Шины "Грузовые шины: новинки-2017"


 

 

Вслед за начавшимся ростом продаж коммерческого автотранспорта в РФ после двухлетнего спада восстанавливается рынок грузовых шин. В большей степени это касается LCV, но сегменты машин средней и большой грузоподъемности тоже растут. В 2016 году российским перевозчикам было продано 35 млн. шин для ведущих, управляемых и поддерживающих осей всех категорий автомобильного транспорта. Итоги текущего года обещают стать более впечатляющими.

 

Александр КАЛУГИН

Фото автора

 

Бренды и тренды

По итогам 2016 г. лидером по объемам сбыта остается марка «КАМА»: на долю Нижнекамского шинного завода (НКШЗ) приходится почти четверть всех продаж – 24,6%. В принципе, с учетом масштаба крупнейшего производителя автомобильных шин в РФ и СНГ, результат вполне закономерный. Сегодня о предприятии знают по шинам КАМА, КАМА Euro и Viatti.

На втором месте Cordiant с долей 19,9%, т.е. каждая пятая проданная в России грузовая шина брендирована логотипом данной компании. Бренд Cordiant появился в 2005 г. – он принадлежит холдингу «Сибур – русские шины» и является частью группы Сибирско-Уральской нефтяной компании. Шины Cordiant «выпекают» на производственных мощностях «Омскшины» и «Ярославского шинного завода». Создание новинок связано не только с разработками собственного научно-исследовательского центра, но и с покупкой технологий иностранных шинных концернов и, в частности, немецкого Continental и словацкого Matador. По итогам прошлого года шины Cordiant Professional позволили компании ПАО «Кордиант» стать фаворитом по динамике производственного роста: объемы выпуска прибавили 56%.

В первой тройке с долей 12,1% прочно удерживается Michelin. Среди зарубежных марок это настоящий №1. Французский бренд ставит перед собой амбициозную цель: вести бизнес в России с темпами, превышающими положительную динамику рынка. При этом производственная база находится преимущественно за рубежом: в подмосковном Давыдово работает только цех по восстановлению грузовых шин и с 2004 г. – завод по выпуску автомобильной резины для легкового транспорта.

Bridgestone занимает 10,1% российского шинного рынка, следом идут Goodyear (7,7%) и Continental (6,2%). С большим отрывом за ними следуют Hankook (3.9%), Belshina (2,1%), Triangle (1,7%). На остальные торговые марки суммарно приходится 11,7%.

 

  Что было и чего ждать

Два года назад контроль над шинной отраслью перешел от Министерства энергетики РФ к Министерству промышленности и торговли РФ. Казалось бы, формальная рокировка оказала существенное влияние на состояние шинного рынка. В частности, были приняты меры по защите отечественных производителей и импортеров от демпинговых цен китайских поставщиков. Ввоз цельнометаллокордных (ЦМК) шин стал облагаться налогом в размере 14,8–35,4%. Конкуренция перестала быть «игрой в одни ворота», а ввоз шин ЦМК made in China сократился на 4%. И хотя на рынке наметилось смещение спроса в сторону более дешевых продуктов, баланс сил стал более взвешенным. Правда, дешевые китайские шины теперь ввозят из Таиланда...

На пике спроса перевозчиков находятся шины ЦМК. По экспертным оценкам, суммарный объем сыта по итогам текущего года должен составить 3,64 млн шт. против 3,26 млн. шт. годом ранее. Если рост по итогам 2016 г. составил 13%, то на финише 2017-го ожидается рост на 12%. При этом весь рынок грузовых шин, по оценкам аналитиков, составляет 5,8 млн шт., включая 3,2 млн шт. с радиальной конструкцией.

Открытыми вопросами на повестке дня игроков шинного рынка России останутся запрет на ввоз бывших в эксплуатации автомобильных покрышек, утилизация изношенных каркасов на предприятиях РФ и тарифное регулирование в интересах отечественных производителей.

 

  Логика? Новые технологии!

Занимать лидирующие позиции фаворитам помогает их стратегия. Например, у российских производителей это ориентация на клиента, готовность к эксплуатации на неровных дорогах и способность держать перегруз.

У представителей зарубежных брендов в приоритете выполнение пожеланий и ожиданий перевозчиков, инновационные технологии и развитие сервисных услуг. Ориентация на клиента подразумевает новый уровень взаимодействия с клиентом и упрощение всех процессов благодаря внедрению цифровых технологий. Новые технические решения выступают гарантом безопасности, надежности и экономичности. Наконец, профессиональное обслуживание шин позволяет экономить ресурсы транспортной компании.

