Подвижной состав "Бортовые платформы"


 

 

Самый распространенный вид подвижного состава на российском рынке – бортовые грузовики и полуприцепы с открытой или тентованной платформой. Предназначенные для транспортировки крупногабаритных товаров, не требующих особого температурного режима, они имеют широкую сферу применения: от перевозки стройматериалов до доставки мебели.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

Большие универсалы

«Борта» или «бортачи» на слэнге перевозчиков хороши своей универсальностью, вместительностью, практичностью. Не последнюю роль играет их неприхотливость, надежность и быстрая окупаемость. Такой транспорт проще и дешевле ремонтировать, чем те же промтоварные фургоны, а уж тем более – изотермы.

Рыночное разнообразие бортовых грузовиков охватывает автомобили с открытой платформой без тента, такие же с КМУ, с тентованной площадкой. Есть платформы со шторными боковинами, с открываемой крышей, со сдвижными боковинами и крышей. Длина грузовой площадки зависит от используемого автомобильного шасси, а грузоподъемность – от типа применяемых мостов и подвески. Объем перевозимого груза зачастую зависит, среди прочего, и от размеров площадки.

Самую доступную по стоимости платформу для обыкновенной «полуторки» нетрудно приобрести за 26 тыс. руб., но с установкой цена будет чуть больше. За крупноразимерный кузов с тентом и воротами нужно отдать в три-четыре раза больше. Так, открытый бортовой кузов для «ГАЗона» или «Бычка» обходится в 35 тыс. руб. Удлиненный вариант для монтажа на шасси грузовых иномарок среднего класса тянет на 85–95 тыс. руб., а европлатформа на КАМАЗ – уже на 112–115 тыс. руб.

Основное назначение бортовых грузовиков и полуприцепов – транспортировка грузов общего назначения: штучных (тарных), навалочных, товаров на поддонах, в контейнерах малой грузоподъемности. Современные бортовые платформы обладают грузоподъемностью от 500 кг до 20 т. Они рассчитаны на долгий срок службы и отличаются простотой доступа к выполнению погрузочно-разгрузочных операций. В зависимости от пожеланий заказчика, производители выпускают кузова с одной, двумя, тремя или четырьмя секциями откидных бортов на каждой стороне. Средние стойки могут быть разборными или несъемными, борта нередко крепятся на разъемных петлях и в целом особенности конструкции чаще всего обсуждаются с перевозчиком на стадии составления заказа.

Характеристики бортового грузовика всегда зависят от выбранного шасси. Оно может быть с классическим задним или полным приводом, стандартной или удлиненной колесной базой, стандартной или усиленной подвеской, шоссейной или внедорожной резиной, с дневной или спальной кабиной. Полуприцепы и прицепы чаще имеют уникальное шасси.

 

 

 

 Разные материалы

Чаще всего высота бортов укладывается в границы 300–600 мм, но бывают исключения, вплоть до значений 800–1000 мм. Нет-нет, да встречаются транспортные средства с деревянными бортами, но это исключение из правил. Самые распространенные материалы для изготовления бортов – это анодированный алюминий или оцинкованная сталь. Такие решения применяют все ведущие производители. Например, в сегменте тяжелых грузовиков металлические борта идут на «Урал NEXT» и «IVECO-УралАЗ», в машинах среднего тоннажа это касается «ГАЗон NEXT» и IVECO Eurocargo, в классе LCV доминируют «ГАЗель NEXT» и Ford Transit. На прицепном составе хит последних лет –  Heavy Duty от Schmitz Cargobull с оцинкованными бортами.

Нередко автоперевозчики заказывают наращенные алюминиевые или стальные борта и внутреннюю деревянную обрешетку (каркас) под тент. Практикуется использование задних ворот и полуворот, сдвижная подъемная крыша и другие элементы. В частности, задний откидной борт нередко снабжают откидной подножкой. Важной особенностью бортовых платформ является возможность установки на них вертикальных стоек (коников), что позволяет перевозить трубы, доски, бревна, вагонку и другие материалы. Для ряда транспортных операций используют стальные платформы с надставными бортами, крепящимися с помощью болтов.

Выбор тента не ограничивается каким-то одним материалом: это может быть обычная или синтетическая ткань, облегченный брезент или что-то другое. Средняя цена на тонкий тент плотностью 650 г/м2 составляет 650 руб. за квадратный метр, за плотный (900 г/м2) – от 900 руб./м2. Примерами таких материалов служит тентовая ткань из Южной Кореи Sealtex 650 и Panama 900. Самые распространенные цвета тента: синий и серый, хотя есть желтый, красный, зеленый. Преимущества таких моделей в том, что у них нет вертикальных стоек, они легче фургонов, а натяжение тента обеспечивается без монтажа скоб.

 

Пол, двери, передняя стенка

Пол бортовой платформы тоже задает эксплуатационные свойства транспортному средству. Для этих целей обычно применяют влагостойкую ламинированную фанеру со специальной пропиткой общей толщиной 18, 21, 24, 27 мм. На створках ворот встречается и трехслойное исполнение, когда в среднем слое идет водостойкая березовая фанера ФСФ, в внутри и снаружи – износостойкий пластик или оцинкованная сталь с полимерным покрытием.

