СПЕЦтест "Под загрузку… становись!"


 

Валентин ОЖГО

Фото автора

Тест-драйв автомобилей Isuzu в реальных условиях эксплуатации, конечно, дал представление о самосвале, его ходовых и операционных возможностях, но хотелось большего...

 

В японском бренде появился «российский след»

Компания «Исузу Рус» представила журналистам ведущих специализированных изданий еще пахнущие заводской краской тяжелые самосвалы Isuzu Giga 33.40. Их японская родословная хотя и вызывала интерес, но куда важнее в данном случае был ее «российский след». Присутствующий на инструктаже операционный директор этого предприятия Игорь Давыдов несколько раз подчеркнул, что выпускавшееся ранее в Японии шасси Isuzu Giga получило ульяновскую прописку.

Напомним, в мае на площадке в Ульяновске открыли производство тяжелых грузовых автомобилей «Исузу» серии С и Е. «Российский след» в японском автомобиле прослеживался и ранее, упомянутый «Исузу Рус» еще пять лет назад запустил на территории «Ульяновского автомобильного завода» сборочный цех. Теперь бренд страны восходящего солнца представлен на российской сборочной площадке в Ульяновске грузовиками сразу нескольких размерных групп: серия Elf идет с полной массой 3,5–9,5 т, Fоrward – 12 и 18 т, представленная для тест-драйва Giga в полной массе достигает 33 и 48,6 т.

В 2016 г. «японцы» продавались лучше – рост продаж составил 7,8%. Обойдя на российской площадке других иностранных производителей коммерческой техники, компания возглавила рейтинг. Не менее известные Scania и MAN несколько отстали, взяв вторую и третью ступени пьедестала соответственно.

Тест-драйв автомобилей Isuzu в песчаном карьере и на полевой площадке подмосковного «Х-Land Парка» в Ильинском под названием «Время тяжелых машин» начался сразу после инструктажа. На маршрут спецкор журнала «Автоперевозчик. Спецтехника» вышел под №1 ровно в 10:30. В течение получаса было необходимо со стартовой площадки добраться до карьера, поставить машину на загрузку под экскаватор, сделать технический круг по территории карьера и выгрузить песок в указанном месте. После этого заданием предписывалось покинуть карьер, снова выехать на дорогу общего пользования и вернуться к стартовой точке.

 

 

 

 

В рамках проекта «Время тяжелых машин»

Подгонка кресла и руля под свой рост и комплекцию прошла быстро. Правда, немного замешкался с механизмом изменения угла наклона руля: по привычке начал нащупывать ногой маленькую педаль регулятора, как это, к примеру, в кабине Volvo FH аналогичного класса, а ее вообще не оказалось. Вместо этого рядом с кожухом вала рулевой колонки нужно было потянуть маленький рычажок и – механизм сработал, а «баранка» удобно легла в заданную позицию.

Ремень безопасности тоже не забыт – опоясался, но дискомфорта это не вызвало, наоборот, добавило уверенности в безопасности. Скажу, что мера оправданная: после ливня асфальтовое покрытие дороги бросало блики от лучей выглядывающего в тучах солнца не хуже зеркальной корки льда, а про раскисшую грунтовку в карьере и говорить не нужно – дорога тяжелая. Впрочем, это же «Время тяжелых машин»…

Большая площадь остекления в кабине и множество боковых зеркал позволяли все прекрасно видеть впереди, по бокам вдоль бортов и чуть ли не под колесами. Здесь слева и справа широкоугольные зеркала заднего вида дополнены передним и боковым бордюрными зеркалами справа, которые облегчают маневрирование. «Слепая зона» за задним бортом, конечно же не исчезла, но куда ж без нее?!

Самосвал Giga 33.40 с задней разгрузкой оказался резвым и послушным: шел легко, рулю повиновался прекрасно – настоящий «японец». Звук линейного 6-цилиндрового 400-сильного двигателя Isuzu 6WG1E5RC Евро-5 с турбонаддувом с изменяемой геометрией (VCG) и интеркулером, радовал слух: никакого надрыва даже под нагрузкой – только шепот.