Но перевозчики дорог не выбирают. Они осуществляют доставку коммерческих грузов по федеральным и региональным трассам. При этом на борту находятся рефрижераторные, сборные, опасные, контейнерные и другие грузы. По опросам транспортных операторов, во главу угла перевозчики ставят снижение затрат и исключение вероятности непредвиденного простоя в пути. Чрезвычайно важное значение играет выбор шин, гарантирующих стабильность подвижного состава в любых погодных условиях и имеющих высокий пробег.

Поэтому технический прогресс лидеров шинной отрасли поставлен на службу перевозчиков. В частности, новые шины Michelin X Multi имеют увеличенный на 50 тыс. км пробег – по сути, это дополнительный интервал ТО. Тесты показали, что пробег шин Michelin X Multi D по сравнению с Michelin X MultiWay 3D на 20% выше. Более того, новая шина с 50-процентным износом отвечает критериям, предъявляемым при проверке на соответствие маркировке 3PMSF.

Новая линейка шин с логотипом Бибендума подтвердила свою эффективность в условиях интенсивных тестов, соответствующих реальной эксплуатации. Скажем, шина для управляемой оси размером 385/55 R22.5 с индексом F способна проехать до замены дополнительно 35 тыс. км. Универсальная «француженка» для всех осей размером 315/70 R22.5 с индексом Z проезжает на 40 тыс. км больше предшественницы. А максимальную прибавку в 50 тыс. км получили X Multi D для ведущей оси и прицепная T2 размерностью соответственно 315/70 R22.5 и 385/55 R22.5. Нынешней осенью к ним добавились новинки с индексом D в других размерах: 295/60 R22.5 и 315/60 R22.5.

Проведение сравнительных испытаний на начало движения в гору против трех ведущих конкурентов французской марки доказало ее состоятельность. Между тем, тест проводился на изношенных шинах с остаточной глубиной протектора всего 5 мм и на дороге с уклоном в 7%. Достойный результат был показан и при торможении со скорости 80 км/ч.

Что получили новые шины 2017 г.? В первую очередь – обновляющийся по мере износа рисунок протектора. Кроме того, им свойственны улучшенный отвод воды из пятна контакта, более стабильное сцепление с дорожным покрытием, оптимизированные тяговые свойства и улучшенная управляемость. Для шин премиального бренда присуща более однородная резиновая смесь Carbion, продлевающая ей срок службы. Реальностью стало применение технологии Infinicoil с непрерывной стальной нитью Powercoil длиной до 400 м, которая опоясывает каркас по всей окружности. Металлокорд нового поколения стал легче и при этом жестче. Это обеспечило снижение деформации при качении, повышение прочности и надежности, улучшение стабильности пятна контакта. Инженеры создали дизайн протектора Regenion с обновляющимися блоками протектора. Скрытые канавки раскрываются по мере увеличения пробега. Сцепные свойства и тяговые характеристики сохраняются на протяжении всего срока службы. Каркас высокого качества позволяет в дальнейшем восстанавливать шину по технологии Retread.

Компания Continental предлагает новые грузовые шины размером 22,5 дюйма с индикатором одностороннего износа VAI. Он позволяет определять правильный угол установки колес, исключить вибрации на руле, уменьшить износ протектора, улучшить курсовую устойчивость и сократить расход топлива. Новинка доступна для шин третьего поколения Conti EcoPlus HS3 и Conti Hybrid HS3, которые применяют на рулевой оси.

Летом  2017 г. на рынке появилась широкая радиальная грузовая шина Firestone FS818 комбинированного применения. Ее можно ставить на любую ось, а универсальный рисунок протектора позволяет использовать новинку как на шоссе, так и на грунтовых дорогах. Ходимость шины повышена за счет защиты от застревания камней в углублениях протектора, а ламели и блоки оптимизируют сцепление на мокрой дороге. По сути, это «всесезонка» с четырьмя стальными брекерами и усиленными боковинами. Доступные размеры: 385/65 R22.5, 425/65 R22.5 и 445/65 R22.5.

Под брендом Goodyear перевозчикам предложены новые летние легкогрузовые шины EfficientGrip Cargo размером 195/65 R16C. Они отличаются повышенной эффективностью торможения на мокрой дороге, увеличенным сроком службы за счет повышенной износостойкости, увеличенным на 10 тыс. км пробегом.

Анализ показывает, что вторичный рынок грузового автотранспорта в шесть раз больше первичного. Растут продажи новых седельных тягачей и самосвалов. Это свидетельство начала восстановления докризисной структуры отрасли и хорошая подсказка поставщикам автомобильной «обуви». Сегодня в свободной продаже есть новые модели шин от Continental, Firestone, Kelly Tires, Kormoran, Matador, Kumho, Sawa, Yokohama и другие. Они различаются между собой не только ценой, рисунком протектора, но и заложенными в них свойствами. Таким образом, на повестку дня выступают новые технологии. При бережной эксплуатации именно они дают реальное конкурентное преимущество.