Проба руля "В состоянии бессознательной эвакуации"


 

 


Роман МУРАШОВ

На сегодняшний день невозможно сказать, сколько в Москве и других городах России работает фирм и частных лиц, предлагающих услуги по эвакуации автомобилей. Любой может приобрести эвакуатор и… бизнес «под ключ» готов!

В отдельных случаях государственная машина, проявляя немалую изобретательность, в кратчайшие сроки успевает наладить многоступенчатый контроль порой даже там, где он и не нужен. В случае с эвакуационным бизнесом – все не так. Наклеил номер мобильного телефона на кабину, опубликовал на нескольких бесплатных досках объявлений в интернете – все, эвакуируй! Как говорится, руби деньги!

Наверное, многим доводилось замечать, что стоит остановиться на трассе по каким-то личным делам, почти тут же начинают притормаживать ГАЗельки-эвакуаторы, управляемые, как правило, бодрыми смуглыми парнями: «Эй, брат, эвакуатор нэ нужэн?..». Их много, и даже очень много. Эти парни знают, чем купить потенциального клиента: «Слюшай, брат, нэ дорого отвезу, в фирму звонить будешь – очень дорого будет…». Пока в народе бытует мнение, что эвакуатор – услуга дорогая (в больших городах культивируемое, главным образом, за счет принудительной эвакуации автомобилей нарушителей правил парковки), работа у таких джигитов есть.

Вот только не всегда дешевый эвакуатор оказывается выгодным. Порой ущерб от такой услуги многократно превосходит ее стоимость. Немаловажны не только технические характеристики и общее техническое состояние грузовика-эвакуатора, но и квалификация самого оператора: вырванные во время погрузочно-разгрузочных работ балки, мосты, колесные приводы, оторванные бамперы, а то и перевернутые автомобили – не такое уж необычное дело в сегодняшних буднях эвакуации.

Но как показывает практика, и такой ущерб для автомобилиста – это еще часть бед. Отмечен устойчивый рост числа автоподстав с помощью эвакуаторов, по крайней мере на дорогах центрального региона. Как это происходит? Среднестатистический автолюбитель не спеша едет на своем автомобиле по трассе. Его нагоняет эвакуатор (обычно потрепанная ГАЗель или ее аналог не первой свежести), водитель которого, посигналив, жестами приглашает автолюбителя остановиться. Далее следует краткая беседа, в которой эвакуаторщик в слегка эмоциональной форме рассказывает автолюбителю, что когда он ехал за ним, то наблюдал задымление и некие брызги из моторного отсека – возможно масло(!). Водитель эвакуатора предлагает скорее открыть капот (автовладелец делает это из салона), а сам к тому времени быстро перемещается к переднему бамперу автомобиля и еще не подняв окончательно крышку капота незаметно брызгает машинным маслом (из заранее заготовленной емкости) на раскаленный выпускной коллектор. Внешне эффект впечатляющий – едва удается приоткрыть крышку подкапотного пространства, из-под нее тут же вырывается плотный дым с запахом перекаленного масла…

 

 

 

 

Водитель эвакуатора тут же предлагает руку помощи не на шутку перепуганному автовладельцу: мол, когда тебя увидел, я на вызов ехал, мне и сейчас торопиться надо, но по ходу движения у брата моей жены здесь недалеко автосервис и я могу тебя совершенно бесплатно в этот сервис по дороге завезти. По-прежнему перепуганный, но согретый заботой совершенно не знакомого человека, автолюбитель соглашается на бесплатную эвакуацию.

