Универсальная спецтехника "Русский майнинг 2017 "


 

 

В конце апреля в Москве в выставочном комплексе «Крокус Экспо» работала 21-я Международная выставка машин и оборудования для добычи, обогащения и транспортировки полезных ископаемых Mining World Russia 2017.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

Отраслевой авторитет

В этом году по сравнению с прошлым площадь выставки выросла на 24% и составила 8133 м2, в 2017 г. было 285 компаний-участниц, что на 11% больше, чем в 2016 г. За три дня экспозицию в павильоне и на открытой площадке осмотрели 4175 человек из 42 государств и 64 регионов России. Рост посещаемости составил 26%!

Интерес к русскому майнингу в текущем сезоне неподдельный. Обменяться деловыми контактами, заключить договора, найти новых партнеров в Москву приехали бизнесмены с разных континентов и островов. Такие страны в перечне участников: Австралия, Великобритания, Канада, США, Япония. И континентальное представительство солидное: Австрия, Беларусь, Бельгия, Германия, Иран, Испания, Италия, Казахстан, Китай, Норвегия, Турция, Финляндия, Франция, Хорватия. Львиную долю участников составили российские компании и представительства зарубежных компаний в РФ.

Главные действующие лица здесь – специалисты горнодобывающих предприятий, руководители горно-обогатительных комбинатов, первые лица оптовых торговых компаний. Большинство из них приезжают для закупки тяжелой спецтехники: машин и оборудования для добычи, обогащения и перевозки полезных ископаемых. Кто-то ищет нужные комплектующие и материалы, а кто-то – готовые бизнес-решения «под ключ». Неудивительно, что участие в выставке 2018 г. подтвердили уже свыше 65% нынешних участников.

 

 

 

 

Назначение: углевоз

Тема углевозов-иномарок, адаптированных для эксплуатации в России, встала на повестку дня еще в прошлом году. Помните, мы рассказывали об углевозе MAN, созданном с учетом пожеланий российских заказчиков? Теперь производители идут навстречу клиентам и сами предлагают нужную спецтехнику. Примером может служить дебютант выставки - автосамосвал MAN TGS 41.440 (8x4) BB-WW с кузовом для перевозки угля БЦМ-59. Его название «Формат – Уголь» говорит само за себя и это, кстати, не единственная модель красногорского предприятия в данной сфере.
Колесная база шасси составляет 1795+2980+1400 мм. Углевоз полной массой 41 т приводит в действие дизельный двигатель (440 л.с., 2100 Нм) и 16-ступенчатая механическая коробка передач ZF. Кузов геометрическим объемом (без «шапки») 25 м3 с козырьком на треть кабины получил обогреваемое днище, боковые и переднюю стенки в нижней части. Вдобавок ко всему он снабжен сворачиваемым синтетическим тентом.

В 2017 г. машиностроительный завод «Бецема» отмечает 85-летие. Свой первый самосвальный кузов предприятие выпустило в феврале 2001 г., на шасси Volvo FH (6х4). Первенец на базе грузовика MAN построили в апреле 2003-го. Опыт сотрудничества с разными брендами себя оправдал. Сегодня годовой объем производства достиг 1000 штук, из которых примерно две трети приходится на MAN. Спрос на такую спецтехнику стабилен. В 2017 г. в планах российского представительства MAN Truck & Bus стоит продажа 150 майнинговых и до 500 ед. дорожных самосвалов.

 

 

 Свой углевоз показала Scania. Рыночная стоимость карьерной модели G440 CB (8x4) EHZ с кузовом Wielton составляет 11 млн рублей. За эти деньги перевозчик получает грузоподъемность 32 т для доставки угля и других материалов плотностью до 1050 кг/м3. Геометрический объем кузова равен 31м3. Материал кузова – сталь Domex 700, стенки толщиной 6мм и днище – 8 мм. Передний борт прямой, с защитным козырьком против осыпания. Колесная база стандартная: 1940+3360+1450 мм.

Двухместная кабина CG16 с пружинной подвеской в четырех точках. Двигатель (440 л.с., 2300 Нм) Евро-4 с SCR работает с 14-ступенчатой (12+2) коробкой с автоматическим переключением передач. Кстати, транспортные операторы все чаще приобретают строительную технику с «автоматами» и «роботами». Одна из первых машин в такой спецификации успешно работает на Чукотке, недалеко от Берингова пролива.

