Тест-драйв "Neoplan Tourliner 2018"


 

Neoplan Tourliner 2018

 

В конце 2017 года компания Neoplan начинает прием заказов на новый туристический автобус Tourliner 2018 модельного года. Две оси, габаритная длина 13 метров, светодиодные фары в стандартном оснащении, ровный пол и несколько вариантов компоновки салона. Для знакомства с новинкой я отправился на тест-драйв по дорогам общего пользования в Польше.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

Премиальный дизайн

С момента своего дебюта модель Tourliner завоевала несколько национальных и международных наград в области дизайна. Одна из самых свежих  – премия «iF Design Award». Конкурс проводится с 1954 г. и обычно собирает более 2 тыс. участников из 30 стран мира. Судьями выступают около 50 экспертов, так что случайной победу в таком конкурсе не назовешь.

Новый Tourliner получил накладку на климатической установке на крыше в стиле хвоста кометы. У него, как и у всех лайнеров Neoplan с конца 2016 г., головная оптика размещена на черном фоне. Светодиодные дневные ходовые огни выполнены в форме глаз ангела, а весь стиль выдержан в дизайне Sharp Cut.

 

 

 

 Немецкий лайнер создан для рентабельного использования на дальних маршрутах. Его основное назначение – обслуживание экскурсий и многодневных поездок. Собственно, для повышения прибыльности и был сделан удлиненный вариант 4х2 габаритной длиной 13103 мм, хотя классический двухосник имеет расстояние от переднего бампера до кормы в 12000 мм. Прибавка дополнительной секции позволила довести число пассажирских мест до 59, а объем багажного отсека увеличить до 14,3 м3. Допустимая полная масса такого транспортного средства установлена в 19 500 кг против 18 000 кг у обычных двухосных 12-метровых автобусов. На заказ в передней части справа можно установить опционный подъемник для инвалидных колясок, что расширяет спектр применения Neoplan Tourliner 2018.

 

Улучшенное оснащение

Философия улучшений видна не только по экстерьеру, но и по внутреннему оснащению и отделке салона. Он выполнен в единой цветовой гамме, наполнен светом и визуально обладает большим запасом свободного пространства. Такой эффект создают отдельные элементы и, в частности, «парящие» в воздухе открытые багажные полки. Положительный эффект усиливает контраст бежевых и серых оттенков, новые сервисные блоки со светодиодными лампами освещения. На тестовом варианте сиденья были оснащены двойными USB-разъемами, и такая опция точно будет востребована.

На Neoplan Tourliner 2018 модельного года применяется паркетный пол, непрямая светодиодная подсветка багажных полок, хромированные ручки. Приподнятый пол в центральном проходе облегчает посадку пассажиров и улучшает доступ к багажным полкам. Это особенно важно, если в пути следования пассажир встает со своего места несколько раз. Для развлечений в пути приспособлена новая информационно-развлекательная система Multi Media Coach. Ее предлагают в вариантах Basic и Advanced с пяти- или семидюймовым дисплеем. В числе новых функций есть возможность подключения двух смартфонов и голосовой ввод.

Особое внимание проектировщики уделили рабочей зоне водителя. В частности, были доработаны боковые панели с клавишами управления. Диспозиция переключателей изменена: те, что чаще используются, перебазированы ближе к водителю. Вещевые отсеки по форме адаптировали под самый распространенный формат А4 для информации на бумажных носителях. Колодец для емкостей с напитками увеличен в диаметре.

 

Экономия как наука

Еще подробнее улучшения заметны во время тест-драйва. Он проходил под дождем и начинался из центра Варшавы. Выяснилось, окно с водительской стороны содержит почти незаметные глазу тоненькие нити электроподогрева диаметром всего 0,02 мм. На всех автобусах 2018 модельного года это окно изготавливают из небьющегося многослойного стекла. И что еще очень важно: за это не нужно доплачивать, поскольку такое оснащение является серийным.

