Краны "«А» упало, «Б» пропало…"


 

Валентин ОЖГО

Фото автора и производителей

 

Российское краностроение ни раньше не нуждалось, ни сейчас не нуждается в полном импортозамещении. Исключение составляла тяжелая размерная группа автокранов, но 2017 год ввел отечественных производителей крановых надстроек в мировой клуб «тяжеловесов»: 100-тонный рубеж грузоподъемности преодолел Галичский автокрановый завод.

 

Новая модель КС-85713-2 на спецшасси МЗКТ-740001 с колесной формулой 10х4 и операционной высотой 68 м приятно удивила хозяйственников - даже на фоне зарубежных аналогов этот исполинский кран смотрится достойно.

Впрочем, возле крановых машин «Галичанин» грузоподъемностью 50 и 70 т строители тоже «нарезали круги», восхищенно причмокивали и даже пытались торговаться. В текущем сезоне у предприятия был маленький юбилей: к потребителю ушел 400-й по счету автокран КС-65713, ставшей в последнее время популярной 50-тонной серии, у которой в 2017-м тоже юбилей – 10 лет со дня выпуска первой машины грузоподъемностью 50 т и длиной стрелы 34,1 м.

Хотя в 100-тонном диапазоне галичане не являются первооткрывателями сегмента, первыми «стотонник» изготовили ивановцы (КС-8973 на 5-осном спецшасси БАЗ), их машина имеет больший спрос, нежели ивановская. Если того «Ивановца» долго не могли продать, то представитель семейства исполинов КС-85713 «Галичанин» сразу «пошел в народ». В мае 2017-го 100-тонный кран этой серии на адаптированном под надстройку автомобильном 5-осном шасси Volvo FM380 (10х4) ушел к потребителю в Воронеж и задействован на строительстве домов многоэтажной застройки.

 

Что касается упомянутого выше «Ивановца», исчезнувшего с рынка практически на два года, то некогда лидировавший в машиностроительном секторе «Автокран» решением Арбитражного суда Ивановской области полгода назад признан несостоятельным. Правда, бренду «Ивановец» небытие не грозит: выпуском ивановских автокранов занялась зарегистрированная в средине мая этого года компания «Ивановский машиностроительный завод Автокран» (ООО «ИМЗ Автокран»), куда с обанкротившегося завода уже через неделю после регистрации нового предприятия перешли работать первые девять сотен рабочих, инженеров, технологов. Уже до конца мая ивановцы в режиме пятидневной рабочей недели изготовили 28, а в июне – 30 автокранов. А всего до конца года с выкупленного конвейера ООО «ИМЗ Автокран» планирует выпустить 460 ед. техники под легендарным брендом.

Амбициозные планы у предприятия и на ближайшую перспективу: в 2018 и 2019 гг. будет произведено 900 и 1300 автокранов соответственно. Пожелаем трудовому коллективу и обновленному составу управленцев завода успеха в нелегком деле, поскольку за 2015 и 2016 гг. ивановской долей российской емкости автокранового рынка прочно завладели другие производители и быстро вернуть потерянное вряд ли получится.  

 

Не надо печалиться…

Строительный рынок России постепенно возрождается, что вернуло динамику спроса на автокраны на прежние позиции. По итогам прошлого года российский производитель (Диаграмма 1) не только восстановил статистику 2014-го, когда потерял в сбыте относительно предыдущего календарного периода 2 103 ед. автокранов, но и улучшил результат. Если в докризисном 2013 г. все заводы, по данным Росстата, произвели 5 337 ед. такой техники, в 2014 г. – 3 274 ед., в 2015 г. – 2 066 ед., то уже в 2016 г. изготовлено 3 702 автокрана, что на 428 машин больше от взятого для сравнения 2014-го и на 1 636 автокранов лучше провального результата в 2015 г.

В 2017 г. основную долю рыночной продукции изготовил «Кудесник» на своих Галичском и Клинцовском заводах, записав себе в полугодовой зачет 639 ед. кранов на автомобильном шасси (67% от общего объема). Еще 315 машин (33%) изготовили оставшиеся на плаву предприятия и возрождающийся «ИМЗ Автокран». Если смотреть по итогам прошлого года, то доля «Кудесника» в емкости российского рынка была 62%, что говорит о стабильной динамике его роста.

