Подвижной состав "«Буханка» и ее модификации"


 

 

Трудно поверить, но ульяновской «Буханке» больше 50 лет! Она появилась в 1965 году и на протяжении десятилетий остается самым доступным и безальтернативным транспортом на селе.

 

Александр ТРОХАЧЕВ

Фото автора

 

Прост и неприхотлив!

Первое название УАЗ-452 закрепилось за машиной навсегда, хотя заводская индексация менялась не раз: УАЗ-2206, -3741, -3909, -3962. Грузопассажирский автомобиль с полным приводом был создан для армии, но пришелся ко двору и в народном хозяйстве.

Сейчас на дорогах уже не встретишь автомобилей первых серий (до 1979 г.), имевших круглые задние фонари и прозрачные передние «поворотники». Но это и неважно: принципиальных внешних отличий между поколениями не так уж много, зато каждое последующее становилось только лучше. С 2011 г. «Буханка» получила антиблокировочную систему тормозов ABS, травмобезопасный руль, гидроусилитель рулевого управления, ремни безопасности и двигатель Евро-4.

Еще больше изменений внесено в 2016 г. Разбросанные по передней панели аналоговые приборы перенесли в центральную часть. Наконец-то предусмотрели нишу под автомагнитолу. Была улучшена шумоизоляция моторного отсека и установлены передние сиденья с интегрированными подголовниками и возможностью продольного смещения вперед-назад.

Машину по-прежнему ценят за полный привод 4х4, наличие двухступенчатой раздаточной коробки и высокую проходимость. Кроме ухабов и ям УАЗ способен преодолевать брод глубиной до 500 мм, а его барабанные тормоза не боятся ни грязи, ни влаги. Неудивительно, что область применения УАЗа безгранична: от служб спасения МЧС и скорой медицинской помощи до аварийных подразделений коммунальных служб. Есть эти машины в подразделениях Военной автоинспекции (ВАИ), Банка России, других учреждениях и ведомствах.

 

«Таблетка» и другие

Одна из самых массовых модификаций ульяновского хита – санитарный УАЗ-452А, получивший народное прозвище «Таблетка». При общей вместимости до 11 мест автомобиль перевозит в салоне восьмерых больных и одного сопровождающего или способен вмещать четверо носилок. Приставка «С» в индексе УАЗ-452АС означает северное исполнение, подразумевавшее, прежде всего, утепление кабины. Санитарным был и УАЗ-452Г: от 452А он отличался только вместимостью.

Более массовым стал микроавтобус на 10 пассажирских мест УАЗ-452В. Он настолько популярен, что в 80-е годы прошлого века его точную копию в масштабе 1:43 для коллекционеров стал выпускать саратовский завод «Тантал». Как и настоящий автомобиль, «игрушечный» поставляли на экспорт, и не только в социалистические страны. Позже его воспроизвели несколько фирм. Для тех, кто помладше, игрушечную копию выпускали со световыми сигналами и звуковым декодером. Фанатам постарше адресовали коллекционную копию в серии патворков «Автолегенды СССР» с журналом впридачу.

«Буханка» не раз мелькала в десятках советских и российских фильмов, и даже снималась в музыкальных клипах. Она даже успела засветиться «со спины» в популярном телесериале 70-х «Семнадцать мгновений весны». Помните, там был эпизод на военном аэродроме?!

Любопытно, что в 1973 г. на агрегатной базе «Буханки» был создан экспериментальный 16-местный автобус на трех осях УАЗ-452К (6х4). В единственном экземпляре создали и его разновидность со всеми ведущими колесами (6х6). Реальностью стал и седельный тягач УАЗ-452П, но в классическом исполнении 4х4. Кроме того, в Ульяновске выпускали шасси с индексом 452АЭ для монтажа различных кузовов и оборудования.

 

 

 

Трудяга «Головастик»

Бортовой вариант ульяновской «Буханки» УАЗ-452Д получил другое прозвище: «Головастик» за двухместную кабину перед бортовым деревянным кузовом.

