу (%), средняя скорость (км/ч), пройденное расстояние (км), число остановок (количество на 100 км). Электроника фиксировала в процентах время езды в экономичном режиме, движения накатом, использования круиз-контроля. Учитывалось время движения с превышением скорости – такое обычно устанавливают в автопарках. В зачет шло время езды на высшей передаче и превышение нормы оборотов двигателя и т.д.

Конкуренты подобрались достойные. Блогер Михаил Мулюкин до сих пор за рулем тяжелого грузовика, и в его практике – три года работы в компании «Магнит». Его коллега Валерий Писанов, опытный дальнобойщик – полтора десятка лет сам возил грузы. Александр Солнцев поднаторел в конкурсах водительского мастерства и периодически водит автопоезда по дорогам России и Европы. В общем, серьезный контингент – никак не мальчики для битья!

 

 

 

Тягачи с ромбом: Т430 и Т520

В качестве материальной базы на тест-драйв были выставлены два автопоезда в сцепке с седельными тягачами Renault Trucks T430 и T520, оба с колесной формулой 4х2. У «четыреста тридцатого» колесная база 3800 мм, высокая спальная кабина с двумя лежаками, два топливных бака: на 450 л справа и на 510 л слева. Максимальная нагрузка на переднюю ось – 8000 кг, на заднюю – 13000 кг. Передняя подвеска рессорная, задняя – пневматическая. Применяемые шины имеют размер 315/70 R22.5. В силовой линии используется двигатель DXi11 мощностью 430 л.с. уровня Евро-5 и 12-ступенчатая автоматизированная коробка передач Optidriver.

«Пятьсот двадцатый» отличается, прежде всего, магистральной кабиной High Sleeper Cab с высокой крышей, спальным местом и ровным полом. В моторном отсеке установлен DXi13 с потенциалом 520 л.с. Возимый запас топлива составляет впечатляющие 1470 л. В остальном спецификация схожая.

Примечательно, что в конструкции магистральников с ромбом уже использованы компоненты, снижающие вес и тем самым позволяющие беречь дорогостоящее топливо. Например, применение алюминиевых колесных дисков вместо штампованных стальных позволяет выиграть примерно 200 кг. Выполненные из того же материала топливные баки наполовину легче стальных. Для предотвращения чрезмерного расхода топлива есть коррекция режима мощности – эту функцию выполняет кнопка с перечеркнутым названием Power. Для предотвращения долгой работы на холостом ходу предусмотрена автоматическая остановка двигателя: ее можно активировать клавишей с изображением двигателя и надписью Off.

 

 

 

 

 

 

Полезный инструментарий

Техническая оснащенность автомобилей позволяет экономично ими управлять, невзирая на характер трассы и протяженность маршрута. Взять ту же роботизированную коробку передач Optidriver. Она устанавливается на Renault Trucks серийно и выступает хорошим помощником водителю. Коробка в автоматическом режиме выбирает оптимальную передачу для конкретного режима движения. В распоряжении сидящего за рулем эко-круиз-контроль с тремя режимами, выбираемыми водителем.

Функция Optiroll обеспечивает автомобилю снижение максимальной скорости на 5 км/ч на подъеме и увеличение на 8 км/ч на спуске. Тем самым электроника помогает преодолевать подъемы и спуски в экономичном режиме, не прибегать к дополнительным ускорениям и лишнему торможению. Второй режим – компромисс между оптимизацией расхода топлива и крейсерской скоростью. На подъеме он позволяет снизить максимальную скорость на 3 км/ч, на спуске – добавить 5 км/ч. Третья функция электроники – точное поддержание заданной скорости. И здесь важно вовремя использовать такие возможности. Скажем, если включить круиз на крутых подъемах, двигатель будет требовать повышенного расхода топлива. А на равнинной местности этот инструмент экономии – что надо!

 

Знание – сила!

Иметь в своем распоряжении отличную технику мало, нужно еще профессионально ею владеть – так, как это умеют инструкторы Александр Малышев и Евггений Долотенко. Ранее они уже не раз готовили водителей к конкурсам Volvo Trucks и Renault Trucks, а теперь выполняли роль судей.

