Подвижной состав "Российские LCV XXI века"
Специалисты едины во мнении: 2017 год стал переломным для российского рынка легких коммерческих автомобилей. После четырех лет падения он не только стабилизировался, но и продемонстрировал признаки поэтапного восстановления. Дно было достигнуто в феврале 2017-го, после чего начался рост продаж. Погоду на рынке делают российские LCV.
Александр ТРОХАЧЁВ
Фото автора
Убийца «ГАЗелей»
В сентябре 2017 г. состоялся официальный дебют легкого бортового грузовика УАЗ «Профи», которого поспешили окрестить «убийцей «ГАЗелей». Но роль «киллера» конкурента на первых порах не задалась: продажи автомобилей ГАЗ того же класса под занавес года выросли на 25%, а с ульяновской «полуторкой» этого не случилось. Не спасла его даже более выгодная розничная цена: от 749 тыс. руб. за версию с однорядной кабиной и металлическим бортовым кузовом. Аналогичная «ГАЗель Бизнес» хотя и стоит дороже (от 859 тыс. руб.), при этом имеет стабильный пул покупателей в РФ и СНГ.
Ценник на УАЗ «Профи» от стадии предпремьерного показа и выставочного дебюта до продажи в салонах и на сайтах несколько раз менялся. Выгода при обмене старого автомобиля на новый (с доплатой) составляет 100 тыс. руб. и еще 70 тыс. руб. в рамках программы «Первый/Семейный автомобиль». В настоящее время при покупке в лизинг по программам государственного субсидирования «Российский фермер» и «Свое дело» (действуют с 18 июля 2017 г.) стоимость стартует с отметки 528 553 руб. При этом учтена дополнительная скидка в 2,5% от стоимости предмета лизинга. И общая скидка составляет 12,5% от розничного прайса, но не более 625 тыс. руб. на одно транспортное средство.
Бортовой УАЗ «Профи» 4х2 с кузовом шириной 1 870 мм стоит 749 тыс. руб. в версии «Стандарт» и на 50 тыс. руб. больше в исполнении «Комфорт». Последняя включает магнитолу размером 2DIN, кондиционер и зимний пакет с подогревом сидений и ветрового стекла. В качестве опций доступны электрическая блокировка заднего дифференциала за 29 тыс. руб. и магнитола с сенсорным экраном за 22,5 тыс. руб. Машина «Стандарт» с газобаллонным оборудованием оценивается в 789 тыс. руб. В такой же комплектации: без ГБО, но с полным приводом, стоит на уровне 786 тыс. руб. Тот же самый «Профи», но с более широким кузовом в 2060 мм требует доплаты 8 тыс. руб. Чтобы узнать доступный минимум, нужно вычесть из указанных сумм 170 тыс. руб. за trade-in и программу господдержки.
Что получает покупатель самой простой версии УАЗ «Профи»? Двух- или трехместную кабину, задний привод, 2,7-литровый бензиновый двигатель ЗМЗ Pro мощностью 147 л.с., 5-ступенчатую механическую коробку передач Dymos (Южная Корея), системы ABS и EBD, грузоподъемность 1435 кг. Мотор, кстати, работает на бензине АИ-92, но при желании можно заказать версию с ГБО.
Lada на любой запрос
В июле прошлого года дебютировала Lada Vesta CNG. Она доступна от 609,9 тыс. руб., а выгода от ее приобретения достигает 140 тыс. руб.! Битопливный двигатель объемом 1,6 л развивает мощность 106 л.с. на бензине и 96 л.с. при потреблении газа. Средний расход топлива на 100 км пути составляет 7,5 л бензина или 6,3 кубометра метана. Динамика разгона при переходе с высокооктанового горючего на природный газ отличается не сильно. Если на бензине разгон с места до 100 км/ч составляет 11,8 с, то на газе он занимает 12,9 с.
Двигатель Lada Vesta CNG начинает работу на бензине, а потом автоматически переключается на газ. Как только метан израсходован, питание снова переключается на бензин. И плюсов использования CNG достаточно много. Например, затраты на топливо сокращаются втрое. Пробег на одной заправке увеличивается до 1000 км. Продлевается и эксплуатационный ресурс мотора.
Рефрижератор на платформе переднеприводной Lada Granta ВИС-234900 с колесной базой 2845 мм можно приобрести за 581 тыс. руб. При этом скидка по программе утилизации окажется равна 50 тыс. руб. На этой же базе построен и грузовичок с открытой бортовой платформой. Он на 22 тыс. руб. дешевле фургона. Под капотом автомобиля 87-сильный бензиновый двигатель объемом 1,7 л, за двухместной кабиной – фургон объемом 4000 л грузоподъемностью 720 кг. Поставщики предлагают несколько вариантов загрузочного пространства. Клиентам доступен промтоварный фургон со стандартной и удлиненной колесной базой, рефрижератор со стенами толщиной 50 мм, изотерма с 30-мм стенами из сэндвич-панелей. При этом габаритная длина транспортного средства может составлять 4450, 4520 или 4750 мм.
Индивидуальным предпринимателям интересен фургон Lada 4x4 ВИС-23460 стоимостью от 692 тыс. руб. На особых условиях его можно приобрести со скидкой 30 тыс. руб. Новый владелец получает в свое распоряжение 3600 л полезного объема кузова, грузоподъемность 490 кг, 1,7-литровый бензиновый двигатель мощностью 83 л.с., дорожный просвет в 205 мм. С таким помощником можно заработать на хлеб с маслом!
Конкуренты и ожидания-2018
Кроме отечественных производителей малотоннажников не дремлют их иностранные конкуренты. С октября минувшего года начался импорт VW Crafter нового поколения с розничным прайсом в районе 2 млн руб. На него возлагают большие надежды, хотя его сбыт будет проходить не в безвоздушном пространстве.
Неожиданно оживились французские производители и, в частности, Renault. В декабре 2017-го конкурентов вызвался потеснить цельнометаллический фургон Dokker стоимостью от 814 тыс. руб. и его грузопассажирский близнец ценой от 819 тыс. руб. Прицел импортера – вклиниться между лидером продаж универсалом Lada Largus за полмиллиона целковых и «каблуками» Peugeot Partner и Citroen Berlingo с эквивалентом в 1,2 млн руб. Задача непростая, но посильная: рыночное окружение давно изучено, сегмент хорошо прощупан.
На подходе – гибридные LCV. Пример такого транспортного средства представил УАЗ: он создал гибридный «Профи» с приводом от НАМИ. Еще один тренд – внедрение телематики и, в частности, систем управления парком. Пока этот сервис на LCV не столь привлекателен, как на тяжелом коммерческом транспорте, но он обязательно приживется. Кроме гибридов и газовых LCV появятся и малотоннажные электромобили.
Конечно, больших сюрпризов от производителей коммерческой техники класса LCV на старте 2018 г. никто не ждет. Между тем, обновление моделей начнется уже в первые недели нового сезона. Достаточно вспомнить планы группы PSA (Peugeot-Citroen) организовать российскую сборку малотоннажных Peugeot Expert и Citroen Jumpy в Калуге. Маркировку «Сделано в России» получат также пассажирские микроавтобусы Traveller от Peugeot и SpaceTourer от Citroen. Большое количество новых модификаций выпустит Группа ГАЗ. Об этом – уже в других обзорах.