События "Tourismo RHD: третий выход"


 

В столице объединенной Европы Брюсселе прошла мировая премьера Mercedes-Benz Tourismo RHD. «Турист » 2017 модельного года с увеличенной высотой салона представляет собой уже третье поколение лайнеров с таким названием. Он дебютирует сразу в четырех вариантах, в двух- и трехосном исполнении. При этом текущее поколение немецких автобусов остается на конвейере – оно будет выпускаться параллельно с новинкой.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

Брюссельский дебют

Значимость и масштаб мировой премьеры лайнера со звездой подчеркнуты несколькими обстоятельствами. Выбор места проведения пал на выставочный комплекс Brussels Expo. Шесть лет назад здесь дебютировал флагман грузовых автомобилей, Mercedes-Benz Actros IV. Новому автобусу предстоит не просто повторить, а превзойти успех предшественника, и сделать это будет весьма непросто.

В Европе работает 61 тыс. автобусных компаний, в распоряжении которых 820 тыс. пассажирских машин. Они обеспечивают работой 8 млн. человек, и этот сегмент рынка будет расти и дальше. Только в Германии автобусом ежегодно пользуются разные слои населения, а пассажиропоток достигает 5,5 млрд. человек. Ни один вид общественного транспорта не перевозит такое количество пассажиров. Ни одно транспортное средство не создает так мало вредных выбросов и не потребляет так мало топлива в пересчете на одно место, как автобус. Кроме того, вероятность попадания в ДТП меньше, чем на других видах транспорта, может, только за исключением воздушного.

Уместно вспомнить, что серийная жизнь Tourismo RHD первого поколения началась в 1994 году. Кстати, это первая модель автобусов Mercedes-Benz, которые получили кроме индекса (О350) и собственное имя. Автобус выходил всего в одном варианте длины (12 м), он был оснащен турбодизелем V8 с отдачей в 381 л.с. и 6-ступенчатой механической трансмиссией. Спустя пять лет автобус прошел модернизацию, а через 10 лет было выпущено 10 тыс. «туристов» с высоко расположенным салоном.

Второе поколение дебютировало в 2006-м, в трех вариантах длины (от 12,1 до 14,0 м) и впервые – не только с двумя, но и с тремя мостами. Заказчик мог выбрать 6-цилиндровый рядный двигатель мощностью 354 или 428 л.с. и 6-ступенчатую механическую (с 2009 года – и 8-ступенчатую автоматизированную) КПП. Всего за время выпуска Tourismo RHD клиенты получили свыше 26 тыс. автобусов двух поколений – абсолютный рекорд в поставках пассажирских машин такого класса!

Новый Tourismo RHD идет сразу на замену двум моделям: выпускавшемуся 11 лет предшественнику второго поколения и «туристу» Travego RHD. Почему так? Потому что одной моделью немцы хотят охватить максимально возможный спектр использования. Выпуск новинки начинается в июле, а к концу 2017 г. на конвейер встанут все его модификации.

 

 

 

 

Упор на экономичность

Масса нового Tourismo RHD до 200 кг меньше предшественника, коэффициент аэродинамического сопротивления улучшен до 0,33, расход топлива снижен на 4,5%. При использовании двигателя Mercedes-Benz OM470 (его выпускают с лета 2016 года) с пакетом по повышению эффективности экономию можно повысить до 7%. При пробеге 100 тыс. км в год это означает 15002000 л сэкономленного ДТ, т.е. три-четыре заправки топливного бака. В помощь водителю есть опции: темпомат превентивного действия Predictive Powertrain Control (PPC) и система Eco Driver Feedback (EDF).

Центральным элементом в силовом приводе Tourismo RHD выступает рядный 6-цилиндровый двигатель ОМ470 рабочим объемом 10,7 л. Топ-версия обладает потенциалом мощности 456 л.с. Новинкой является и 7,7-литровая рядная «шестерка» ОМ936 с отдачей в 354 л.с. Ее достоинства: низкое потребление топлива, небольшая масса, а на выходе – повышение полезной нагрузки.

Кстати, конструкторы постарались снизить уровень затрат и упростить жизнь автобусным предприятиям за счет использования уже выпускаемых деталей. Например, фары головного света и передние «противотуманки» Tourismo RHD унаследовал от грузовика Actros IV, а задние фонари – от самого массового городского автобуса Citaro. На двухмостовых лайнерах применяются заменяемые накладки колесных арок. Это снижает расходы и упрощает снабжение запчастями при повреждениях.