В автосервисе, который, как правило, действительно находится недалеко, словно специально свободен бокс и ждут работы один, а то и два лучших в округе специалиста по ремонту двигателей. Автомобиль загоняют в бокс, клиент около часа пьет кофе и мается, пока специалисты, по словам главного сервисмена, разбирают двигатель и делают дефектовку. Наконец, клиента приглашают в бокс, чтобы огласить приговор: в глубине помещения стоит его автомобиль с задранной вверх крышкой капота, а при входе на верстаке ближе к дневному свету автовладельцу демонстрируют полуразобранный зашлакованный двигатель. Обычно стоимость ремонта с надбавкой за срочность и при условии, что друзья сервисмена быстро привезут необходимые запчасти со склада, называют в пределах 50–80 тысяч рублей. Клиенту сообщают, что ждут его через пять-шесть часов, а в это время он может съездить за деньгами в банкомат или домой, да и дела некоторые он тоже может успеть сделать. Допустим, несговорчивый клиент не согласен – у лжеремонтников есть запасной вариант: 5–10 тысяч рублей в кассу за доставку и разбор двигателя, грузите свой автомобиль и детали на другой эвакуатор и везите, куда считаете нужным. Подход работает, тем паче, что при отказе «ремонтироваться» в лжесервисе, пока клиент будет ждать новый эвакуатор, двигатель ему взаправду разберут.

Вечером злополучного дня клиенту выгоняют из бокса его автомобиль, да еще своим ходом! На слух кажется, что мотор работает как новый, выхлоп – бесцветный! Под капотом – идеальная чистота! Автовладельцу сообщают приятную новость: стоимость запчастей и работ составила много меньше 80 тысяч рублей – всего-то 50 с хвостиком. Расставшись с деньгами, автолюбитель продолжает свой путь на своем, как и прежде исправном автомобиле, только теперь радостный и воодушевленный.

Итог всех манипуляций криминального характера таков – пока клиент пил кофе, ему подготовили к показу имеющийся разобранный действительно дефектный двигатель. Затем, пока он ездил за деньгами, в сервисе как следует вымыли двигатель и подкапотное пространство автомобиля. И всего-навсего за 50 тысяч рублей. Развели, как говориться…

Итак, какой марки шасси, а главное – с какими техническими характеристиками (грузоподъемность, снаряженный вес, длина рамы, размер базы, мощность двигателя и пр.) вы используете для эвакуатора, каких размеров и на перевозку каких автомобилей рассчитана заказанная вами грузовая платформа, какое оборудование для погрузки и фиксации т/с в процессе перевозки установлено, оборудован ли ваш эвакуатор соответствующими спец-сигналами и, наконец, является ли компетентным специалистом водитель вашего эвакуатора или вы сами, все перечисленное в данный момент интересует, пожалуй, только самих представителей эвакуационного бизнеса. Да и то – самых ответственных.

Признанный факт – сегодня рынок эвакуационных услуг в России бессознательно стихийный. Отсутствуют в принципе какие либо государственные регламентирующие документы на технические средства, нет критерия допуска субъектов на этот рынок и, соответственно, отсутствует надзор. А ведь этот рынок непрерывно растет пропорционально увеличивающейся численности автопарка страны. Такое положение дел привлекает сюда непрофессионалов, как лампочка мотыльков и увеличивает криминализацию бизнеса, что в конечном счете делает опасными эвакуационные услуги для автовладельцев.

Деятельность эвакуационных служб не учитывают даже ПДД РФ – все операции эвакуаторов по извлечению аварийных автомобилей из кюветов или ближайшей лесополосы на дорогу, с точки зрения Правил незаконны, так как могут привести к ограничению движения автомобилей по дорогам общего пользования. Эвакуаторщики, заботливо огораживающие место ДТП яркими конусами, в светящейся униформе и с жезлами, порой, перекрывающие движение на дороге на несколько минут, чтобы извлечь аварийный автомобиль на обочину, как это не парадоксально, работают на свой страх и риск – вне закона. У любого наряда ДПС предостаточно оснований для оформления нарушения Административного кодекса РФ. И нет ни одного легитимного основания, чтобы работать в союзе на ликвидации последствий ДТП. Кроме здравого смысла и доброй воли.

Может быть пришло время закрепить здравый смысл на рынке эвакуационных услуг на государственном уровне? Профессиональное сообщество к этому уже созрело, а потребитель заждался.