СПЕЦавтотехника "Соревнуются... лесорубы!"


 

 

В 2017 году Чемпионат «Лесоруб XXI века» прошел в августе в деревне Кононовская Устьянского района Архангельской области. Профессиональным мастерством блеснули 137 мастеров из 12 регионов РФ, собранных в 42 команды. В нынешнем году побороться за победу приехала даже женская команда из Бельгии! Понаблюдать за уникальными соревнованиями приехали 2000 гостей из Бельгии, Германии, Канады, Норвегии, России, США и Финляндии.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

Кто лучший оператор?

Всероссийский Чемпионат «Лесоруб XXI века» очень молод: впервые он прошел в 2015 г. Задуманный как соревнования операторов фронтальных погрузчиков и гидроманипуляторов, а также машинистов харвестеров и форвардеров, он призван поднять престиж профессии, и представительность Чемпионата год из года растет. Призы на Чемпионате России солидные. За победу – автомобили Hyunndai и Lada Granta, за второе место – квадроцикл, за третье – снегоход. В рамках III Чемпионата России состоялся и специальный проект: Первый Всероссийский конкурс «Королева леса». В нем приняли участие 85 регионов РФ, 30 финалисток и 12 суперфиналисток – представительниц предприятий ЛПК и студенток профильных учебных заведений в возрасте 21–30 лет. Главным призом за победу стал автомобиль Toyota RAV4.

 

Борьба по правилам

Самыми зрелищными выглядели конкурсы операторов гидроманипуляторов на автомобильном шасси. На конкурс были представлены: Велмаш VM10L74 на раме КАМАЗ-43118 (6х6), Epsilon M100L97 на базе Scania R500 (6x4), Loglift F96ST на MAN TGS 33.480 (6x6) и Kesla 2009ST на таком же шасси.

Первое задание: за 600 секунд собрать сруб в виде колодца как можно больше из 12 шестиметровых бревен диаметром 160–200 мм. Затем нужно разобрать его, уложив все бревна (в том числе оставшиеся на земле) на закорки сортиментовоза. За каждое неправильно уложенное бревно налагается штраф в 10 баллов. Если за отведенный срок оператор уложил в сруб меньше 12 бревен, никаких баллов не начисляют. Рзновидностей штрафов много, а поощрений негусто: по 1 баллу за каждую сэкономленную секунду времени.

Второе задание для операторов гидроманипуляторов – «Городки». Здесь работа идет с 15-ю оцилиндрованными бревнами длиной 1 м и диаметром 250–300 мм. За 600 секунд нужно собрать три фигуры, за которые участник получает бонусы: «Звезда» (100 баллов), «Колодец» (150 баллов), «Пулеметное гнездо» (200 баллов). Каждое падение элемента фигуры при сборке, падение бревна из захвата, превышение 100 мм между элементами фигур и т.п. наказывается штрафными баллами.

На соревнованиях машинистов харвестеров лесорубы выполняют три упражнения: замена цепи харвестерной головки, валка дерева, раскряжевка ствола дерева на 10 чураков по 0,5 м каждый. Для выявления лучших используются колесные харвестеры John Deere моделей 1270G и H480C, Ponsse Ergo 8W и H7, Komatsu 931 6WD и C144. Задействованы и гусеничные машины: Volvo EC210BF, Logmax 6000B, John Deere E260LC, Waratah H480C, Caterpillar 320D FM, Ponsse H7, Komatsu PC200 и S132.

Машинистов трелевочно-транспортных машин (форвардеров) также оценивают по трем упражнениям. Первое предусматривает погрузку, маневрирование, разгрузку и сортировку материала за 15 минут. Во втором под названием «Пирамида» требуется сложить пирамиду из бревен длиной 400 мм и диаметром 240 мм, и двух цилиндров, имеющих распил со скосом. В третьем упражнении «Мячи для гольфа» требуется собрать восемь сортиментов длиной 5000 мм и диаметром 240 мм через ворота высотой 1000 мм и шириной 600 мм с мячами для гольфа на концах стоек. Отведенное время – 5 минут. Используемая техника: форвардеры John Deere 1510G, Ponsse Buffalo 8W, Komatsu 875 8WD, Rotne F15.