 

Легкие карьерники

В майнинговой сфере наметился тренд на замену тяжелых карьерных самосвалов более легкими. Конечно, не повсеместно, но логика в этом есть. Одно колесо от БЕЛАЗа или Caterpillar того же класса стоит немало, а «малышня» по запчастям и сервисным расходам обходится дешевле. Отсюда и предложения разных производителей.

Полный привод 8х8, двигатель мощностью 440 сил, 14-ступка с автоматическим переключением передач и 20-кубовый усиленный кузов KH-Kipper... Все перечисленное, вместе с опциями, способно поднять цену карьерного самосвала Scania G440 CB8x8EHZ до 12 млн руб. Это тоже новый экспонат ООО «Скания Русь» на выставке Mining World Russia 2017. Практический интерес к нему проявлен бизнесменами разных регионов РФ, чему способствовала удачная спецификация.

Кузов с защитным козырьком над кабиной CG16 выполнен из стали Hardox 450, Raex 450 или аналога. Толщина стенок – 5 мм, днища – 8 мм. На заказ можно поставить кузов с пластинами толщиной 10 мм на стенках и 12 мм на днище. Да и сам кузов может быть увеличенного объема. Основной тип груза (до 30 т) – вскрышная порода и сыпучие материалы плотностью до 1600 кг/м3. Загрузка предпочтительна колесными фронтальными погрузчиками или гидравлическими экскаваторами с объемом ковша 2,0–5,0 м3.

 

 

Формат – скала

MAN представил самосвал TGS 41.480 (8х8) BB-WW для транспортировки скальных пород. Шасси этого скаловоза с 480-сильным двигателем (2300 Нм) и 12-ступенчатой роботизированной КПП MAN TipMatic изготовлено на заводе в Австрии. Самосвальный кузов произведен на «Бецеме».

Платформу с задней разгрузкой БЦМ-59 «Формат – Скала» сварили и окрасили в России, в г. Красногорске Московской области. Толщина стенок и пола составляет от 5 до 12 мм, а вес достигает 7 т. Главная фишка кузова – W-образное днище с «контрпрогибом». Конструкторы приварили к днищу три изогнутых листа стали, в полости под которыми для обогрева направили отработавшие газы. На изготовление идет российская сталь из Магнитогорска и Новолипецка. Но козырек над кабиной делают из импортной стали Hardox 450 или аналога толщиной 5 мм. На данном скаловозе стоит кабина М средней длины, с изоляцией Nordic. Есть спальная полка с наплывом в средней части и вещевыми отсеками снизу.
Колесная база самосвала: 1795+2980+1400 мм. Допустимая нагрузка на оси: 26 т на передние, 26 т на задние (технически – 32 т). Технически допустимая полная масса самосвала доходит до 50 т. Объем кузова здесь 20 м3, и это не предел: «Бецема» ставит на шасси MAN и платформы вместимостью 25 и 28 «кубов». В общем, TGS 41.480 (8х8) BB-WW – очень достойная конструкция, хотя и не горячая новинка сезона. Идет она, кстати, на камерной резине и выдерживает морозы до –50 ºС. В офисе «МАН Трак энд Бас Рус» не скрывают намерения поставить этого трудягу в сцепку с прицепом и направить в Якутию. Что же до кузовов, то по самосвальным надстройкам MAN в России сотрудничает также с компаниями KH-Kipper, Meiller-Kipper, Wielton.

 

Четыре оси и разный привод

Scania показала самосвал G480 CB8x4EHZ с 23-кубовым кузовом KH-Kipper с задней разгрузкой. Шасси изготовлено в Нидерландах, а «женитьба» с надстройкой прошла в России. Усиленное исполнение кузова означает стенки толщиной 8 мм и 15-мм пол. Угол подъема платформы достигает 50 º, минимальная высота выгрузки равна 1071 мм. «Рост» поднятого кузова по козырьку составляет 8791 мм.
Такие самосвалы грузоподъемностью до 30 т для перевозки скальных пород в России продают с 2011 г. С тех пор они эволюционируют. Сегодня клиентам отгружают «скальники» с КПП Opticruise, ретардой и на большой карьерной резине на выбор заказчика. Цена самосвала доходит до 12 млн руб.

