Рынок "Высокие стандарты ЕКМТ"


 

 

 Хартия качества международных автомобильных грузовых перевозок в системе многосторонней квоты ЕКМТ была принята в мае 2015 г. на саммите Международного транспортного форума. Она охватывает социальные, правовые, технические, экологические и практические аспекты, устанавливает самые высокие стандарты к осуществлению международных автомобильных перевозок в Европе. Документ вступил в силу с 2016 г., при этом был определен переходный период до 1 января 2018 г., когда применение всех его положений становится обязательным для стран-членов.

 

Хартия качества предусматривает единые требования по финансовой устойчивости, соблюдению режимов вождения и отдыха, профессиональной подготовке водителей и менеджеров, системе контроля, санкциям за допущенные нарушения. В соответствии с документом предприятия, желающие осуществлять международные автомобильные грузовые перевозки с разрешениями по многосторонней квоте ЕКМТ, должны соответствовать установленным требованиям допуска на рынок, иметь хорошую деловую репутацию и надлежащее финансовое положение, обладать профессиональной компетентностью.

Условиями допуска на рынок международных перевозок являются:

– регистрация на постоянной основе в стране-члене ЕКМТ;

– наличие в собственности, лизинге или аренде транспортных средств, которые допущены к эксплуатации в соответствии с национальным законодательством;

– эффективная эксплуатация подвижного состава;

– хранение надлежащим образом основной деловой документации по бухгалтерскому учету, персоналу, периодам вождения и отдыха водителей.

Хорошей деловой репутацией должно обладать не только непосредственно предприятие, но и управляющее им лицо, которое обязано проживать в стране регистрации субъекта хозяйствования. Условие считается выполненным, если компания и управляющий ею не были объявлены непригодными для занятия этим видом деятельности, не имеют судимости за уголовные преступления, а также нарушений, связанных с допуском на рынок международных автомобильных перевозок, эксплуатацией транспортных средств, режимом труда и отдыха водителей, соблюдением весогабаритных параметров.

Под профессиональной компетентностью понимается обладание достаточными знаниями для надлежащего и эффективного осуществления деятельности оператора международных грузовых перевозок с использованием многосторонних разрешений ЕКМТ. Эти требования относятся к ответственным за эффективное и постоянное управление транспортными процессами доставки лицам, и касаются следующих областей знаний: торговое и финансовое администрирование бизнеса; технические стандарты и операции; безопасность дорожного движения; доступ на рынки; торговое и частное право; налоговое, социальное и трудовое законодательство. Для подтверждения профессиональной компетентности необходима сдача обязательного письменного экзамена, который может быть дополнен устным собеседованием. При этом может быть определено предварительное прохождение подготовительного обучения в аккредитованной по программам обучения, уровню квалификации преподавателей и учебным материалам организации. По итогам сдачи экзамена выдается сертификат профессиональной компетентности.

Финансовая состоятельность подразумевает наличие материальных ресурсов для управления предприятием и выполнения обязательств в течение отчетного года. Предприятие должно продемонстрировать, что оно располагает капиталом и резервами на сумму, эквивалентную не менее 9000 евро на одно транспортное средство и более 5000 евро на каждое дополнительное. При оценке финансового положения учитываются также оборотный капитал или доступные средства, в том числе банковские депозиты, возможности овердрафта и получение ссуды. Могут рассматриваться такие формы обеспечения как банковская гарантия, страхование профессиональной ответственности.

Хартией определены требования к подготовке водителей транспортных средств. Предусматривается обязательная начальная подготовка и обязательная переподготовка, удостоверяемые выдачей сертификата профессиональной компетентности (СПК). С этой целью в стране регистрации предприятия должна быть организована:

– система первичного обучения по двум возможным вариантам – курс и экзамен или только экзамен с выдачей СПК. Содержание теоретических и практических курсов, экзаменов должно охватывать повышенный уровень обучения рациональному вождению, безопасность дорожного движения, логистику и др. Первичная подготовка не относится к водителям, получившим национальные права до 1 января 2016 г.;

– система периодической (каждые пять лет) переподготовки с обязательным посещением курсов (35 часов).

В подтверждение того, что владелец водительского удостоверения имеет СПК, компетентные органы должны наносить на них соответствующий отличительный знак или же выдавать специальную карточку квалификации водителя.

Механизм контроля работы транспортных компаний предусматривает сотрудничество компетентных органов стран-членов Международного транспортного форума. Так, если держатель многостороннего разрешения ЕКМТ совершил нарушение на территории другого государства, то компетентные органы должны уведомить об этом соответствующие службы страны регистрации перевозчика, чтобы они могли принять меры к нарушителю вплоть до отзыва разрешения.

К очень серьезным нарушениям относятся:

– установка и использование записывающего оборудования неутвержденного типа;

– неправильное функционирование записывающего оборудования (например, не откалибровано, не опечатано надлежащим образом);

– предприятие не сохраняет регистрационные листы, распечатки и выгружаемые данные;

– наличие у водителя больше одной действительной карты;

– использование чужой, бракованной или просроченной карты водителя;

– отсутствие записываемых и сохраняемых данных за период, как минимум, в течение 365 дней,

– отказ пройти проверку.

Как мошенничество квалифицируются и относятся к категории очень серьезных следующие нарушения: подделка, сокрытие или уничтожение данных, записанных в регистрационных листах, хранящихся в записывающем устройстве или на карте водителя; манипуляции с записывающим оборудованием, регистрационными листами и картой водителя. Власти страны-регистрации вправе отозвать разрешение ЕКМТ на перевозки и распорядиться о временном или постоянном запрещении выдавать его компании-нарушителю.