 

 

 

На шасси иномарок

В дни Чемпионата экспонировалось много импортной техники. Немецкий бренд на стенде компании представляли внедорожный самосвал Actros 3341 (6x6) с платформой производства Meiller-Kipper и Unimog U5000 с двойной кабиной и платформой борт+тент.

MAN представил сразу три седельных тягача: TGX 26.540 (6x4) BLS в одиночном варианте и двух сцепках (TGX 33.440 (6x4) BLS-WW с полуприцепом-сортиментовозом Steelbear PT-24L и TGX 33.540 (6x4) BLS с лесовозным полуприцепом «Политранс» модели ТСП-9417-000014). Два полноприводных TGS 33.480 (6x6) вошли в состав техники для проведения соревнований: один с КМУ Kesla 2009ST, второй – с крановой установкой Palfinger Epsilon M100L и надстройкой фирмы «В-Кран». Всеобщим любимцем стал TGS 33.480 (6x6) с манипулятором Kesla 2009ST на внедорожных шинах.

Лесовозные «шведы» в виде шасси Scania R500 (6х4) с манипулятором Palfinger Epsilon M100L97 были предоставлены для соревнований операторов гидроманипуляторов. Точно такой же автомобиль участвовал в тест-драйве на лесном проселке. А на объединенном стенде дилеров Scania – компаний «АрхСкан» и «ВологдаСкан» – находился и тягач Scania G440 CA6x6EHZ. Был представлен также бензовоз, КДМ и самосвал с кузовом Wielton.

Под маркой Volvo была техника из Прибалтики: FH500 Globetrotter с кузовной надстройкой фирмы Metsatek, крановой установкой с грейферным захватом Loglift 96S и прицепом Kaldary TT3128 полной массой 28 т. Второй «скандинав» – сортиментовоз Volvo FMX500 (6х6) с лесовозной платформой Alucar и кран-манипуляторной установкой Loglift 96S.

 

Сделано в России

На Чемпионате 2017 г. были представлены два лесовозных КАМАЗа на шасси модели 43118-3078-46 (6х6). Грузовик с манипулятором Велмаш VM10L74 выставили на соревнования операторов гидроманипуляторов, а второй сортиментовоз АСК-18А украсил стенд Palfinger. КАМАЗ предлагал лесорубам и седельный тягач К3342 (6х4) с трехосным полуприцепом-сортиментовозом вологодского завода «Русский грузовик». КАМАЗ-43118 на односкатных шинах с колесной базой 4400+1320 мм с коротким передним свесом в 1350 мм и высоким дорожным просветом обеспечивает машине хорошую проходимость. Сортиментовоз снаряженной массой 12 820 кг тянет дизельный двигатель КАМАЗ-740.662-300 Евро-4 и коробка передач ZF 9S1310. Полная масса 21 600 кг распределена из расчета 5 800 кг на переднюю ось и 15800 кг на заднюю тележку. Параметры манипулятора подобраны в соответствии с характером решаемых задач: Велмаш VM10L74 создает грузовой момент 100 кНм, обеспечивает максимальный вылет 7,4 м и весит всего 1 820 кг.

Два сортиментовоза МАЗ были представлены с формулой 6х4 и 6х6: первый – у Palfinger, второй – у «Русского грузовика». Одиночный МАЗ-6312В9-1426-012 (6х4) с межосевым расстоянием 4400+1400 мм обладает габаритной длиной 10200 мм, что позволило смонтировать вместительную сортиментовозную площадку. Первые коники удалены от передней стенки на 823 мм, остальные установлены друг от друга на расстоянии 1 320, 2 300, 1 400 мм. Силовая линия представлена двигателем ЯМЗ. Больше половины снаряженной массы (14750 кг) приходится на шасси и 2 110 кг на манипулятор. Грузовой момент у последнего составляет 92 кНм, максимальный вылет стрелы доходит до 9,7 м.