Одна из самых ярких машин выставки Mining World Russia 2017 – самосвал Tatra Phoenix T158-8P5R46.261 (8x8.1R), он предстал с кузовом объемом 24 м3, обогреваемым выхлопными газами. Габаритные размеры самосвала: длина 9150 мм, ширина 2550 мм, высота 3470 мм. Силовую линию составляет двигатель PACCAR (462 л.с.; 2300 Нм) и механическая трансмиссия ZF с 16 передачами вперед и двумя назад. Снаряженная масса составляет 18,9 т, а грузоподъемность – 31,1 т. У «чеха» кабина от DAF CF, обогреваемый кузов выполнен из дорогой стали Hardox, да и сама машина не дешевая: 170 тыс. евро! Тем не менее, два таких самосвала недавно приобрело ООО «Добрятинское карьероуправление».

Спецификация сделана под заказчика: установлен кузов объемом 24 м3 против стандартных 18- и 20-кубовых. Самосвалы работают с переменной загрузкой. В одну смену возят камень для дробилок, в другую перемещают глину, глухую породу и готовую продукцию на железную дорогу. И проходимость у чешского «карьерника» просто чумовая: при полной загрузке он способен брать подъемы крутизной 100%! Сама Tatra сейчас испытывает приток заказов. В 2016-м выпускали по 10 автомобилей в смену, теперь производят по 12 ед. Какое ни есть, а возрождение!

 

Шахтная техника

Единственный подземный самосвал для горнорудных предприятий и проходки тоннелей – MK-A35 с водяным охлаждением от фирмы GHH Fahrzeuge. Сборка ведется на западе Германии, в г. Гельзенкирхен (земля Северный Рейн-Вестфалия), в 50 км от Дюссельдорфа. Изготавливают такую технику строго на заказ, с готовностью от шести месяцев. Розничная стоимость в России составляет 700 тыс евро.

Шахтник имеет длину 10574 мм, ширину по кузову 3200–3500 мм, высоту по кабине 2700–2897 мм. Объем кузова с «шапкой» варьируется от 17 до 23 м3. В моторном отсеке стоит 408-сильный дизельный двигатель Deutz. Крутящий момент передает 4-скоростная коробка передач Dana. В конструкции использованы мосты Kessler и гидротрансформатор Dana. При снаряженной массе 31,6 т он везет больше своего веса: 35 т! Максимальная скорость составляет 31,5 км/ч.

 

Смесе-зарядные машины

Стенд «Азоттеха» украсила универсальная смесительно-зарядная машина УСЗМ.TRD-X/X с бункером эмульсии двойного назначения. Стартовая цена на базе КАМАЗ-6522-RG (6х6) установлена в 25 млн. руб., из которых шасси стоит примерно 4,7 млн. руб. Срок изготовления на заказ – полгода.

Роль носителя могут выполнять также иномарки: MAN, Mercedes-Benz, IVECO, Scania, Volvo, Hyundai, Ford. Снаряженная масса достигает 18 т, полная – 33,5 т, грузоподъемность – 14 т. Машина снабжена емкостями под эмульсионную матрицу (9,8 т), аммиачную селитру (4,2 т), дизтопливо (270 кг), воду (600 кг). Разгрузка осуществляется через шланг, производительность варьируется от 100 до 250 кг в минуту. Шланговый барабан может быть как в переднем торце, так и в задней части надстройки. В кабине расположены два пульта управления и локально – от барабана со шлангом. Есть автомат извлечения шланга при подъеме из заряженной скважины.
Габариты шасси: 7610х2500х3140 мм, колесная база 3600+1440 мм. Высота рамы составляет 1245 мм, монтажная длина доходит до 4870 мм. В комплектацию включена КПП ZF 16S1820 и собственная раздатка РК6522. Шины радиальные, камерные, повышенной проходимости: Кама-402 размером 12.00R20.
Из всех используемых шасси КАМАЗ, IVECO, Volvo, Scania для показа своей продукции НИПИГОРМАШ из Екатеринбурга выбрала отечественный вариант.
Объектом демонстрации стала смесительно-зарядная машина МЗВ-16 на базе КАМАЗ-6522 (6х4). Она создана для транспортировки и приготовления компонентов эмульсионных взрывчатых веществ и заряжания ВВ в обводненные скважины методом «под столб воды» и в сухие «от устья».
Грузоподъемность по ВВ составляет 16 т, максимальная производительность достигает 300 кг/мин. Рекомендуемый диаметр заряжаемых скважин – не менее 110 мм. Тип используемых ВВ: НПГМ-100, порзмит, эмулит.

В конструкции МЗВ-16 есть подогрев технологического оборудования, размещенного в теплоизоляционном бункере. На заказ можно добавить верхний или нижний поворотный шнек, КМУ и другие опции.