Ледозаливочная техника "Мастера ледовых дел"


 

 

 

Роман МУРАШОВ

Фото автора и производителей

 

Любители кататься на коньках предпочитают площадки с ровным льдом, но одно дело – залить небольшой пятачок во дворе, совсем другое –  постоянно поддерживать в хорошем состоянии профессиональную арену для выступлений, соревнований и массовых катаний. Поэтому владелец такого катка должен позаботиться о приобретении машины для заливки льда - ресурфейсера.

 

Ледовая арена

Основание любого катка с искусственным льдом –  бетонная плита или гравийная подушка. Этот каменный остов –  сложное техническое устройство. Его верхний слой охлаждаемый – пронизан трубками с хладагентом, в качестве которого обычно используется этиленгликоль. Под холодным слоем – теплоизоляция и слой скольжения: два листа специальной пленки, проложенных тальком. Задача этой конструкции –  нивелировать расширение и сужение плиты в процессе охлаждения или нагрева, амортизировать любые подвижки грунта. Еще глубже – система подогрева грунта, чтобы он не промерзал, в противном случае поверхность вспучит. Поэтому часть тепла, которое образуется в процессе работы холодильной установки направляется на подогрев подстилающей поверхности.

Заморозка льда начинается с охлаждения плиты основания. За сутки несколько сотен тонн бетона остывают до 7 градусов ниже ноля. В процессе заливки льда важно соблюдать технологические требования, поскольку высокотемпературный («теплый») лед окажется слишком мягким и вязким, а перемороженный будет излишне жестким и хрупким. Толщина ледового покрытия обычно достигает 4–5 сантиметров: нижний слой – ледовая подушка – 2–2,5 сантиметра, его красят специальной краской в белый цвет, затем разметка и реклама, и заливается рабочий лед.

 

Zamboni

Фрэнк Замбони (Zamboni) – американский инженер, сконструировавший машину для быстрого обновления ледового покрытия катков. Его фамилия дала название одноименной компании и стала нарицательным именем для семейства такой спецтехники.

В первых десятилетиях прошлого века обрело широкую популярность катание по льду на коньках. Популярность нового вида спорта росла, но катков не хватало. В это время братья Замбони (Zamboni) строили промышленные холодильные установки в маслобойнях для хранения молока и молочных продуктов. Бизнес процветал до широкого распространения индивидуальных электрических холодильников. Оценив ситуацию, братья параллельно занялись разработкой оборудования для поддержания ледового покрытия на катках.

В 1939 г. Замбони в Парамаунте,(США, штат Калифорния) построили каток «Iceland» с искусственным ледовым покрытием размером 30 на 60 метров. Он был одним из крупнейших в стране, на нем одновременно могли находиться до 800 катающихся. Первоначально каток был открытым, но под жарким калифорнийским солнцем и сухими пустынными ветрами качество ледяного покрытия быстро ухудшалось, и над катком возвели куполообразную крышу.

На поддержание льда уходило много времени: люди вручную выравнивали лед скребками, ледяную крошку смывали водой, грязную воду удаляли резиновыми швабрами, распыляли чистую, которая и превращалась в финишную ледяную поверхность. Такая процедура занимала не менее полутора часов, что приводило к слишком большим перерывам в работе катка. Это и побудило Фрэнка Замбони (Zamboni) взяться за создание специальной машины для выравнивания льда.

 

Машина для подготовки льда

Сконструировать машину удалось только в 1949 г. Она была способна выравнивать, мыть и повторно заливать лед на ставшей стандартной площадке размером 30х60м силами всего лишь одного человека всего за 15 мин. драгоценного арендного времени!

Первая и единственная трехкратная олимпийская чемпионка в женском одиночном катании (1928, 1932, 1936) Соня Хени была одной из первых, кто оценил все преимущества новой техники: она заказала несколько единиц техники для подготовки льда для своего гастрольного тура. Фактическим и официальным признанием для новой техники стали Зимние Олимпийские игры 1960 г.: на олимпийских катках заливали лед 16 машин. Это стало лучшей рекламой для новейших машин Zamboni!

Сегодня на рынке существует около десяти производителей ледовых машин или ресурфейсеров, среди которых выделяются три основных –  Zamboni, Olympia и Icecat. Компания Zamboni производит и поставляет больше ледоуборочных машин, чем все остальные вместе взятые. За время существования ею было поставлено более 10 тыс. единиц техники.

Принцип действия

Со временем внешний вид и отчасти конструкция менялись, но основной принцип работы по сей день остался неизменным: машины напоминают большой самоходный рубанок, поскольку основной рабочий инструмент у них –  горизонтальный нож, как на рубанках. Толщина срезаемого слоя не превышает нескольких миллиметров: нож срезает 4–8 мм верхнего слоя льда. Машины Olympia оборудованы ножом длиной 213 см, большинство комбайнов Zamboni – ножом длиной 196 см. Объем срезаемого верхнего слоя зависит от состояния льда. Чем мягче – более неровная, рыхлая – поверхность льда, чем больше по нему катались, тем глубже режет нож. Срезанный лед собирает горизонтальный шнек, а вертикальный подает его в бункер объемом от 500 до 1200 л. в передней части машины,

Работа фрезы со стороны не видна, она вместе со шнеками скрыта под кожухом кондиционера –  так в целом называется устройство для обработки и заливки льда, частью которого она является. Кроме фрезы и шнеков, в конструкцию кондиционера входит гидропривод, насос для откачки воды, распределительная рампа для заливки льда и водяное полотенце.