В моторном отсеке установлен двигатель D2676 LOH с повышенной на 20 л.с. (до 420 л.с.) мощностью и увеличенным на 200 Нм максимальным крутящим моментом. В силовую линию включена и модернизированная трансмиссия, за счет которой можно добиться снижения расхода топлива до 10%. Обузданию аппетита способствует и «удлиненная» главная передача i=2,73 с оптимизированным алгоритмом включения. Все это скрыто от глаз водителя, но дает реальный эффект.

В распоряжении водителя такой незаменимый помощник, как круиз-контроль MAN EfficientCruise последнего поколения. Кстати, Neoplan Tourliner стал первым туристическим автобусом, оснащенным электроникой в КП с функцией холостого хода MAN EfficientRoll. Даже при незначительном уклоне дороги коробка передач автоматически переходит в нейтральное положение, тем самым уменьшая потери на трение в трансмиссии и снижая потребность в подаче топлива. Некоторую экономию дает и улучшенная аэродинамика: по сравнению с предшественником, на Neoplan Tourliner 2018 модельного года она улучшена на 20%. Эффект достигнут за счет вставок и спойлеров на корпусе, «зализанной» кормовой части и отлично подобранной формы обтекателей наружных зеркал.

 

Безопасность

В ноябре 2017 г. в странах Евросоюза начинает действовать директива ЕЭК R66.02, согласно которой кузов нового автобуса должен принимать на 50% больше энергии удара при опрокидывании. Для производителей пассажирской техники задача сложная, но выполнимая. Например, Neoplan решил ее благодаря запатентованной технологии «труба в трубе» и применению высокопрочных сталей. Tourliner 2018 г. получил усиленный каркас кузова с дугами безопасности: сзади и в области центральной стойки.

Кроме пассивной безопасности усовершенствована и активная. Впервые на пассажирских машинах Neoplan в качестве оснащения предлагается ассистент внимания MAN AttentionGuard. Используя данные системы слежения за дорожной разметкой LGS, при необходимости он выдает предупреждение визуальными, звуковыми и тактильными сигналами. В отличие от аналогичных систем других производителей, эта активно не вмешивается в ситуацию на дороге, а только выдает предупреждения.

В числе других электронных помощников модели Tourliner 2018 модельного года все те же системы безопасности, как и для других версий Neoplan. Среди таких ассистентов: адаптивный круиз-контроль АСС, ассистент экстренного торможения ЕВА, система контроля давления воздуха в шинах ТРМ. Конечно, это меньше, чем у некоторых конкурентов, но вполне достойно.

 

 

 

Тест-драйв в Польше

Занять место водителя в Neoplan Tourliner 2018 не составляет никакого труда. То ли подгонка удачная, то ли я такой непривередливый, но комфортная посадка за рулем обеспечена буквально за полминуты. Инструментальная панель  – будто на стенде в учебном классе: на ней все, как на ладони. Опытный обладатель прав категории «D» на адаптацию потратит немного времени.

Обзор с места водителя полноценный как через окна, так и по зеркалам. Организаторы предложили маршрут Варшава  – Стараховице и обратно общей протяженностью около 330 км. Для «туриста» это небольшой километраж, но в Европе частенько ездят и на более короткие расстояния. Пуск двигателя  – и стрелка тахометра ожила. Звукоизоляция водительской зоны хорошая, и с сидящим рядом инструктором можно разговаривать, не повышая голос. Динамика с 420-сильным мотором приличная, хотя есть нюанс: загрузка салона не под завязку, да и в багажном отсеке пустовато  – нет вещей десятков туристов.

Ресурс такого двигателя составляет 50 тыс. моточасов, после чего потребуется капремонт с заменой поршней, поршневых колец, подшипников коленчатого вала и втулок. Впрочем, до этого далеко, и у владельца нового лайнера другая забота: побольше заработать. А этот пункт зависит, как ни странно, и от эффективности тормозов. Да-да, именно так! На одном из участков узкой дороги на проезжую часть внезапно выехал трактор, до этого работавший за пределами обочины. Ну, не выезжать же на встречку! Пришлось задействовать тормоз-замедлитель, а потом и рабочие механизмы. В новом исполнении моторный тормоз очень эффективен! Он обладает крутящим моментом 4000 Нм вместо прежних 3200 Нм и обеспечивает мощность замедления в 500 кВт  – на 80 кВт больше, чем у предшественника.

