Эволюция "Автобусы и троллейбусы из СССР"


 

 

 Советский период истории общественного транспорта был очень богат. В каждой пятилетке на линии выходили новые модели автобусов и троллейбусов. Но большинство из них до настоящего времени не сохранилось, хотя и есть приятные исключения. Недавно Музей московского транспорта – филиал ГУП «Мосгортранс» - организовал на ВДНХ экспозицию отреставрированных машин времен СССР.

 

Александр ТРОХАЧЕВ

Фото автора

 

От завода имени Сталина

Довоенных пассажирских машин до наших дней, увы, не сохранилось. Зато есть автобусы первых послевоенных лет и, в частности, бескапотный городской ЗИС-154 с электрической трансмиссией. Он пришел на смену капотному ЗИС-16. Его выпуск в 1946 г. освоил московский завод имени Сталина и держал данную модель в серии до 1950 г. В общей сложности было выпущено 1165 экз. ЗИС-154, а музейный экспонат «Мосгортранса» изготовлен в 1947 г. в партии из 70 шт.

Его длина в 9,5 м сопоставима с длиной двух легковушек, а колесная база в 5,46 м даже больше, чем корпус лимузина. Ширина – 2,5 м, а высота – 2,94 м. Поскольку автобус построен на грузовом шасси, дорожный просвет был велик – 38,5 см. Но за счет этого обеспечивалась безопасность пассажиров: салон на 36 посадочных мест находился высоко над дорогой. При весе в 10,35 т ЗИС-154 мог передвигаться со скоростью 65 км/ч. Пассажиры оценили удобство входа в салон, комфортабельную посадку на мягких сиденьях, хороший обзор и плавность хода.

К минусам относилась вялая динамика разгона при старте с места и высокий уровень шума в хвосте салона. У водителей были нарекания к отсутствию гидроусилителя руля и огромному радиусу разворота. Дизельный мотор ЯАЗ-204Д создавал проблемы. Однажды на Тверской улице водитель ЗИС-154 газанул напротив регулировщика, мундир которого из белого превратился в серо-черный. Последовали разбирательства и выводы начальства... В автобусных парках ЗИС-154 не любили из-за неудобного доступа к агрегатам, что осложняло обслуживание.

 

 

Тем не менее, на линиях столицы СССР «Сто пятьдесят четвертый» оставался до апреля 1956 г. Он обслуживал маршруты «Калужская площадь – Красная Пахра», «Сокол – Красногорск» и др. На смену ему пришел 8-метровый городской автобус ЗИС-155 на 50 пассажиров (с 28 сиденьями в салоне), построенный на агрегатной базе грузовика ЗИС-150.

Его выпускали в Москве в период 1949–1957 гг. и изготовили 21741 шт. Из них 1726 шт. работали на перевозке пассажиров в столице, где ЗИС-155 трудились до середины 1962 г., а после – в других городах Советского Союза. За счет более короткой базы у нового автобуса стал меньше радиус поворота, а перенос двигателя из кормы в переднюю часть устранил шум на задней накопительной площадке. Кабина водителя получила стеклянную перегородку с салоном, что было позитивно воспринято шоферской братией. Удачность конструкции подтверждают отгрузки на экспорт: в Афганистан, ГДР, Монголию, Китай, Польшу. Музейный экспонат построен в 1949 г. в первой партии из 70 шт. и даже снимался в кино. ЗИС-155 запечатлен в фильме «Человек родился», где главная героиня работает кондуктором. Его можно увидеть и в ленте Эльдара Рязанова «Девушка без адреса».

В 1957 г. эстафету от ЗИС-155 принял ИЛ-158 (с 1965 г. – ЗИЛ-158В) на 38 посадочных мест. Выпуск начали в Москве, а с 1959 г. производство наладили на заводе в Ликино-Дулево Орехово-Зуевского района Московской области. Отсюда и путаница в обозначениях. По сути, это все-таки ЗИЛ-158, а индекс ЛиАЗ-158В появился в заводской документации. На заводе в Ликино-Дулево «158-я» модель продержалась с 1961-го по декабрь 1970-го.