Руль с гидроусилителем послушно передавал команды колесам. 7-ступенчатая коробка передач нареканий не вызывала. Правда, на прямую передачу удалось выйти лишь по дороге на базу, в карьере же выше пятой передачи на коротких участках подниматься не получалось.

Зыбкий раскисший грунт, глубокие лужи только добавляли экстрима. В такой ситуации не до скоростей, особенно в очереди под загрузку, когда за тобой держатся еще две машины.

 

 

 

 

За «сыпучкой» заезжай!

Маневрирование задним ходом «по зеркалам» под погрузку прошло с первой попытки. При наполнении кузова «сыпучкой» самосвал слега покачивает, но тряски нет: передняя и задняя рессорные подвески хорошо поглощают вибрацию. Их сверхпрочность сказывается и в движении – ход плавный, мало отличимый от легкового автомобиля, хотя сам самосвал весит почти 14 т (13,7 т). Забегая вперед, скажу, что с полной загрузкой (19,3 т) самосвал суммарно весит 33 т и его ход становится еще мягче.

По сигналу экскаваторщика, мол, загрузка завершена, снова в путь. Трогаюсь со второй. Мотор даже не почувствовал нагрузки, а сцепление без рывков вошло в рабочий режим. Машина держалась достойно, не рычала мотором, не скрежетала шестернями коробки. Технический круг по заранее оговоренному маршруту на дне песчаного карьера автор этих строк прошел быстро, хотя и не спешил. Большие лужи по условной S-линии пришлось проходить, вращая руль вправо-влево, едва ли не на четыре оборота в каждую сторону, местами по самое «брюхо» увязая в грязевом месиве. Застрять не позволила двойная ошиновка задней тележки и колесная схема привода 6х4.

На разгрузке снова маневр задним ходом «по зеркалам» и проверка работоспособности гидравлического подъемника. Здесь стоит мощный гидроцилиндр Penta, система которого запитана от штатной коробки отбора мощности. Рычаг блока управления электропневматическим механизмом подъема/опускания 16-кубового кузова удобно расположен под левую руку. Во время подъема, выгрузки и опускания кузова в транспортное положение рычаг нужно удерживать. Запорный механизм заднего борта сработал на открытие автоматически и песок самотеком пошел вниз. Раскачивать машину взад-вперед, чтобы спровоцировать сваливание залипшего песка не пришлось, поскольку кузов поднялся на заявленные 50 град. и законы гравитации свое дело сделали.

Крутой подъем на выезд из карьера самосвал взял легко. Спуск был щедро усыпан щебенкой, что поспособствовало самоочищению шин и выезду на дорогу общего пользования в допустимом регламенте - без наносов грязи на проезжую часть. Асфальт за эти почти полчаса подсох, транспортный поток мизерный – самое время испробовать ход на прямой передаче. В верхний диапазон вышел быстро, только-только набрал хорошую для грузовика скорость, как пришлось ее сбрасывать из-за видневшегося впереди указателя нужного поворота.

На базу вернулись вовремя. Правда, точку в покатушках на этом не поставили. Дальше в программе был конкурсный заезд на тягаче Isuzu Giga с полуприцепом. Схема переключения передач на тягаче несколько иная, но легкая, проблем с ней не возникало. Полуприцеп с маркировкой компании «Автомастер-AMKAR» (г. Набережные Челны) массой 7,4 т и грузоподъемностью 29 т имел внутренний объем кузова 30 куб. м. Впрочем, 400-сильный мотор его даже не ощущал – тягач шел резво.

На маршруте самым сложным было маневрирование задним ходом, по сравнению с которым проход длинномера между фишками «змейкой» казался детской забавой. Прошел без условных штрафных очков, не сбив ни одного конуса. Сам удивился, но мой результат заезда оказался лучшим – маршрут прошел за 8 мин. 47 сек. Рекорд тестового дня! И это было приятно!