Добрых слов заслуживает коробка передач MAN TipMatic, которая идет уже в серийном оснащении. В ней применена новая стратегия трогания с места и переключения передач, адаптированная под двигатель D2676 LOH. Положительный момент  – наличие в коробке вспомогательной функции SmartShifting. Она обеспечивает баланс между эффективностью и комфортом переключения, а еще поддерживает более высокую передачу при движении в гору. Есть и функция Idle Speed Driving, которую ввели для комфортного вождения на холостом ходу. Инженеры сохранили для водителя и возможность переключения передач с пропуском не одной, а нескольких ступеней. Например, если дорожные условия позволяют, можно после первой передачи сразу «воткнуть» шестую. Обратное переключение произойдет автоматически, как только сидящий за рулем применит торможение или крутящий момент станет недостаточно высок для выбранной скорости. Теорию нам раскрыли за день до тест-драйва, а движение в общем транспортном потоке только подтвердило все сказанное.

Очень понравилась подвеска. Она не мягкая и не жесткая, а в самый раз. Даже на участках дороги с ухабами ни одного пробоя не случилось. В этом реальная заслуга активной системы амортизации с автоматическим регулированием MAN Comfort Drive Suspension. Электронная программа обеспечивает бесступенчатое регулирование степени жесткости амортизаторов. Она настраивается в соответствии с загрузкой автобуса, скоростью движения, положения педали акселератора. Учитывается даже скорость бокового ветра.

Кстати, сильный ветер помог выявить и слабые стороны новой модели. В частности, «размазанное» рулевое управление. С его характеристиками не расслабишься: на крейсерской скорости приходится выполнять много корректирующих действий рулевым колесом. Еще одно замечание касается ассистента автоматического торможения MAN EBA второго поколения. По идее, он должен мгновенно срабатывать на опасное сближение с другим транспортным средством. Но на тестовом автобусе это происходило с задержкой. И выглядело примерно так: обгоняющий грузовик чуть ли не впритирку проходил автобус, а электроника предупреждала об этом тогда, когда опасный маневр был уже завершен...

Зато положительных качеств у новинки оказалось больше. Например, управляемость лайнера порадовала при маневрировании на парковке. Впечатлила курсовая устойчивость и ездовой комфорт. И главное: заявленная топливная экономичность оказалась не пустым звуком. По итогам поездки борткомпьютер выдал средний расход ДТ на уровне 26,7 л/100 км. Не стоит забывать: двигатель долго молотил на холостом ходу во время стоянок и остановок, на железнодорожном переезде и светофорах, в пробках и медленном движении на участках ремонта. Проще говоря, Neoplan Tourliner 2018 подтвердил свою эффективность.

 

Ждем в России!

Новый лайнер производят в Турции, на заводе MAN Turkiye в Анкаре. Он продуман с точки зрения обслуживания и снижения затрат на кузовной ремонт. Немецкие конструкторы улучшили форму и алгоритм открывания крышек моторного и багажных отсеков. Был оптимизирован вес и кинематика панелей фронтальной части, которая теперь разделена на сегменты. В случае аварии достаточно заменить отдельные фрагменты, а не всю деталь. Подобно некоторым одноклассникам других брендов, в угловых сегментах передней маски крепятся фары головного света. Они откидываются вперед, что позволяет быстро и без усилий менять перегоревшие осветительные элементы. Снижению ремонтных расходов способствуют сегментированные и укороченные по длине накладки колесных арок. Кроме того, это позволило на 180 мм увеличить ширину багажного отсека.

Хорош новый «турист» и тем, что он оснащен датчиком технического состояния, который отслеживает и прогнозирует износ компонентов и дает сроки планируемого ТО. Для российских транспортных операторов это достойное подспорье! Осталось дождаться появления Neoplan Tourliner 2018 в России и узнать цены для местного рынка.