 

И хотя с такими темпами восстановления рынка отечественного краностроения в литавры бить рано, повода для паники тоже нет: на фоне результативности десятка предыдущих лет нынешнее санкционное лихолетие стало не таким страшным. Редакция запросила цифры статистической отчетности с 2005 г. по настоящее время и сравнила (Диаграмма 2) годовую результативность автокранового производства РФ. При сопоставлении упомянутых календарных периодов, когда суммарно с 2005-го по 2016 год включительно было изготовлено 50 328 автокранов, пазл сложился весьма интересный… Конечно, нам еще далеко до итогов 1990 г., когда по данным того же Росстата в СССР было изготовлено чуть более 14 тыс. кранов на автомобильном ходу (терминология того времени).

В нынешнем сезоне КАЗ вывел на рынок облегченную версию кранов КС-65719-ХК-1 40-тонного грузоподъемного диапазона. Надстройка получила 31-метровую овоидную стрелу, 9-метровый высоконагруженный гусек с изменяемыми углами наклона 0, 20, 40 град. и систему съемных противовесов весом 1,8 и 2,5т. Спецавтомобиль «вписался» в дорожные стандарты по габаритам и по нагрузкам на оси, для прочной операционной фиксации получил увеличенный опорный контур, а для комфорта оператора – новенькую кабину улучшенной эргономики с новым блоком управления, удобной системой управления надстройкой.

В дополнение к прошлогоднему инновационному крану-подъемнику ПКС-55713-5К-4В на шасси КАМАЗ-43118 пришла разработанная модель на колесной базе КАМАЗ-65115, а уже в текущем сезоне эта линейка расширяется за счет подъемника-крана на универсальном типе шасси КАМАЗ-65111 с длинной стрелы 32,5 м, высотой подъема 35 м и грузоподъемностью грузопассажирской корзины 250 кг.

Галичский завод летом получил успешные результаты ходовых испытаний по управляемости, устойчивости и весовым характеристикам автокранов грузоподъемностью 25 т КС-55713-3В с длиной стрелы 28 м и КС-55713-3Л с длиной стрелы 23,7 м на шасси УРАЛ-4320 Next. Хозяйственников в первую очередь порадует то, что спецмашины могут передвигаться по автодорогам общего пользования без оформления специальных разрешений.

Не сидели без дела и конструкторы Челябинского механического завода, который в этом году дважды именинник: предприятию исполнилось 75 лет со дня основания и 20 лет с начала выпуска автокранов. По итогам 2016 г. рыночная доля ЧМЗ в самом массовом сегменте автокранов грузоподъемностью 25 т составила более 28%.

В недавно предприятие вывело на рынок новое поколение автомобильных кранов «Челябинец» грузоподъемностью от 25 до 50 т, получивших к имеющемуся индексу приставку «Серия плюс». Новинки отличаются легкостью, компактностью и функциональностью. К примеру, у недавно запущенного в серию автокрана грузоподъемностью 40 т КС-65711 «Челябинец» «Серия Плюс» на внедорожном шасси КАМАЗ-65222 с колесной формулой 6х6 и со стрелой 34 м в операционном режиме повысилась безопасность за счет опорного контура 5,4 х 6,1 м.

 

 

 

Без гаданий…

Некоторые эксперты, к прогнозам которых можно относиться с долей иронией, поскольку те не могут договориться о единых результатах уже имеющейся официальной статистики Росстата и выдают на-гора разнящиеся между собой «собственные подсчеты», утверждают, что итоги нынешнего года в группе автокранов ожидаются на уровне прошлогодних и даже чуть выше. Увы, это вряд ли получится, поскольку полугодовой итог этого сегмента спецтехники никакого повода радоваться не давал: суммарно за 6 месяцев всеми заводами выпущено 954 автокрана. Это всего лишь 65% к результатам первого полугодия 2016-го, когда по официальным данным Росстата, статистику которого использует наша редакция, было выпущено 1 475 автокранов.

Здесь даже студентам любого технического университета ясно, что для выхода на уровень прошлого года и резкого увеличения выпуска автокранов, понадобится, как минимум, трехсменный цикл технологического процесса и пятидневный режим работы заводов. Такое было 10 лет назад, когда предприятия машиностроения перед финансовым кризисом оказались на подъеме. Правда, тогда уровень использования среднегодовой производственной мощности автокрановых заводов РФ составлял рекордные для того времени 80%, а сейчас этот показатель едва дотягивает до 36%. Потому-то желаемого взлета в 2017-м не предвидится – слишком затяжным получился разгон в первом полугодии…