Согласно заводской документации, в Москве изготовили 9515 шт. и 62325 шт. в Ликино-Дулево. Автобус ЗИЛ-158В из коллекции «Московский транспорт» был собран в 1965 г. и обслуживал москвичей и гостей столицы до лета 1978 г. Реставрацию он прошел в 2003 г. Ликинский вариант получил усиленный кузов, новый тормозной кран, однодисковое сцепление и главную передачу с меньшим числом, что улучшило динамику и уменьшило топливный «аппетит». Этот автобус тоже стал героем экрана: в комедии Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», в новелле «Напарник» в самом начале действие происходит в автобусе ЗИЛ-158.

 

Для Фестиваля и на каждый день

В 1957 г., 28 июля – 11 августа, в Москве проходил VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов, а годом ранее в серию пошел 28-местный автобус ЛАЗ-695. Он претерпел ряд модернизаций и продержался на конвейере до 2002 г. Перед созданием данной машины специалисты Львовского автобусного завода изучали немецкие автобусы Magirus, Mercedes-Benz, Neoplan. По инженерным решениям ориентировались на Mercedes-Benz O321, а дизайн экстерьера подсмотрели у Magirus.

Предсерийный экземпляр построили к ХХ съезду КПСС и показали 12 февраля 1956-го. Его окраска была «парадной»: бордовый низ, белый верх. Красно-бежевый вариант появился позже. Автобус укомплектовали 109-сильным мотором ЗИЛ-124 в заднем свесе и механической 5-ступенчатой коробкой передач от ЗИЛ-158. В год проведения фестиваля ЛАЗ изготовил 303 экз. «695-го», а до мая 1958-го их выпустили свыше 950 шт. Общий объем за все годы выпуска достиг 250 тыс. ед. Музейный экземпляр «Фестивального» ЛАЗа после проведения форума передали в Московскую область, где он до начала 90-х работал в качестве служебного автобуса строительного треста. Первую реставрацию он прошел до августа 1994 г., к 70-летию Московского автобуса. Вторую провели в 2002–2003 гг. на заводе АРЕМКУЗ в Сокольниках.

В 1996 г. в коллекцию «Мосгортранса» попал междугородний лайнер «Икарус-55» в классической окраске: бежевый верх, зеленый низ. В 2016-м он прошел реставрацию на Зеленоградском автокомбинате и стал бежево-голубым. Автобус венгерской сборки был в серии в период 1953–1972 гг., а в Советский Союз начал поступать с 1955 г. В то время он получил название «Ракета» (за способность развивать скорость в 100 км/ч) и «Сигара» (за вытянутый салон). Он обслуживал дальние маршруты наряду с советским одноклассником ЗИС-127 по прозвищу «Реактив».

Весь тираж модели составил 9 тыс. шт. (из них около 3 тыс. попало в СССР), и до настоящего времени сохранилось всего два десятка, большинство – в Венгрии. Экземпляр из коллекции музея «Московский транспорт» был изготовлен в 1970 г. и продан в Германию. В Москву его пригнали в начале 90-х для тестирования устройств подъема и опускания инвалидных кресел. Еще один экземпляр есть в Питере, он бежево-бордовый и в комплектации для СССР.

 

Несравненный: ЛиАЗ-677

Самый популярный автобус в СССР – ЛиАЗ-677: в период 1965–1996 гг. изготовлено 194183 ед. Пик производства пришелся на 1978 г. – выпущено 10923 экз. На других предприятиях «677-й» собирали до 2002 г. В числе таких площадок – г. Тосно Ленинградской области, а также Болохна, Бор, Орехово-Зуево, Яхрома. «677-й» можно встретить и сегодня: в Арзамасе до конца 2017 г. на линии выходило около 30 ед.

Автобус из музея «Московский транспорт» собрали в Ликино-Дулево в 1975 г. Позже его переоборудовали для нужд гражданской обороны: в салон установили носилки, а в кабину водителя – управление громкоговорителем. Во время реставрации машине придали первозданный вид. Автобус получил народное прозвище «Скотовоз» за то, что часто ходил переполненным. При 34 штатных местах для сидения и общей вместимости 66 пассажиров в «час пик» в него набивалось до 110 человек!

