Подвижной состав "Самосвальные автопоезда"


 

 

При перевозке сыпучих грузов одиночного транспортного средства иногда недостаточно, и перевозчики прибегают к помощи автопоездов: седельных тягачей с полуприцепами и грузовиков с прицепами. Такой подвижной состав отечественного и зарубежного производства отличается повышенной функциональностью, и потому пользуется спросом. Рассмотрим самосвальный прицепной состав, доступный в России, и оценим выгоду от его использования.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

Не только песок и щебень!

На взгляд обывателя, самосвалы только и предназначены для того, чтобы возить песок и щебень. Но материалов, не требующих осторожности при механической выгрузке за счет использования их массы, великое множество. Это гравий, глина, торф, грунт, и не только. Есть целая категория глыбообразных грузов: бутовый камень, скальная порода, каменный уголь. Их тоже возят самосвальные поезда. Существуют и полужидкие вещества, доставляемые таким транспортом: раствор, бетон, горячий асфальт. Словом, сфер применения предостаточно.

Видов прицепного и полуприцепного состава тоже немало: от двухосных прицепов с двускатной ошиновкой колес до четырехосных седельных полуприцепов с односкатной резиной. И если лет 20 назад такая техника была представлена преимущественно иностранными образцами, сейчас очень много продукции отечественного производства. Это самосвалы с загрузкой из бункера или с помощью механических средств в виде экскаваторов, погрузчиков и экскаваторов-погрузчиков. И кузова прицепного состава бывают выполнены из разных материалов, чаще всего из стали и алюминия.

Отдельную категорию составляют самосвалы для перевозки горячего асфальта. У нас это простые полуприцепы, а вот в Европе сейчас используют подвижной состав из нержавейки, с термоутеплителем и датчиками температуры. В России таких требований к перевозке стройматериала пока нет, а потому и отношение к проблеме другое. Транспортники стремятся выбирать небольшое плечо подвоза и практикуют строгий график доставки на объект. Словом, в транспортировке каждого вида сыпучих или полужидких грузов есть своя специфика.

 

 

 

Принцип разгрузки

Все самосвальные транспортные средства, независимо от марки производителя, грузоподъемности и числа осей, по принципу разгрузки принято разделять на три группы. Первая и самая распространенная – с опрокидывающимися кузовами. У них сброс груза производится при подъеме самосвальной платформы под тяжестью собственного веса. Вторая группа охватывает подвижной состав с бункерной выгрузкой. В этом случае груз высыпается при неподвижном кузове по наклонным плоскостям бортов, через дно. И третья категория прицепных самосвальщиков – техника с принудительным удалением груза из платформы.

Помните, в ХХ в. широко применялись самосвальные прицепы и полуприцепы с овальной формой «совка»?! Характерный пример – выпускавшийся Мытищинским машиностроительным заводом ровно полвека назад, с августа 1967 г., автопоезд: самосвал ЗИЛ-ММЗ-555 с одноосным прицепом. Прицеп имел тот же кузов, что и грузовик, и это была классика жанра. Сегодня подобные решения тоже практикуются, но совсем необязательно. Нередко у тягача и прицепа форма кузова разная, что обусловлено спецификой применения.

Направление и способ опрокидывания кузова тоже формируют различные сегменты самосвальных автотранспортных средств. Есть транспорт исключительно с задней разгрузкой, с боковой (на одну или две стороны), с трехсторонней (влево, вправо и назад) и с предварительным подъемом платформы и последующим опрокидыванием на стороны или назад. По способу опрокидывания в отрасли выделяют самоопрокидывающиеся самосвальные платформы и с принудительным подъемом. Первые обычно встречаются шарнирного типа, вторые – с помощью пневматических, гидравлических или механических устройств.

Наиболее востребованной стала техника с гидравликой, которой присуща простота устройства и обслуживания, надежность и ремонтопригодность, плавность хода привода. Куда сложнее самосвалы с бункерной выгрузкой на стороны или под кузов. Тем не менее, в целом ряд случаев именно они являются наиболее оптимальными средствами транспортировки сыпучих грузов. Спрос находят модели полуприцепов с конвейерным полом и шнековые, с продольным винтом. И здесь выбор велик как по моделям импортного, так и отечественного производства. 

