Эксплуатация и ТО "Ремонт двигателя: цена вопроса"


 

 Рано или поздно грузовикам требуется ремонт двигателя. При этом возникает дилемма: осуществлять его своими силами или обратиться в сервис? Каждый случай индивидуален, и универсального ответа нет. Кто-то предпочитает решать проблему, покупая запчасти самостоятельно на рынке, через Интернет или на солидной грузовой разборке вроде «Инфорком-автосервис». А кто-то доверяется фирменной СТО. Рассмотрим нюансы, а решение останется за вами.

 

Александр НИКОЛАЕВ
Фото автора

 

Когда к специалисту?

Двигатель современного грузовика давно уже не чета простеньким дизелям ХХ в.: он сложнее по конструкции и чувствительнее к качеству топлива. В большинстве случаев, чтобы установить причину отказа или сбоя в его работе, недостаточно одного опыта работы, требуется компьютерная диагностика.

При каких обстоятельствах нужно браться за ремонт двигателя? Сигналом к обследованию сердца автомобиля служат посторонние звуки, видимые следы горючего или пролитого масла. Одна из главных «засад», пожалуй, проявляется в виде проблем с пуском двигателя. О наличии проблем говорят изменение цвета выхлопа и визуальное увеличение его дымности. Есть и такие подсказки, как нестабильность оборотов на холостом ходу, перегрев и снижение мощности.

Посторонние шумы обычно свидетельствуют о большом износе шеек и вкладышей коленвала. Сизый дым из выхлопной трубы – явный намек на износ поршневой группы из-за перегрева двигателя. Предвестниками «капиталки» являются также низкое давление масла, перебои в работе на холостом ходу и другие характерные признаки.

 

 

 

  Цены, акции, дефектовка

Нередко при выполнении такого вида работ заказчик получает бонус, например, в виде бесплатного замера компрессии (экономия около 5000 руб.). При ремонте ТНВД или топливных форсунок нередко диагностика выполняется без выставления счета, а это выгода от 600 до 3000 руб., в зависимости от модели и числа форсунок.

Самый разумный вид решения проблемы – планированное посещение трак-сервиса по предварительной записи. А наиболее рискованный – спонтанный заезд в первый попавшийся или «самый дешевый» сервис. На приличных грузовых СТО есть удобный подъезд, охраняемая стоянка, комната ожидания. К услугам водителей – журнальный столик, мягкий диван и кресла, бесплатный Wi-Fi, кулер и кофейный автомат. На лучших предприятиях существует возможность присутствия клиента рядом с грузовиков во время ремонта.

В добросовестных автосервисах вам не навяжут с порога максимальный комплекс услуг, а сперва предложат пройти пошаговую дефектовку. Даже после выявления проблемы есть смысл запросить калькуляцию предстоящих ремонтных затрат. Если на стоимость работ вы повлиять никак не можете, то по цене можно найти и более привлекательные предложения. Что касается разборки и сборки мотора – тут лучше не жадничать, а довериться профессионалам с солидным опытом – как говориться, пущай ломают. На СТО вам могут провести цикл холодной обкатки на стенде, а сделаете ли вы это как положено в своем боксе – вопрос.

 

Текущий, средний, капитальный

Специалисты разделяют ремонты по видам. Самый простой – текущий. Он предусматривает замену моторного масла, фильтров и устранение мелких неисправностей. Средний ремонт охватывает неполный разбор силового агрегата с заменой небольших деталей. «Капиталка» однозначно влечет за собой полный ремонт с разборкой двигателя, что называется, «по косточкам».

В столичном регионе ремонт двигателя тяжелого грузовика обойдется недешево. Только снятие и установка потребуют около 18000 руб. Мелкий ремонт и стоит недорого. Скажем, регулировка клапанов оценивается в 550 руб. за клапан, притирка клапанов – 600 руб. (за один), работа по замене генератора – ориентировочно 800 руб., по замене стартера – 900 руб. Некоторые работы просты, но хлопотны и требуют «испачкать руки». На замене масла с фильтром можно сэкономить, хотя и цена вопроса невелика – примерно 1 700 руб.

Чем больше перечень работ, затраты времени и трудоемкость процесса, тем выше расходы автовладельца. Например, замена водяного насоса на КамАЗе требует 2 300 руб., а прокладки головки блока цилиндров – уже 2 800 руб. за штуку или 18 000 руб. за комплект. Встречаются и «плавающие» расценки. Так, замена пневматического компрессора может потребовать 3 500 руб., а может и вдвое больше. Даже переборка такой детали не дешевая: 4 500 руб. Кстати, о переборке ДВС. Даже без расточки коленвала, ремонта ГБЦ и ремонта постели блока это удовольствие обойдется в сумму 26 000–42 000 руб.