Гидропривод обеспечивает работоспособность фрезы, шнеков и водяного насоса. Рампа распределяет воду по ширине обрабатываемой поверхности, водяное полотенце полирует свежезалитый лед. Боковая щетка предназначена для очистки поверхности льда непосредственно у бортов.

В небольшой кабине оператора органы управления аналогичные автомобилю с автоматической трансмиссией. Так же есть несколько специальных рычагов для управления механизмами кондиционера и бункера для срезанного льда.

Под баком для сбора снега расположены одна или две емкости для воды. Вода из первого бака используется для мойки льда после того как был срезан верхний слой, а вода из второго бака используется для заливки нового слоя льда.

В процессе работы машина одновременно производит, как минимум, три операции – срезает верхний слой льда, собирает его в бункер и заливает новый слой льда.

Машины с системой мойки льда подают из резервуара на поверхность льда из распределительной трубы кондиционера воду, которая также и используется и для заливки. Смывая грязь и ледяную крошку, вода заполняет трещины и щели. Излишки воды, оставшиеся на поверхности, убираются резиновым ножом («шваброй») в задней части машины и с помощью специального насоса собираются в бак, предварительно проходя через механический фильтр.

В режиме заливки, по мере движения комбайна по ледовой арене верхний слой рыхлого и неровного льда срезается ножом. Срезанный лед («снег») собирается с поверхности горизонтальным и передается на вертикальный шнек, который поднимает срезанный лед в бункер. Одновременно с этим на поверхность катка подается горячая вода, которая равномерно распределяется по поверхности катка специальным техническим полотенцем, закрепленным позади машины. Горячая вода подтапливает лед, глубоко проникая в трещины, и новый слой льда, соединяясь со старым, формирует твердую монолитную поверхность.

Ледяная крошка из резервуара машины сбрасывается в специальную яму для таяния. Вода из ямы уходит в дренаж, а на некоторых аренах фильтруется и используется повторно.

Ледовый комбайн движется по ледяному полю по определенному маршруту, который разрабатывается исходя из размеров площадки и места выезда машины на лед. Восстановление ледовой поверхности должно быть произведено максимально быстро, чтобы не сокращать полезное время работы ледовой арены.

Уборка и заливка нового льда на аренах стандартного размера (56 м х 26 м, 60 м х 30 м), занимает порядка 12–15 минут. До изобретения ресурфейсеров у 3–4 человек на ту же работу уходило более часа.

Внешний примитивизм конструкции и органов управления машиной иногда вызывает ощущение некой кустарности производства. И это отчасти справедливо: каждая машина Zamboni производится вручную и является штучным товаром. Она не блещет дизайном, не нафарширована современными технологиями, но всегда отлично выполняет свою работу. Этим машинам уже более полувека, но революционно превосходящих их аналогичных ледовых комбайнов нет.

Выбор машин для заливки льда

Поскольку заливочные машины часто используются на закрытых аренах, для меньшего загрязнения воздуха, выбирают технику, как правило, работающую на сжиженном газе. Все больше выпускается машин, работающих на электрической тяге.

Подбирать ресурфейсер нужно исходя из технических характеристик ледовой арены и ориентировочной программы загрузки льда. В частности, в России ледовые дворцы под своей крышей часто имеют не по одной, а по две или три ледовых арены, которые загружены почти круглосуточно. Естественно, в таком случае нагрузка на ледовую машину может быть довольно велика, соответственно и требования к техническим характеристикам машины – повышенные.

Выбирая машину для заливки льда, учитывают размер катка и  рабочие характеристики устройства:  площадь обрабатываемой поверхности; размеры емкостей для воды и контейнера для снега; вид двигателя; ширина ножа и глубина подрезки; скорость работы; габариты техники; дополнительные возможности –  подрезка льда по краю катка, разлиновка арены.

Например, WM 2070 Junior (Италия) предназначена для малых ледовых арен. Она отличается низким расходом топлива, оснащена механизмом для подрезки льда возле бортов (боковая фреза), также возможно использование дополнительного приспособления для рисования на поверхности ледовой арены.

Компактный комбайн Olympia 250 (Канада) присоединяется к трактору и работает с помощью его гидравлики.

Комбайн N-ice 1200 (Польша) оснащается бензиновым или дизельным двигателем и позволяет подрезать лед на глубину до 3 мм.

Машины Zamboni-525, -546, -445 предназначены для стандартных катков, Zamboni-100 и -200 (США) – для заливки льда на небольших уличных и крытых катках. Не следует забывать, что прицепные модели требуют приобретения мини-трактора или поставляются в комплекте с ним. Но так или иначе, владельцы катков прекрасно понимают, что затраты на льдоуборочную технику окупаются с лихвой.

Для обслуживания открытых катков для хоккея с мячом (50х100 м), а также овалов для конькобежного спорта используются отечественные ледовые машины на шасси ГАЗ-33081. В стандартную комплектацию такой спецтехники входит: передний отвал с гидроподъемом и механическим поворотом влево-вправо для уборки снега, емкость для воды объемом 4 м3, коробка отбора мощности, система гидравлического оборудования, режущий аппарат с ледовыравнивающими ножами (4 шт. по 600 мм в ряд) или одним сплошным ножом 2400 мм и шнеком для выброса ледяной крошки в стороны.