 

Прицепная палитра

Современный самосвальный флот России трудно представить без прицепной техники производства РФ. Здесь на слуху товарные марки Бецема, НЕФАЗ, МАЗ, Манак-Авто, СЗАП, Тверьстроймаш, ТОНАР, ЧМЗАП, Grunwald. По ним развита сервисная поддержка в разных регионах страны. Свою лепту в модельное разнообразие вносят полуприцепы иностранного производства и выпущенные на совместных предприятиях. Это бренды Benalu, Bodex, Fliegl, Fruehauf, Kassbohrer, Meiller-Kipper, Mega, Ozgul, Samro, Schmitz Cargobull, Wielton и другие.

Нужно иметь в виду, что самосвальные полуприцепы имеют только один вид разгрузки – назад. И особенность применения в том, что при выгрузке сыпучих и кусковых грузов они обладают высоким центром тяжести. Стоит установить сцепку с перекосом, не выровнять по горизонтали, и вот вам предпосылка к происшествию – автопоезд может завалиться набок.

В числе новинок 2017 г. обращает на себя внимание четырехосный Тонар-952345 технически допустимой массой 36 450 кг. Нагрузка на оси составляет по 6 700 кг, нагрузка на опорно-сцепное устройство – 9 464 кг. В настоящее время аналогов у этого «извочзчика» нет! Другая модель от этого же производителя из Орехово-Зуевского района Московской области – полуприцеп-самосвал с донной разгрузкой Тонар-952350 полной массой 46 000 кг. Каждая из трех осей данного картофелевоза имеет двускатную ошиновку и держит нагрузку по 9000 кг, а вертикальная нагрузка на седло достигает 19 000 кг.

Не всем участникам бизнес-процесса нужны новые самосвальные полуприцепы. Кто-то запросто обходится взятыми в аренду или купленными в состоянии б/у. Иногда в этой категории попадаются «динозавры» вроде LAG, Hydra, Kel-Berg, Korea Trailer, Marrel, Trailis. Даже самый возрастной полуприцеп может сгодиться на запчасти – у многих применяются оси известных фирм BPW, SAF и др. Нередко на вторичном рынке продают целые сцепки: полуприцеп вместе с тягачом. И в этом случае важно не вестись на заманчивый по своей лояльности ценник, а соизмерять техническое состояние транспортного средства с его денежным эквивалентом.

В условиях сокращения импорта подержанной коммерческой техники из-за рубежа и роста курса основных валют многие перевозчики предпочитают иметь дело с отечественными самосвальными полуприцепами. Их проще обслуживать, дешевле страховать, и продать можно быстрее. Да и розничный прайс куда лояльнее, чем прайс на самосвальные полуприцепы-иномарки.

 

Тенденции и инновации

Самосвальные прицепы на рынке РФ представлены практически теми же самыми брендами, что и полуприцепы. За редким исключением, машиностроительные заводы не производят прицепную технику на потребу дня. Но нередко отечественные образцы очень напоминают европейские аналоги: как говорится, есть, на кого равняться!

Прицепы-самосвалы разных марок комплектуют различными кузовами, типами подвески и способами разгрузки: назад, на две или три стороны. В отличие от стереотипов прошлого, использовать прицеп для разгрузки автомобиля не нужно: достаточно грамотно заломать его при движении задним ходом. Единственное: нужно учитывать, рассчитано на это дышло со сцепным устройством или нет.

Новинок сезона немного, но среди них отметим прицеп-самосвал с поворотным кругом Тонар-85792 с кузовом объемом 22,8 м3 и грузоподъемностью 27 000 кг. Его основное назначение – перевозка песка, угля и щебенки.

К уже известным и проверенным временем техническим решениям на самосвальном рынке добавляются новые. Например, компания Fliegl Baukom создала самосвальный кузов с выталкивающей плитой. При разгрузке его не нужно поднимать или опрокидывать – все сделает система. Сначала автоматика открывает задний борт, состоящий из двух стальных шиберов. Затем гидравлика перемещает груз. При этом транспортное средство сохраняет центр тяжести и внешние габариты. Возможна даже разгрузка на ходу.

В числе трендов последних лет – дозированная выгрузка и применение варьируемой скорости разгрузки, использование новых материалов и вкладышей против прилипания грунта, стабилизация транспортных средств при работе на склонах. Отдельная тема – горизонтальная выгрузка, особенно актуальная в условиях ограничения высоты подъема платформы. Под этим подразумевается безопасная эксплуатация под мостами и эстакадами, в тоннелях и шахтах, под линиями электропередач и телеграфными проводами.

Независимо от того, выбран в составе самосвального автопоезда прицеп или полуприцеп, выгода от его использования против одиночного самосвала очевидна: меньше затрат на зарплату, топливо и прочие издержки. А объем перевозимого груза – выше! Для многих именно это и есть самое главное.