Подвижной состав "Шторники: импортные и наши"


 

 

 

Из множества типов прицепного состава один из самых распространенных в настоящее время – шторники. Прицепы и седельные полуприцепы со сдвижной боковиной и нередко с подъемной крышей влились в транспортные потоки в России и дальнем зарубежье. При общих характерных чертах у них есть различия. Об этом и поговорим.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

Практичны и доступны

Первые шторные полуприцепы появились на дорогах Европы, а затем и России в 90-е годы ХХ века. В числе их достоинств – сокращение времени погрузочно-разгрузочных работ, повышенный срок службы тента. К недостаткам можно отнести дополнительные затраты на переоборудование тентованного полуприцепа в шторный и сложность ремонта. Кроме того, для безбортовых шторников закрыты международные перевозки из-за невозможности опломбировать груз. Правда, голь на выдумку хитра: производители дооснащают такие полуприцепы тросами, что позволяет ставить таможенные пломбы.

И тем не менее, шторные полуприцепы, прицепы и кузовные надстройки на шасси трехосных грузовиков стали в России популярным и едва ли не самым распространенным видом коммерческого транспорта. Более массовыми являются, может быть, только обычные «мешки». Причина такой популярности кроется в конструктивных особенностях «штор», дающих определенные преимущества при частом использовании.

Такие транспортные средства оснащены сдвигающейся боковиной (шторой), которая открывает внутреннее грузовое пространство для работы погрузчика без ограничений. Распахнутый со всех сторон тент защищен от повреждений, что облегчает погрузочные и разгрузочные операции и дает возможность не быть привередливым к месту парковки на складе или объекте владельца товара. Штора незаменима при перевозке длинномерных неделимых грузов и в случаях, когда время для погрузки и разгрузки особенно критично.

В транспортных компаниях РФ широко используют как шторно-бортовые, так и безбортовые шторные полуприцепы и прицепы. Безбортовые дешевле примерно на 2000 евро, но их доля немногим более 15%. Проще говоря, примерно восемь из десяти аналогичных трейлеров в России – это шторно-бортовые. На рынке есть и «чулки» или «конверты» – обычные тентованные фуры со шторным механизмом с цельным тентом. Их привлекательность в том, что можно осуществлять загрузку и разгрузку через сдвижную крышу. У них стенки сдвигаются вместе с крышей, и преимущества такого решения – умеренный вес (такие изделия выполняют из ткани массой до 650 г/м2). Но дело в том, что переоборудование простого тента в «чулок» обходится в сумму до 2000 долларов США, и не все готовы на такие расходы.

 

Классика жанра

Традиционный шторник представляет собой безбортовую платформу с тыльными воротами или без них, и тент крыши и боковин из ткани плотностью 900 г/м2. Изнутри тент усилен специальной стропой, а снизу расположены натяжители для вытягивания тента по вертикали. По горизонтали морщины устраняют с помощью трещотки. Правильно натянутый тент не подвержен повышенному износу при сильном ветре и даже позволяет удерживать сместившийся груз. Хотя, конечно, рассчитывать на такие способности материала не следует – для фиксации груза есть удерживающие ремни и прочие элементы.

Уязвимая часть шторника – алюминиевая балка с роликами, которые и позволяют перемещать тент по ходу движения или в обратную сторону. Если водитель повредил эту часть конструкции при неудачном маневрировании, в ДТП или при погрузке/разгрузке, ремонту она не поддается. Как правило, в этом случае продольную алюминиевую балку нужно менять. А вот сами ролики можно переставлять, правда, их придется подбирать: универсальных деталей практически не существует. Кстати, ролики, как и натяжители тента, частенько выходят из строя из-за воздействия грязи, влаги, частого использования.

В конструкции отечественных шторников используется много импортных комплектующих. Например, в шасси широко применяют оси BPW и SAF с барабанными тормозными механизмами и усиленной подвеской с допустимой нагрузкой на ось в 9 000 кг. В конструкции используют шкворень и опорное устройство немецкого производства Jost или SAF-Holland; пневматические тормоза BPW, Wabco или Haldex. Нередко производители используют электрооборудование австрийской фирмы Aspoeck или французской Vignal. А вот фурнитура может быть российской (АСК), немецкой (Suer), итальянской (Autocar), французской (Ferrari) или турецкой.