У наиболее добросовестных производителей пол обладает повышенной допустимой нагрузкой, имеет увеличенную площадь опоры фанеры на основание. Лучшие образцы бортовых платформ получают герметичные демпферные швы и ламинированную пленку максимальной плотности, например, 220 г/м2. Последняя имеет верхний слой с насечками, улучшающими свойства противоскольжения и допускает применение погрузочных средств.

Настил пола часто представляет собой сетчатую фанеру с нескользящей поверхностью. Есть и такой вид настила пола, как деревянные щиты из шпунтованной доски толщиной 40 мм. Для замены по частям пол делают из сегментов. Наиболее подвержен износу и ударным нагрузкам хвостовой участок. На платформах длиной 3 м и более в стандартное оснащение входят утопленные в пол петли для фиксации груза. Альтернативой фанерному покрытию служит металлический пол. В большинстве случаев он выполнен из цельного листа стали толщиной 2,5–3,0 мм.

Важную роль при выборе бортовой платформы играет ее основание – подрамник. Чаще всего это поперечные и продольные несущие балки, сваренные в одну конструкцию под габариты кузова. Для усиления основания пола и повышения полезной нагрузки подрамник подвергают дробеструйной обработке, грунтуют и окрашивают эмалями на полиуретановой основе. На выбор покупателя платформы оснащают крепежными скобами для ремней, такелажными крюками и кольцами.

Очень часто бортовые платформы снабжают высокой передней стенкой, которая служит для защиты кабины от смещения при движении и торможении. Для легких платформ принято использовать алюминиевый профиль, а для тяжелых – ламинированную фанеру толщиной не менее 24 мм и оцинкованную сталь толщиной 3 мм. Дополнительной мерой защиты может служить накладка из оцинкованной стали.

 

 

 

Европлатформа

Любимый и самый ходовой вид бортовых кузовов – европлатформа или, по-народному, еврофура. Это облегченная каркасная конструкция из алюминия из профильных труб прямоугольного сечения. Фронтальная стенка установлена неподвижно, боковые и тыльная выполнены открывающимися. Отличительная особенность европлатформ – влагостойкий тент и задние распашные ворота со створками, перемещаемыми на угол до 270 град.

Габаритные размеры еврофуры зависят от типа автомобильного шасси. Например, для «ГАЗели» стандартная длина кузова составит 4,2 м, а для более габаритного «Валдая» – 6,0 м. Стоимость кузова российского производства обойдется в сумму около 100 тыс. руб. Примечательно, что у ряда отечественных производителей можно приобрести не только платформу под ключ, но и заказать отдельные детали для восстановительного ремонта своими силами. Это касается фурнитуры, крепежных деталей, бортов и других элементов конструкции.

Почему рынок отдает предпочтение европлатформам – совершенно очевидно: легкие и надежные бортовые профили не подвержены коррозии, просты в эксплуатации, могут служить несколько десятилетий, фактически не теряя товарный вид. При необходимости такие кузова могут быть окрашены в любой цвет по каталогу RAL, но большинство перевозчиков предпочитают не мудрствовать лукаво, и оставляют алюминий в первозданном виде.

 

Неисправности и ремонт

Любая бортовая платформа рано или поздно требует ремонта. На первом месте механические повреждения: изгибы, вмятины, трещины и даже пробоины. Из-за выработки ресурса уплотнительной резины в точках сопряжения бортов со временем нарушается герметичность. Второй блок проблем связан с необходимостью менять фурнитуру: бортовые кронштейны, крепежные петли, механические запоры, увязочные кольца и т.п. Нередко приходится заниматься ремонтом пола.

Нет-нет, да требуется косметический, кузовной и слесарный ремонт самого шасси, а то и всего транспортного средства вместе с надстройкой. Иногда дело доходит до покрасочных работ. В этом случае целесообразнее обращаться к тем, кто способен обеспечить высокое качество работ по приемлемой цене. И не последнюю роль играет гарантия подрядчика. Правда, длительность такой гарантии, как правило, невелика: скажем, на ремонт тента – всего один месяц. Но стандартная практика – обеспечение гарантии от шести месяцев до одного года.

Большинство ремонтных операций выполняются в течение одного дня, но бывают и работы, требующие два дня и более. При этом стоимость работ по ремонту кузовов зависит от их объема, используемых материалов и степени сложности. Например, монтаж и подгонка двери европлатформы потянут на 1,3 тыс. руб., установка вставки в дверь составит 3,5 тыс. руб., ремонт порога портала дверного проема – 4,5 тыс. руб.

Ремонт основания пола со сваркой поперечин может потребовать 8 тыс. руб., а со снятием кузова – в полтора раза дороже. Покрытие пола алюминием – вообще удовольствие не из дешевых: минимум 10 тыс. руб. Столько же стоит изготовление усиленной трехметровой платформы, плюс стоимость материала! Усиленный каркас на «ГАЗель» и автомобили того же класса обходится в 14 тыс. руб., изготовление и полная замена задних ворот с заменой фурнитуры требуют от 16 тыс. руб.

Даже замена уплотнителя на двери фургона обойдется в 350 руб. за один погонный метр. Герметизация шва возможна за 250 руб. за 1 п.м. Неудивительно, что простые виды работ перевозчики предпочитают выполнять своими силами.