Стоимость зависит и от конкретного двигателя, и от типа транспортного средства. Скажем, на ЯМЗ-236 замена одной прокладки ГБЦ тянет на 6 500 руб., а за комплект – 10 000 руб. На 238-ю модель те же виды работ обойдутся уже в 7 500 и 1 3000 руб. соответственно. Есть и универсальные расценки, и комплексный ремонт «под ключ». В последнем случае клиенту выставляют общую сумму, которая также имеет привязку к марке мотора. Например, ремонт ЯМЗ-236 стоит от 72 000 руб., ЯМЗ-238 – 80 000 руб., Cummins – от 98 700 руб.

 

Нормо-час и «капиталка»

Стоимость нормо-часа на ряде мультибрендовых грузовых сервисов в столичном регионе составляет от 800 руб., а на фирменных СТО может стоить вдвое дороже – 1 600 руб. и даже больше. Важный аспект – дифференциация стоимости нормо-часа в зависимости от возраста автомобиля. Чем машина старше – тем «возня» с ней дороже. Наиболее распространенным является деление грузовиков по возрасту на категории «до 5 лет», «от  до 10 лет», «старше 10 лет».

По действующим нормативам капитальный ремонт двигателя ЯМЗ-236 без снятия и установки требует 49 нормо-часов. Таким образом, для грузовика возрастом до пяти лет он потребует 39 200 руб., для машины возрастом 5–10 лет цена вопроса выльется в 44 100 руб., а для техники старше 10 лет – уже 49 000 руб. Чем меньше требуется нормо-часов, тем меньше разница в денежном эквиваленте. Пример: капремонт двигателя модели 4370 без демонтажа и установки обратно рассчитывается по норме 37 нормо-часов. В рублях это потребует соответственно 29 600, 33 300, 37 000.

И еще несколько примеров по нормативам для определенных операций по текущему, среднему и капитальному ремонту ДВС. Переборка первой ГБЦ на двигателе ЯМЗ-7511 с притиркой клапанов требует два нормо-часа, а на моторах 236-й и 245-й серий – уже пять часов. Замена маслосъемных колпачков на ЯМЗ-236 эквивалентна шести нормо-часам, а на ЯМЗ-238 – уже семь с половиной.

Минимум всю рабочую смену (восемь нормо-часов) требуют: замена коренных (и столько же шатунных) вкладышей на МАЗ-4370 с демонтажом поддона, снятие и установка ГБЦ 245-й модели с регулировкой клапанов. А есть работы, где и двух смен теоретически будет недостаточно. Механик может выполнить работу и за более короткий срок, но оплату придется производить по полной программе согласно нормативам. Проще говоря, сэкономить за счет мастерства ремонтного персонала именно в этом аспекте не получится.

 

Не дайте себя обмануть!

Народная мудрость гласит: прежде чем лезть в воду, лучше договориться на берегу. Куда проще заранее посмотреть, устраивают ли вас расценки конкретного сервис-центра, чем потом с пеной у рта доказывать свою правоту или выяснять, кто кого не так понял.

Очень важно понять, насколько честен потенциальный подрядчик перед заказчиком. Если он объявляет, что его цены на 15-20% ниже среднерыночных, а на деле это не так, есть повод задуматься. Под видом новых деталей вам могут поставить взятые с разборки бэушные или восстановленные. Это тоже лучше уточнять заранее.

Иногда недобросовестные ремонтники не гнушаются корректировать расценки в сторону увеличения, ссылаясь на более сложную модель двигателя или его особенности (например, газовый, а не дизельный). И расплывчатые ценники вроде «снятие и установка свечей накаливания, без допработ, за 1 шт. = 500–1 000 руб.», должны не радовать, а настораживать. Ведь не факт, что вам выставят минимальный порог стоимости услуг. Просто глянут на ваше поведение и примут решение, драть по полной или нет.

Многие бывалые перевозчики все это уже проходили, и не раз. Поэтому конкретика нужна здесь еще до начала ремонтных работ, а не в период окончательного расчета. И, подводя итог рассуждениям, подчеркну: если есть возможность сэкономить без риска создать новые сложности – экономьте. Но лучше вспомнить старый добрый совет «Доверяйте профессионалам!» и принять решение, исходя из конкретной ситуации.