С 1985 г. на смену УАЗ-452Д пришел УАЗ-3303. Он тоже встал на конвейер с цельнометаллической двухместной кабиной, а вот грузовая платформа уже могла быть не только деревянной, но и металлической. Его тоже выпускали для коллекционеров, уменьшенную в 43.

С 1994 г. на конвейер встал УАЗ-3909 (39094) «Фермер» с двухрядной кабиной и бортовым кузовом с тентом. Он выпускается и поныне, а на его базе путевку в жизнь получили десятки модификаций промтоварных, изотермических, рефрижераторных фургонов и специальных надстроек. Машина оказалась популярной у ремонтных бригад и частных предпринимателей.

 

 

 

 

Модернизация

В перестроечный 1985 г. УАЗ провел модернизацию модельного ряда, и модификации «Буханки» получили новые заводские обозначения. Санитарному автомобилю присвоили индекс УАЗ-3962.

Кроме привычных гражданских и военных версий с 1989 г. на шасси ульяновского микроавтобуса стали выпускать бронированный спецтранспорт для служб инкассации. Инкассаторские броневики имели противопульную защиту водительской кабины и сейфа с деньгами или ювелирными изделиями. Их переоборудованием занимались несколько фирм. Один из самых знаменитых в этом ряду – ДИСА-1912 «Заслон».

Цельнометаллический фургон стали обозначать индексом УАЗ-3741, а его основную модификацию – УАЗ-37419. Сохранился в производстве и полноприводный микроавтобус с остекленным цельнометаллическим кузовом на 8-11 пассажирских мест. Его обозначение – УАЗ-2206. В сельской местности это незаменимый транспорт с «танковой» проходимостью. Не зря для доставки корреспонденции и бандеролей в ряде регионов страны его выбрала «Почта России»: «Буханка» пройдет там, куда другие даже не сунутся

Популярность «Буханки» обусловила и несметное количество ее доработок сторонними фирмами. Тюнинг коснулся как салона, так и ходовой части. На доработанных версиях можно встретить улучшенную отделку салона со столиком и развернутыми друг к другу сиденьями, колесами большего размера и усиленной подвеской.

Есть и плавающие вездеходы на гусеничном ходу! Пример – гусеничный снегоболотоход оперативно-служебный 1994-СДЧ, изготовленный по инициативе ООО «Специальные транспортные машины» в г. Заволжье Нижегородской области. Он построен на ходовой части снегоболотохода ЗВМ-2411 «Узола» и предназначен для выезда следственно-оперативных групп дежурных частей ОВД на места происшествий, патрулирования и перевозки задержанных в условиях бездорожья, пересеченной, болотистой и лесистой местности. В мае 2015-го приказом МВД РФ он принят на снабжение.

 

 

 

 

Ценовой аспект

Уазовская «Буханка» во всех модификациях была и остается самым доступным по цене транспортным средством такого класса со всеми ведущими колесами.

Например, «Головастик» с однорядной кабиной и бортовым кузовом можно купить за 569 тыс. руб. УАЗ «Фермер» с двухрядной кабиной обойдется на 90 тыс. руб. дороже. Остекленный фургон будет стоить от 601 тыс. руб., а пассажирский вариант – 640 тыс. руб. За грузопассажирскую версию «Комби» нужно отдать от 624 тыс. руб. Наконец, новая «Таблетка» для медслужб оценивается в 630 тыс. руб.

Но «Буханка» хороша не только лояльной розничной стоимостью. Цены на ее запчасти и техническое обслуживание тоже «гуманные». Например, замена трансмиссионного масла в заднем мосту в фирменном автосервисе стоит всего 240 руб., а моторного масла – 350 руб. Замена передних тормозных колодок – 450 руб. Замена сцепления обойдется 2100 руб., ремонт коробки переключения передач со снятием и последующей установкой – от 3400 руб.

Теперь понимаете, почему в России полвека любят этот автомобиль?! Потому, что он не разорит своего хозяина даже несмотря на то, что на раме стоит бензиновый двигатель. История русской «Буханки» продолжается!