Очень важно то, что немецкие инженеры добились увеличения межсервисных интервалов. Так, периодичность замены моторного масла достигает 120 тыс. км. В совокупности с другими улучшениями это уменьшает стоимость владения, позволяя владельцу машины больше зарабатывать.

 

 

 

Легитимный наследник

Особое внимание инженеры уделили безопасности нового лайнера. Для него доступны система экстренного торможения Active Brake Assist третьего поколения (ABA 3), ассистент остановок Stop&Go Assist, система распознавания усталости Attention Assist (AtAs). Индивидуально комплектация может быть адаптирована к конкретной области применения. Специалисты уверяют, что в максимальном оснащении Tourismo RHD в своем классе не знает себе равных.

На уровне находится и пассивная безопасность. Конструкторы применили совершенно новую конструкцию каркаса кузова с кольцевыми шпангоутами, что выступает гарантией сохранения жизненного пространства при боковом опрокидывании. Водителя и его напарника в случае лобового или косо-фронтального столкновения защитит уникальная система Front Collision Guard (FCG). На автомойке или при маневрировании и парковке в узких местах зеркала можно сложить вручную, а на заказ доступен электропривод.

Tourismo RHD получил три ранее доступных версии двигателя: потенциалом 360 л.с./ 1700 Нм, 394 л.с./ 1900 Нм и 428 л.с./ 2100 Нм. Дополнением, как ранее отмечалось, стал самый бюджетный 354-сильный вариант с пиком момента в 1400 Нм и топ-версия в 456 л.с. с максимальным крутящим моментом 2200 Нм. В пересчете на литр рабочего объема двигателя потенциал равен 42,7 л.с. и 206 Нм, что делает ОМ470 одним из самых мощных моторов в своем классе.

Двойной топливный бак объемом 480 л можно заправлять с обеих сторон. А вот 40-литровый бак с AdBlue размещен справа за передним мостом.

Для всех вариантов двигателя доступна полностью автоматизированная 8-ступенчатая коробка передач Mercedes-Benz GO 250-8 PowerShift. У нее есть режим маневрирования с использованием только педали тормоза. Плавность хода лайнеру обеспечивает удачно подобранный задний гипоидный мост Mercedes-Benz RO440. Инженеры создали несколько вариантов, рассчитанных на разные области применения. Два передаточных отношения рассчитаны на высокое тяговое усилие или максимальную экономичность.

 

Эталон в бизнес-сегменте

Новым в Tourismo RHD является светлый салон с комфортабельными сиденьями, выверенной эргономикой и возможностью максимальной индивидуализации. Перевозчику на выбор предлагают широкий выбор тканей для обивки кресел и боковых стен, нижней части багажных полок и средней части потолка. Даже для пола предусмотрены различные декоративные элементы.

В салоне появились сервисные блоки нового дизайна, на выбор с черными или серебристыми рамками. К услугам путешественников новая бортовая кухня. Двухзонная система кондиционирования выполнена с автоматической регулировкой и имеет два раздельных контура для отопления и кондиционирования. Она хороша тем, что способна поддерживать в салоне равномерную температуру. К слову, двойное остекление предлагается с различной тонировкой и пропускной способностью, от серийных 56% до 10% на заказ. За дополнительную плату можно получить окрашенные в цвет кузова наружные зеркала и кожух кондиционера на крыше.

Вход в салон через переднюю дверь стал удобнее. Ступеньки расположены на одинаковой высоте друг от друга, по обеим сторонам есть поручни. Пол пассажирского салона сделан на уровне 1370 мм над полотном дороги, скос в передней части упразднен. Расстояние от пола до потолка составляет 2010 мм. Кресла установлены на подиуме высотой 150 мм, что позволяет легко вставать и садиться даже очень пожилым пассажирам. Высота подоконной линии 750 мм и суженные кверху боковые стенки обеспечивают путешественникам хороший обзор через боковые окна. Более светлым салон делают два стеклянных люка в крыше. За комфорт в салоне отвечает расположенный в центре крыши кондиционер мощностью охлаждения от 32 до 39 кВт.

