Пассажирский транспорт "Лайнеры сезона 2017–2018 Автобусные новинки рынка РФ"


 

 

Минувший год ознаменовался бурной оттепелью на рынке пассажирских перевозок России. Отечественные производители и импортеры не преминули представить свои новинки. Рассмотрим технику, уже доступную для заказа в РФ.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

Любовь к новизне

По итогам-2017 совокупная емкость российского рынка новых автобусов (без учета микроавтобусов) по отношению к 2016 г. выросла на 13,4% (по данным «Автостат»). Объем проданных машин без пробега составил 11,7 тыс. ед. Лидером поставок является Павловский автобусный завод с долей более 60%. Его продажи выросли на 27,3% и достигли без малого 7,6 тыс. ед.

Удивительно, но факт: в настоящее время основная масса российских перевозчиков не гоняется за новинками, а предпочитает брать проверенную технику. Скажем, сезон тому назад топ-5 самых востребованных моделей составили ПАЗ-3205, ПАЗ-3204, ЛиАЗ-5292, ЛиАЗ-4292, ПАЗ-4234. Из данной когорты новинкой был только ЛиАЗ-4292. Теперь лидерство за ПАЗом, причем спрос на фаворита продаж ПАЗ-3205 упал до 3,4 тыс. ед. (-10,3%). «Серебро» у ЛиАЗа, «бронза» досталась НЕФАЗу. В топ-5 попали также КАвЗ и Volgabus, следом за которыми расположились МАЗ, Yutong и Higer. Среди пассажирских машин иностранного производства лидерство за 47-местным Yutong ZK6129H.

 

 

 

 

Рыночные тенденции претерпевают корректировку. Так, муниципальные власти российских городов стремятся приобретать уже не дизельные, а газовые автобусы. Примером может служить Ростов-на-Дону, купивший 25 низкопольных НЕФАЗ-5299-40-51. Два десятка таких же автобусов приобрели власти г. Верхняя Пышма Свердловской области. Тенденция последних лет –ставка на компактные городские машины, такие, как городской ПАЗ-4270 CNG. Их предпочли заполучить чиновники г. Кургана. А власти Пензы не устояли перед соблазном пустить на маршруты метановые КавЗ-4270-70.

Софинансирование из федерального бюджета позволяет снизить стоимость приобретаемого CNG-автобуса на величину от 1,5 до 2,8 млн руб. За счет использования метана вместо ДТ происходит снижение эксплуатационных затрат на 25–30%. При этом срок окупаемости ГБО не долог и составляет 2,5–3 года. Плюс решения в пользу газа и в том, что локализация компонентов ГБО на предприятиях РФ становится реальностью. Примером служат двигатели ЯМЗ-534 CNG и ЯМЗ-536 CNG, оба Евро-5.

Тенденция на увеличение доли автобусов, работающих на природном газе, с гибридным приводом и на электромоторах, видна по отраслевым новостям.

В то же время, немало случаев выбора традиционных пассажирских машин. Так, власти Брянска недавно заказали 20 ед. компактных ЛиАЗ-429260. Липецк тоже сделал ставку на традиционный транспорт и остановил свой выбор на ЛиАЗ-527002: их будет поставлено 40 ед. Город Кинешма Ивановской области сделал ставку на восемь дизельных «пазиков». Нижегородцы потратили бюджетные средства на 200 ед. дизельных ЛиАЗ-529360. Дизельные Vector NEXT появились на улицах Озёрска, Москвы и других городов.

 

 

 

 

 

«Европа» и «Китай»

В сентябре первой российской премьерой стал туристический MAN Lion’s Coach R07, который тут же приобрел областной Дом народного творчества из Ростова-на-Дону. Лайнер нового поколения отвечает более жестким европейским требованиям по пассивной безопасности и, в частности, введенным с 9 ноября 2017 г. Правилам ЕЭК ООН №66.02 на опрокидывание. При габаритной длине 12,1 м его салон рассчитан на перевозку 49 пассажиров. Кресла оснащены функцией выдвижения в проход. Моторный отсек в заднем свесе приютил 440-сильный двигатель уровня EEV, в паре с которым работает 12-ступенчатая автоматизированная коробка передач TipMatic. Примечательная особенность: на борту есть вспомогательные системы, повышающие комфорт пассажиров и облегчающие труд водителя. Я имею в виду ассистент облегчения трогания на подъеме Easy Start, пневмоподвеску с регулировкой уровня кузова ECAS и т.д.

Из числа ввезенных в преддверии 2018 г. европейских лайнеров стоит отметить итальянский IVECO Evadys. Импортер Scania представила модель Touring, произведенную в Китае совместно с компанией Higer. И пока до нас не доехали мировые дебютанты нового поколения Mercedes-Benz Tourismo, Neoplan Tourliner и другие «европейцы», активный интерес к рынку РФ проявили китайские бренды и, в частности, Golden Dragon. В начале осени впервые в России были представлены модели XML 6957JR и XML 6126JR. Выглядят они вполне по-европейски и способны стать альтернативой более дорогим иномаркам из Старого Света. Например, 9,55-метровый XML 6957JR на 39 мест имеет кузов с многоступенчатой катафорезной обработкой, усиленной электропроводкой и зимним пакетом. У него багажные отсеки объемом 3,8 м3, 280-литровый топливный бак, двигатель Cummins мощностью 245 л.с., 6-ступенчатая коробка-автомат. В салоне есть холодильник и кулер, девять отопителей и дополнительные печки в дверных проемах: завод знает, что предложить заказчикам! При стоимости 6 млн руб. желающих поставить такую технику на межгород точно найдутся!