 

Ценовой аспект

Некоторые российские производители предлагают изготовление шторников на заказ. Обычно в таких случаях обязательным условием сделки является внесение предоплаты в размере от 30% до 50% и срок ожидания четыре-шесть недель. И когда речь идет об особенных требованиях, оно того стоит: новый шторник с маркировкой «Сделано в России» можно приобрести с завода-изготовителя за 1,3 млн руб.

Нередко автоперевозчику в индивидуальном порядке требуется дооборудовать шторный полуприцеп, и здесь действует свой прейскурант. Например, при заказе нового полуприцепа у российского производителя за нестандартный цвет тента или рамы нужно будет доплатить минимум по 5 тыс. руб. в каждом случае. Почти вдвое больше (9 тыс. руб.) обходится шкворень размером 3,5 дюйма. Проставки под высокое седло (1250, 1300 или 1350 мм) потребуют 18 тыс. руб. Примерно столько же потребует установка бортового компьютера и вдвое дороже обойдется парктроник.

Оборудование алюминиевыми бортами высотой 600 мм (обычно по четыре с каждой стороны) потребует 75 тыс. руб., а высотой 800 мм – от 100 тыс. руб. Монтаж горизонтальных замков обычно оценивают в 15 тыс. руб. Установка 12 коников и ящика под них потребует расходов в размере не менее 80 тыс. руб. Палетный ящик тянет на сумму примерно в 58 тыс. руб. Механизм подъема оси оценивается в 45 тыс. руб., осевые агрегаты BPW или SAF с дисковыми тормозами – почти в 20 тыс. руб. Около 36 тыс. будет стоить импортная резина Michelin размером 385/65 R22.5 или ее зарубежный аналог. За электронную пневмоподвеску ECAS придется отдать около 52 тыс. руб.

 

 

 

 

Предложения Schmitz

Одни из самых востребованных российскими перевозчиками – щторники Schmitz Cargobull. Например, надстройка на шасси трехосного грузовика и двухосный прицеп обеспечивают транспортировку погрузку 38 европоддонов в делении 20/18, 19/19 или 18/20. При этом выбранный заказчиком базовый автомобиль может быть от любого крупного мирового автопроизводителя. На заказ доступны варианты с креплением собственного погрузчика в корме. Есть лифт крыши с подъемом на 400 мм или сдвижная крыша, и кузов MEGA внутренней высотой 3 000 мм против стандартных для данного класса 2 700 мм грузового проема в свету.

Изделия немецкого «законодателя мод» в прицепостроении имеют сертификаты крепления груза по DIN EN 12642 (Code XL) и VDI 2700 для транспортировки напитков. Это существенно упрощает высокую загрузку обратных рейсов. Существуют облегченные варианты шторников моделей M.CS и Z.CS для перевозки объемных легковесных грузов – трехосные автопоезда с тентованной тыльной частью. А специальное исполнение M.PR и Z.PR с крышей типа «гамбургер» снабжены и таможенной гарантией.

Приобретателю такого бизнес-решения предлагают на выбор тентовый полуприцеп MEGA или UNIVERSAL, бортовой полуприцеп, обычную или полностью сдвигаемую крышу. Российские перевозчики предпочитают усиленный кузов с более мощными стойками, алюминиевой лестницей и алюминиевой передней стенкой со стальной обвязкой на уровне цоколя. В варианте «грузовик + прицеп» предлагается откидной мостик для проезда погрузчика при сквозной погрузке или разгрузке. В качестве опции между тягачом и полуприцепом предусмотрены двустворчатые складывающиеся двери.

Кроме автопоездов Schmitz Cargobull предлагает седельные шторные полуприцепы. И многие из них имеют специальные исполнения под конкретный вид транспортировки. Скажем, модель S.CS COIL предназначена для перевозки рулонной стали всех форматов, а S.CS PAPER – бумаги в рулонах. Кроме них есть многофункциональное исполнение UNIVERSAL, крупнотоннажный MEGA с технологией Varios и высотой грузового отсека 3000 мм, MEGA X-LIGHT с дополнительной полезной нагрузкой в 1 240 кг, и S.CS с сертификатом для перевозки напитков и бочек. Существуют также трехосная версия FIXED ROOF для ирландского и британского рынков, двухосная модель ECOCARGO для работы в составе автопоезда полной массой до 38 т, но это уже другая история.