ЛиАЗ-677 был непрост в эксплуатации. ЗИЛовский двигатель грелся, карбюратор засорялся, водяной радиатор не любил долгой стоянки. ГУР постоянно давал течь, под нагрузкой звенел хвостовик двигателя, сложной была замена подвесного подшипника карданной передачи. Непрочно затянутые гайки крепления передних колес приводили к проворачиванию и обрыву сосков камер. С проблемами боролись, как могли. Например, соты радиатора чистили шампурами, на двигатель ставили бензонасос от «Газона». Дефицитные запчасти (ремни, водяные помпы, элементы электрооборудования) находили в воинских частях, в парках которых было много ЗИЛов. Но были и позитивные моменты: теплый салон, большие накопительные площадки, широкие дверные проемы.

 

 

 

 

Троллейбусы периода «застоя»

С 1963 по 1970 гг. Сокольнический вагоноремонтный завод (СВАРЗ) выпускал грузовой троллейбус ТГ-3. Музейный экземпляр был выпущен в первой партии 1962 г. за номером 10 и эксплуатировался до 1990 г. Говорят, что идею такого транспортного средства продвинул Генсек ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущев. Он мечтал, чтобы троллейвоз доехал по проводам до окраины города, переключился на ДВС и забрал 7 т урожая в ближайшем совхозе. Потом машина должна была вернуться в город, снова поставить «рога» и довезти сельхозпродукцию на овощебазу.

В реальной жизни ему пришлось возить товары народного потребления в ГУМ, «Детский мир» и доставлять кондитерские изделия фабрики «Красный Октябрь». Получивший в народе прозвище «Мамонт», универсальный ТГ-3 с 70-сильным мотором ГАЗ-51 мог развивать скорость в 25 км/ч, а на электродвигателе – 55 км/ч. На столичных дорогах он оставался в работе до 1992 г., а в 2016-м прошел полную реставрацию.

Редкий представитель периода «застоя» – МТБ-82Д на 56 пассажиров при 38 местах для сидения. Этот продукт 82-го завода из Тушино, находившийся в серии с 1946-го по 1951-й гг., оснащали электродвигателем ДК-202Б мощностью 80 кВт. С ним «рогатый» мог перемещаться со скоростью 55 км/ч. Музейный экземпляр самый ранний, и прошел несколько реставраций. Кроме СССР «82-й» возил пассажиров в Болгарии, Венгрии, Румынии, Югославии. Он успел засветиться в нескольких фильмах: «Цепная реакция», «Первый троллейбус», «Стиляги» и др., и запомнился тем, что в нем Булат Окуджава спел песню «Полночный троллейбус».

Водитель экскурсионного троллейбуса – была такая профессия! А троллейбусом для туристов и отдыхающих был СВАРЗ-ТБЭС ВСХВ, стоявший в серии с 1956-го по 1959-й гг. и работавший на Всесоюзной сельско-хозяйственной выставке (ее снова открыли в 1954 г.), здесь трудились 20 таких троллейбусов, а всего их построили лишь 60 шт. Пассажиры любили «Аквариум» за гнутые верхние окна и светлый салон на 32 посадочных места, а также за барельеф ВСХВ на фронтальной части. Дамы ценили огромное зеркало в корме салона и опускаемые боковые окна, через которые ветер поправлял им прическу. СВАРЗ-ТБЭС ВСХВ можно увидеть в фильме 1957 г. «Девушка без адреса».

Завершим обзор моделью СВАРЗ-МТБЭС – Модернизированный ТроллейБус Экскурсионный Сокольнический. Его создали в 1958 г. для обслуживания московских линий и продержали на конвейере до 1967 г. Всего выпущено 520 экз.: около 400 ед. в Москве, остальные в Киеве на заводе элетротранспорта (КЗЭТ). Музейный экспонат 1963 г. был восстановлен в 1993-м и сейчас на ходу. В салоне 37 посадочных мест. Заслуги СВАРЗ-МТБЭС в кинематографе: «Берегись автомобиля!» (1966 г.), «Приключения желтого чемоданчика» (1970 г.), «Джентльмены удачи» (1971 г.). Но на этом история транспортных средств периода СССР не заканчивается!