Салон Tourismo RHD комплектуют сиденьями от прежней модели. Возле каждого сиденья есть зарядки от разъема USB и гнезда питания 230 В. На двухосных моделях салон освещают семь потолочных плафонов, на трехосных – восемь. Для удобства туристов на борту может быть установлена кофемашина на 60 чашек, эспрессо-аппарат или бойлер для приготовления чая, автомат для варки сосисок или микроволновая печь. Сверху над кухней устроен отсек для продуктов или дополнительного холодильного бокса. Кухня управляется с помощью сенсорной панели и регулируется микропроцессорами. Напротив кухни, перед второй дверью, опционально ставят умывальник с туалетной кабиной. На выбор его комплектуют электрической сушилкой для рук и дозатором для дезинфицирующего средства.

Открытые багажные полки имеют самонесущую конструкцию. Их интегрированные крепления не бросаются в глаза, а войлочное покрытие предотвращает самопроизвольное перемещение багажа. Внешняя кромка полок выполнена в виде поручня, при необходимости можно заказать и дополнительный полноценный поручень. В передней части купола крыши и в зоне второй двери предусмотрено место для монитора. Спереди имеется индикация времени и температуры воздуха за бортом, бортового туалета, ремней безопасности и остановки при маршрутных перевозках.

 

Забота о водителе и не только

В новом Tourismo RHD предусмотрены два варианта рабочего места водителя: простого Basic Plus и более престижного Comfort Plus. В обоих случаях применяется мультифункциональный руль, новая панель приборов и цветной ЖК-дисплей. На улучшенной версии есть система Coach Multimedia System CMS с гнездом формата двойной DIN и декоративными вставками. Опционально доступно сиденье с поворотом и обогревом.

В передней части предусмотрены два запираемых ящика: для водителя и его напарника. Есть место для DVD-плеера и опционального маршрутизатора Coach MediaRouter для связи WiFi. Под кухней расположен многофункциональный отсек с освещением, доступный и снаружи, и изнутри. В нем есть матрац, отопление/кондиционирование, телефон, что позволяет использовать его как место для отдыха сменного водителя. В распоряжении водителя встроенный в переднюю панель холодильник объемом 54 л.

На заказ автобус комплектуют подъемником для пассажиров с ограниченными возможностями передвижения. Лифт для инвалидных колясок располагают в отсеке со стороны входа за передней осью. На рейках в полу установлены сдвижные сдвоенные пассажирские кресла. На специальных рейках как раз и можно закрепить инвалидную коляску.

При превышении скорости 95 км/ч кузов нового Tourismo RHD автоматически опускается на 20 мм. За счет этого уменьшается площадь поперечной проекции, что ведет к снижению расхода ДТ и выбросов загрязняющих веществ. При падении скорости ниже 70 км/ч кузов снова поднимается.

В помощь водителю придана ABS, ASR, ESP, система удержания заданной полосы движения SPA, тормозная система EBS с ассистенттом экстренного торможения BAS и ограничителем скорости при движении на спуске DBL. На заказ доступны датчик дождя и света. Есть автоматическая система контроля давления воздуха в шинах ТРМ.

 

Модульная система

Новая линейка Tourismo RHD выстроена по модульному принципу. Она основана на двух вариантах колесной базы (6090 и 6910 мм) и двух вариантах заднего свеса (3315 и 2785 мм). В комбинации с двумя и тремя осями и одинаковым передним свесом в 2890 мм это дает четыре модификации с тремя вариантами габаритной длины. Тем самым создатели перекрывают практически весь сегмент европейских «туристов» с высоко расположенным салоном.

В итоге транспортным операторам доступны двухмостовые Tourismo RHD длиной 12295 мм с багажным отделением объемом 9,9 куб. м и удлиненный Tourismo RHD М2 длиной 13115 мм с багажником объемом 12,1 куб. м. В классе трехосных машин выбор есть между Tourismo RHD М длиной 13115 мм с багажником в 9,9 куб. м и Tourismo RHD L длиной 13935 мм и отсеками объемом 12,1 куб. м.

Ширина всех Tourismo RHD 2017 модельного года составляет 2,55 м. Высота в сравнении с прежним поколением увеличилась на несколько сантиметров и достигла 3,68 м с учетом кондиционера на крыше. «Рост» изменился во многом из-за более высокой рамы, которая позволила нарастить объем багажных отсеков.

Таким образом, Tourismo RHD третьего поколения не просто стал преемником самого удачного «туриста» бизнес-класса, но и задал новые стандарты в отраслевом сегменте. Осталось дождаться проверки на дорогах, чтобы убедиться в том, что он действительно так хорош, как выглядит в статичной презентации.