Таможня "Упрощения снизят издержки"


 

 

 

 

 Александр Марков

В Таможенном кодексе ЕАЭС, который, как предполагается, вступит в силу с 1 января 2018 г., заложена принципиально новая концепция института уполномоченного экономического оператора, отвечающая международным стандартам и мировой практике. В этой связи для специалистов транспортных, логистических, экспедиторских предприятий весьма важным было бы уже сегодня владеть информацией о том, какими правами будут наделены участники рынка внешнеэкономической деятельности в статусе УЭО, что им будет позволено?

Денис Шепитьков, специалист по внешнеэкономической деятельности и маркетингу транспортно-экспедиционного предприятия (Витебск, Республика Беларусь)

 

  • За разъяснением по данному вопросу редакция журнала обратилась в Департамент таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии. При предоставлении консультации наше внимание было обращено на то, что серьезные упрощения в работе этой категории бизнеса связаны, прежде всего, с фактом надежности уполномоченных экономических операторов, как партнеров государства.

 

По сравнению с ныне действующей практикой Таможенный кодекс ЕАЭС существенно расширяет права уполномоченных экономических операторов (УЭО), предоставляя им, в том числе, возможность осуществлять определенные таможенные операции в отношении еще не выпущенных в свободное обращение товаров на собственных площадках. Сейчас они совершаются сугубо в зонах таможенного контроля в местах размещения таможенных органов.

Уполномоченный экономический оператор – юридическое лицо, вовлеченное в международное движение товаров и признанное соответствующим международным стандартам безопасности системы поставок. Основные принципы его деятельности определены в Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Благодаря следованию высоким стандартам контроля перемещаемых товаров оператор получает существенные привилегии в работе. Данный статус освобождает от установленных ограничений, существенно сокращает транспортные, коммерческие расходы, временные издержки при осуществлении таможенных операций.

 

Возможность выбора

Таможенный кодекс ЕАЭС предоставляет возможность выбора субъектом хозяйствования наиболее приемлемого для себя набора упрощений. Вместо предусмотренного в настоящее время одного определено три типа свидетельства УЭО, каждое из которых подразумевает определенный объем упрощений для участников внешнеэкономической деятельности, таможенных представителей, владельцев СВХ и таможенных складов, таможенных перевозчиков.

Первый тип свидетельства ориентирован на тех, кто не имеет собственных площадей для хранения, не предоставляет обеспечение уплаты таможенных платежей при транзите и пр. При этом УЭО имеет возможность приоритетного участия в пилотных таможенных проектах и экспериментах, совершения таможенных операций в первоочередном порядке. Помимо того, он получает право на выпуск товаров до подачи таможенной декларации на них при помещении под определенные таможенные процедуры, а также не предоставляет обеспечение уплаты таможенных платежей при выпуске товаров до завершения проверки документов и при помещении под таможенную процедуру таможенного транзита.

Что касается международной перевозки грузов автотранспортом, то отметим два важных аспекта: неустановление маршрута доставки товаров и возможность замены транспортного средства без разрешения таможенного органа.

Второй тип свидетельства предполагает снижение издержек на операции по хранению и идентификации, поскольку специальными упрощениями предусмотрено временное хранение на территории УЭО как своих товаров, так и сторонних грузов. Уполномоченный экономический оператор может доставлять товары в зону таможенного контроля, созданную на своих площадях, и их размещение здесь, совершать таможенные операции завершения таможенной процедуры таможенного транзита, проведения таможенного контроля. Уполномоченному экономическому оператору разрешается не предоставлять обеспечение исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин при отсрочке их уплаты, если он выступает в качестве декларанта. Также свидетельство второго типа дает право на таможенный контроль в форме таможенного осмотра или досмотра в первоочередном порядке; выпуск товаров до подачи декларации на них.

Третий тип свидетельства предоставляет использование всех упрощений, предусмотренных для первого и второго типов.

 

При соблюдении условий

Таможенным кодексом ЕАЭС определяется ряд общих условий присвоения статуса уполномоченного экономического оператора. Среди них – период осуществления внешнеэкономической деятельности не менее трех лет (за исключением таможенного перевозчика, для которого установлен минимальный период два года), отсутствие неисполненного обязательства по уплате налогов. Кроме того, для получения свидетельства первого типа потребуется внесение обеспечения исполнения обязанностей в размере не менее одного миллиона евро. Для УЭО второго и третьего типов сумма обеспечения снижается в зависимости от непрерывного (без приостановления) срока действия свидетельства: 700 тыс. евро (2 года), 500 тыс. (4 года), 300 тыс. (5 лет), 150 тыс. (6 лет).

Общими условиями получения свидетельства второго типа (в дополнение к требованиям, установленным для первого типа), является соответствие финансовой устойчивости значению, определяемому ЕЭК и законодательством государств-членов ЕАЭС; нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде сооружений, помещений и открытых площадок для временного хранения товаров.

Третий тип свидетельства выдается при условии, что участник внешнеэкономической деятельности ранее не менее двух лет имело свидетельство первого или второго типа, а также при соблюдении всех условий для выдачи свидетельства второго типа.

Юридические лица, которым статус УЭО был присвоен в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, сохраняют его в течение двух лет со дня вступления в силу ТК ЕАЭС.

В настоящее время Евразийская экономическая комиссия уточнила некоторые условия деятельности уполномоченных экономических операторов. В частности, утверждены требования к сооружениям, помещениям и открытым площадкам, на территории которых будет осуществляться временное хранение, завершение действия таможенной процедуры таможенного транзита и (или) проводиться таможенный контроль. Также установлены требования к транспортным средствам и работникам юридического лица, претендующего на включение в реестр уполномоченных экономических операторов.

Относительно регламентации достаточной степени контроля над перемещаемыми УЭО товарами в Евразийской экономической комиссии предоставили такой комментарий: «Следует исключить несанкционированный доступ к товарам, находящимся под таможенным контролем, а также возможность неправомерных действий с ними со стороны посторонних лиц. Для территорий УЭО должен быть организован пропускной режим, обеспечена охрана, созданы системы контроля въезда и выезда транспорта, идентификации работников и т.д. Транспортные средства уполномоченных экономических операторов должны быть допущены к международной перевозке под таможенными пломбами и печатями в соответствии со статьей 364 Таможенного кодекса ЕАЭС».

 

«Анкета самооценки»

В настоящее время Коллегия Евразийской экономической комиссии одобрила ряд документов, регламентирующих деятельность субъектов в статусе уполномоченных экономических операторов. Утвержденная форма заявления на получение статуса станет своеобразной «анкетой самооценки» и отправной точкой для включения в реестр, поскольку участник внешнеэкономической деятельности предварительно прорабатывает условия присвоения статуса УЭО и заявляет об их соблюдении таможенному органу. Также утверждена форма свидетельства о включении в реестр УЭО, которое будет служить документальным подтверждением присвоения статуса.

Сейчас на территории ЕАЭС деятельность в статусе уполномоченного экономического оператора осуществляют только импортеры. Со вступлением в силу Таможенного кодекса Союза такая возможность появится у производителей, экспортеров, брокеров, перевозчиков, операторов портов, аэропортов и терминалов, владельцев складов и пр. Сам статус будет признаваться на всей территории интеграционного объединения.