В 2018 г. начнутся продажи 48-местного «туриста» Yutong T122 HDH габаритной длиной 12,24 м, который до настоящего времени был доступен только на европейском рынке. Его стоимость в 12 млн руб. только на первый взгляд может показаться «кусачей», а на самом деле она вдвое ниже аналогов из ЕС. Примечательная деталь: наряду с сопоставимыми техническими характеристиками 400-сильный «азиат» с 12-ступенчатым «автоматом» ZF и 520-литровым топливным баком получил и достойный уровень оснащения системами безопасности. В этом списке система слежения за дорожной разметкой, адаптивный круиз-контроль, ассистент экстренного торможения. Уровень комфорта тоже повышенный, например, высота салона в проходе составляет 2100 мм, а кресла закреплены на 150-мм подиуме: чем не «Европа»?! И объем багажных отсеков — будь здоров: 12 «кубов»! Специально для рынка РФ поставщик может предложить на выбор двигатели Cummins, MAN, Mercedes-Benz, PACCAR. Не каждый бренд предлагает такое разнообразие!

 

Российская рать

Начало предыдущего года было связано с тем, что на линии российских мегаполисов, и прежде всего Москвы, вышли новые модели автобусов. По ходу сезона к ним добавились другие дебютанты, и преимущественно от Группы ГАЗ. В отличие от машин предыдущих лет, перевозчики предпочитают брать автобусы с кондиционером, автоматической коробкой передач, а в случае с городскими и пригородными перевозками — с низким уровнем пола если не по всей длине салона, то хотя бы в его части.

Примером такого выбора транспортных операторов служит Vector NEXT Павловского автобусного завода с низкопольной задней площадкой. Как и обновленный ПАЗ-3204, он сделан в рамках программы «Доступная среда». Кроме городской модели разработан «межгород». Не за горами пуск в серию укороченной до 7,1 м версии с мотором ЗМЗ и «школьника» с автоматической трансмиссией Allison. В 2018-м начнется подготовка удлиненной 8,8-метровой модификации Vector NEXT, а с 2019-го в производство поставят и машины габаритной длиной 8,5 м. Семейство пополнят новые опции и агрегаты: газовые двигатели ЯМЗ, комплекс видеонаблюдения, оборудование ГЛОНАСС, система пожаротушения, кондиционер, электронное табло, цифровой тахограф и т.д.

Хорошую активность на внутреннем рынке развил Ликинский автобусный завод. Зимний сезон 2017-2018 гг. охарактеризовался выпуском в опытную эксплуатацию 19-метрового сочлененного городского автобуса ЛиАЗ-621365. Это стало возможным благодаря договоренностям с «Пассажиравтотрансом». Новая модель предоставляет 47 посадочных мест, что на девять больше, чем у аналогов особо большого класса. Максимальная вместимость пассажирской машины достигает 170 человек. Для удобства маломобильных групп населения в районе средней двери предусмотрена механическая аппарель для въезда инвалидной коляски, а надлежащий комфорт обеспечивает установленный в салоне кондиционер.

В числе новинок сезона значится и низкопольный двухдверный Kursor Low Entry, который также носит на лицевой панели эмблему ГАЗ. В модельный ряд Kursor вольется трехдверный Low Floor. Для них расширяют агрегатную базу и, в частности, используют центральный редуктор, двигателя ЯМЗ уровня Евро-5, «автомат» Allison, системы ABS, ASR и многое другое.

Реальностью стал рестайлинговый «турист» Cruise с системой ADAS, подготовленный к обслуживанию гостей предстоящего Чемпионата мира по футболу. Число мест в нем увеличено до 51, применено боковое остекление аквариумного типа, расширено багажное пространство. На борту появился подъемник для инвалида-колясочника. В расширенном наборе опций есть спальное место водителя, новая аудио-видео система, индивидуальные сервисные блоки, холодильник, мини-кухня и туалетная кабина. Арсенал электронных устройств пополнили система предотвращения опрокидывания ARP, функция ограничения скорости на спуске DBL, ассистент экстренного торможения AEBS, программа стабилизации курсовой устойчивости ESP. Есть также электронная тормозная система EBS, система контроля за дорожной разметкой SPA. Ни один отечественный автобус ранее не получал такого внушительного набора!

В наступившем 2018 г. линейку междугородних автобусов пополнит 9-метровый Voyage New, а с 2019-го под маркой ГАЗ в серию пойдут его разновидности габаритной длиной 11–13 м. Всех их будут комплектовать агрегатами собственного производства!

Есть новинки и от других производителей. В их числе – 53-местный «Марафон» от Volgabus с двигателем MAN, Mercedes-Benz или Yuchai потенциалом до 300 л.с. Вторая премьера под тем же брендом – работающий на природном газе городской «СитиРитм» вместимостью 94 пассажира с мотором в 209 л.с. За обладание таким транспортом нужно выложить 7,8 млн. руб. От НЕФАЗа пополнение обеспечено моделью 5299-40-52 на 106 пассажиров при 27 местах для сидения. Он также стал зеркалом рыночных тенденций: его 250-сильный двигатель Cumminz работает в одной силовой линии с 6-ступенчатым «автоматом» ZF. Если дело так и дальше пойдет, главной заботой российских водителей автобусов станет контроль габаритов лайнеров и соблюдение ПДД. Об остальном позаботится электроника.