Внедорожная спецтехника "Не для автобанов…"


 

 Валентин ОЖГО

Фото автора и производителей

 

Сегмент гусеничных ходовых баз для спецнадстроек отметился тремя яркими премьерами. С программой импортозамещения они никак не связаны, поскольку аналогичную технику зарубежные производители практически не производят.

 

Сами с усами

В чем российское машиностроение сильно, так это в разработках гусеничных транспортеров. Их, почему-тот в отличие от дорог, мы умеем строить качественно, а по сему и замещать нам нечего – сами с усами. Многие хозяйственники сейчас действительно предпочитают брать бюджетные гусеничные транспортеры для нужных в работе надстроек в ущерб люксовым стандартам.

Стреловой кран КС59713-14Т Галичского завода на шасси гусеничного типа: для ходовой взяли проверенное временем и не очень дорогое базовое шасси ТЛ-5АЛМ «Алтайлесмаша», на котором успешно эксплуатируются трелевочные, буровые, крановые, лесопожарные установки.

Еще одна премьера – «Техинком» – что-то позаимствовал от конверсионного многоцелевого транспортера МТЛБ, но при этом создал совершенно новый для рынка тягач. Изменение претерпела сама лодка, днище корпуса которой по всей длине, а не частично, сварено с более прочного стального листа в 8 мм. Днища машин предыдущих версий при наезде на камень или даже пенек получали серьезную вмятину и даже ломали торсион, а новичок в такой же ситуации отделается царапиной той же торсионной шахты.

Впрочем, сравнивать новинку с стоявшими в прошлом на вооружении бронированными машинами смысла нет, поскольку время конверсионной техники уходит в прошлое: за два-три десятилетия консервации металл многофункциональных транспортеров легкого бронирования устал, потеряв свою прочность. И сколько не наваривай новые листы на поржавевшее днище корпуса, а прежних характеристик прочности не достичь. Поэтому наши хозяйственники в последние годы отказались от приобретения списанных военных машин, настоятельно требуя совершенно новые образцы спецтехники на гусеничном движителе, в т.ч. и плавающие.

И если спрос на вторичном рынке транспортеров тает, равно как и на дорогие вездеходы наподобие модели ТМ140, то на бюджетную гусеничную технику «с нуля» он растет вопреки кризису. Упомянутый ТГС (тягач гусеничный специальный) - из когорты перспективных транспортеров, к тому же плавающих, что дает ему карт-бланш: такое исполнение шасси самое востребованное для монтажа буровых установок. Имея 310-сильный V-образный мотор (ЯМЗ-238) с 6-ступенчатой КПП и планетарно-фрикционными механизмами поворота, этот 12,5-тонный транспортер может служить для установки надстройки или перевозки груза весом 4,5 т.

И хотя частично за основу взята ходовая от советской версии транспортера, разработчики изготавливали машину по уже собственной конструкторской документации, из нового материала, с использованием новых агрегатов и узлов. На СТТ-2017 была представлена транспортная версия (грузовая платформа 3159х1840х2100 мм), но портфель заказов на шасси производитель планирует формировать на две трети выпускаемого объема все-таки за счет классического спроса – под буровые установки. Остальное производственная площадка в Екатеринбурге надеется перекрыть заказами на передвижные насосные и электрические станции, вахтовки, топливозаправщики. Под полноповоротный кран такое шасси разработчик даже не расчитывает из-за низкой полезной нагрузки (4500 кг), но под КМУ гусеничная ходовая база подойдет в самый раз.

 

Для мест, куда Макар телят не гонял

Галичский автокрановый завод расширил свою номенклатурную линейку за счет кранов на гусеничном движителе. Машина создавалась в расчете на нефтяников, газовиков, специалистов лесного хозяйства. Краностроители переделали нижнюю раму и создали новый опорный контур.