Казалось бы: какие могут быть секреты?! Садись за руль и поезжай! Но успех складывается по крупицам. Взять хотя бы начало движения. Многие стартуют с утопленной в пол педалью газа. Теоретически мысль правильная: чем быстрее автомобиль выйдет на крейсерский режим, тем меньше топлива будет израсходовано. Но здесь кроется первый секрет: правильный старт с места – разгон при нажатой примерно на 70% педалью газа. И, конечно, без отклонения стрелки тахометра в оранжевый сектор. Это так называемая эффективность в соразмерности.

Второй секрет: при возобновлении движения в пробках сильно давить на газ не нужно. Желательно как можно реже включать понижающую передачу, а разгон вести так, чтобы переключение передач происходило последовательно, а не скачками через ступень. На трассе желательно держать стрелку тахометра не просто в зеленой зоне, а на уровне 1100–1200 об/мин. Но самая экономичная езда относится к диапазону 900–1000 об/мин, при этом нежелательно переключение ни вниз, ни вверх.

Третий секрет: останавливаться как можно реже, а лучше не останавливаться вообще. Дело в том, что расход заметно растет при разгоне с места. Лучше всего правильно выбрать скорость и поддерживать ее примерно на одном уровне. Обычно это скорость основного потока. Когда вы подкатываетесь к светофору с красным сигналом, лучше не спешить и пройти расстояние без полной остановки. Даже если в свободное пространство вклиниваются другие автомобили, нервничать не нужно, лучше оптимально рассчитать свою скорость.

Четвертый секрет экономичности – нагрузка на двигатель на подъеме. У дальнобойщиков есть правило: при движении в гору лучше ошибиться на одну передачу вниз, чем вверх. На практике это означает разгон и включение пониженной передачи при 1500 об/мин (1300 об/мин в тяжелых дорожных условиях может оказаться недостаточно). Когда разгон для подъема не требуется, лучше понизить передачу заранее и приспособиться к рельефу местности. Удерживать выбранную передачу нужно как можно дольше. Для этого при 850 об/мин лучше переключиться вниз не на одну, а на две передачи. Неправильное переключение на подъеме «сажает» автомобиль, он теряет скорость, отсюда и лишний расход топлива при разгоне.

Пятый секрет – корректные действия при движении на спуске. Важно не давать обороты машине, пока она сама разгоняется, и максимально использовать движение накатом. Чем дольше автомобиль катится – тем меньше потребление топлива. Нельзя и увлекаться накатом, поскольку автопоезд может выйти за лимит скорости. Кроме штрафа и записи на чипе карты водителя это чревато торможением, а это означает расход воздуха. Компрессор должен будет его накачать в ресиверы, а это дополнительный расход ДТ.

И таких секретов экономичности – великое множество. Даже если соблюдать не все, а основные, для рачительного вождения этого будет достаточно.

 

Два дня борьбы

Устроители конкурса позаботились о том, чтобы все финалисты прошли всю трассу: пол-пути туда и пол-пути обратно, причем на разных участках. Вместе со сменой машин (Т430 и Т520) это уравняло шансы. По итогам первого дня ваш покорный слуга за рулем Renault Trucks T430 добыл первое место с активом 8,5 баллов. Коллеги показали результаты 8,2; 8,1 и 7,3 балла. Почему не набрал максимально возможные 10 баллов? Да потому, что с точки зрения электроники был не идеален: допустил долгую работу двигателя на холостом ходу (сказались ремонтные работы, светофоры и пробки), мало задействовал круиз-контроль, недостаточно долго использовал экономичный режим движения.

На следующий день, в пятницу, работу над собственными ошибками проводил уже за рулем Renault Trucks T520. Ни на одном светофоре, несмотря на плотный трафик, ни разу не остановился. Максимально использовал круиз-контроль и по максимуму пускал автопоезд накатом. По ощущениям, проехал идеально. Но электроника опять снизила баллы. Утешением стало первое место с результатом 8,6 баллов, т.е. улучшение налицо! По сумме двух дней итоги такие:

1. А. Трохачёв = 8,5

2. М. Мулюкин = 8,0

3. А. Солнцев = 7,9

4. В. Писанов = 7,6

По словам Евгения Долотенко, главного судьи соревнований, наши результаты значительно превосходят результаты профессиональных водителей. Приятно слышать!