Выставка "МАКС-2017: аэродромная спецтехника"


 

   

Валентин Ожго

Фото автора

 

Сегмент наземной спецтехники аэродромного обслуживания на международном авиасалоне МАКС-2017 большой палитрой машин не блистал, но интересные премьеры были…

 

Дорогой в премиум-сегмент

Ранее Мценскому заводу коммунального машиностроения («Коммаш») разрабатывать и серийно выпускать технику аэродромного обслуживания не приходилось. Добрых три четверти от необходимого объема машин самого разного аэродромного исполнения Россия ввозила из-за рубежа. Подскочившие цены на такую спецтехнику импорт существенно сократили, а отечественные потребители начали подыскивать более доступные варианты аэродромных машин.

«Коммаш» выход нашел, предложив собранные из ввозимых машинокомплектов те самые импортные надстройки машин, но уже на отечественном шасси. Получилось дешевле, но также надежно и с большим моторесурсом. К открытию авиасалона завод привез опытный образец подметально-продувочной машины SVC 3420 Air на колесной базе КАМАЗ 53605. Она предназначена для сбора в бункер или же сдува за пределы взлетно-посадочной полосы/рулежной дорожки любого мусора. По лицензионным условиям сразу прописали локализацию – немецкая сторона-производитель надстройки предложила не только консультативную помощь, но и сохранила свои гарантийные обязательства перед потребителем.

К настоящему времени уровень локализации немецкой установки SVC 3420 Air составляет 70%, что для опытного образца – шикарно. По словам начальника бюро испытания и сертификации продукции Мценского завода Сергея Горячева, сердца надстройки в виде сдвоенного вентилятора производительностью 300 м3/мин каждый (на выходе суммарно дает в минуту 600 м3) локализация не коснулась – остался в оригинальном исполнении. А вот силовой агрегат для его привода поставили отечественный – ЯМЗ 6510 мощностью 412 л.с.

 

 

 

 На машине установлен магнитный ловитель фронтального типа, который позволяет собирать не только мельчайшие металлические частицы, но и более крупные предметы. Магнит постоянного действия, его отключение невозможно, разве что демонтировав. Очистить налипший металлический мусор возможно отщелкнув по всему контуру ловителя замки откидной пластины.

Для эксперимента я взял самые крупные в инструментальном ящике рожковые ключи и поднес к ловителю. Даже не доведя гаечный двухсторонний ключ «на двадцать четыре» до магнита, почувствовал, как уже в пяти сантиметрах от пластины ключ вырвало из пальцев и он намертво прилип к магниту. Оторвать его не получилось, снял, только стягивая к краю конструкции самого ловителя. Аналогично закончился эксперимент с разводными и торцевыми ключами больших размеров – магнит держал их намертво, но легко отпускал, когда отстегивались замки пластины поверхностного кожуха – ключи свалились сами.

Подметально-уборочное оборудование на машине представлено тремя щетками – центральной цилиндрической диаметром 330 мм и двумя лотковыми диаметром 1000 мм. Они работают от гидравлического привода. Немецкая гидравлическая начинка здесь минимальная – приводит в действие только щетки, а все остальное – пневматика. Автономный двигатель ЯМЗ 6510 агрегатирован с мощным компрессором, силового наполнения которого хватает на работу водяных насосов, механизмов подъема подборщика, магнитного ловителя, лотковых щеток. Все щетки и лоток подборщика снабжены системой орошения, а сама надстройка получила бак из нержавеющей стали для воды объемом 1,6 м3 и бункер для смета емкостью 7,5 м3, что позволяет собрать почти 10 т мусора.

Работу вентиляторов обеспечивает не привычный карданный привод, а центробежные муфты ременной передачи. К такому исполнению у наших механиков отношение настороженное, поскольку ремни со временем растягиваются, а на морозе теряют свою прочность и могут пробуксовывать. Поэтому заводским разработчикам придется готовить документацию еще и на изготовление карданной модификации надстройки.