 

«Хвосты» и «хвостики» – концы и кончики…

Свою продукцию в прицепной технике показали АО «ВОМЗ» из Псковской области (торговая марка Steelbear), Meusburger-Новтрак из г. Великий Новгород, челябинское ООО «ПКФ Политранс» и Юфа/JYFA из Санкт-Петербурга, а также ООО «ПК Русский грузовик» из Вологды.

Под торговой маркой Steelbear демонстрировали полуприцеп-сортиментовоз PT-24L на усиленных 12-тонных осях с двускатной ошиновкой. Он предназначен для перевозки лесоматериалов пакетами длиной 4 и 6 м. При габаритах 13700х2550х4000 мм полная масса составляет 55 000 кг, а нагрузка на сцепное устройство – 19 000 кг. В конструкции применяются только импортные детали. Например, из Германии импортируют трехосный агрегат Gigant или BPW, опорные устройства и шкворни Jost, тормозную систему Wabco EBS. Применяется шведская сталь Ovako, французское электрооборудование Vignal, покраска шасси двухкомпонентной полиуретановой финской краской Normadur.

Meusburger-Новтрак выкатил лесовозный прицеп SH-345 габаритными размерами 13600х2550х4000 мм, подготовленный для работы с тягачами с высотой седла 1 300 мм. Производитель заявляет снаряженную массу 7 000 кг, грузоподъемность до 38 000 кг, нагрузку на ССУ в 18 000 кг, на тележку полуприцепа – не более 27 000 кг. Шесть коников допускают нагрузку на каждый до 8 000 кг. На платформе установлены 12 несъемных стоек и передняя стенка в виде стальной сетки. Особенности исполнения: усиленная опорная плита, корзина на две запаски, подвеска BPW для тяжелых дорожных условий, барабанные тормоза, шины 275/70 R22.5.

Фирма «Политранс» привезла трехосный полуприцеп-сортиментовоз на сдвоенных шинах технически допустимой полной массой 48000 кг с максимальной нагрузкой на седло в 17658 кг. Компания «Юфа СНГ» показала трехосный нераздвижной лесовозный прицеп JYKI V31-TO-82 грузоподъемностью 30 000 кг. На платформе стоят стальные разборные коники Alucar XL3 и механические лебедки с ремнями крепления груза. Особенности исполнения: три оси BPW EcoPlus с нагрузкой по 12000 кг на каждую ось, 13 шин размером 295/80 R22.5, 13-листовые усиленные рессоры.

«Русский грузовик» представил трехосные модели: прицеп РГ-834111 с базой 5500 мм и полуприцеп-сортиментовоз МАЗ-998640. При собственной массе 5000 кг прицеп на 12-листовых рессорах обладает полной массой 24000 кг и способен возить лес в сортиментах длиной от 2 до 6 м или две пачки по 4 м. Полуприцеп массой 8 000 кг способен везти сортименты длиной до 13 м и массой до 31 000 кг и рассчитан на работу с тягачами с высотой седла 1 350 мм. Главная особенность обеих моделей – усиленные коники с ребром жесткости из финской стали Rukki. Из представленной лесовозной техники эти модели наиболее доступные по цене: стоимость каждого меньше миллиона рублей.

 

Победители–2017

По итогам Чемпионата России 2017 г. лучшим машинистом харвестера стал Константин Жахов из компании «Пинежье лес». У машинистов форвардеров победу праздновал Николай Чукичев из АО «Группа Илим», Удимский участок. Первым среди операторов КМУ стал Андрей Вячеславов, представитель фирмы «Вологодский лес». На верхнюю ступень пьедестала почета среди операторов фронтальных погрузчиков поднялся Михаил Ширшов из «УЛК-3».

В командном зачете победили хозяева турнира – специалисты «УЛК-1».