У гусеничного крана-транспортера полное 360-градусное вращение надстройки на опорно-поворотном круге без дополнительных противовесов: помимо хорошей фиксации машины аутригерами в операционном режиме, устойчивости способствует высокая масса шасси (в минимальной комплектации 28,1 т). При необходимости гусеничный кран может еще буксировать прицеп – мощности его 240-сильного двигателя (ЯМЗ-238-М2) для этого хватит.

В стандартном исполнении ходовая имеет обычную узкую гусеницу, но в болотоходной версии возможна натяжка гусеничной ленты с траками шириной 800 мм. Тогда удельное давление на грунт снижается - с 800-милимитровым траком оно составляет 0,48 кг/см2, что уже приемлемо для предприятий нефтегазового комплекса. С гусеницей в 600 мм давление на грунт находится на уровне 0,60-0,61 кг/см2, что допустимо в лесохозяйственном комплексе и, главное, вписывается в ширину трала во время перевозки по дорогам общего пользования.

Представленный на выставке СТТ-2017 гусеничный 25-тонник имеет второй порядковый номер, а первая машины этой модели, построенная в апреле, ушла к заказчику ОАО «Кучуксульфат» и сейчас работает в агрессивной среде высохшего степного соленого озера Кучукское (Алтайский край). Пневмошинная ходовая база на строительстве железнодорожной ветки там долго не выдержала бы, поэтому предприятию пришлось заказать разработку крана с гусеничным движителем.

Что касается операционных возможностей, то здесь стоит 3-секционная стрела овоидного сечения. Из транспортного положения стрела вытягивается в длину на 23,7 м. Рабочую зону вылета можно увеличить за счет 9-метрового решетчатого гуська грузоподъемностью 2,6 т с изменяемым углом наклона. За безопасность отвечает контроллер ОГМ-240 «Резонанс».

Этот кран был продан и сразу после выставки отправился на Чукотку. Краностроители заложили и третью по счету машину, дополнив ее функционал фронтальным бульдозерным отвалом. Это еще больше добавляет привлекательности, особенно для эксплуатации техники на удаленных объектах.

 

«Омсктрансмаш» спешит на помощь

«Омсктрансмаш» корпорации «Уралвагонзавод» на выставке «Комплексная безопасность- 2017» в Ногинском спасательном центре МЧС России представил первый пилотный образец современного поисково-спасательного плавающего транспортера ПТС–ПС. Создав новую машину для спасения людей, сибиряки на добрый десяток лет опередили время. Это не перелицовка техники военного исполнения для гражданского сектора, а новый проект, от начала и до конца ориентированный на мирные задачи. Тем самым разработчики «Омсктрансмаша» сказали не только веское слово в сегменте машин для спасения людей, но и выступили в нем законодателями мировой моды.

Конструкторы позиционируют ПТС–ПС как универсальную машину для переправы через водные преграды пассажиров, тягачей, автомобилей и различные грузы. Бросается в глаза совершенно новый дизайнерский стиль машины с чертами космического авангарда. Конструкция амфибии позволяет быстро трансформироваться для выполнения поисково-спасательных работ в зонах стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Технические характеристики машины позволяют ей двигаться по бездорожью при средней скорости 55 км/ч, запас хода 480 км, по воде - не менее 9 часов при средней скорости 14 км/ч. Транспортировка грузов по воде возможна при скорости течения до 3 м/с и ветровом волнении (при установленном морском оборудовании) до 3 баллов.

В стандартном исполнении закабинный модуль имеет автономный энергоагрегат, который питает системы отопления, кондиционирования, имеется также автономная печка, кухонный блок для приготовления пищи, санитарный отсек, спальные места. Уже разработан и готов к серийному производству надстроечный кузов для приема, размещения и эвакуации из зоны бедствия сразу 100 человек. При необходимости на шасси можно установить медицинский блок, поставить в кузов КМУ или же смонтировать на раме кунг командного пункта.

За разработку современного поисково-спасательного плавающего транспортера ПТС–ПС Омский завод транспортного машиностроения удостоился первого места в номинации спецтехники для спасения людей.