Представленная практически рядом воздуходувка Turbo blast 500 так же имела ременной привод вентилятора. Хотя эта машина не из премиального сегмента спецтехники, но на рынке довольно долгое время и за последние три года нареканий именно на работу механизма ременной передачи от эксплуатирующих предприятий не поступало. При температуре до 40 градусов мороза такой привод ведет себя достойно, хотя поначалу при попадании кристаллов снега или инея, конечно, будет пробуксовывать, но уже через несколько минут входит в нормальный режим передачи вращательной энергии на вентиляторный агрегат.

Вспомогательный двигатель надстройки Turbo blast 500 на немецком двухосном шасси Mercedes-Benz тоже получила – Cummins QSG12 513 (Tier 4) мощностью 512 л.с. и предпусковым подгоревателем сильнее российской версии. К настоящему времени модель blast 500 самая мощная вентиляторная машина. Изначально в нее заложили самые высокие характеристики для формирования такого потока воздуха, который позволит сдувать мусор всех типов любой фракции, начиная от снега, в т.ч. слежавшегося, кусковых наледей и т.п. Как видим, бояться ременного типа привода не стоит, хотя карданный вал где-нибудь в Заполярье будет, конечно же, более актуален.

 

 

«Бурлаки» аэродромных рулежек

Аэродромные тягачи ассоциируются с бурлаками, тянущими на канатах суда. Только суда не речные, а воздушные, и не по водной глади, а по рулежным дорожкам. Это были как специально созданные машины, так и обычные автомобили КрАЗ, ЗиЛ.

Особой новизной парк аэродромных тягачей, обслуживающих салон, не отличался. Иногда попадались раритеты, знакомые по авиасалонам десятилетней давности. Встретился еще пахнущий заводской смазкой новенький аэродромный тягач ТМХ-350 с маркировкой французского производителя TLD. Водильный тягач для буксировки воздушных судов (ВС) с максимальной взлетной массой до 300 т в ходе выставки буксировал с помощью немецкого водила J-TOWversa1 исполинский Airbus А350 к ВПП, а после показательных полетов – возвращал на стоянку.

Буксировочное устройство с маркировкой JMS AG имеет универсальные замки зацепа для подсоединения к передней стойке самолетов A330, A340-200 / -300, A350-900, B767, B777, B787, IL-96, L-1011, DC-10, MD11 и др.

Практически все наземные перемещения ВС производились по технологии водильной буксировки. Безводильные тягачи на рулежках не встречались. А вот в выставочной экспозиции такая техника присутствовала. На общем фоне выделялся безводильный тягач «Геркулес» НПП «Авиаспецмаш». Это была премьера полностью электротяговой машины.

В первую очередь «Геркулес» предназначен для маневрирования ВС в закрытых ангарах, сервисных зонах и на авиастроительных предприятиях, буксировки самолетов с максимальным взлетным весом до 100 т на аэродромах, в т.ч. в условиях низкого качества покрытия и при любых погодных условиях на всей территории РФ.

Комплекс включает в себя легкосъемное рабочее место оператора-водителя. Это может быть открытая или отапливаемая кабина. Средняя скорость движения не превышает 20 км/ч, при дистанционном управлении маневрирование производится со скоростью до 5 км/ч.

Директор по стратегическому развитию НПП «Авиаспецмаш» Михаил Колышев сообщил, что образец уже сертифицирован. Тягач работает с ВС по безводильному принципу, аналогов в российском машиностроении нет. Впрочем, зарубежные прототипы тоже не прижились у нас: легкие и среднеразмерные электрические тягачи зарубежного производства не выдержали российских климатических условий эксплуатации. Разработчики учли ошибки европейских производителей и создали электротяговый тягач, способный работать во всех климатических зонах. Зарядки батарей для питания четырех независимых электромоторов (на каждое колесо) и вспомогательного оборудования хватает на день работы, средний пробег составляет 180 км, чего аэродромные тягачи даже при интенсивной работе не всегда достигают. Для зарядки батарей достаточно 2 часов.

Ходовая «Геркулеса» уникальна еще тем, что при маневрировании все ведущие колеса могут работать по принципу погрузчиков с бортовым поворотом, что позволяет колесам по разным сторонам вращаться в противоположном направлении, притормаживать, обеспечивая поворот на месте. Суммарная мощность всех четырех двигателей достигает 200 кВт, что в 4 раза больше от экспериментального электротягового грузовика ЗиЛ, имевшего в моторной нише один такой двигатель.